Лилия Хисамутдинова: «До 70% детей-школьников подвержены различным невротическим расстройствам личности — неврозам» Лилия Хисамутдинова: «До 70 процентов школьников подвержены различным невротическим расстройствам личности — неврозам» Фото предоставлено Лилией Хисамутдиновой

ДАВЛЕНИЕ ИДЕТ НА ВЗРОСЛОГО, КОТОРОМУ ВНУШАЮТ, ЧТО ОН ПЛОХОЙ РОДИТЕЛЬ

По официальной статистике, до 70% детей-школьников подвержены различным невротическим расстройствам личности — неврозам. И я даже не уверена, что у тех, кто не попал в исследование психологов, этого невроза нет. И чем крупнее город, тем выше этот показатель. Минздрав РФ последние три года бьет тревогу — неврозы вышли на первые места среди детских заболеваний. Это связано в том числе с перекраиванием системы образования. Можно не посещать детсад, не поступать в техникум, институт, но избежать школы нельзя. Ребенок должен получить минимум 9 классов образования, гарантированного Конституцией, и это правильно. Конечно, здесь есть и минусы — усредненное образование, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку.

Если семилетка не идет в первый класс без веской причины, это очень серьезные разбирательства, вплоть до лишения родительских прав. Но, к примеру, перевести его на домашнее обучение непросто, да и полностью избежать школы не удастся, поскольку все контрольные, экзамены ребенок все равно сдает там. А система образования в России сегодня морально устарела. Лидирующие позиции в международных рейтингах оценки качества занимают сейчас финская и сингапурская системы образования. Финны пошли еще дальше, они поставили себе задачу разрушить привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие. Уже сейчас из старших классов финской школы постепенно уходит традиционная урочная система — 16-летние подростки изучают не предметы, а направления. Суть в чем: в течение курса профориентационной подготовки юные будущие специалисты, выбравшие, к примеру, занятия по обслуживанию в сфере общественного питания, проходят комплексную подготовку по всему сразу — элементы математики, иностранного языка, навыки делового письма и общения в междисциплинарной форме. Иными словами, все то, что непосредственно понадобится для полноценного овладения будущей профессией. Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». У них введены направления обучения — бизнес, мода, кулинария и т. д. Ребенок может менять их. Нет никаких балловых систем, унижающих достоинство ученика.

«Можно не посещать детсад, не поступать в техникум, институт, но избежать школы нельзяРебенок должен получить минимум 9 классов образования, гарантированного Конституцией, и это правильно» Можно не посещать детсад, не поступать в техникум, институт, но избежать школы нельзя. Ребенок должен получить минимум 9 классов образования, гарантированного Конституцией, и это правильно Фото: pixabay.com/strausadolf

У нас пока система образования закручивает гайки по всем фронтам (учителя, дети, родители,) и сильно привязана к финансам. Зарплатный фонд в школе очень чутко реагирует на успеваемость учеников. Для того, чтобы повысить успеваемость и повлиять на детей, школа подключает родителей. Причем давление идет на взрослого, которому внушают, что он плохой родитель. Еще эти ОГЭ, ЕГЭ, экзамены введены с 4-го класса! Детей и родителей накручивают. Есть, конечно, немало адекватных мам и пап, которые попытаются помочь ребенку подтянуться в учебе самостоятельно или с помощью бабушек, дедушек либо репетиторов. Но чаще накрученный родитель сбрасывает агрессию на ребенка, уже попавшего под пресс в школе… Причем подбираются такие выражения: «Я за тебя краснел, меня из-за тебя вызвали». Некоторые еще демонстративно за сердечные капли хватаются. То есть на школьника взвалили ответственность не только за его неуспеваемость, но еще и за достоинство родителей. Но этот психологический прием подействует разово. А чувство вины может остаться надолго и очень тяжело лечится. Много взрослых ко мне приходят с комплексом вины, выращенным с детства, когда ему внушали, что он хуже всех. Ребенок всю жизнь живет с чувством, что родитель такой несчастный из-за него. А это не соответствует истине. Родитель несчастный сам из-за себя, но школа дает ему такой «хороший повод» отыграться на ребенке, свалить все на него.

