«ОНА ОСТАЕТСЯ В НАШЕЙ КОМАНДЕ ВО ВСЕХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ»

Сенсационное объявление о том, что Татьяна Прокофьева покинет пост главного архитектора, мэр Казани Ильсур Метшин сделал сегодня после ознакомления с концепцией благоустройства Юнусовской площади и бульвара по ул. Фаткуллина в Старо-Татарской слободе.

— Все течет, все меняется, и Татьяна Георгиевна приняла решение оставить чиновничью работу, хоть она и имела элементы творчества, и продолжить работу архитектором, — объявил Метшин. Несмотря на то что мэр Казани говорил с оттенком грусти, сама Прокофьева смотрела на него с мягкой улыбкой. В этот солнечный день выглядела она так, будто груз ответственности за всю казанскую архитектуру только что упал с ее плеч.

— 10 лет назад мы договаривались о совместной работе на ближайшие 5 лет, — вспомнил Метшин. — Тогда Татьяна Георгиевна работала в Америке, но мне удалось ее уговорить приехать помочь родному городу в подготовке к знаковым мероприятиям, которые прошли в Казани, — Универсиаде, чемпионату мира по водным видам спорта, чемпионату мира по футболу, а также в благоустройстве общественных пространств и реновации исторического центра. Тогда я сказал Татьяне Георгиевне, что это будет историей, потому что за эти 10 лет Казань будет переживать такой бурный рост, такое бурное развитие, которое Америка проходила 100 лет. И я не обманул ее.

В водовороте этих мероприятий «наш роман вместо 5 лет продлился 10 лет», констатировал мэр Казани. «Татьяна Георгиевна приняла решение оставить возможность дальше творить, не без грусти мы об этом говорим, — признал Метшин. — Но она остается в нашей команде. Во всех градостроительных комиссиях и во всех важных решениях она будет уже в новом качестве работать, творить, и ее талант будет по-прежнему служить Казани».

В заключение градоначальник от лица всей своей команды и жителей города поблагодарил теперь уже бывшего главного архитектора за «неустанную творческую работу и любовь к Казани».

Прокофьева не осталась в долгу. «Я хочу выразить вам свою благодарность за ваше отношение, понимание, за вашу поддержку и за то, что вы тогда поверили в меня», — подчеркнула она.

Татьяна Прокофьева призналась, что сейчас хочет вернуться к своей основной профессиональной деятельности — архитектурному градостроительному проектированию Татьяна Прокофьева призналась, что сейчас хочет вернуться к своей основной профессиональной деятельности — архитектурному градостроительному проектированию Фото: «БИЗНЕС Online»

«НУЖНО УМЕТЬ СПУСКАТЬСЯ С АРХИТЕКТУРНЫХ НЕБЕС И ПРОСТО РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ»

По нашим сведениям, Прокофьева уже довольно давно просилась освободить ее от стрессовой должности, а остаться уговаривали до последнего. Но «выгорание» оказалось сильнее. В беседе с «БИЗНЕС Online» Прокофьева уточнила, что официально покинет должность после завершения отпуска. Она коротко подвела итог своей деятельности. «Я начала работать в команде Ильсура Раисовича в период подготовки города к Универсиаде, — напомнила собеседница издания. — 10 лет назад это был совершенно другой город. За эти годы проведена огромная работа по приведению в порядок исторического центра города, разработаны местные нормы градостроительного проектирования, которые обязывают застройщиков создавать комфортную среду для жителей, постоянно работает градостроительный совет и комиссия по землепользованию и застройке, большая работа проведена по благоустройству городских публичных пространств, появилась дирекция парков, и транспортное бюро в управлении архитектуры и градостроительства, о которых я мечтала. Разработан и находится на этапе завершения новый генеральный план города. Конечно, все эти преобразования под силу только сплоченной профессиональной команде и поддержке руководства республики и города, и я счастлива, что была частью этой команды!»

Новому главному архитектору в первую очередь придется решать вопросы градостроительного развития города и заниматься проработкой режимов проектирования и строительства на различных территориях, полагает Прокофьева. Не стоит ему забывать и про исторический центр, наряду с существующими жилыми районами и общественными пространствами. «Нужно уметь спускаться с архитектурных небес и просто работать с людьми, с их проблемами, — рассуждает Прокофьева. — И не забывать, что у такого динамичного города, как Казань, всегда будут вызовы, которые потребуют новых решений и творческого мышления».

