1. Столица Татарстана Red Bull Air Race принимает уже третий раз подряд и, увы, последний: в конце мая организаторы заявили, что это последний чемпионат. Потому состязания и постарались в 2019 году сделать максимально зрелищными. Впервые в Казани вместе с классом Master с 14 пилотами проходят также и соревнования в классе Challenger с 12 новичками. Собственно, в первый день авиагонок, помимо квалификации мастеров, состоялись пролеты и молодых претендентов.

  2. Главная площадка авиагонок в 2019-м осталась неизменна — акватория Казанки рядом с центром семьи «Казан», как и годом ранее. Там и расположились основные трибуны для зрителей вместе с другой инфраструктурой: медиацентром, центром управления полетами (ЦУП) и специальной зоной Sky Lounge для VIP-гостей.

  3. И одно другому не мешает — несмотря на необычное соседство, центр семьи «Казан» работал исправно, принимая своих привычных гостей. Разве что фотографам приходилось делать нелегкий выбор — снимать молодоженов или жужжащие самолетики.

  4. Для посетителей авиагонок доступно несколько активностей. Собственно, это само воздушное состязание, точнее, просто пролеты самолетов по трассе, а также разные развлечения: футбольный фристайл, битбокс-баттлы, вело- и мотофристайл, брейк-данс-шоу, баскетбольный фристайл, гонки на игрушечных машинах по бездорожью… Все эти активности подкреплены изрядным числом самых разных фуд-кортов.

  5. В общем, имеется все для качественного события международного масштаба — есть хлеб и зрелища вроде водного шоу.

  6. И сразу сделаем оговорку: все это добро далеко не бесплатно. Стоимость входного билета в парк развлечений у «Чаши» обойдется минимум в 350 рублей (детский — 150)…

  7. …на трибуну — 2 тыс. рублей.

  8. А уж если кто-то захочет посетить Sky Lounge вместе с сильными мира сего, то придется выложить в первый день 42 350, во второй — 60 830 рублей, за детей до 14 лет соответственно в два раза меньше. Если намерены смотреть на авиагонки все два дня из VIP-зоны, то нужно заплатить 88 550 рублей. За эти деньги самым взыскательным любителям воздушных гонок предлагают все что душе угодно, исключительно премиум-класса: еда, звук, картинка, официантки, шампанское или чего покрепче…

  9. Как ни пытался проникнуть в строго охраняемую VIP-зону корреспондент «БИЗНЕС Online», чтобы хоть одним глазком посмотреть на VIP-гостей, все оказалось тщетно. Дорогу перекрывали охранники в костюмах. Один из них пояснил, что проход возможен только по билетам или в сопровождении кого-то.

  10. Понятное дело, что не все желающие посмотреть на авиагонки могли себе позволить трибуны или VIP-зону. Значительное число зрителей устроились на Кремлевской набережной — с меньшим комфортом, зато бесплатно. Кто-то решил и вовсе просто постоять рядом, за территорией «Чаши» — видно там авиагонки чуть похуже, но не менее зрелищно.

  11. Посетителей ждет атмосфера экстрима. Не каждый день можно увидеть, как 14 лучших пилотов мира мчатся над Казанкой на современнейших самолетах на скорости 370 км/ч, испытывая перегрузки до 12G, а это примерно раза в три больше, чем у космонавтов, которые отправляются в космос.

  12. Для того чтобы выдержать такие перегрузки, нужна отличная физическая подготовка, коей и обладают пилоты Red Bull Air Race. 14 лучших летчиков из Японии, США, Канады, Германии, Чехии, Франции, Великобритании, Испании, Австралии и Чили соревнуются между собой в скорости и ловкости управления легкими самолетами. Напомним, что вместе с ними в классе Challenger участвуют еще 12 новичков, претендующих на звание мастеров.

  13. Управляют спортсмены тремя разными гоночными самолетами — либо MXS-R, либо EDGE 540 V2, либо на модели получше EDGE 540 V3. Все они производятся, увы, не на КАПО, а в США. На последних, как правило, и побеждают в Red Bull Air Race. Действующий чемпион мира, чех Мартин Шонка и нынешний главный фаворит японец Есихидэ Мурой летают как раз на этих гоночных самолетах.

  14. Новички поднимаются на версиях похуже — однотипных EDGE 540 V2. Особый отличительный боевой окрас, как у мастеров, их боевые машины пока не заслужили.

  15. Главное в этом виде спорта — быстро пролететь дистанцию. Среднее прохождение всего маршрута составляет, судя по тестовым полетам, от 1 минуты 2 секунд до 1 минуты 5 секунд. Основная борьба между пилотами идет, по сути, за тысячные доли секунды. За минуту пилотам надо преодолеть весь маршрут без помарок — это два круга с пролетом через ворота и змейку, а также продемонстрировать эффектные вертикальные маневры вроде полубочки.

  16. В этом году трасса претерпела некоторые изменения: добавились еще одни, 9-е ворота из пилонов — это такие специальные надувные конструкции, очерчивающие маршрут гонки.

  17. К ним на Red Bull Air Race вообще отдельное внимание. Организаторы красно-белые 25-метровые конструкции представляют как шедевры инженерной мысли. Если присмотреться к ним ближе, то невольно начинаешь соглашаться с этим. Каждый такой пилон состоит из 9 сегментов, отличающихся по прочности. Их особенность как раз в том, что они должны быть одновременно прочными, чтобы выдержать ветер и дождь, и легко рваться при соприкосновении с крылом самолета, чтобы не причинить ему повреждения. Разрыв пилонов случается довольно часто. Только за прошлый сезон авиагонок пострадало около 60 таких конструкций.

