Депутаты Госсовета утвердили Марата Зяббарова на посту министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана. Заодно он становится вице-премьером республики. «БИЗНЕС Online», пообщавшись с узким кругом знающих Зяббарова друзей и коллег, рассказывает о том, как Рустам Минниханов забрал его в политику прямо с полей, чему научил вице-премьера его легендарный дед, какие отношения сложились у молодого министра с Иваном Егоровым и Айратом Хайруллиным и сколько раритетных авто в его коллекции.
1. ТРУДУ УЧИЛ его ОТЕЦ
Марата Зяббарова с раннего детства приучили — землю нужно любить. Эти основы в новоиспеченного главу минсельхоза РТ заложил его отец Азат Зяббаров
Одного из самых молодых министров и самого молодого вице-премьера Татарстана (а Марату Зяббарову в июле исполнилось 36 лет) с раннего детства приучили — землю нужно любить. Эти основы в новоиспеченного главу минсельхоза РТ заложил его отец Азат Зяббаров. Сейчас он глава республиканского Россреестра, а в советское время был одним из самых легендарных аграриев республики — Зяббаров-старший возглавлял совхозы «Уруссинский» и «Дружба» в Ютазинском и Высокогорском районах ТАССР.
Знакомые с новым министром собеседники «БИЗНЕС Online» рассказывают, что Зяббаров-отец брал сына на работу с первых лет его жизни. Уже лет в 6 Марат сам рвался в поле: говорят, он просился за руль, папа сажал его на колени и давал порулить баранкой.
В поле Зяббаров-младший не отбывал номер. Отец закреплял его за одним из работников: один день будущий глава министерства мог провести с главным агрономом, другой — уже с зоотехником. Сам Азат Галимзянович тоже учил сына, рассказывал ему о каждой сельскохозяйственной культуре: из какой пекут хлеб, какая идет на корм скоту.
Будущий министр, как рассказывают его близкие знакомые, по-настоящему кайфовал от сельской жизни хозяйственника, вопроса о том, где он проведет летние каникулы, не возникало. Все это отложилось и на будущем: ныне чиновник — жаворонок, поговаривают, что каждый день он начинает в 5 утра.
2. ДЕД БЫЛ ЛЕГЕНДАРНЫМ СЕЛЬХОЗТЕХНИКОМ
Вообще, сельское хозяйство — родовое ремесло Зяббарова. Дед молодого министра тоже легенда отрасли. Галимзян Зяббаров многие годы руководил предприятием «Чистопольская сельхозтехника», оно занимало лидирующие позиции в ТАССР.
Галимзян Гимранович был на высоком счету. Поговаривают, что гостем дома Зяббаровых не раз бывали два бывших первых секретаря обкома ТАССР Гумер Усманов и Минтимер Шаймиев, ставший впоследствии первым президентом Татарстана. В районе руководителя сельхозтехники также уважали. Он, как мог, помогал селам. Например, построил детский сад в селе Малый Толкиш, там же подсобил со школьной столовой.
Однако пожить много Галимзянову Зяббарову было не суждено. Он умер в 59 лет. Рассказывают, что глава семьи много курил и скончался от рака. Будущий министр, говорят, сделал для себя выводы: до сих пор у него нет вредных привычек.
3. БЛИЖНИЙ КРУГ вице-премьера
Среди его друзей особенно выделяется ныне гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов
Рассказывают, что в детстве родители отдали ребенка в музыкальную школу — учиться играть на баяне. Музыкалку он бросил через три года. Примерно так же было с секцией карате. Ничто не могло заменить ему поле. «Другого ничего не видел и не хотел», — говорят наши собеседники.
Среди его друзей особенно выделяется ныне гендиректор «Татспиртпрома» (ТСП) Ирек Миннахметов. Их в раннем детстве познакомили отцы: Зяббаров-старший был руководителем исполкома и первым секретарем Высокогорского района, Джаудат Миннахметов руководил районом уже в середине 90-х. Общались семьи и до этого. Дружил Марат Азатович и с другими отпрысками высокопоставленных высокогорских кадров.
После школы поступил в КГФЭИ. Поговаривают, что так же — из-за друзей, что были чуть старше и уже выбрали этот вуз. В студенчестве Зяббаров вел себя довольно скромно: шумных вечеринок не любил, с друзьями встречался в тихих кафе или на квартирнике. Студенческие годы подарили ему немало новых друзей, например, он учился с Алексеем Демидовым, ныне директором «Алексеевской керамики» и представителем известной в республике фамилии. Дружит Марат Азатович и с Сергеем Демидовым, главой Алексеевского района.
