Накануне случился переполох среди культурной общественности Казани. Шоумен Айдар Садыков задался вопросами — кто, почему и, самое главное, зачем позолотил скульптуру Мусе Джалилю у Спасской башни Казанского кремля? Накануне случился переполох среди культурной общественности Казани — кто, почему и, самое главное, зачем позолотил скульптуру Мусы Джалиля? Фото: Василий Иванов

«ПОХАБЩИНА» ИЛИ ПРОСТО «ПЕРЕСТАРАЛИСЬ»?

Накануне вечером переполох среди культурной общественности Казани вызвало сообщение в группе Kazan Nostalgique в «Фейсбуке». Его автор — шоумен Айдар Садыков — задался вопросами: кто, почему и, самое главное, зачем позолотил скульптуру Мусы Джалиля у Спасской башни Казанского кремля? «Эффект бронзы, патины или искусственного старения? Лучше, чем оригинал, красивше же, — с ноткой сарказма написал Садыков. — Представьте, что нечто подобное можно и с Вахитовым сотворить или Ульяновым на „сковородке“? Как вам? А давайте все памятники перекрасим! Разукрашку сделаем: лицо одним цветом выкрасим, одежду — другим, обувь — третьим… Кощунство какое-то и как минимум неуважение к авторам памятника… Самодеятельность на грани вандализма».

По мнению автора сообщения, если нанесение позолоты связано с реставрационными работами, то должно быть сделано соответствующее уведомление, дабы не шокировать казанскую общественность подобными новшествами.

В комментариях к своему посту Садыков рассказал также, что даже нашел якобы ту самую краску, которой покрасили памятник: «Spray paint bronze — бронзовая акриловая краска, предназначенная для финишного окрашивания металлических, стеклянных, деревянных, керамических поверхностей, а также ABS-пластика. Продукт может использоваться в процессе ремонта автомобиля, в быту и других сферах». Он даже прикрепил фотографию, как такая краска ложится на батареи.

Участники сообщества Kazan Nostalgique не остались равнодушными. Кто-то предположил, что инициаторы нанесения позолоты хотели показать возросшую ценность Джалиля, кто-то напомнил, что в Европе старинные памятники с зеленым налетом никого обычно не смущают, а кто-то решил отнестись к «позолотевшему» памятнику с юмором: «Загар!» Но в большинстве участники сообщества отнеслись к нововведению с негативом. «Невозможно представить, чтобы портрет Бальзака на Монпарнасе работы Родена вот так же выкрасили. Полное надругательство над автором, село какое-то, а не столица…» — написал, например, Ильдар Галеев. Кроме того, в комментариях высказывались и мысли о том, что никто, возможно, и не красил памятник — скорее всего, его просто почистили. «Перестарались, убирая „лишнее“», — отметил Ян Тинчурин. А администратор сообщества Андрей Шритт заметил, что это «похабщина» и есть повод обратиться в комитет РТ по охране культурного наследия.

Контракт предполагает демонтаж аварийных участков облицовки, восстановление утраченных гранитных плит, очистку и восстановление памятных надписей Контракт предполагает демонтаж аварийных участков облицовки, восстановление утраченных гранитных плит Фото: Василий Иванов

КАК ДЖАЛИЛЯ «ПОМЫЛИ» СПЕЦРАСТВОРОМ И СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня своими глазами осмотрел обновленный памятник Мусе Джалилю и убедился, что выглядевшая всегда привычно серой скульптура вдруг «позолотела». Однако рабочие, проводившие реконструкцию, развенчали подозрения о покрашенном памятнике, озвученные в социальных сетях. По словам рабочих, меняющих у подножия плитку, новый вид татарский антифашист получил после того, как его попросту отмыли.