Кто займет эту должность, определит конкурс. «Надеюсь, что мы увидим интересных, заинтересованных, творческих людей!» — полагает Прокофьева. При этом она не исключает, что ее молодые заместители,Тимур Кадыров и Дарья Толовенкова, примут участие на общих основаниях. Сама же собеседница издания намерена остаться в Казани. «Я планирую принять участие в развитии города уже в другом качестве, в качестве архитектора», — заключила она.

Прокофьева не скрывает критические взгляды на современную застройку Прокофьева не скрывает критических взглядов на современную застройку Фото: kzn.ru

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО АРХИТЕКТУРЫ КАЗАНИ

Уроженка Хабаровского края, Прокофьева получила высшее образование в Казанском инженерно-строительном институте по специальности «архитектура» в 1981 году. С 1983 по 1991 годы Прокофьева работала в отделе генплана института «Казгражданпроект», а в 1992 году по программе обмена уехала на долгосрочную стажировку в США. Через полгода ее приняли на работу в компанию Moody/Nolan, а в 1999 году пригласили на работу в международную корпорацию NBBJ, которая входит в дюжину самых успешных и прогрессивных архитектурных компаний в мире. В числе проектов этого бюро — офис Reebok и Boeing, а также новые штаб-квартиры Amazon, Samsung и Tencent. В этой корпорации Прокофьева работала над проектами в США, Китае, Тайване, Катаре, а в 2002 году стала куратором проектов в России и странах СНГ.

За 16 лет работы в США будущий главный архитектор Казани участвовала в 30 крупнейших архитектурных проектах, среди которых: генеральный план жилого района Виндзор (США, Колумбус), жилой комплекс «Чань-Инь» (Китай, Пекин), Национальный научно-исследовательский институт Тайваня (Тайпей), медицинский центр Хамад (Катар, Доха), гостиница «Душанбе» (Таджикистан, Душанбе). В России Прокофьева работала над проектами строительства Московского медицинского центра на Крылатских Холмах, многофункционального бизнес-центра «Серебряный город» на Земляном валу, многофункционального комплекса на Цветном бульваре «Легенда Цветного».

«И та, и другая компании были по-своему хороши. В первой компании я поняла, что, оказывается, абсолютно ничего не знаю во многих архитектурных областях, хотя мне, как и многим молодым специалистам, казалось, что я „звезда“, я знаю все… (смеется). Мне пришлось проглотить свое самолюбие и практически с нуля начать работать, осваивая новые принципы проектирования, изучать материалы, детализацию, работать со смежниками, заказчиками. То есть они меня научили работать как надо», — вспоминала Прокофьева.

В 2007 году компания NBBJ начала работу над проектом застройки правого берега реки Казанки. Как раз тогда Прокофьеву заметил и оценил Метшин, пригласивший ее вернуться на родину.  «Честно говоря, я не планировала возвращаться в Россию, у меня даже мыслей таких не было, поскольку в США меня все устраивало, и дочь моя там живет. Но я не жалею, что вернулась. Хотя не могу сказать, что не скучаю по Америке. Очень скучаю по дочери… Но в то же время я понимаю, что, если бы отказалась от предложения мэра, я, наверное, всю жизнь жалела бы», — объяснила она свое решение, добавив, что в Казани у нее живут родители.

Некоторое время побыв советником мэра, Прокофьева в октябре 2009 года приступила к обязанностям главного архитектора, сменив на этом посту Эрнста Мавлютова.

К обязанностям главного городского архитектора Прокофьева приступила в октябре 2009 года. Назначение женщины на этот пост в Казани тогда называли «архитектурной революцией» К обязанностям главного городского архитектора Прокофьева приступила в октябре 2009 года. Назначение женщины на этот пост в Казани тогда называли «архитектурной революцией» Фото: «БИЗНЕС Online»

Татьяна Георгиевна известна своими симпатиями к советскому периоду в архитектуре. В качестве примера в интервью нашему изданию Прокофьева хорошо отзывалась про Дом печати на Баумана, 19 («прекрасный представитель казанского конструктивизма мирового уровня»). Соцгород, по ее мнению, — пример отлично сохранившейся комплексной застройки жилого квартала 30-50-х годов прошлого столетия, а НКЦ — классика идеологической архитектуры эпохи развитого социализма (1983-1988), кандидат на включение в список объектов культурного наследия.

