Заседание Казгордумы началось с проводов главного архитектора столицы Татьяны Прокофьевой Фото: Василий Иванов

«Я огонь, воду и медные трубы с вами прошла»

Заседание Казгордумы сегодня началось с проводов главного архитектора столицы Татьяны Прокофьевой. На «покой» она попросилась сама только после того, как оттрубила на беспокойном посту долгие 10 лет. Мэр Казани Ильсур Метшин отпускал ее с явным сожалением. Он вспомнил, как не просто было уговорить Татьяну Георгиевну, работавшую в то время в престижном архитектурном бюро в Америке, переехать работать в родную для нее столицу РТ. 

«Выиграв право на проведение Универсиады, мы приглашали специалистов, и одной из ключевых должностей стал главный архитектор. Познакомились мы [с Прокофьевой], когда лучшие архитектурные бюро — NBBJ, Аткинс — приехали в Казань, чтобы представить проекты развития правого берега реки Казанки. И когда докладывали, я удивился, насколько профессиональное работает Татьяна Георгиевна Прокофьева. Она была руководителем группы NBBJ и апеллировала: вот «Сковородка», вот «Кольцо», Подлужная. Я удивился, как за три недели как глубоко человек погрузился и сказал: «Молодцы вы». Она говорит: «Да нет, я, в отличие от вас, в Казани родилась». Так случилось наше знакомство», — вспоминал мэр. 

 Метшин говорит, что сразу же предложил ей поработать в Казани, но поначалу получил отказ. «Я хорошо помню этот взгляд, что я предложил что-то несовместимое в голове на тот момент», — рассказывал градоначальник. Но после этого через 7  месяцев состоялась вторая встреча — на фестивале недвижимости во Франции. 

«Там как раз надпись «Казань — третья столица России» повесили над нашим стендом. Целый переполох начался, «как они могли» и так далее. А Минтимер Шарипович Шаймиев тогда сказал словами из известного фильма: «Значит хорошие сапоги — надо брать». То есть мы попали в точку», — погрузился Метшин в детали второй встречи с Прокофьевой. И, видимо, тогда отказать харизматичному казанскому градоначальнику Татьяна Георгиевна уже не смогла...

«Договаривались на пять лет, получилось вдвое больше поработать, но наступило то время, когда Татьяна Георгиевна сказала, что она хотела бы увидеть новые веяния и новые вехи в развитии Казани. Пусть придут новые люди и новые мысли. Мы вынуждены были согласиться», — признался Метшин.

«Главный архитектор — это тот, кто предопределяет развитие Казани на столетия вперед. Вам всегда удавалось найти наилучшее решение, ту золотую середину, которая учитывала интересы всех горожан. У Татьяны Георгиевны получилось так делать, она всегда умела сказать: „Вот с этим я никогда не соглашусь, а вот то надо поправить“», — вспоминал градоначальник годы совместной работы. Мнением Прокофьевой дорожит и прислушивается к нему не только он, но и президент Татарстана, поэтому, несмотря на уход с ключевого поста, она не теряет связь с Казанью, а остается работать во всех градостроительных комиссиях столицы РТ.

Бывший главный архитектор, которую вскоре попросили к микрофону, растрогалась и из-за подступивших слез не сразу сумела совладать с голосом. «10 лет — это очень большой срок, и мне повезло, что я с вами их провела. Я огонь, воду и медные трубы с вами прошла. Я хотела бы поблагодарить вас за каждый день из этих 10 лет», — наконец, сказала она депутатам.

Зал поддержал ее бурными овациями. Прокофьевой на прощание был вручен знак отличия «За труд и доблесть на благо Казани» и букет цветов. Метшину лишь осталось добавить, что новый главный архитектор города будет выбран на открытом конкурсе, который должен завершиться до конца августа.

«Время баннерных полотен уходит в прошлое»

Начальник управления наружной рекламы и информации Аскар Багаутдинов доложил депутатам о положении дел на рынке наружной рекламы в Казани. За последние годы рекламное поле здесь было сильно упорядочено, а количество наружки заметно сокращено. Крупноформатные рекламные носители, еврощиты, суперсайты, суперборды были полностью выведены из центральной части города. Если в 2006 году в столице РТ имелось более 2,2 тыс. рекламных мест, то в 2018-м их количество урезали до 898.

Интересно, что доходы бюджета от этого не падают, а только растут. Если за предыдущий пятилетний период доход бюджета города от рекламной деятельности составил 1,4 млрд, то за новый 10-летний срок (2018–2028 годы) в казну Казани, как ожидается, поступит 3 млрд 220 млн рублей.

