Рустам Минниханов попал в «желтую» зону четвертого рейтинга политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0» Рамзан Кадыров (20 баллов), Рустам Минниханов (14 баллов), Андрей Воробьев (16 баллов) и Алексей Дюмин (19 баллов) (слева направо) Фото: Елена Афонина/ТАСС

«У МИННИХАНОВА НЕТ БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ПЕРЕИЗБРАНИЯ НА НОВЫЙ СРОК»

Президент Татарстана Рустам Минниханов попал в желтую зону четвертого рейтинга политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0», подготовленного коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг». Глава РТ набрал в нем 14 баллов — и это весьма неплохой результат, если учесть, что среди всего корпуса глав регионов впереди него только 22 человека. Возглавляют табель о рангах традиционно мэр Москвы Сергей Собянин и глава Чечни Рамзан Кадыров, к которым присоединился губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. У всех троих по 20 очков. Затем следует губернатор Тульской области Алексей Дюмин с 19 баллами.

Если же смотреть на список руководителей регионов, которым предстоят выборы в 2020 году (на сегодня таковых 16 человек), президент РТ вообще занимает третью позицию. Он уступает лишь губернаторам Калужской и Тамбовской областей Анатолию Артамонову и Александру Никитину (по 15 очков). «У Минниханова нет больших проблем для переизбрания на новый срок. Татарстан — один из немногих стабильных регионов. Его положение уникально с точки зрения позиционирования. Политический менеджмент на достаточно хорошем уровне, реализуются большие проекты, поэтому есть неплохие объективные основания. По крайней мере на сегодня», — пояснил глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Единственная для него угроза может быть связана с общей политикой федерального центра. «В национальных республиках поменяли уже всех тяжеловесов», — замечает автор модели «Политбюро 2.0», добавляя, что опыт Минниханова может быть востребован на федеральном уровне — в качестве вице-премьера ему могут предложить, например, кураторство региональной политики, инфраструктуры, инноваций.

«Решение будет приниматься в ноябре-декабре, и мы это увидим, — предсказывает эксперт. — Если пойдет серьезная медийная игра, игра в том же „Телеграме“, если начнут заводиться громкие уголовные дела, обострятся региональные конфликты, то это будет означать, что ведется подготовка. Но на данный момент ситуация стабильная». 

«У ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА ЗНАЧИМАЯ РОЛЬ И НА ВНЕШНЕЙ ОРБИТЕ»

Рейтинг устойчивости «Госсовет 2.0» создается путем сложения оценок, данных каждому главе региона по 9 критериям. По 6 категориям начисляются бонусы, по трем — штрафы. В итоге формируются три группы риска внутри губернаторского корпуса: зеленая (16 и более баллов — отставка маловероятна), желтая (15 и менее баллов — есть риск отставки) и красная (10 и менее баллов — высокая вероятность отставки).

Первый критерий оценки связан с так называемым «Политбюро 2.0». По мнению составителей рейтинга, именно поддержка этого негласного элитного института является основным способом достижения и сохранения ключевых позиций в региональной политике в 2019 году. Здесь 5 баллов начисляются за прямой контакт с президентом, 3 — за поддержку члена «Политбюро 2.0», еще 2 очка можно набрать за голос кандидата в члены «Политбюро 2.0», наконец, 1 балл — за поддержку «члена ЦК». Итого губернатор может заработать по данной графе максимум 10 очков, этого уровня смогли достичь лишь трое — Собянин, Дюмин и губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. Затем следует врио мэра Санкт-Петербурга Александр Беглов — у него девятка, хотя итоговая оценка, что показательно, всего 11. Для сравнения: Кадыров получил по линии «Политбюро 2.0» лишь семерку, как и глава Подмосковья Андрей Воробьев, губернатор Калининградской области Антон Алиханов (в целом у обоих 16) и новгородский губернатор Андрей Никитин (15). Любопытно, что семерки по критерию «Политбюро» набрали Александр Дрозденко из Ленобласти и Вениамин Кондратьев с Кубани, хотя в целом они смогли наскрести только десяточку и попали в красную группу риска.

«Семерки» по критерию «Политбюро» набрали Александр Дрозденко из Ленобласти и Вениамин Кондратьев (на фото) с Кубани, хотя в целом они смогли наскрести только «десяточку» и попали в красную группу риска Семерки по критерию «Политбюро» набрали Александр Дрозденко и Вениамин Кондратьев (на фото), хотя в целом они смогли наскрести только десяточку и попали в красную группу риска Фото: kremlin.ru

В копилку президента РТ по этому параметру упало 5 из общих 14 баллов. Основным фактором здесь стала поддержка Собянина, который, по мнению Минченко и Ко, считается главным элитным партнером Минниханова в «Политбюро 2.0». Впрочем, глава Татарстана и сам входит в ЦК «Политбюро» и обладает, как подчеркивает политолог, значимым самостоятельным влиянием на федеральном уровне.