При этом Прокофьева не скрывает критических взглядов на современную застройку. К примеру, здание министерства сельского хозяйства РТ она охарактеризовала так: «Совершенно ужасная архитектура». По ее мнению, здание театра кукол стоит не на своем месте, следовало его возвести в парковой зоне или на большом открытом пространстве. Зато центр семьи «Казан» вполне вписался в панораму застройки вдоль берега Казанки, полагает она.

Под руководством Прокофьевой началось формирование ключевых градостроительных документов и главного из них — нового генерального плана. Процесс, начатый еще в 2014 году, еще не завершен, сейчас проект документа проходит согласования, которые должны завершиться к концу июня.

Прокофьева — член союза архитекторов России с 2003 года. В 2016 году от профессионального сообщества она получила одну из наиболее высоких профессиональных наград — нагрудный знак «Кентавр» за особый вклад в архитектуру и градостроительство. Награда была вручена на заседании совета архитекторов, участники которого признали, что Казань — один из городов-лидеров по качеству восстановления и сохранения исторических и культурных зданий.

Под руководством Прокофьевой началось формирование ключевых градостроительных документов и главного труда — разработки генерального плана Казани Под руководством Прокофьевой началось формирование ключевых градостроительных документов и главного труда — разработки генерального плана Казани Фото: kzn.ru

«Она приучила архитекторов отдавать предпочтения объективным факторам, а не субъективным суждениям»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты вспомнили десятилетку Прокофьевой и порассуждали о том, с какими вызовами столкнется новый главный архитектор Казани. 

Александр Дембич  завкафедрой градостроительства КГАСУ, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:

— Татьяна была очень требовательным главным архитектором. И хотя она умела ладить с людьми, никогда не переходила на грубость, но умела быть требовательной. Всех приучила, что надо делать эскизные проекты, что их надо правильно оформлять, согласовывать. Порядок в этом деле она навела. И я думаю, что это значительный вклад. При ней в большей степени, чем раньше, стали считаться с управлением. Стало ясно,  что оно во многом определяет архитектурную политику в городе. Я думаю, что Татьяна сумела поставить эту работу на должный уровень.

Кто может сменить Прокофьеву на ее посту, я сразу не возьмусь сказать. Но я считаю, что человек, который придет на ее место, должен очень хорошо разбираться в градостроительных проблемах города. Уже пришло время более серьезно заниматься градостроительной деятельностью. Надо совершить поворот от отдельных зданий и сооружений к градостроительной проблематике. Я сам, как градостроитель, постоянно с этим сталкиваюсь и вижу, что в Казани пока этот вопрос решается не на должном уровне. Пока мы больше внимания уделяли качеству архитектурных решений отдельных зданий и комплексов. 

Герман Бакулин  заслуженный архитектор:

— Татьяна Георгиевна — очень квалифицированный специалист, она грамотно ведет градостроительную политику, привела деятельность городской архитектуры в порядок. В работе ее системное мышление, системный подход всегда чувствовались.

При Прокофьевой заседания градостроительного совета стали проходить более осмысленно и ответственно, выросла дисциплина, посещение совещаний стало более регулярным. Она приучила архитекторов более ответственно высказывать свое мнение, отдавать предпочтения анализу и объективным факторам, а не субъективным суждениям. При этом Татьяна Георгиевна сохранила творческий дух в стенах архитектурного управления.

Важно отметить подход к реконструкции объектов, которые в Казани создавал лично я и архитекторы моего поколения. Татьяна Георгиевна не позволила переделать эти здания в угоду новым вкусам, и при их ремонте сохранились те архитектурно-планировочные замыслы, которые были заложены в них при начале строительства в советский период. Это касается, например, здания выставочного зала союза художников, в котором сейчас размещается галерея современного искусства, или здания государственного архива на улице Декабристов. С таким подходом Прокофьева помогла сохранить облик и смысл идей, заложенных в эти и ряд других объектов. Поэтому лично я хочу ей высказать большую благодарность за сохранение духа времени.

Ее большая заслуга в создании нового генерального плана Казани. Это большой и сложный проект, и она смогла правильно организовать работу над ним.