Реконструкция памятника началась после конкурса, проведенного в апреле этого года. Планы отремонтировать скульптуру на площади 1 Мая тогда оформились в тендер, победителем которого стало АО «Татарское специальное научно-реставрационное управление» (ТСНРУ). Гендиректор и соучредитель общества — Юрий Егорушкин

Контракт на 2,3 млн рублей предполагает демонтаж аварийных участков облицовки, восстановление утраченных гранитных плит, очистку и восстановление памятных надписей — все работы по ремонту. О покраске памятника в условиях контракта ничего не говорится.

На бурную реакцию в соцсетях отреагировал и исполком Казани. Как пояснили в комитете внешнего благоустройства исполкома, памятник после реконструкции вернется к своему первоначальному, естественному, бронзовому окрасу. «Бронзовый памятник уже очистили при помощи традиционных в таких случаях и применяемых во всем мире бережных технологий, — сообщает пресс-служба исполкома Казани. — Так, предварительно скульптуру обработали специализированным раствором, после чего с помощью сжатого воздуха удалили отслоившуюся грязь. После этого памятник вернется к своему первоначальному, естественному, бронзовому окрасу. Планируется, что все работы будут завершены до 30 декабря».

Руководитель проекта АО «ТСНРУ» Михаил Мошковцев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что для очистки памятника применялся концентрированный мыльный состав, который нанесли с помощью кисточек, а затем образовавшуюся пену смыли воздушной струей. В результате памятник приобрел естественный для свежеотлитой бронзы вид.  «В течение пары месяцев он снова станет темным под воздействием агрессивной среды, как и все бронзовые памятники», — заверил он. По словам руководителя, за все время памятник ни разу не чистили, в результате чего он потерял «облик Джалиля»: не было прорисовки контуров глаз и ушей. Ремонтные работы проводились только с основанием памятника, в частности, была заменена треснувшая плитка.

Как сообщили нашему корреспонденту в комитете РТ по охране объектов культурного наследия, сотрудники ведомства выехали на место и убедились, что ремонтно-реставрационные работы идут по плану. «Знаменитый бронзовый монумент был покрыт плотным слоем так называемой дикой патины, из-за которой скульптура имела неоднородный зелено-голубой цвет. Бронзовую скульптуру очистили от пылесажевых загрязнений и копоти, частично убрали патину в ходе реставрационных работ», — отметили в комитете.

Памятник Мусе Джалилю был открыт в Казани 3 ноября 1966 года. Его авторы — скульптор В. Цигаль и архитектор Л. Голубовский. В 1974 году памятник включили в список памятников культуры РСФСР, подлежащих охране как памятники государственного значения (на фото – дочь Мусы Джалиля  Чулпан Залилова (в центре) с внуком Михаилом) Памятник Мусе Джалилю был открыт в Казани 3 ноября 1966 года. Его авторы — скульптор В. Цигаль и архитектор Л. Голубовский. В 1974 году его включили в список памятников культуры РСФСР, подлежащих охране как объекты государственного значения (на фото — дочь Мусы Джалиля  Чулпан Залилова (в центре) с внуком Михаилом) Фото: Шамиль Абдюшев

«И в Европе, и в Америке, и в Китае был культ старины, когда зеленые потеки окиси меди считались признаком «породы»

Отметим, памятник Мусе Джалилю был открыт в столице Татарстана 3 ноября 1966 года. Его авторы — скульптор В. Цигаль и архитектор Л. Голубовский. Монумент появился в год празднования 60-летия со дня рождения писателя. В 1974 году его включили в список памятников культуры РСФСР, подлежащих охране как объекты государственного значения.

