Фактическая средняя цена проезда в Казани на сегодня составляет 22 рубля с учетом того, что доля льготных пассажиров в общем объеме перевозок — 36,6% (на некоторых маршрутах — до 40%) Фактическая средняя цена проезда в Казани на сегодня составляет 22 рубля с учетом того, что доля льготных пассажиров в общем объеме перевозок — 36,6% (на некоторых маршрутах — до 40%) Фото: Марат Мугимов, kzn.ru

НА ПУТИ К ТАРИФНОМУ ДЕЛУ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», казанские перевозчики готовятся предложить комитету по транспорту казанского исполкома два варианта тарифного меню. Первый уже был озвучен ранее: 31 рубль по безналу, наличкой — 40 рублей, но теперь есть согласие сохранить компенсации за перевозку льготников из бюджета на уровне 18 рублей. Большая разница между наличным и безналичным расчетом, по мнению транспортников, исключит воровство и простимулирует безналичную оплату. Такая методика применена в той же Москве: в результате горожане предпочитают брать недорогие проездные, поскольку цена разового билета значительно выше. В проигрыше разве что туристы, но их деньги не экономят во всем мире.

Второй вариант — сохранение прежней цены в 27 рублей. Но при этом бюджет должен полностью платить за поездки льготников: те же 27 рублей, а не так, как сейчас — 18. В данном случае компенсации за льготников из бюджета РТ должны вырасти на 900 млн рублей. В 2018 году «автобусники» получили 800 млн рублей субсидий, из которых 600 млн рублей — за льготников. Этот вариант, впрочем, тоже компромиссный. Да, он закроет существующие дыры в расходах перевозчиков, но не позволит предприятиям полноценно развиваться.

Ведомство Александра Груничева (слева) без решения сверху не вправе повысить размер компенсаций в одностороннем порядке Ведомство Александра Груничева (слева) без решения сверху не вправе повысить размер компенсаций в одностороннем порядке Фото: «БИЗНЕС Online»

Фактическая средняя цена проезда в Казани на сегодня составляет 22 рубля с учетом того, что доля льготных пассажиров в общем объеме перевозок — 36,6% (на некоторых маршрутах — до 40%). Получается, что казанцы, рассчитывающиеся «по полной», платят за себя и приплачивают за бабушку-пенсионерку. Вот так — в чем-то, надо сказать, неприглядно — устроена эта система сейчас. Компенсации рассчитываются исходя из положений закона РТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан». При рассмотрении тарифного дела госкомитет по тарифам будет опираться на формулу, в которой прописано количество выделенных средств из бюджета РТ — не больше и не меньше. Принцип прост: сколько денег дал бюджет, столько и распределят. Ведомство Александра Груничева без решения сверху не вправе повысить размер компенсаций в одностороннем порядке. Для этого нужно решение правительства РТ. А его, по словам официального представителя казанского Кремля Лилии Галимовой, не принято. «Пока этот вопрос только на стадии обсуждения», — заявляла она в сентябре. Но пока обсуждают, те частники, что по условиям контракта обновили свои автобусы, близки к разорению, а качество обслуживания пассажиров может только падать.

При этом есть федеральный закон №220 ФЗ и приказ минтранса РФ с четкой методикой определения тарифа на проезд. Впрочем, фактически эти положения не применяются. 

Владимир Капитонов:  «Почему, имея четкие методики (расчета стоимости проезда) федерального уровня, я, как перевозчик, должен здесь что-то защищать и доказывать в госкомитете по тарифам?» Владимир Капитонов:  «Почему, имея четкие методики [расчета стоимости проезда] федерального уровня, я, как перевозчик, должен здесь что-то защищать и доказывать в госкомитете по тарифам?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Парадокс в чем? — задается вопросом гендиректор ООО „Агромир“ Владимир Капитонов (обслуживает маршрут №62). — Есть федеральное законодательство, в котором описана вся методика расчета стоимости проезда общественным транспортом. Почему, имея четкие методики федерального уровня, я, как перевозчик, должен здесь что-то защищать и доказывать в госкомитете по тарифам? Почему госкомитет принимает во внимание то, что автобус обслуживается в боксе, но не принимает во внимание содержание самого бокса? А ведь в нем должно быть тепло, электричество, подъемники. Почему не учитывается содержание и покупка оборудования, без которого выход автобуса на линию невозможен?»

Как обстоят дела с тарифами и компенсациями в соседних городах? В Нижнем Новгороде плата за наличный расчет составляет 28 рублей, 26 рублей по электронному проездному билету. При этом компенсация за льготников — 1,5 млрд рублей в год. В Самаре оплата за наличку и по «электронному кошельку» одинаковая — 28 рублей, есть маршруты с нерегулируемыми тарифами, а размер бюджетных компенсаций за 2018 год составили 2,2 млрд. рублей. В Екатеринбурге плата за проезд 28 рублей, по «электронному кошельку» 26 рублей, тарифы регулируются государством на всех маршрутах, бюджетная компенсация за льготников — 1,1 млрд рублей. В Перми, несмотря на низкую стоимость проезда в 20 рублей, широко распространена сеть коммерческих маршрутов, где проезд стоит 30 рублей. При этом компенсации из бюджета за льготников в прошлом году составили 1 млрд рублей. Во всех городах требования к транспорту несравненно ниже, чем в Казани, и практически везде есть коммерческие маршруты, которые возят только за деньги: никаких льгот.  

Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ — ЭТО ПЛАНОВО-УБЫТОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ТАК БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ ВСЕГДА»

Ежемесячно только ООО «Агромир» несет 2 млн рублей убытков, не в полном объеме оплачиваются и лизинговые платежи (40–50% от необходимого объема). И подобная ситуация — у всех казанских перевозчиков. «Общественный транспорт — это планово-убыточное хозяйство. Так было, есть и будет всегда! Напомню, мы 52 категории льготников возим по 18 рублей! Госкомитет за последние годы дорегулировался до такой степени, что отрасль все быстрее идет под откос. Причем не только в Казани, но и в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске», — отмечает Капитонов.

Перевозчики подчеркивают то, что требования федерального законодательства к перевозчикам максимально жесткие. Подвижной состав не старше 10 лет, оплата работы водителей как в среднем по отрасли от 30 тыс. до 50 тысяч рублей, кондукторов — 23–35 тыс. рублей. Плюс нормативное содержание подвижного состава, использование контрольно-кассовых аппаратов, официальное трудоустройство кондукторов и водителей. Перевозчики пытаются ловить за руку мухлюющих кондукторов при оплате деньгами мимо кассы. Система становится прозрачнее. Получается, что перевозчики исполняют требования федерального закона, но тариф им устанавливают по особым правилам, говорит Темляков. 

Между тем при расчете по нормативной методике минтранса цена проезда должна быть 49 рублей. Либо перевозчикам нужна дотация в 4,5 млрд рублей — таковы подсчеты московского НИИАТ. Об этом ранее писал «БИЗНЕС Online». Чтобы «обойти» эти требования, в Казани провели конкурс на право перевозки по городским маршрутам раньше, чем приказ вступил в силу. 

Руслан Юсупов: «Повышают тариф — мы продолжаем работать. Не повышают — автобусов на маршрутах будет все меньше и меньше, интервал между автобусами будет сокращаться, водители продолжат уходить» Руслан Юсупов: «Повышают тариф — мы продолжаем работать. Не повышают — автобусов на маршрутах будет все меньше и меньше, интервал между автобусами станет увеличиваться, водители продолжат уходить» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Повышают тариф — мы продолжаем работать, удерживаем коллективы, продолжаем вовремя и в полном объеме делать лизинговые платежи, — говорит первый заместитель директора ООО „Байлык №3“ Руслан Юсупов, чье предприятие обслуживает 43-й и 11-й городские маршруты. — Не повышают — автобусов на маршрутах будет все меньше и меньше, интервал между автобусами станет увеличиваться, водители продолжат уходить. Досудебные претензии перевозчикам уже пишут не только лизинговые компании, но и поставщики запчастей».

По словам Юсупова, долги, неплатежи по лизингу — это не самое страшное. Главная проблема — с предприятий уходят водители. Только «Байлык №3» за прошлую неделю покинули 9 шоферов, причем уходят не к другим городским перевозчикам, а, как правило, в грузоперевозки. Иностранцы едут в Москву и даже в Китай. А водителей нужно много. В этом году дали отсрочку на установку тахографов, новый срок их обязательной установки — с 1 июля 2020 года. Однако фактически установку тахографов нельзя вести без увеличения штата водителей, а очередь из желающих на низкую зарплату как-то пока не выстроилась. 

Немногим лучше ситуация и у крупных перевозчиков. В МУП «ПАТП №2» (обслуживает более 20 городских маршрутов) также говорят о росте затрат в связи с требованиями законодательства. Как и в предыдущие годы, на ситуацию влияет и инфляция. «Фактически по всем поставщикам мы сегодня имеем задолженности, многие уже и нам пишут, и в органы. Ждем решения комитета», — отметил директор МУП города Казани «ПАТП №2» Альберт Мухаметшин.