Одним из самых близких друзей — наряду с Иреком Джаудатовичем — наши источники называют Айрата Зиатдинова. Сейчас он возглавляет ДРКБ, до этого был главврачом студенческой поликлиники Казани. Рассказывают, что еще один близкий друг Зяббарова — это Сергей Димитриев, глава Кукморского района. Символично, что друзья, по данным источников, были и конкурентами — входили в министерский шорт-лист.
4. КОЛЛЕКЦИОНЕР РАРИТЕТНЫХ АВТО
Вместе с отцом Марат Зяббаров уже много лет собирает коллекцию раритетных автомобилей — их в семье не менее 20 штук
Несмотря на открытый характер, Зяббарова нельзя назвать человеком, который легко попадает под чужое влияние. Характерный пример: так называемая высокогорская золотая молодежь повально увлекается автогонками. Марату Азатовичу же скорость не близка. Впрочем, определенная страсть к машинам у него все же есть. Вместе с отцом он уже много лет собирает коллекцию раритетных автомобилей — их в семье не менее 20 штук.
Звезда коллекции — серебристый Mercedes SL 1959 года выпуска, указанный в декларации главы минсельхоза. Зяббарова несколько раз видели за рулем этого автомобиля в Казани. Остальные машины в коллекции скромнее: например, на один из дней рождения друзья подарили ему «ГАЗ-69».
5. ЦЕНИТЕЛЬ ФИЛЮСА КАГИРОВА, АЛИНЫ ШАРИПЖАНОВОЙ И САЛАВАТА
В семье Зяббаровых разговаривают на татарском, Марат Азатович не потерял корней. Он периодически слушает татарскую музыку
Зяббаров давно женат, у него дочь и сын. Рассказывают, что последнего он отдал в школу в 6 лет — в том же возрасте, что и пошел в образовательное учреждение сам. Сын, которому уже 7, очень любит футбол, хоккей, фанатеет от Даниса Зарипова. Марат Азатович, который шумных мероприятий не любит, да и к профессиональному спорту равнодушен, делает для сына исключения, водит на «Казань Арену» и «Татнефть Арену».
Что можно сказать о культурных пристрастиях четы Зяббаровых? В них главенствует супруга, которая, как рассказывают, периодически водит мужа в театр им. Камала. Обязательно — на татарские спектакли. К слову, в семье Зяббаровых разговаривают на татарском, Марат Азатович не потерял корней. Он периодически слушает татарскую музыку. Несколько наших источников видели его на концертах Салавата, говорят, ему нравится совместное творчество Филюса Кагирова и Алины Шарипжановой. Вероятно, особо углубляться в культуру не позволял сверхзагруженный график. Придется исправляться, ведь, как известно, министр сельского хозяйства — это еще и министр культуры на селе.
6. РУСТАМ МИННИХАНОВ ЗАБРАЛ ЗЯББАРОВА В КРЕСЛО ЗАММИНИСТРА ПРЯМО С ПОЛЯ
Как Марат Азатович стал чиновником? По одной из версий, в Казани на него давно положили глаз, руководству республики нравился молодой и усидчивый сельскохозяйственный менеджер
Сразу после вуза Зяббаров вернулся на малую родину, фактически в родовое хозяйство — «Бирюли». Отец руководил им с 1990 по 2003 год. Совхоз, а потом агрофирма выращивала пшеницу, рапс, все кормовые виды культур, был коровник, а главное — одноименный племенной завод пушнины, который удалось сохранить в годы перестройки.
Первая запись в трудовой книжке Зяббарова-младшего появилась в 17 лет. Официально он был программистом ЗАО «Бирюли». Рассказывают, что в то время будущий глава минсельхоза плотно изучал ремесло аграрной бухгалтерии и отчетности. Позже он возглавил одноименный племенной завод, а потом, после ухода отца на госслужбу, руководил всей агрофирмой.
Как Марат Азатович стал чиновником? По одной из версий, в Казани на него давно положили глаз, руководству республики нравился молодой и усидчивый сельскохозяйственный менеджер. Во время одного из облетов полей вертолет с Рустамом Миннихановым и Маратом Ахметовым на борту приземлился в Высокогорском районе. Президент подозвал к себе Зяббарова и сказал тогдашнему главе минсельхоза: «Вот, Марат уже лет 10 руководит хозяйством, присмотрись к нему». У Ахметова тогда как раз ушел один из замов — и он, не раздумывая, пригласил Зяббарова к себе. Был 2013 год.
7. ЧЕМУ НАУЧИЛ МАРАТ АХМЕТОВ
Марат Ахметов сразу настроил Марата Зяббарова на то, что работать в минсельхозе будет непросто. «Результата своей работы ты не увидишь», — цитируют Ахметова наши источники
Марат Азатович, по слухам, карьерой чиновника не грезил и первое время даже слегка побаивался работы на госслужбе. Логика была: если в бизнесе у тебя есть четкие финансовые показатели, то в министерстве эффективность определить сложно. Да еще и старожил политического олимпа республики Ахметов его сразу настроил на то, что работать в минсельхозе будет непросто. «Результата своей работы ты не увидишь», — цитируют первого наши источники.
Что Марат Готович поручил курировать Марату Азатовичу? Во-первых, инфраструктуру села: Зяббаров отвечал за строительство жилья для работников сельского хозяйства. Во-вторых, ему подчинялся организационный отдел, который был ответственным за протокол мероприятий, расписывал рабочий день министерства поминутно. Именно «протокольная» работа позволяла Зяббарову постоянно находиться при Ахметове, впитывать его опыт и учиться дисциплине.
В-третьих, Зяббаров курировал отдел кадров. Он неплохо научился разбираться в людях и потенциальных сотрудниках. В-четвертых, отвечал за систему документооборота министерства. Тут пригодились знания, полученные в «Бирюлях».
8. В БУИНСКЕ НАШЕЛ ОБЩИЙ ЯЗЫК С ИВАНОМ ЕГОРОВЫМ
Поговаривают, что у Зяббарова сложились уважительные личные отношения с Иваном Егоровым
Весь этот опыт помог Зяббарову в Буинском районе. Туда он уехал в 2017 году. Тогда пошли первые слухи о том, что он реальный кандидат на то, чтобы стать преемником Ахметова. Наши источники в окружении Марата Азатовича заявляют, что это не так. Якобы Зяббаров не ожидал, что период работы в Буинске будет столь коротким — лишь два года.
Так чем же помог опыт зама главы минсельхоза? Сфера, за которую во Дворце земледельцев отвечал Зяббаров, подразумевала постоянное общение с другими ведомствами. Он оброс связями в кабмине, пониманием механизмов согласования решений. Так что в Буинске у него не возникало вопросов относительно того, кому звонить, к кому обращаться в случае возникновения проблем.
А те были. Например, местные жители жаловались на освещение улиц и домов, с наступлением темноты город действительно «засыпал». Марат Азатович решил вопрос с фонарями за пару месяцев. «Старался слушать и слышать каждого», — так описывают манеру общения Зяббарова с местными жителями.
Подчиненные запомнили его несколько другим. Он, привыкший к абсолютной ахметовской дисциплине, был разочарован, что многие чиновники слушают, кивают головой, но ничего не делают. Зяббаров боролся с этой болезнью неожиданными проверками. «Доверяй, да проверяй», — одна из любимых фраз Марата Азатовича в Буинском районе.
Данный район хотя и полностью аграрный, но очень непростой, т. к. в нем пересекаются интересы очень влиятельных игроков не только республиканского, но и федерального масштаба. Например, одним из его теневых «хозяев» называют бывшего гендиректора «Татспиртпрома» Рашида Шайхутдинова. Плюс здесь находится спиртзавод «Русского стандарта», в свое время купленный у ТСП Рустамом Тарико. Поговаривают, что у Зяббарова сложились уважительные личные отношения с Иваном Егоровым, владельцем «Ак Барс Холдинга», одного из крупнейших землевладельцев района, которому также принадлежит компания «Буинский сахар». По данным «БИЗНЕС Online», Иван Михайлович также имел своего кандидата на пост в минсельхоз — Михаила Афанасьева. Несмотря на это, Зяббаров нашел общий язык с могущественным главой «Ак Барс Холдинга», что, впрочем, возможно, в первую очередь является заслугой самого дальновидного Егорова.
Наши собеседники считают, что отчасти успеху Заббарова в традиционно мишарском районе могли способствовать чистопольские корни его семьи — там, как и в Буинске, в основном проживают представители именно этой части татарского народа, которым приписывают высокую степень предприимчивости и пассионарности.
9. КАК НАЗНАЧАЛИ МИНИСТРА И КТО ПОПАЛ В ШОРТ-ЛИСТ
По нашим данным, до последнего момента у Зяббарова были два конкурента — глава Тетюшского района Рамис Сафиуллов (на фото) и его коллега из Кукмора Сергей Димитриев
Сельское хозяйство — самая консервативная отрасль республики. Традиционно она на особом контроле у первого лица РТ: благосклонен к селу был и Минтимер Шарипович, трепетно относится и Рустам Нургалиевич. Трудно в это поверить, но за всю постсоветскую историю Татарстана и до Зяббарова аграрным комплексом республики руководили три министра — Фатих Сибагатуллин, Валерий Васильев и Марат Ахметов. Марат Азатович лишь четвертый глава минсельхоза РТ.