Главный архитектор города — это работа, которая требует времени и привыкания. Надо смотреть на профессиональные качества человека, который занимает этот пост, на линейке времени. Главный архитектор должен быть открыт к саморазвитию, новой информации, но его задача — защитить и свою точку зрения в рамках целого мегаполиса. Последователю Прокофьевой стоит изучить то, что она сделала, и продолжить ее традиции. Я считаю, что ее место должен занять кто-то из профессионалов нашего цеха, это должен быть человек с практическим опытом работы над проектами — только такой сможет с открытыми глазами смотреть на опорные точки при принятии организационных и творческих решений. Тот, кто не занимался профессией, а выполнял только организационные функции, не имеет полного представления о нашей работе. И последнее — это должен быть талантливый человек. Талант — это свойство, которое позволяет все важные мелочи соединить в общее целое.

Под началом Прокофьевой начались ренновация промышленных зон и восстановление исторического центра Казани Под началом Прокофьевой начались реновация промышленных зон и восстановление исторического центра Казани Фото: prav.tatarstan.ru

Сергей Саначин —  архитектор-градопроектировщик:

— Прокофьева остановила череду слабых главных архитекторов со времен Солдатова и Агишева. В ее главенствование в Казани появилась хорошая архитектура. Конечно, это совпало с появлением новых отделочных материалов, с тем, что и Татарстан, и его жители стали богаче, стало больше денег выделяться на архитектуру. Но посредственные проекты от проектировщиков продолжали идти, и Татьяна Георгиевна, обладающая и тактичной решительностью, и хорошим архитектурным вкусом, на своем посту отмела, забраковала очень много халтуры. Жалко, что она ушла.

Кто может сменить ее? Я бы на месте Ильсура Раисовича «приобрел» архитектора из Москвы или Санкт-Петербурга, чтобы его уровень был хотя бы не ниже уровня Татьяны Георгиевны. А в Казани я ей замены не вижу.

Все осложняется еще и тем, что у нас по сравнению с советским временем выдохся местный союз архитекторов. Как такового профессионального цеха, какой есть у актеров, у писателей, у художников, у архитекторов, нет. Часто главные архитекторы одновременно были и председателями союзов архитекторов. Ведь главный архитектор — это же авторитетная личность, на которую равняются, которая возглавляет градостроительный совет. Поэтому попутная задача главного архитектора — поднять авторитет этой профессии.

У нас в архитектуру, в отличие от музыки и литературы, любят заходить власти. Видимо, они считают, что архитектурный цех в Казани слишком слабый и надо ему помочь. Это неестественно. Власти разочарованы в казанских архитекторах и периодически обращаются к иностранцам, которые, в общем-то, ничего и не дали. Вспомните хотя бы Асебильо с его «Барселоной» или Эгерата с его национальной библиотекой, которые город не принял. Поэтому новый главный архитектор, помимо своих прямых задач, которые записаны в служебных инструкциях, должен подтягивать своих архитекторов и этим повышать их и свой авторитет в обществе.

Мария Леонтьева  координатор центра прикладной урбанистики Казани:

— С точки зрения нашей работы, конечно, нельзя не отметить такую веху для города, как принятие регламента исторического поселения и статуса для части территорий Казани в качестве исторического поселения. Это статус, который позволяет хранить не только отдельные объекты культурного наследия и памятники, но и среду, в которой они находятся: пляжи, панорамы, объемно-пространственные характеристики и так далее. Этот режим на данный момент принят всего в 44 городах страны, при том что, конечно, вопросы сохранения наследия исторической среды в городах целиком, а не пообъектно, актуальны для большего количества городов. Такие архитектурные регламенты не принимаются без участия главного архитектора, и это решение было принято именно во время работы Татьяны Георгиевны.

Институт главного архитектора нуждается в некотором обновлении, в модернизации. Существует множество решений, которые пока принимаются главным архитектором, но вполне могут быть инструментализированы, то есть прописаны в регламентах и переданы исполнителям, специалистам архитектурного управления. И, на мой взгляд, этот вызов не уникальный для Казани. То, что сейчас происходит, — это модернизация структуры принятия решений. Для того чтобы главный архитектор города мог больше заниматься вопросами стратегического развития города, градопланированием, какими-то системными вопросами, он должен меньше заниматься какими-то частными согласованиями.