По мнению авторов доклада, следующий фактор успеха — это большие проекты, за которые можно получить максимум 5 очков. У Минниханова именно такая оценка. Как отмечает глава «Минченко консалтинг», президент РТ получил высший балл благодаря программам, связанным с инновациями и исламом. «Татарстан сегодня — ведущий регион в вопросе продвижения неагрессивного, светского ислама, сотрудничающего с федеральной властью. Я бы не сбрасывал со счетов и роль Минниханова как переговорщика с исламским и тюркским миром. У президента Татарстана значимая функция и на внешней орбите», — подчеркивает Минченко.

Аналогичные результаты — у Собянина и Воробьева, Владимира Владимирова (Ставропольский край), хотя он находится в группе риска с итоговой восьмеркой, Сергея Аксенова (Крым) — он тоже в красной зоне с 10 баллами, Артюхова и еще нескольких глав регионов. 

По мнению Минченко и Ко, Сергей Собянин считается главным элитным партнером Минниханова в «Политбюро 2.0» Собянин (в центре) считается главным элитным партнером Минниханова (слева) в «Политбюро 2.0» Фото: tatarstan.ru

«ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА РАСТЕТ»

Максимально возможные 3 балла получил глава РТ и за имидж на федеральном уровне — позиционирование. Этот балл присваивается только тем, чье имя стало нарицательным в российской политике. Такие же показатели всего у нескольких человек — у Собянина, Кадырова, Евгения Савченко (Белгородская область), врио главы Башкортостана Радия Хабирова, губернатора Удмуртии Александра Бречалова, врио Забайкальского края Александра Осипова, губернатора Хабаровского края Сергея Фургала.   

А вот по «экономической привлекательности» у Минниханова — единица. Такая оценка, как объясняет Минченко, как ни странно, связана с высокой притягательностью Татарстана: «Чем больше экономическая привлекательность региона, тем выше за него борьба. Поэтому и у Собянина 1 балл. А высокие оценки в этой категории получают те регионы, желающих на которые, мягко говоря, немного, например Еврейская автономная область».

Единица у Минниханова и за то, что у него заканчивается срок нынешних полномочий, а вот по качеству политического менеджмента у президента РТ удовлетворительно. Максимально в этой категории можно получить пятерку, в том случае, если менеджмент лидерский. 4 балла начисляют, если менеджмент уверенный, 3 очка за стандартный, 2 — за слабый, 1 — за очень слабый. «Что касается результата президента Татарстана, то он связан с недостаточно эффективным политическим менеджментом в истории по „языковому“ вопросу», — отмечает Минченко. Заметим, что у команды Хабирова — четверка. Уверенный политический менеджмент демонстрирует также Александр Осипов (Забайкальский край).

В самой многочисленной группе со стандартным политическим менеджментом (3 балла) оказались: Роман Старовойт (Курская область), Вадим Шумков (Курганская область), Денис Паслер (Оренбургская область), Андрей Чибис (Мурманская область), Алексей Текслер (Челябинская область). Слабо отлажена политическая машина (2 балла) у Игоря Артамонова (Липецкая область), Валерия Лимаренко (Сахалинская область), Казбека Кокова (Кабардино-Балкария) и Беглова. Группу очень слабого политменеджмента (1 балл) представляют Бату Хасиков и Олег Хорохордин (Республика Алтай).

Наконец, штрафы в рейтинге от «Минченко консалтинг» начисляются за федеральные конфликты, региональные, а также за аресты / уголовные дела. Во всех этих трех категориях у Минниханова начислено по -1. «Есть инерционная история, связанная с банковским сектором. Прежде всего громкое дело с Татфондбанком. Существовали большие вопросы к властям Татарстана по эффективности банковской политики, но сейчас это не так актуально. Точно так же была история про дальнейшую монополизацию ТЭКа и вопрос с поглощением федеральными игроками „Татнефти“. Но на данный момент он тоже неактуализирован. Это скорее обозначение неких потенциальных угроз. И поэтому они дали такие штрафы, — поясняет Минченко. — Есть и уголовные дела, но по бывшим чиновникам, по действующим нет. Оттого и здесь штраф небольшой».

Наибольшее внимание традиционно приковано к тем главам и врио, которым предстоят выборы в сентябре 2019 года Наибольшее внимание традиционно приковано к тем главам и врио, которым предстоят выборы в сентябре 2019 года (на фото – Радий Хабиров) Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОВЕСТКА БЛАГОУСТРОЙСТВА СТАНОВИТСЯ ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГЛАВ»