Сейчас же экскурсоводы на площади 1 Мая рассказывают, что Джалиль в 1941-м, будучи уже известным в Татарстане поэтом, ушел на фронт. В 1939–1941 годах был ответственным секретарем союза писателей Татарской АССР, работал заведующим литературной частью татарского оперного театра, но отказался от брони. Во время одного из боев Джалиль был ранен и попал в плен. После этого он оказался в организованном немцами легионе «Идель — Урал», но сумел наладить там конспиративную работу. Во время встреч с легионерами он тайно передавал им сводки Совинформбюро, читал свои антифашистские стихи, вел пропаганду против фашизма, вербовал членов антифашистской организации. Но подполье вскоре было раскрыто, и Джалиль, как один из его организаторов, был казнен 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Моабит. Из-за того, что формально Джалиль был членом фашистского легиона, на него в 1946-м было заведено дело об измене Родине и пособничестве врагу. Только после того, как были найдены «Моабитские тетради», Джалиль был реабилитирован, а в 1956 году ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, следует ли переживать из-за золотистого цвета, который после очищения приобрел монумент.

Салават Щербаков, народный художник России, академик:

— Я знаю этот памятник, скульптор Цигаль его делал, он моим соседом был, мы в одном подъезде жили. Если очисткой монумента занимается профессионал и если памятник как-то необычно покрыт, тогда это отдельный случай. Здесь профессиональный художник или скульптор решают обновить цвет. И совсем другой случай, когда есть некое классическое состояние памятников, когда они темнеют естественным образом. Тогда, как правило, его оставляют в том виде, в каком он есть. И в Европе, и в Америке, и в Китае это происходит. Даже был такой культ старины, когда зеленые потеки окиси меди считались признаком «породы», представлялось, что это красиво. Ну разве что помоют его от силы раз в год, чтобы пыль смыть и следы от птиц, которые на него садятся. То есть обычно такие памятники не трогают. В Санкт-Петербурге была похожая история, когда готовились к 300-летию города и там тоже зеленые потеки со скульптур убрали. Я считаю, что если в таком участвовали профессионалы, архитекторы, то это одно, а если его просто оттерли — уже непрофессионально. Но к подобному очень осторожно нужно относиться. Это может быть сделано непрофессионально, чисто хозяйственными структурами, которые не имеют отношения к искусству. И тогда будет уже не авторское покрытие и не природное, а какое-то новое. Но волноваться, я думаю, не надо. Потому что природа все равно возьмет свое. Металл окислится, и бронза приобретет свой естественный цвет.

Михаил Черепанов, историк, краевед, заведующий музеем-мемориалом ВОВ в Казанском кремле:

— Никто этот памятник не мыл, его просто побрызгали бронзовой краской из пульверизаторов, я сам это видел! Думаю, это сделали работники Горзеленхоза по приказу сверху. Не сами же они такое придумали. Скорее всего, он при установке действительно и был бронзовым, и выглядел посветлее. Но так же, как и наш новый загс — Чаша на берегу Казанки, до того почернел, что сейчас уже никто и не вспомнит, что он когда-то был золотым. Я думаю, что отмыть и как-то очистить ржавую бронзу памятника Джалилю невозможно. Это ж надо тряпочками с растворителем протирать все складки. Нет, такое физически невозможно!

Я думаю, все надо было оставить как есть, не стоило красить. Это по́шло и некрасиво. Все равно что мрамор красить. Краска рано или поздно в любом случае слезет, и будет еще смешнее. 

Конечно, памятник Мусе Джалилю, который стоит в центре Казани, это хороший повод рассказать и гостям, и уж тем более жителям Казани о том, какую роль сыграл сам Муса Джалиль и его товарищи, имена которых увековечены на памятных плитах, и в освобождении Европы от фашизма, и в защите народа Татарстана от депортации. Почему у нас тут не было депортации, которая настигла, к примеру, крымских татар? В легионе «Идель — Урал» было 30 тысяч наших земляков, и Сталин бы с удовольствием организовал и для их семей и родственников такую депортацию. Если бы не эта группа Курмаша — Джалиля — Утяшева, как я их называю. Если бы они тогда не устроили массовую антифашистскую деятельность, переход на сторону партизан, а позже — борьбу с немецкими военными частями, то тогда у нас была бы депортация. Может быть, не всех казанских татар выслали бы, но очень многих. И Джалиль в этом, в защите своего народа от будущих репрессий, сыграл очень большую роль.