Ирада Аюпова: «Культура воспринимается исключительно как некая социальная гарантия. Я с этим категорически не согласна» Ирада Аюпова: «Культура воспринимается исключительно как некая социальная гарантия. Я с этим категорически не согласна» Фото: Сергей Елагин

«САМОЕ ТЯЖЕЛОЕ ВО ВСЕМ ЭТОМ — ПРОБИТЬ НАШЕ ВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ»

«Самое тяжелое во всем этом — пробить наше видение культуры в обществе, потому что она воспринимается исключительно как некая социальная гарантия. Я с этим категорически не согласна. Социальная гарантия — это лишь часть отрасли», — рассказывала накануне в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» глава татарстанского минкульта Ирада Аюпова, объясняя те трудности, которые возникли в ходе работы над концепцией развития культуры РТ.

Напомним, что о будущем создании концепции пяти «К» Аюпова впервые объявила на годовой коллегии ведомства в феврале в присутствии министра культуры РФ Владимира Мединского и президента РТ Рустама Минниханова.

«Для нас это своего рода инвентаризация собственного видения, — считает министр культуры Татарстана. — Бюджета никогда не хватает, поэтому мы должны сформулировать для себя основные принципы и ценности, которые будут основополагающими при принятии решений о поддержке тех или иных направлений, тех или иных проектов. Поэтому пять „К“ (креативность, коммуникация, кооперация, капитализация и компетенции — прим. ред.) — это те принципы, которые мы будем отмечать при оценке необходимости и целесообразности реализации тех или иных проектов в сфере культуры».

О будущем создании концепции «пяти К» Аюпова впервые объявила на годовой коллегии ведомства в феврале в присутствии Владимира Мединского и Рустама Минниханова О будущем создании концепции пяти «К» Аюпова впервые объявила на годовой коллегии ведомства в феврале в присутствии Владимира Мединского и Рустама Минниханова Фото: mincult.tatarstan.ru

Почему же возникла сама идея этой концепции, хотя в Татарстане действует принятая еще в 2017-м приказом в то время министра Айрата Сибагатуллина Стратегия развития отрасли культуры Республики Татарстан на 2016–2021 годы и на период  до 2030 года? По словам Аюповой, от этого документа, появившегося в контексте общереспубликанской «Стратегии-2030», никто не собирается отказываться, однако за прошедшие пару лет приоритеты в отрасли заметно поменялись, прежде всего с появлением национального проекта «Культура»: «Он по своей природе вычленил совершенно другие пласты культурной политики».

Гостья «БИЗНЕС Online» рассказала о том, что нацпроект состоит из трех разделов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая среда». При этом первый из них наиболее привлекателен для управленцев из сферы культуры: «Потому что там есть деньги».

Культурная среда — это развитие инфраструктуры по четырем основным направлениям. Во-первых, это реконструкция ТЮЗов и театров кукол. Здесь Татарстан ждет финансирования для Набережночелнинского театра кукол, а вот с Казанским ТЮЗом вышла загвоздка. «У нас возникла проблема. Дело в том, что здание Казанского ТЮЗа является объектом культурного наследия. По видам затрат он не попадает под эту категорию, поэтому сейчас мы рассматриваем альтернативные варианты», — рассказала Аюпова. Во-вторых, это строительство многофункциональных культурных центров. Здесь республика уже выполнила свою квоту, подобные центры открыты в Буинске и Азнакаево. В-третьих, реновация учреждений культуры. На это направление нужно заявляться на основе конкурсных процедур, чем в РТ также занимаются. Наконец, в-четвертых, капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений. В текущем году в Татарстане капремонт будет осуществлен на трех объектах, в следующем — на пяти.

«ИНФРАСТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ БЛАГ»

Возвращаясь же к концепции развития культуры РТ, стоит отметить, что работа над ней продолжается, сейчас регулярно проходят стратегические сессии с участием руководства культурно-досуговых учреждений, бизнеса, некоммерческих организаций. «На данном этапе идет аналитика, есть шаблон этой концепции, где описаны ее основные направления и проект плана мероприятий. Сейчас мы все это пробиваем и прокручиваем через различные сообщества, потому что просто продекларировать не имеет смысла», — считает министр. По ее словам, по этой теме ведомство активно сотрудничает с большим количеством экспертов из РАНХиГС, ВШЭ и т. д., кроме того, есть группа ученых, которая занимается документом непосредственно здесь, в Татарстане.

Некоторые положения общереспубликанской Стратегии-2030 находят самое яркое отражение в концепции развития культуры РТ, к примеру в одном из пяти «К» Аюповой. «Что для нас самое ценное в культуре? Если мы говорим о креативности, то креативная среда, побуждающая к творчеству, не может не быть приоритетом, — уверена гостья редакции „БИЗНЕС Online“. — Креативная индустрия  — сквозная нить в Стратегии-2030. Любое повторяющееся унифицированное действие может быть запрограммировано и должно отступить на второй план. И нужно учить людей уходить от шаблонного мышления, развивать это видение, видеть не только мейнстрим, но и боковые течения, которые зачастую оказываются не менее важными».


«В локализации без диалога мы сегодня не построим культуру», — считает Аюпова. Отсюда и второе „К“ — „коммуникация“: «Коммуникации с различными сообществами внутри себя или, может быть, с другими регионами». Еще одна составляющая концепции: «Кооперация — это инструменты, которые позволяют распределять ресурсы, формат участия для того, чтобы максимально быстро достигать результата».

По словам министра культуры РТ, следующая «К» — это «компетенции», которые являются для нас как рисками, так и серьезными возможностями: «Мы сегодня не сможем остаться в традиционной системе образования в сфере культуры, потому что все меняется, а том числе и компетенции в данной области. И если постоянно не формировать среду для их развития сегодня, то очень тяжело будет конкурировать с соседними регионами завтра».

Наконец, «капитализация». «Это не вопрос денег, — считает наш собеседник. — Но средства, которые сейчас направляются в культуру, должны распределяться эффективно. Они должны расходоваться по внятной политике, основанной на ожидании людей, на диалоге государства и общества». Аюпова также напоминает, что капитализация может быть как прямая, так и опосредованная. Скажем, инвестиции в регион приходят в том случае, когда есть благоприятная среда — экологическая, образовательная, в системе безопасности, а также культурная. И серьезный менеджер может приехать к вам на ПМЖ только тогда, когда в том числе существует «инфраструктура потребления культурных благ». «Если ее нет, если общий уровень культуры низкий, то, безусловно, говорить о высоком уровне инвестиционной привлекательности тоже нельзя», — уверена гостья редакции «БИЗНЕС Online».

Хотя работа над концепцией оказалась сложнее, чем предполагалось, Аюпова рассчитывает, что в срок до 1 октября текст документа будет вынесен на публичное обсуждение, а примут его до конца нынешнего года.

«Зашла речь о центре для креативной татарской молодежи, о чем много говорят в последнее время, где можно было бы реализовывать многочисленные проекты в сфере национальной культуры» «Зашла речь о центре для креативной татарской молодежи, о чем много говорят в последнее время, где можно было бы реализовывать многочисленные проекты в сфере национальной культуры» Фото: minmol.tatarstan.ru

«С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В КУЛЬТУРУ МЫ ДОЛЖНЫ ПОБЛАГОДАРИТЬ РУКОВОДСТВО РЕСПУБЛИКИ»

Понятно, что в ходе трехчасовой интернет-конференции было задано немало конкретных вопросов о судьбе проектов и учреждений, но многие из них, так или иначе, были поводом и для более серьезных обобщений.

К примеру, зашла речь о центре для креативной (вспоминаем одно из пяти «К») татарской молодежи, о чем много говорят в последнее время, где можно было бы реализовывать многочисленные проекты в сфере национальной культуры. «Здесь есть вопрос по площадке. Было уже два варианта, на сегодняшний день они оба не прошли, — рассказала Аюпова. — И это быстро сделать нельзя, потому что нельзя просто приспособить какое-то здание. Для того чтобы реально запускать там какие-то проекты, нужна хорошая площадка, трансформируемый зал, который позволит проводить мероприятия разного формата». Министр надеется, что до конца года вопрос с площадкой будет решен. При этом она добавила, что креативная татарская молодежь и сейчас не брошена, точками для ее притяжения являются театр им. Кариева, где активную работу ведет директор Гузель Сагитова, а также недавно вновь открывшийся музей Шарифа Камала, который возглавила Луиза Янсуар.

Кроме того, Аюпова не раз в ходе разговора подчеркивала мысль: «Государство — это однозначно не только финансирование бюджетной сети, но и в первую очередь создание инфраструктуры, где в том числе и бизнес сможет себя реализовывать». Вот и дом татарской креативной молодежи скорее должен быть проектом арт-парка.

Однако, считает министр, при всем этом мы во многом недооцениваем роль республиканских властей в нашей культуре, особенно в части капиталовложений. Так, совокупный бюджет отрасли в 2018 году в Татарстане составил 13,8 млрд рублей. Причем только в 2019-м потрачено 5 млрд на инвестиции в инфраструктуру, что могут себе позволить очень немногие регионы России. Аюпова напомнила, что только в Казани за последнее время после капитального ремонта открылись галерея современного искусства, цирк, ДК им. Ленина, ДК «Московский», музеи Шарифа Камала и Габдуллы Тукая, получил свой новый дом театр им. Кариева и т. д. Сейчас идут ремонтные работы в ГМИИ РТ, художественном училище им. Фешина, бывшем НКЦ… «Это новое публичное пространство, там будет и библиотека, и площадка для коммуникаций», — рассказывает о последнем гостья нашей редакции.

За последнее время после капитального ремонта открылись Галерея современного искусства, цирк, ДК им. Ленина, ДК «Московский», музеи Шарифа Камала и Габдуллы Тукая, получил свой новый дом театр им. Кариева и т. д За последнее время после капитального ремонта открылись галерея современного искусства, цирк, ДК им. Ленина, ДК «Московский», музеи Шарифа Камала и Габдуллы Тукая, получил свой новый дом театр им. Кариева и т. д. Фото: president.tatar.ru

«Это большой объем инвестиций. Мы иногда смотрим взглядом сурка, что рядом все плохо, но объективно сделано очень многое, — говорит она. — С точки зрения инвестиций в культуру мы должны поблагодарить руководство республики и Рустама Нургалиевича Минниханова, что мы в числе приоритетов».

Главу республики в ходе вчерашней встречи также вспоминали в контексте обсуждения вопроса о создании общественного совета по культуре при президенте РТ, о чем ранее писал «БИЗНЕС Online». По словам Аюповой, в ходе публичного обсуждения данной инициативы поступил ряд предложений, в частности по персоналиям, которые могли бы войти в совет: «Эти предложения мы сейчас возвращаем в аппарат президента РТ и уже ждем выхода документа». Министр надеется, что такие встречи с культурным сообществом республики Минниханов будет проводить минимум два раза в год. «Очень важно, чтобы были люди, которые аргументировано и профессионально поднимали вопросы. Наше министерство сейчас пытаются обвинять в том, что оно обросло экспертными советами. Но мнение экспертного сообщества очень важно. И чем больше окажется экспертов со стороны, тем лучше будет результат», — считает глава республиканского культурного ведомства.

Кроме того, Ирада Хафизяновна в ходе интернет-конференции рассказала, как общается с генералами от культуры республики, что думает о перспективах появления татарского музыкального театра и необходимости концерта фестиваля «Yзгәреш җиле» в Нью-Йорке. Об этом и не только читайте в полной версии разговора в ближайшее время на нашем сайте.