«До 2006-го бюджет от рекламной деятельности получал около 14 миллионов рублей в год, сегодня, несмотря на сокращение количества рекламных конструкций в 2,5 раза, доходы города увеличились более чем в 20 раз. Это объясняется тем, что сейчас право установки рекламных конструкций мы разыгрываем на высококонкурентных процедурах — электронных аукционах», — объяснил Багаутдинов данное «чудо». Причем ни одна фирма, победившая на торгах, не расторгла договор, как это происходило в других городах. По итогам торгов 2018 года годовой доход бюджета от рекламной деятельности увеличился с 280 млн до 320 млн рублей. Среди компаний, победивших на торгах, практически все оказались «родом» из Казани, они серьезно потеснили федеральных игроков.

Проблема незаконных рекламных конструкций в городе практически решена, радостно рапортовал чиновник, так что теперь усилия работников управления наружной рекламы и информации больше направлены на контроль за тем, чтобы еврощиты содержались в соответствии с установленными требованиями (заглубление фундамента, подсветка, укладка кабеля под землю) и в хорошем состоянии. Тренд последнего времени — цифровизация наружки: всего установлено 72 цифровых еврощита и 12 цифровых контракций крупного формата.

«Время баннерных полотен уходит в прошлое», — констатировал докладчик. Вдвое сократилось число брандмауэров, в управлении прогнозируют, что вскоре они и вовсе исчезнут с улиц Казани. Сама услуга по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций вскоре полностью уйдет в электронный вид, подать документы можно будет через портал госуслуг, но Багаутдинов не уточнил, с какого времени это произойдет.

В ходе заседания Казгордумы городские депутаты потребовали огласить информацию о том, как идет разработка генплана Казани Фото: kzn.ru

«Современный сити-формат при разумном количестве оживляет городскую среду»

Глава управления напомнил про новые правила размещения рекламы в городе. Например, такие массивнее рекламные конструкции, как суперсайт и суперборд, можно будет размещать лишь за пределами Большого транспортного кольца. Напротив, небольшие по объему конструкции сити-формата (пилоны, пилларсы, коммуникационные указатели, афишные конструкции) власти очень даже приветствуют. «Современный сити-формат при разумном количестве оживляет городскую среду и дает новые возможности для позиционирования бизнеса», — считает докладчик. Теперь размещение таких рекламных модулей возможно и на территории частных объектов, например АЗС.

«Особенно хотелось бы обратить внимание на такой формат, как коммуникационный указатель: он введен по просьбе бизнес-сообщества на замену рекламной стеле, это новый формат для города, который будет востребован у малого и среднего бизнеса», — считают в управлении рекламы. Первые пробные торги пройдут в июле.

Депутаты задали ряд вопросов. Так Сергея Черепанова интересовало, доколе в городе будет присутствовать реклама на автомобилях, которая «выглядит ужасно». Багаутдинов заметил, что она, конечно, недопустима, но у исполкома нет полномочий штрафовать за ее установку, так что все подобные «шедевры» просто актируются, а данные отравляются в УФАС.

Марата Шакирова взволновала бурно расцветшая в городе реклама пива, которая на еврощитах вообще-то запрещена законом. Чиновник пояснил, что в рекламе участвует безалкогольная продукция, о чем гласит специальная круглая маркировка. «То есть формально закон не нарушен, но по факту имеем то, что есть», — заключил он с некоторой долей укора в адрес изворотливых пивоваров.

Депутата Эдуарда Галеева беспокоило состояние остановок общественного транспорта. Почему бы не сдать все городские остановки под рекламные конструкции, потому что многие из них находятся в плачевном состоянии, признал парламентарий. В управлении рекламы, как говорится, всеми руками за. Ведь рекламодатель не только за свой счет устанавливает новую остановку, но и следит за ее содержанием в течение 10 лет, а также перечисляет в бюджет определенную плату. «Порядка 100 остановок есть, самые коммерчески успешные места разобраны», — сообщил он, добавляя, что по поводу остальных инвесторы интересуются, но пока не очень активно.

Ильсур Метшин: «Еще это называется конкуренцией. Но мы услышали, всегда стараемся создать равные условия для участников рынка, если вы говорите, что кому-то есть какие-то преференции, то мы это рассмотрим» Фото: kzn.ru

«медиафасады городу ничего не приносят, потому что они не платят арендных платежей»

Далее учредитель ITL Group Илья Фомин, который вместе со своей матерью Ларисой Фоминой в 2018 году выиграл право на размещение в Казани 590 конструкций (65% всех выставленных на торги поверхностей), рассказал о том, как ситуация на рекламном рынке видится со стороны бизнеса.