По данным наших источников, о том, что Зяббаров вошел в шорт-лист кандидатов, он узнал 14 сентября. По нашим данным, до последнего момента у него были два конкурента — глава Тетюшского района Рамис Сафиуллов и его коллега из Кукмора Сергей Димитриев. Обоих двигали авторитетные люди. По некоторым данным, 17 сентября Зяббарова вызвал к себе президент Минниханов и объявил: ты возглавишь министерство. Это был его выбор, личный, как говорится, кадровый джокер президента.
10. ЦЕЛИ ЗЯББАРОВА: СОХРАНЕНИЕ СЕЛА И МАССОВАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ
Какой стратегии будет придерживаться новый министр? Наши собеседники считают, что в первую очередь его задача — сохранение и развитие села
Ближайшая задача Зяббарова в минсельхозе — создание новой команды. К примеру, неделю назад ушел зам по животноводству Назип Хазипов, который возглавил Тюлячинский район. А с весны сидит на чемоданах первый заместитель Николай Титов: он, как ранее писала наша газета, должен возглавить Институт переподготовки кадров агробизнеса.
Кого Марат Азатович возьмет себе в замы, пока неизвестно. Хотя в узком кругу друзей он поделился, что уже нашел кандидатов, люди ждут согласования на уровне руководства республики. Их фамилии Зяббаров держит в секрете, лишь говорит, что для минсельхоза это новые люди.
Какой стратегии будет придерживаться новый министр? Наши собеседники считают, что в первую очередь его задача — сохранение и развитие села. Благо опыт есть — и в должности зама, и на посту главы района Зяббаров работал над сельской инфраструктурой.
Вторая задача — цифровизация отрасли. И на эту тему он сразу после утверждения в Госсовете уже провел совещание. На нем Марат Азатович, по нашим данным, предложил в реальном времени отслеживать площади посева и уборки полей. В общем, его легко можно назвать фанатом электронной сельхозотчетности, одного из самых действенных средств в борьбе с приписками — советским рудиментом отечественного сельского хозяйства. Да и в целом новый министр и вице-премьер, говорят, мечтает, чтобы вся информация о том или ином поле была в смартфоне простого агронома.
Будущее Зяббарова на данном посту во многом будет зависеть и от того, как быстро он найдет общий язык с федеральным центром. У республики осталось не так много лоббистов аграрного цеха. Например, ушел с госслужбы известный ученый-почвовед, уроженец Татарстана Петр Чекмарев. У Зяббарова, впрочем, как поговаривают, сложились неплохие отношения с влиятельным депутатом Госдумы Айратом Хайруллиным, основателем агрохолдинга «Красный Восток Агро», в отличие, кстати, от его предшественника Ахметова.
Что до наших экспертов, то они ждут от Зяббарова прорыва в самом сельхозпроизводстве республики. В первую очередь — в глубокой переработке зерновых. Учитывая мировой спад цен на зерно, подобное бы добавило агробизнесу РТ маржинальности. «В этом плане мы отстаем от ведущих стран», — заявил один из наших собеседников.
Еще один вызов, стоящий перед Зяббаровым, — перестройка бизнес-отношений в аграрном секторе на основе, как это ни высокопарно звучит, честности и прозрачности. Речь идет не только о той самой борьбе с приписками и погоне за все большим валовым сбором той или иной сельхозкультуры. В агрокомплексе республики проявляется так называемый синдром «Вамина» и «Золотого колоса». Бизнес-схемы рухнувших агрогигантов продолжают тормозить развитие отрасли. Время огромных агрохолдингов, которые монополизируют рынок и землю, поглощая львиную долю идущих на поддержку всего сельского хозяйства государственных субсидий, не закончилось. Причем сами эти мастодонты страдали экономической неэффективностью. «Данный синдром до сих пор не преодолен, — говорит один из наших экспертов. — Вопрос в том, хватит ли у нового министра смелости. Здесь потребуется поддержка первого лица».
Сектор сельского хозяйства, безусловно, требует аудита. По мнению экспертов, одна из первоочередных задач нового министра — построить грамотную работу при распределении все тех же субсидий в пользу независимых от крупных агрохолдингов сельхозпроизводителей.
Ничего из этого не сделать без грамотной команды менеджеров, при отборе которых Зяббаров должен выбирать единственный критерий — эффективность в современных условиях развития экономики.
В общем, как бы то ни было, в аграрном секторе республики (который сам по себе для Татарстана больше, чем просто бизнес) наступает новая эпоха. После двадцатилетия правления Ахметова, впитавшего в себя лучшие остатки советского уклада и соединившего это с новым рыночно-капиталистически подходом (что нередко выглядело, прямо скажем, номенклатурно-олигархическим), как ни крути, приходит менеджер новой волны, главный вызов для которого — перевести село и аграриев в эффективный режим: с крепкими хозяевами на земле, тружениками, которые должны перейти в новый средний класс, и качественной продукцией, которая будет востребована и в РТ, и далеко за ее пределами.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 283
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.