Немногим лучше ситуация и у крупных перевозчиков. В МУП «ПАТП № 2» также говорят о росте затрат в связи с требованиями законодательства. Как и в предыдущие годы на ситуацию влияет и инфляция Немногим лучше ситуация и у крупных перевозчиков. В МУП «ПАТП №2» также говорят о росте затрат в связи с требованиями законодательства. Как и в предыдущие годы, на ситуацию влияет и инфляция

ШОКИРУЮЩИЕ ВЕСТИ ИЗ НИЖНЕКАМСКА, ГОСКОМИТЕТ БЕЗ ТРАНСПОРТНОГО ОТДЕЛА И ЗАГЛОХШАЯ ТЕМА «4 РАСХОДА»

Пока казанские перевозчики ждут рассмотрения их тарифного дела, в Нижнекамске тариф, наоборот, снизили до уровня 2016 года! Впрочем, ни они сами, ни исполком Нижнекамска госкомитет об этом не просили. Документы подавались с просьбой о повышении тарифа с 22 до 25 рублей. Но в итоге проезд в Нижнекамске по банковской карте подешевеет до 20 рублей при оплате банковской картой — причем на срок до конца 2020 года! Хорошо ли пассажирам? Если учесть, что ситуация с транспортом близка к катастрофе, автобусы ходят уже с интервалами в 45 минут, это очень сомнительно. Вдобавок убытки предприятия по прогнозу на 2019 год достигнут 49 миллионов. 

ООО «Нижнекамское ПАТП» утверждает, что принятое постановление госкомитета РТ по тарифам нарушает ст. 16.1 закона РФ «О защите прав потребителей», так как понижает предельный максимальный тариф разовой поездки и провоза одного места багажа с 22 до 20 рублей при приобретении билета с помощью платежных (банковских) карт или иных электронных средств платежа с технологией бесконтактной оплаты. Директор ООО «Нижнекамское ПАТП» Юрий Иванов отмечает, что продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты. То есть не может быть так, что оплата наличными выше или ниже, чем оплата по банковской карте. Сам Иванов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что уже написал обращение в прокуратуру РТ, а также подал обращение на имя министра транспорта РТ Ленара Сафина.

Впрочем, в прокуратуре РТ не видят нарушений в постановлении госкомитета по тарифам. Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе прокуратуры РТ, закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров. Но в случае с перевозчиками вступают в силу иные нормы, и это подтверждается практикой Верховного суда РФ: «Устанавливая тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, государственный комитет РТ по тарифам реализовывал предоставленные ему административные публично-властные полномочия. То есть полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. Как следует из положений пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Солидарны с этой оценкой и в минюсте РТ, который зарегистрировал постановление госкомитета. В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в ведомстве добавили, что считают отсылку Нижнекамского ПАТП к закону о защите прав потребителей несостоятельной.

Директор ООО «Нижнекамское ПАТП» Юрий Иванов отмечает, что продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты Директор ООО «Нижнекамское ПАТП» Юрий Иванов отмечает, что продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты Фото: «БИЗНЕС Online»

Но есть еще один аргумент — экономический. Снижая тариф, госкомитет увеличивает объемы выпадающих доходов Нижнекамского ПАТП. Естественно, что ведомство должно было подсчитать эти выпадающие доходы, но, по мнению Иванова, этого сделано не было. Есть и ряд других замечаний — все это сейчас отправлено министру транспорта Сафину. «Ждем результатов. Если их не будет, то будем обжаловать данное постановление в судебном порядке», — сказал Иванов корреспонденту «БИЗНЕС Online». 

Еше одно недавно вышедшее решение госкомитета по тарифам — цены на перевозки в Бугульме. Там проезд за наличку и по безналу одинаковый — 18 рублей, столько же — компенсация за льготников. То есть применена та самая схема, которую теперь просят казанские перевозчики. Сделайте тарифы по схеме 27–27–27 с учетом того, что в Казани одна из самых совершенных в регионах России систем общественного транспорта. И не надо повышать цену билета в Казани! 

Есть у перевозчиков и вопрос к компетентности специалистов госкомитета РТ по тарифам: отдел регулирования тарифов на транспортные услуги и услуги связи был расформирован. Изменилась и процедура подачи данных в госкомитет — теперь они подаются не напрямую перевозчиками, а через комитет по транспорту исполкома Казани. «Прежде у нас была хоть какая-то обратная связь с комитетом по тарифам, теперь мы в полном неведении», — говорит Юсупов.

Тут же хочется вспомнить, что в декабре 2018 года на заседании правления госкомитета РТ по тарифам, закрепившем рост цены проезда в общественном транспорте Казани до 27 рублей, председатель комитета Александр Груничев предложил казанским перевозчикам дополнительный аудит, чтобы «двигаться к более открытой и прозрачной системе». На вооружение предложено взять появившуюся еще в 2013 году у агентства по государственному заказу РТ систему электронного казначейства, именуемую в народе «4 расхода» [1) зарплата; 2) налоги и другие платежи, штрафы; 3) приобретение материалов; 4) договоры соисполнения].

Перевозчики отмечают, что дальше этого предложения дело не пошло, да и большого смысла в системе «4 расхода» они не видят — предприятия и так работают в жестких рамках законодательства, да и сама система электронного казначейства услуга не бесплатная. В самом госкомитете на запрос «БИЗНЕС Online» на момент публикации не ответили. Не получен ответ и на запрос по поводу Нижнекамского ПАТП, хотя публикация по ситуации на предприятии вышла еще 2 октября.