«Прошедшие торги с точки зрения города — это феноменально успешный результат, потому что столица РТ превысила все возможные и невозможные ожидания от рынка, таких показателей по ежемесячным поступлениям в бюджет Казани в виде арендных платежей нет нигде в России, за исключением Москвы», — заявил Фомин.

Если средний город-миллионник собирает 5–7 млн в месяц, то Казань — 25–28 млн рублей. Выше в нашем городе и стоимость аренды рекламных щитов: если в среднем по России 7–12 тыс., то у нас — около 40 тыс. рублей.

Фомин объяснил, что рекламщикам работать в этих условиях совсем непросто: помимо внушительных платежей в бюджет, много денег предпринимателям пришлось инвестировать в покупку дорогостоящего цифрового оборудования. Диджитализация рекламы имеет и свою оборотную сторону: если у обычного щита только одна рекламная поверхность, то у электронного их 12. Однако руководитель ITL Group отмечает, что и имеющиеся рекламные конструкции в городе недозагружены, так что он настоятельно против предложения городских начальников не «расторговывать» новые поверхности, чтобы не поломать рынок.

Также он прошелся критикой по медиафасадам. По его подсчетам, они забирают у рекламщиков 25–30% рынка. «Не знаю, насколько медиафасады украшают город… Но есть очевидный факт: они городу ничего не приносят, потому что не платят арендных платежей, составляя конкуренцию легальным игрокам рынка наружной рекламы», — сетовал Фомин.

В Казани 21 медиафасад, по мнению предпринимателя, для нашего города это слишком много. Для сравнения: во всей Москве их насчитывается 62. Метшин резонно заметил на это, что по закону, если собственники домов не против, установка таких рекламных конструкций не запрещена. «Подобное регулируется не нами, город не дает на такое разрешений. Собственники домов согласовывают со всеми жителями установку медиафасада, они имеют на это право», — напомнил градоначальник.

Но Фомин уже был готов к такому ответу и парировал, что город вполне может регулировать данные вопросы, например, через правила внешнего благоустройства. Мол, конкуренция получается не на равных: одни платят огромные деньги в бюджет в виде аренды, а вторые размещают рекламу на фасадах безо всякой арендной платы. Такие конструкции отнимают у сражавшихся за аренду рекламных компаний до 15–20 млн рублей выручки, посчитал Фомин, и «размывают рынок наружной рекламы».

 «Еще это называется конкуренцией. Но мы услышали, всегда стараемся создать равные условия для участников рынка, если вы говорите, что кому-то есть какие-то преференции, то мы это рассмотрим», — обещал Метшин.

Завершая рассмотрение вопроса, мэр отметил, что за 10 лет Казань прошла большой путь по совершенствованию рекламного рынка. «Во многих направлениях на рекламном рынке России наш город является законодателем мод, мы реализовывали пилотные проекты. Вместе расчистили исторический центр и при этом не только не потеряли сам рынок, но и находимся в пятерке городов-лидеров этой сферы. Столица РТ изменила внешний облик, это отмечают и горожане, и гости города. За это я благодарю всех участников рынка. Давайте и дальше идти вместе, развивать новые направления, чтобы рекламный рынок шел в ногу с мировыми трендами», — предложил градоначальник.

Бюджет вырос до 26,4 млрд рублей

Далее депутаты приняли поправки в бюджет столицы на 2019 год. Начальник финансового управления Ирек Мухаметшин сообщил, что, во-первых, нужно было распределить поступившие в 2018 году 132 млн рублей, которые ранее не успели потратить. Их решено было направить на подготовку к закрытию Самосыровского полигона ТБО, на содержание объектов благоустройства, ремонт домов, разработку проекта планировки военного городка №32 в жилмассиве Аракчино и проч. На 1,046 млрд рублей увеличивается объем безвозмездных поступлений из бюджета Татарстана. Они будут направлены на организацию оздоровительной кампания детей, содержание объектов благоустройства, общегородские мероприятия, капремонт муниципальных учреждений и проч.

Кроме того, ряд мероприятий на общую сумму 381 млн рублей будут профинансированы за счет дополнительных доходов городской казны. Это обеспечение льготным питанием школьников, ремонт спортивных залов, обустройство третьей очереди парковок, капремонт моста в поселке Куземетьево, грантовая поддержка школьников и педагогов и др. Всего за 5 месяцев 2019 года в казну Казани поступило 6,6 млрд, или 44% от плана. Таким образом, доходы бюджета-2019 составят 24,175 млрд рублей, расходы — 26,4 млрд рублей, дефицит в 2,2 млн рублей полностью обеспечен остатками на начало года, пояснил Мухаметшин.

