Казань по генплану-2040 прирастает 73 новыми мостами, 57 новыми развязками и кольцевой железной дорогой Казань по генплану-2040 прирастает 73 новыми мостами, 57 новыми развязками и кольцевой железной дорогой Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕ ПОПАСТЬ В ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС: С ЧЕМ КАЗАНЬ ВСТРЕТИТ РАСТУЩУЮ АВТОМОБИЛИЗАЦИЮ?

Сегодня в исполкоме города раскрыли подробности транспортной схемы столицы РТ. Напомним, что ранее в ходе серии пресс-конференций рассказывали о 13 «точках» нового жилищного строительства и будущих социальных объектах. Также подробно власти ранее описали решения, принятые относительно «горячих» мест генплана — была сужена дорога в Вознесенском, дублер Горьковского шоссе не обошел дачников (не получилось договориться с РЖД), дербышкинцам предложили на выбор один из вариантов трассировки.

Транспортная схема города получилось масштабной, включающей развитие не только дорожной сети, но и всего общественного транспорта, транспортно-пересадочных узлов, метро (разработчики генплана по итогам поступивших предложений включили план развития казанского метрополитена в расчетный срок, а не оставили его за рамками). Город зарезервировал коридоры для 26 станций «подземки».

Для начала приведем основные показатели. По словам заместителя главного архитектора Тимура Кадырова, уровень автомобилизации в Казани с учетом роста численности населения до 1,5 млн человек к 2040 году заметно вырастет. Сейчас на 1 тыс. населения приходится 340 машин. К 2040 году их будет уже 413, поэтому проектировщики по максимуму учли этот рост в расширении улично-дорожной сети с нынешних 1796 км до 2152 километров. Для сравнения: в действующем генплане-2007 закладывалось 250 машин на 1 тыс. жителей, в Москве этот показатель составляет 318 авто, в Санкт-Петербурге — 353 машины на 1 тыс. жителей.     

Нажмите, чтобы увеличить

По словам председателя транспортного комитета города Айдара Абдулхакова, если все оставить как есть, то город встанет в 8–9-балльных пробках. Поэтому хотя в генплане много внимания уделено дорогам, но приоритет все же отдан общественному транспорту. «С другой стороны, мы тоже не можем дать точный прогноз. Возможно, к 2050 году люди откажутся от легковых автомобилей, если будет удобной система метробусов, метро, скоростных трамваев, — сообщил Абдулхаков и полушутя-полусерьезно добавил толику научной фантастики. — А может быть, уже в воздух переберутся и начнут летать в индивидуальных летательных аппаратах».

Из приятных новостей — пока город не предполагает делать платный въезд в центр для сдерживания автомобилизации. А вот развитие оплачиваемого парковочного пространства расписано на ближайшие годы по территории до Малого казанского кольца. Эффект от платной муниципальной парковки уже есть — скорость движения транспорта на участках с муниципальной парковкой вырастает на 5–7%. Так что к 2040 году платные парковки будут расползаться и за пределы Малого кольца. 

«В генеральном плане нет демотивации использования личного транспорта. Есть мотивация применения альтернативы — общественного транспорта», — подчеркнул Кадыров.

По мнению Айдара Абдулхакова, если все оставить как есть, то город встанет в 8-9-балльных пробках По мнению Айдара Абдулхакова, если все оставить как есть, то город встанет в 8–9-балльных пробках Фото: Амир Сафин

КОРРЕКТИРОВКА ЛИНИИ МЕТРО, ЗАКОЛЬЦОВКА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, 17 ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ и велодорожки

Для моделирования транспортных потоков была составлена математическая модель, учитывающая будущую городскую застройку, развитие общественного транспорта и уровень автомобилизации. Кадыров также подчеркивал, что генплан — это специальная программа, в которой можно будет вести мониторинг его реализации, своевременно реагировать на развитие города. В целом за счет предлагаемых решений скорость движения транспорта в городе к 2040 году вырастет с 22 км/ч до 27 км/час.

Важным решением для растущих пассажирских и автомобильных потоков должны стать 17 крупных транспортно-пересадочных узлов на границах и в пределах города. Они появятся у ж/д вокзалов «Казань-1» и «Казань-2», Компрессорного завода, станций метро «Проспект Победы» и «Кремлевская», вблизи ул. Абжалилова, в районе автовокзалов «Восточный» и Южный, у ж/д станций 804-й км, Новое Аракчино. На них же запланировано размещение перехватывающих парковок.

Внесены незначительные изменения в трассировку метро из-за того, что «подземка» будет дублировать пятый скоростной трамвай. Разработчики предложили прокладку тоннеля не напрямую от ул. Сахарова до Компрессорного, а через районы будущей жилой застройки у старого аэропорта и далее на Квартал. Но, конечно, говорить о конкретной «посадке» станций пока преждевременно — это вопрос проекта планировок. 

Нажмите, чтобы увеличить

Другой большой проект — внутригородское пассажирское сообщение железнодорожным транспортом, которое подразумевает использование существующей инфраструктуры железной дороги, без изъятия земель и сноса объектов. Практика общемировая, а яркий тому пример в России — московское центральное кольцо с 31 станцией. В Казани маршрут следующий: ж/д вокзал «Казань-1» — Новое Аракчино — Восстания (соединена со ст. м. «Северный вокзал») — Компрессорный — Ометьево (связь со ст. м. «Аметьево») — Вахитово — «Казань-1». По задумке, это повысит связность городских районов, в том числе новых. А также перехватит часть пассажирского потока с арского и зеленодольского направлений. Проект курируют минтранс РТ и РЖД.