  18. Организаторы с гордостью показывали сегодня зрителям, как быстро меняются поврежденные сегменты пилонов. Даже устроили в парке развлечений для посетителей конкурс Zipping Challenge по скоростной замене поврежденных пилонов. Пока рекорд составил 40 секунд. А ведущие говорили, что на трассе пилон меняется за 1,5 минуты.

  19. Лукавили. Во время квалификации немецкий пилот класса Master Маттиас Дольдерер случайно протаранил крылом пилон, завершая змейку. Тот порвался в клочья, часть ткани даже застряла на крыле, которое от удара треснуло в районе винглета, специально закругленного конца крыла самолета. К месту подбитого пилона пришлось стягивать сразу три катера, и на замену конструкции потратили минимум 5 минут.

  20. А с машиной и человеком все обошлось — самолет успешно приземлился на аэродроме в KazanRing, правда, заработал штрафные санкции на пролете. На фото как раз аппарат Дольдерера.

  21. На трассе вообще действуют жесткие правила. За неправильную высоту пролета — штраф в 2 секунды, за негоризонтальный пролет между пилонами — 2 секунды, сбитый пилон — 3. Есть даже штрафы за превышение перегрузок и малое количество дыма. Каждый самолет выпускает его струю — так удобнее судьям, да и вид эффектнее. Когда счет идет на доли секунды, каждый штраф для пилотов равен поражению, поэтому все стремятся пролететь маршрут максимально чисто. Сами понимаете, что на таких скоростях и перегрузках сделать это очень трудно, потому участники Red Bull Air Race и считаются лучшими пилотами в мире.

  22. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» представилась уникальная возможность побывать в святая святых авиагонок — центре управления полетами. Экскурсию провел рейс-директор соревнований Стив Джонс, который раньше и сам 5 лет был одним из пилотов Red Bull Air Race.

  23. Пока Джонс проводил экскурсию, от пультов управления ни на минуту не отходили его коллеги Джим Ди Маттео и Серхио Пла Мерино, который еще по совместительству и главный судья чемпионата.

  24. В ЦУПе, наконец, раскрыли секрет постоянных выстрелов и хлопков, которые весь день пугали зрителей. В толпе думали, что эти звуки издают самолеты или так им организаторы дают сигнал к старту. Но, как оказалось, стреляют из пушки, чтобы отогнать назойливых птиц, кружащих над трассой. Сами понимаете, к чему может привести столкновение легкого самолета (его вес примерно в два раза меньше стандартного авто) с обычной казанской чайкой или уточкой…

  25. Безопасность для участников соревнований превыше всего. На воде постоянно дежурит лодка со спасателями.

  26. А в небе курсирует вертолет. Впрочем, оказалось, что его задача совсем не спасательная — с него шли съемки.

  27. А так каждый пилот к тому же снабжен катапультируемым креслом, парашютом и спасательным жилетом. Впрочем, за всю 15-летнюю историю проведения Red Bull Air Race несчастный случай был только, кажется, раз.

  28. Благоволила вчера полетам над Казанкой и погода. Ну почти… Весь день было пасмурно, то и дело по небу бродили синие дождевые тучи, но обошлось без дождя. Скорость ветра едва достигала больше 3 узлов — это почти штиль.

  29. Наш корреспондент провел на соревнованиях весь день и все удивлялся казанскому зрителю. Приятной неожиданностью было увидеть у «Чаши» флаги других стран — словно снова наступил 2018 год с мундиалем и прочим. Но больше всего в присутствующих поразило другое.

  30. Основной наплыв посетителей «Чаши» пришелся примерно на 12 часов дня — к тренировке новичков класса Challenger. Потом упражнялись мастера, элита авиагонок. Примерно в районе 15 часов дня разыграли первый Кубок Challenger, который достался спортсмену из Гонконга Кенни Чану. И после этого публика стала резко расходиться, хотя самое интересное — квалификация пилотов Master — было только впереди.

  31. Казалось, что посетители пришли смотреть не спортивное состязание, а просто авиашоу. В основном зрители были с маленькими детьми, и то, что не последовало почти никакой реакции публики на подбитый пилоном самолет, хотя для немецкого пилота это почти равносильно выбыванию из борьбы. В общем, местная публика казалась немного пассивной.

  32. «Все-таки не каждый день это увидишь. Тем более, говорят, в Казани больше не будет такого. Грех было не прийти», — поделился один из зрителей, представившийся Николаем.

  33. К вечеру на площадке перед «Чашей» аудитория сократилась в несколько раз. Если к началу соревновательного дня было буквально не протолкнуться в сувенирные лавки, то к завершению они опустели.

  34. До конца оставались только самые стойкие.

  35. Но их внимание тоже не смогли надолго удержать, даже специально приглашенные на автограф-сессию пилоты класса Challenger — Даниэль Рюфа (Швеция), Батист Винье (Франция), Флориан Бергер (Германия) и Патрик Дэвидсон (ЮАР). Слева направо, если что.

  36. По итогу в голову закрались сомнения, смогут ли казанские авиагонки раскочегарить число посетителей до 128 тыс. человек, как это было в прошлом году. Впрочем, теперь становится понятно, почему решили закрывать серию воздушных гонок.

  37. Сегодня пройдут главные этапы соревнований в Казани. Разыграют среди новичков Challenger Cup II, и состоятся сами авиагонки: сначала раунд-14, потом раунд-8, финал четырех и оглашение победителей казанского этапа чемпионата в классе Master.

  38. Когда еще можно будет сделать такие уникальные кадры на фоне Казанского кремля?

  39. А теперь еще и на фоне возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери…

  40. В общем, второй день обещает быть еще более насыщенным и зрелищным, как и подобает финальному аккорду авиагоночной серии.