В итоге я нередко встречаю у школьников тяжелые формы расстройств — энурез, энкопрез (недержание мочи, кала), заикание, тики, расстройства сна; средние — грызение ногтей, обкусывание волос, выщипывание бровей и волос пальцами, есть аутоагрессия, когда ребенок сам расковыривает себе пальцы до крови. К невротическим формам можно отнести набор лишнего веса или анорексию. По окончании школы здоровых детей почти нет — у кого-то осложненная миопия, сколиоз, проявление сахарного диабета и т. д. Но если разобраться, это все психосоматические заболевания. Часто болеющий ребенок — это тоже может быть следствие невротичности. Если ученик не хочет ходить в школу, то он, вполне возможно, будет часто болеть. Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте еще умеют управлять своим телом, и они могут заболеть, пожелав этого. Поэтому важно установить доверительные отношения с ребенком, не обвинять его во всем, если вы заботитесь о его физическом и психическом здоровье. Ну к кому ему еще «притулиться», как не к родителям?

«Уже сейчас из старших классов финской школы постепенно уходит традиционная урочная система — шестнадцатилетние подростки изучают не предметы, а «направления» Уже сейчас из старших классов финской школы постепенно уходит традиционная урочная система — 16-летние подростки изучают не предметы, а направления Фото: pixabay.com/StockSnap

ПОРОЙ РЕБЕНКА НЕ ПО УРОВНЮ «ЗАПИХИВАЮТ» В ГИМНАЗИЮ

Бывает, что у ребенка проблемы с памятью, но это корректируется со специалистом. Иногда ученик халтурит, но у кого он научился этому? Все идет из семьи. Порой школьник реально не тянет какие-то предметы, его не по уровню «запихивают» в гимназию, лицей, а его сила ума, интеллекта, логическое мышление, объем памяти не дотягивают до уровня выше среднего и высокого.

Другая проблема — детей в школе оценивают субъективно, имеют место симпатия и неприязнь педагога. Учителя — такие же люди, чаще всего женщины со своими проблемами в семье, со своими детьми. Хорошо, если педагог — профессионал и может абстрагироваться от этих забот, когда переступает порог школы. Но нередко свое плохое настроение учитель вымещает на детях.

Когда я работала школьным психологом, у меня были подобные негативные примеры. Для диагностики детей я присутствовала на уроках. И если первые два-три урока учительница в присутствии меня еще старалась сохранять положительный микроклимат в классе, то затем начинали прорываться ее типичные педагогические приемы и в целом недружелюбное общение — повышенный, приказной тон, оскорбления, пренебрежение детскими потребностями. «Я тебе что сказала, Петров?!» — говорила учительница. Такое сообщение, несмотря на кажущуюся безобидность, несет в себе два посыла: «Петров — тупой», Петров — не такой, как все. Педагог, выделяя ученика, начинает нездоровую динамику поведения в группе. Так зарождается буллинг. Об этом я рассказывала в прошлом блоге. Хорошо, что сейчас уроки записываются на видеокамеру и педагог может посмотреть на себя со стороны. Поэтому такой резонанс в обществе получают видеозаписи поведения учителей, снятые детьми. Понятно, что часть этих видео — провокативная, но если учитель подвергается провокациям, возможно, он не наладил хорошую коммуникацию с этими детьми?

«В начальной школе учитель очень авторитетен среди детей. И лояльность к нему безмерна, поскольку младшеклассники воспринимают учителя как вторую маму» «В начальной школе учитель очень авторитетен среди детей. И лояльность к нему безмерна, поскольку младшеклассники воспринимают учителя как вторую маму» Фото: pixabay.com/6715269

В начальной школе учитель очень авторитетен среди детей. И лояльность к нему безмерна, поскольку младшеклассники воспринимают учителя как вторую маму. Затем эта система ожиданий сильно рушится. Сегодня есть родители, которые обвиняют в неуспеваемости и других проблемах ребенка только учителей. При этом педагоги вместе с детьми должны участвовать в огромном количестве олимпиад, конкурсов, защищать категории, проходить курсы повышения квалификации за свой счет… И никто не отменяет того, что эта учительница еще и чья-то жена, мама или не очень счастливая женщина. Но подобное никого не интересует. Педагог находится между молотом — администрацией школы и наковальней — родителями. Учителя иногда «ставят на колени» перед ребенком. Нередко родители жалуются на учителя через голову, то есть не директору школы, а в прокуратуру например. Хотя именно директор должен и может грамотно разруливать конфликты.