Ирек Мухаметшин сообщил, что нужно распределить поступившие в 2018 году 132 млн рублей, которые ранее не успели потратить Фото: kzn.ru

«Машины не остановить, они поедут и сядут на ту улично-дорожную сеть, которая существует»

Также в ходе заседания Казгордумы городские депутаты потребовали огласить информацию о том, как идет разработка генплана Казани, мол, слишком резонансная тема. К конце сессии к микрофону вышла замруководителя начальника управления архитектуры и градостроительства Казани Анастасия Латыпова, она и дала пояснения по самым проблемным моментам.

Во-первых, это планы по строительству дорог в поселке Дербышки. «Разработчик генлана проанализировал, что улица Мира — одна из самых загруженных улиц, по ней проходит более 1 тысячи машин в час, и ситуация ухудшается», — начала Латыпова свой доклад. 

Первоначально была предложена транспортная модель: две дороги — по улице Липатова и по краю лесного массива поселка Нагорного. Причем дорога по Липатова проходит в санитарно-защитной зоне железной дороги, то есть на территории, на которой строительство жилых домов и так невозможно, так что ее строительство накладывает минимальные обременения. «Эта дорога должна стать дублером улицы Мира и основной транзитный трафик вести, минуя жилой массив, сразу на выезд из города», — сообщила докладчица.

Дорога вдоль жилмассива Нагорного не понравилась жителям, поэтому позже разработчики генплана подготовили другие варианты развития транспортной системы поселка.

«Предложили другую трассировку — по улице Главной, по улице Тополевой и опять же по границе Нагорного. Это двухполосная, то есть небольшая дорога», — пояснила представитель управления архитектуры и градостроительства Казани. «Напоминаю, что эти дороги нужны, потому что иначе проблема транспортных пробок только ухудшится. Машины не остановить, они поедут и сядут на ту улично-дорожную сеть, которая существует в настоящее время!» — добавила она.

Второй проблемный момент, о который споткнулись разработчики генплана, — это вопрос размещения социальных объектов, например, в районе Старых Горок. «Генплан выявляет потребность в социальных объектах и говорит, сколько их не хватает на данной территории, они не привязаны к месту и не связаны с тем, что правообладателей этих участков лишат их собственности, — заверила Латыпова. — Жители увидели этот значок и подумали, что у них отнимут дом. Это не так, социальные объекты появится там, где есть свободная муниципальная земля, там, где есть участок и есть потребность».

«Ничего не делать мы не можем, это приведет к коллапсу»

Наконец, волнение жителей вызывает так называемая дорога на Серебряный бор, которая должна будет разгрузить Горьковское шоссе. «Это тоже перегруженное направление, которое не справляется с той транспортной нагрузкой, которая есть сейчас. Выявив эту проблему, разработчик генплана должен предложить варианты решения проблемы. Этот вариант — дорога вдоль береговой полосы. Данная трасса прорабатывается на стадии разработки проекта планировки территории», — отметила Латыпова. Именно на данном этапе станет понятно, потребуется ли снос зеленых насаждений или объектов недвижимости при строительстве этой дороги.

Латыпова особо отметила, что генплан лишь намечает коридоры, в которых впоследствии могут появиться дороги. Она приводит в пример Большое Казанское кольцо, которое было заложено еще в генплане 1969 года, но до реализации дело дошло только в наши дни. При этом те объекты, которые подлежат сносу, выкупаются по рыночной стоимости.

«Мы трижды с населением обсуждали все эти вопросы, мы действительно в диалоге ищем те решения, которые максимально удовлетворят наших казанцев, — сообщил мэр Казани Метшин. — Казань сильно развивается, мы прирастаем по 1 миллиону квадратных метров жилья в год, у нас рождаемость превышает смертность, мы строим новые детсады, школы. Благосостояние растет, но оно выливается в число машин. Когда я начинал работать, в Казани было 300 тысяч машин. Сегодня 435 тысяч автомобилей, и пока никто не придумал квадрокоптеры (как вид общественного транспорта — прим. ред.). Машины ездят по городу, и мы обязаны как руководство города предусматривать развитие Казани. Ничего не делать мы не можем, это приведет к коллапсу».

Метшин пояснил — то, что закладывается в новом генплане в лучшем случае будет реализовано через 30-35 лет. «Жители нам говорят: „Раз через 35 лет, вот тогда через 35 лет и нарисуете“. Но за 10 лет там могут появиться и офисы, и 9-этажки, и чтобы этого не появилось, на этих территориях уже сейчас необходимо установить „красные линии“. Это и требование федерального законодательства, и наша обязанность», — добавил мэр.