В докладе подчеркивается, что значимость политического менеджмента растет в условиях новой информационной и политической реальности и антиистеблишментной волны. Особенно его значимость велика для губернаторов-варягов, которые «не укоренены» на подопечных территориях и не имеют отлаженных связей на уровне местных элит, а доставшаяся им от предшественников политическая машина не всегда работает идеально. За последние три цикла перед единым днем голосования (в 2017–2019 годах) при ротации региональных глав было назначено 38 варягов, лишь в 11 кадровых решениях выбор был сделан в пользу условно местного кандидата. Болезненные поражения инкумбентов прошлого года стали триггером интенсификации кадровой ротации в регионах. Из шести губернаторов-ветеранов, которые в 2018 году вышли на всеобщие выборы благодаря сохранявшейся поддержке внутри «Политбюро 2.0», сразу трое — Светлана Орлова во Владимирской области, Виктор Зимин в Хакасии и Вячеслав Шпорт в Хабаровском крае — оказались не готовы к полноценной избирательной кампании и стали заложниками собственного высокого антирейтинга. На их фоне глава Подмосковья Воробьев и губернатор Чукотки Роман Копин выглядели заметно лучше, а мэр Москвы Собянин свою вторую выборную кампанию провел увереннее, чем первую, задав новый тренд среди глав регионов к урбанистике и обустройству общественных пространств.

«Тренд на урбанизацию „губернаторской повестки“ имеет потенциал стать не ситуативной технологией, а новым способом быстрого конвертирования принятых решений в рост электоральной поддержки. Повестка благоустройства перестает быть прерогативой мэров городов и становится одним из ключевых направлений политики региональных глав», — к такому заключению приходят составители рейтинга, приводя в качестве примера проект Казанской набережной в Туле и новый фонтан в Орле, которые во многом являлись личной инициативой местных губернаторов Дюмина и Андрея Клычкова. Подобный тренд может стать альтернативой моде на «большую инфраструктуру». Крупные стройки хотя и усиливают образ региона, но не всегда могут быть понятны гражданам с точки зрения пользы «здесь и сейчас». Успехи же городского благоустройства проще визуализировать как понятный итог конкретной инициативы. Как видим, в Татарстане эту технологию взяли на вооружение задолго до того, как она стала трендом.

Впервые на повторные выборы должны выйти два губернатора не от партии власти — иркутский губернатор Сергей Левченко (на фото) от КПРФ и глава Смоленщины Алексей Островский от ЛДПР Впервые на повторные выборы должны выйти два губернатора не от партии власти — иркутский Сергей Левченко (на фото) от КПРФ и глава Смоленщины Алексей Островский от ЛДПР Фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»

Наибольшее внимание традиционно приковано к тем главам и врио, которым предстоят выборы в сентябре 2019 года. Из 13 новых назначенцев 2019-го, которым предстоят прямые выборы, даже Хабиров (Башкортостан), Беглов (Санкт-Петербург) и Хасиков (Калмыкия) могут лишь до определенной степени считаться местными. Старовойт (Курская область), Текслер (Челябинская область) и Шумков (Курганская область) лишь родились в регионах назначения, но их карьерный рост связан с другими субъектами РФ и федеральными ведомствами. Более того, значительная часть новых врио не имеет опыта публичной политики. Они работали либо высокопоставленными госслужащими, либо менеджерами крупных корпораций. При этом участие в «кадровых школах» пока не гарантирует высокого уровня политического менеджмента.

Интересен и факт рекордного числа врио губернаторов-самовыдвиженцев на ЕДГ-2019. Сразу 6 из 16 идущих на выборы кандидатов от власти не будут формально представлять «Единую Россию», они предпочли поменять региональное законодательство и отказаться от партийного выдвижения. Технологический аспект ясен — это попытка отстроиться от невысоких рейтингов партии власти после пенсионной реформы. Будет ли он эффективен во всех случаях, покажет время.

Наибольшую угрозу для устойчивости технократов / врио глав регионов, как следует из доклада, несут: кадровый голод и короткая кадровая скамейка, отсутствие достаточных стимулов для переезда квалифицированных кадров в регионы; рост протестного голосования; локальные экологические протесты; протесты дольщиков; формализм, акцент на правильное прохождение всех процедур; невозможность удовлетворить многочисленные KPI, спускаемые сверху; расфокусированность проводимой политики и, как следствие, отсутствие внятного позиционирования; конфликт с местными элитами и группами интересов.

Главам регионов, которым предстоят выборы в 2020 году, также придется непросто. Сразу 10 действующих региональных глав из 16 находятся в красной зоне, поэтому вероятность продолжения кадровой ротации крайне высока. Первый раунд отставок можно ожидать уже осенью. Интересно, что впервые на повторные выборы должны выйти два губернатора не от партии власти — иркутский Левченко от КПРФ и глава Смоленщины Островский от ЛДПР. Их отставка через назначение нового врио пока кажется слишком скандальной, а сомнения в готовности кандидатов от партии власти к конкуренции с ними на выборах остаются.

Автор концепции «Политбюро 2.0» также отметил, что в лидерах оказались главы регионов, набравшие высокие показатели сразу по целому ряду параметров — в первую очередь по уровню поддержки членов «Политбюро». Хотя, как следует из доклада, в некоторых случаях (например у Беглова) и немалая помощь элит не всегда дает высокую общую оценку, поэтому также очень важны и наличие уникального позиционирования, и политический менеджмент, и большие проекты, как, например, у Собянина. А в аутсайдеры в первую очередь попадают губернаторы с низким качеством политического управления.