Поэтому педагоги сегодня быстрее и чаще эмоционально выгорают. Казалось бы, школьные психологи могли бы помочь учителям. Но этого не происходит. Почему? Потому что существующие и чаще всего применяемые тестирования, например методика Бойко, содержат очень личные вопросы и они не анонимные. И тут возникает такой момент — директора школ хотят знать состояние своего коллектива, а учителя — максимально его скрыть. Никто из педагогов не хочет, чтобы его руководителю на стол положили бумагу, в которой написано, что он выгорел на 80%. Учителя предпенсионного возраста, к примеру, просто хотят доработать до выхода на заслуженный отдых. Иногда из ситуации выходят так: озвучивается только общая статистика по результатам тестирования, с педагогами проводятся мероприятия по профилактике и коррекции эмоционального выгорания. Но это не так эффективно, поскольку не индивидуально, а значит, подобная работа с учителями из-за вмешательства администрации школ все же номинальна.

Поэтому главная работа по вытаскиванию ребенка из невроза должна выполняться именно родителями и во взаимодействии со специалистами: педиатром, детским неврологом, детским психотерапевтом, психологом.

Особое внимание вам следует уделить ребенку, если он отличается: повышенной эмоциональностью, чувствительностью, склонностью к беспокойствам, страхам, впечатлительностью, злопамятностью Особое внимание вам следует уделить ребенку, если он отличается: повышенной эмоциональностью, чувствительностью, склонностью к беспокойствам, страхам, впечатлительностью, злопамятностью Фото: pixabay.com/klimkin

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ И УЗНАЙТЕ, ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА НЕВРОЗ

Невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти подходящего выхода из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести какую-то трагедию. Невроз достаточно долгое время развивается и прогрессирует, и внимательные, любящие родители вполне способны сами увидеть его симптомы и вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Основными признаками невротического расстройства у детей считаются:

Нарушение сна. Ребенок страдает бессонницей и частыми ночными кошмарами.

Головные боли и головокружения, спазмы сосудов мозга.

Нарушение аппетита. Нервные дети страдают от плохого аппетита и частых рвотных позывов (в редких случаях подростки мучаются невротической булимией или анорексией).

Мышечная вялость, постоянная слабость и быстрая утомляемость также являются верными спутниками неврозов.

Спазматические боли. Иногда невротические и психические расстройства сопровождаются болями в области сердца, желудка.

Нервные тики, нарушения двигательных функций, судороги.

Депрессии. Чаще диагностируются у подростков, сопровождаются апатией, необоснованными страхами.

Характеры у разных детей не похожи, отличается и адаптивность в стрессовых ситуациях. И если для одного ребенка «двойка» или грубое обращение учительницы почти ничего не значат, то для другого это может стать настоящей катастрофой, способной вызвать тревожное невротическое расстройство.

Особое внимание вам следует уделить ребенку, если он отличается: повышенной эмоциональностью, чувствительностью, склонностью к беспокойствам, страхам, впечатлительностью, злопамятностью, интровертированностью, потребностью в самоутверждении, честолюбием.

Существует и экспресс-методика, позволяющая по внешним признакам диагностировать примерное внутреннее состояние. Присмотритесь к своему ребенку и ответьте на вопросы, выставляя баллы: 2 балла, если указанный признак выражен и возрастает в своей интенсивности в поведении ребенка последние 3–6 месяцев; 1 балл — если указанные проявления встречаются периодически; и, наконец, 0 баллов означает отсутствие обозначенного признака в поведении ребенка.

  1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.
  2. Чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
  3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
  4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
  5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
  6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.
  7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.
  8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких.
  9. Становится повышенно возбудим, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
  10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
  11. Нарастают неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.
  12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.
  13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться; становится сам не свой, без конца меняет решение или уходит в себя.
  14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоят зуд без видимой причины, аллергия, раздражения кожи.
  15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

20–30 баллов — невроз у ребенка более чем вероятен;

15–20 баллов — невроз, возможно, был или будет в ближайшее время;

10–15 баллов — имеется нервное расстройство, не обязательно достигающее стадии заболевания;

5–10 баллов — необходимо обратить внимание на нервную систему своего ребенка;

ниже 5 баллов — отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей ребенка.

Полученные результаты — повод, чтобы обратить усиленное внимание на состояние ребенка. Окончательные выводы может сделать только соответствующий специалист.

Будьте здоровы и берегите себя.

 Лилия Хисамутдинова