Прозвучал в ходе пресс-конференции и вопрос о том, заложены ли в транспортную схему города велодорожки. «Велодорожки можно реализовать на всех заложенных улицах», — сказал Кадыров. Он пояснил, что в транспортной схеме они не указаны, но обязательно найдут свое отражение в проектах планировок.


ПЕРВОоЧЕРЕДНЫЕ РАЗВЯЗКИ И ДОРОГИ, МЕТРОБУС В ДЕРБЫШКИ И ТРАМВАЙ В «САЛАВАТ КУПЕРЕ»

На фоне неспешного расширения «подземки» (с 2019 по 2024 годы на метро направят всего 6 млрд рублей — ежегодно по 1 млрд рублей, чего достаточно для строительства одной станции с тоннелями) развитие общественного транспорта города представлено в генплане ростом протяженности наземного метро, то есть скоростных трамвайных линий и метробуса.

Проектировщиками предложено три варианта маршрутов метробусов до ж/д вокзала «Казань-1»: от поселка Дербышки, от улицы Гаврилова и от Лесного городка (район М-14). Этот вид транспорта будет двигаться по специальной выделенной полосе или изолированной полосе без разрывов. Вместимость — 300 пассажиров, провозная способность метробуса — более 8 тыс. человек в час. По словам Абдулхакова, при поддержке президента РТ Рустама Минниханова из бюджета РТ уже выделено 15 млн рублей на проектирование. Проведенные ранее расчеты показали, что все три линии ориентировочно обойдутся в 7 млрд рублей.

Нажмите, чтобы увеличить

Также на период первой очереди реализации генплана запланировано строительство двух линий скоростного трамвая. Уже сейчас идет закольцовка маршрута №5 по Большому казанскому кольцу — вот так это выглядит с высоты птичьего полета. В перспективе — строительство новой линии до микрорайона «Салават Купере» (от существующей линии по улице Большая Крыловка в направлении Горьковского шоссе по улицам Болотникова — Фрунзе, далее по улице Васильченко вдоль «Казаньоргсинтеза» и затем через весь «Салават Купере»). Проектировщики также не поддержали идею минтранса РТ по прокладке в строящийся микрорайон «Салават Купере» электрички, отдав предпочтение трамваю. Городу удобнее «завести» в район трамвай с интервалом движения в пять-шесть минут, а не электричку раз в полчаса или в 20 минут. Тем более что под коридор железной дороги придется рубить лесопарк «Лебяжье», у железнодорожных путей больше санитарная зона, их нельзя подвести близко к жилому массиву, перечисляли проблемы докладчики. Ну и, наконец, это будет отдельный билет на проезд. 


Строительство скоростного трамвая в «Салават Купере» оценивается в 8 млрд рублей. Еще столько же необходимо на закольцовку трамвая №5 и на продление трамвая №4 до улицы Завойского с полной реконструкцией существующих путей. Все эти проекты — в числе первоочередных. Отметим, что совокупно создание сети метробусов и трамваев оценивается примерно в 23 млрд рублей — около того стоят 4–5 станций метро. И примерно столько же Казань вкачала в ремонт дорог за последние три года. 

Всего же в генплане предусмотрено строительство 38,3 км трамвайных путей, в том числе новая линия на территории проектируемого экорайона на месте бывших артиллерийских складов. В целом протяженность сети наземного городского пассажирского транспорта через 15 лет должна вырасти с 420 до 778 километров.

Конечно, в первую очередь город планирует продолжить достройку дорог Большого казанского кольца Конечно, в первую очередь город планирует продолжить достройку дорог Большого казанского кольца Фото: Амир Сафин

Конечно, в первую очередь город планирует продолжить достройку дорог Большого казанского кольца, в «очередниках» — дорога-дублер Горьковского шоссе (от ул. Несмелова до М-7), Вознесенский тракт, безсветофорная автомобильная дорога в отводе железнодорожных путей от станции Вахитово, с мостом в районе зоопарка и выходом на М-7 через Дербышки (тот самый участок вдоль ж/д путей, который возмущает жителей поселка). Дорога позволит снять транзитный трафик со многих городских улиц и решит проблемы заторов на улицах Технической, Ершова, Мира, считают разработчики. В списке первоочередных — развязка на перекрестке улиц Гвардейской — Ершова — Патриса Лумумбы (с продолжением последней мимо старого здания аэропорта за жилыми домами до новой развязки на улице Аграрной). Крайне необходима и развязка на пересечении проспекта Победы и улицы Губкина, Мамадышского тракта и улицы Натана Рахлина (повысит доступность ЖК «Весна» и «Светлая долина»), на перекрестке улиц Залесной — Осиновской (выезд из «Салават Купере»), на пересечении улиц Родина — Зорге, Копылова — Тэцевской, Вахитова — Большая Крыловка. Всего в плане создание 57 новых развязок, что в 2,3 раза больше существующих в городе сегодня (24).


По генплану в Казани должны появиться 73 новых моста и мостовых сооружения. Три моста через Казанку (улицы Чистопольская — Новаторов, у поселка Торфяной, вдоль Кировской дамбы и пляжа «Локомотив» к улице Несмелова), два через Волгу (улица Тихорецкая — Студенцы, пос. Аракчино — Печищи), но последние вынесены за расчетный срок. Сейчас в городе 69 мостовых переходов (в том числе через овраги и небольшие реки).