Николай Атласов: «Если опираться на публикации в СМИ, то создается впечатление, что глава компании-регоператора предпочла обойти неудобные вопросы, переведя внимание на более приятные для нее темы» Николай Атласов: «Если опираться на публикации в СМИ, то создается впечатление, что глава компании-регоператора предпочла обойти неудобные вопросы, переведя внимание на более приятные для нее темы»

МИФИЧЕСКАЯ СТРОЙКА

Недавно депутаты профильного комитета Заксобрания Новосибирской области обсудили деятельность единственного местного регоператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) — компании «Экология-Новосибирск». Для области «мусорная» реформа — такая же проблема, как и для большинства других регионов.

Сразу отмечу, что в новосибирском Заксобрании две трети мандатов (50 из 76) контролирует «Единая Россия». Оппозиция представлена хоть и скромнее, но все же солиднее, чем у нас: 17 мандатов у КПРФ, по 4 — у ЛДПР и «Справедливой России», один депутат-одномандатник представляет партию «Гражданская платформа». Тем и примечательно, что задать неудобные вопросы регоператору вызвалась партия власти во главе со спикером областного Заксобрания Андреем Шимкивом. Новосибирских депутатов-единороссов не смутил тот факт, что «мусорная» реформа — это детище их же партии. Видимо, интересы избирателей, недовольных деятельностью регоператора, оказались приоритетными.

На заседании выступила Галина Немчинова — председатель некоммерческого партнерства «Новосибирская лига объединений домовладельцев», в которое входит 135 ТСЖ. У домовладельцев оказалось много претензий к регоператору: завышенные тарифы и нормативы на вывоз отходов, вывоз крупногабаритного мусора, нежелание решать вопросы вывоза отходов, собранных раздельно. Но больше всего возмущают жителей Новосибирска расходы на строительство мусороперерабатывающих заводов, заложенные в тариф.

«Еще один острый вопрос мусорной реформы — это ее реализация на селе. Дело не только в высоких тарифах, но и в стоимости логистической схемы, которая, по мнению новосибирских депутатов, не работает» «Еще один острый вопрос «мусорной» реформы — это ее реализация на селе. Дело не только в высоких тарифах, но и в стоимости логистической схемы, которая, по мнению новосибирских депутатов, не работает»

«В области не строится ни один завод по переработке мусора, а в тарифе данные расходы заложены. Люди не понимают, почему ничего этого не делается, а деньги собираются», — заявила на заседании комитета Немчинова. Руководитель компании-регоператора Лариса Анисимова в ответ рапортовала об успехах. По ее словам, новой системой обращения с ТКО охвачено большинство населенных пунктов области, собираемость платежей достигла 80%, контейнерами для раздельного сбора оборудовано 9% площадок. Вообще, как полагает Анисимова, Новосибирская область — один из лидеров по внедрению нового метода обращения с отходами.

В данном споре бросается в глаза отсутствие диалога как такового. Если опираться на публикации в СМИ, то создается впечатление, что глава компании-регоператора предпочла обойти неудобные вопросы, переведя внимание на более приятные для нее темы. Это мне чем-то напоминает «диалог» с гендиректором компании-регоператора «Гринта», которая также старается избегать таких вопросов, например об обоснованности завышенных тарифов и нормативов накопления ТКО. На подобные высказывания она отвечает рассказами о новых контейнерах в Чистополе и Бугульме.

Новосибирские депутаты поинтересовались, когда же регоператор начнет строительство мусороперерабатывающих заводов, ради которых исправно взимаются деньги с потребителей. Регоператор Новосибирской области еще до начала реформы, в июле 2016 года, подписал с местным правительством концессионное соглашение, согласно которому в регионе должно быть построено, помимо прочих объектов, два завода для переработки бытовых отходов мощностью 400 тыс. т каждый. Изначально предполагалось, что возведение данных предприятий профинансирует концессионер в объеме 6,5 млрд рублей. Затем возник судебный спор вокруг самого соглашения. Между тем сроки начала работ постоянно откладываются — теперь уже до весны 2020 года. Об инвестициях концессионера теперь никто и не вспоминает, а тем временем мифическую стройку оплачивает потребитель.

«Я не просто пишу о работе новосибирских парламентариев в контексте мусорной реформы. Их работа должна стать образцом и для парламентариев Татарстана» «Я не просто пишу о работе новосибирских парламентариев в контексте «мусорной» реформы. Их работа должна стать образцом и для парламентариев Татарстана»

ОБРАЗЕЦ ДЛЯ МЕСТНЫХ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ

Еще один острый вопрос «мусорной» реформы — это ее реализация на селе. Дело не только в высоких тарифах, но и в стоимости логистической схемы, которая, по мнению новосибирских депутатов, не работает. Как заявил руководитель областного департамента по тарифам Гарей Асмодьяров, 80% расходов в структуре тарифа связано с транспортировкой отходов. «Если раньше вывоз мусора осуществлялся в городах, то сейчас сюда включен и вывоз отходов из сельских поселений, чего никогда не делалось», — подчеркнул он.

«Наше требование не такое сложное: когда начнется строительство мусороперерабатывающих заводов? — подвел итоги дискуссии спикер Заксобрания Шимкив. — Надо честно сказать: в деревне-то просто никакой реформы нет. И просто дурь — возить из района в район. Представляете, что это такое? Сначала надо за 70 километров доставить в районный центр, затем за 70–80 километров — в другой район». Он поддержал предложение о том, чтобы обсудить реформу по обращению с ТКО на ноябрьской сессии Заксобрания.

Я не просто пишу о работе новосибирских парламентариев в контексте «мусорной» реформы. Их работа должна стать образцом и для парламентариев Татарстана. Не стоит замыливать публичное обсуждение реформы, чтобы потом в кулуарах тихо объяснять: нам, мол, сверху сказали не трогать эту тему. Нужно вынести ее на заседание профильного комитета, а затем и на сессию. Вопросы, волнующие избирателей Татарстана, за исключением строительства МСЗ, не сильно отличаются от проблем Новосибирской области. Это и обоснованность размера тарифа и нормативов накопления ТКО, и внедрение раздельного сбора мусора, и работа региональных операторов в целом, а также в сельской зоне. Почему мы до сих пор не знаем, когда регоператоры начнут строить объекты, предусмотренные республиканской терсхемой обращения с ТКО? Например, тех же мусоросортировочные станции? Как будет внедряться система пониженного тарифа при введении раздельного сбора мусора? Да, подобные вопросы обсуждаются в комитете РТ по тарифам, но заседания закрыты, а общественности после них предлагают малосодержательные пресс-релизы. «Мусорную» реформу следует рассматривать открыто и гласно, то есть на заседании Государственного Совета.

Еще лучше, если эту тему вынесет на обсуждение парламентское большинство в лице «Единой России». Почему новосибирские единороссы не боятся разговаривать в региональном парламенте о «мусорной» реформе, а наши предпочитают ее не замечать? Ведь в Татарстане «Единая Россия» — это партия победителей, а они не должны бояться сложностей. Избиратели им скажут только спасибо.

Депутат Государственного Совета РТ Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции