«Это ненормально, только мы-то в чем виноваты?!» — жаловались накануне заместителю председателя ФСС РФ Алексею Кошелеву недовольные работой главы татарстанского отделения фонда Павла Лоханова. Родители детей-инвалидов заявляли о нарушениях их прав, невыплатах компенсаций, отмечали низкое качество закупаемых по госзаказу подгузников, колясок, обуви, а также проблемы с прозрачностью очередности санаторного лечения. За дискуссией наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Горячей накануне выдалась дискуссия на круглом столе в здании фонда социального страхования РФ по РТ
«Я сделал еженедельный контроль за работой фонда»: Как работу ФСС РФ по РТ перевели в ручной режим
Горячей накануне выдалась дискуссия на круглом столе в здании фонда социального страхования (ФСС) РФ по РТ после митинга 28 сентября с требованием отставки главы ведомства Павла Лоханова за «нарушения прав инвалидов». Бывший глава Камско-Устьинского района работает в новой должности 8 месяцев, а до этого отделение возглавлял Рамиль Гайзатуллин, перешедший в «Ак Барс Капитал» на фоне громкого скандала с распилом денег декретниц.
Теперь работа регионального отделения в еженедельном режиме контролируется из Москвы. Об этом на встрече сообщил специально прибывший в Казань зампредседателя ФСС РФ Алексей Кошелев, которого сопровождал депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов. Всего на встречу пришли более 50 человек — родители детей-инвалидов, подрядчики ФСС РФ по РТ, производители, представители органов власти.
«Я сделал еженедельный контроль за работой фонда, — сказал в ходе обсуждения Кошелев. — У меня 85 субъектов, я в один уткнулся! Так понимаю, что ситуация в республике немножко напряглась. Да, действительно, у нас тут произошла смена руководителя. При этом всегда две истории у нас сложные: когда мы забираем у субъектов полномочия (у Татарстана мы это сделали в 2016 году) и когда меняется руководитель. Старый уходит, забирает свою команду, приходит новый с новой командой. В рамках этого появляются вопросы».
А таковых у родителей детей-инвалидов было немало. Главный организатор прошедшего в сентябре митинга Юрий Никишин (его сын страдает ДЦП и эпилепсией) напомнил, что мероприятие как раз и было организовано из-за систематических нарушений установленных законом сроков выплат за приобретаемые средства реабилитации (задержка до полугода), сроков получения ортопедической обуви (сделавшие в марте заявку на летнюю обувь не имеют ее до сих пор, причем такие случаи не единичные), протезов.
«Идет некомпетенция руководителя, — сказал Никишин. — Самоуправство и произвол по компенсациям. Почему люди страдают от того, что сроки нарушаются? Прокуратура выявила». Он подчеркнул, что речь идет не о политических, а о социальных моментах — в политическом подтексте несогласных заподозрил было Фаррахов.
Юрий Никишин напомнил, что митинг был организован из-за систематических нарушений установленных законом сроков выплат за приобретаемые средства реабилитации
Заместитель председателя ФСС РФ отметил, что ревизорами выявлено только нарушение с ИП Закировым, который от имени фонда обзванивал инвалидов и говорил о том, что пришло время менять коляску, привозил ее к получателю, подписывал все необходимые бумаги, в том числе заявление с просьбой вернуть деньги на счет индивидуального предпринимателя. Все бы ничего, но коляски, которые бизнесмен привез инвалидам, дешевле и хуже тех, что указаны в бумагах. Аналогичная ситуация и с обувью. Тем, кто стал заложником этой схемы (около 1 тыс. человек), ФСС деньги перечислять пока не будет, т. к. надо соотнести фактический товар с тем, что прописан в бумагах. Кошелев заявил, что остальные компенсации перечислят в ближайшие две-три недели.
«Это ненормально, только мы-то в чем виноваты?!» — выкрикнули из зала и не верили в то, что вся ситуация невыплат субсидий возникла только из-за этого схематоза. Причину всего они видели в неразыгранных тендерах. Из-за этого в ФСС им говорят: «Покупайте, компенсируем», — но ждать возмещения приходится очень долго, хотя по закону должно быть два месяца. В целом фондом подписан 51 госконтракт, а в октябре предстоит заключение еще семи.
Порядок выдачи путевок в санатории могут изменИть. надежда на федеральный бюджет
Много вопросов было и к санаторно-курортному лечению детей-инвалидов. В течение года ФСС заключил 25 госконтрактов в данной сфере (закуплено 6,8 тыс. путевок для взрослых и детей), а этого очень мало. Кошелев объяснил, что такова система — один человек едет за счет 15, которым вроде как тоже нужны путевки, а на большее нет денег. По словам Фаррахова, до 1 февраля правительство России должно решить вопрос об обеспечении санаторно-курортным лечением, т. к. нынешняя финансовая модель не работает. Надежда только на федеральный бюджет.
Тут же посыпались жалобы в адрес Лоханова о том, что очередь на лечение непрозрачная, нельзя ее отследить, но представители фонда убеждали в обратном — она есть, можно проверять уже как три года. Инвалид Ильнур Хамидуллин сообщил, что он в очереди с 2013-го, но со своего места так и не сдвинулся, хотя и смотрит ее в электронном виде. «Почему вы не движетесь с 2013 года? Давайте поразбираемся», — сказал Кошелев и дал поручение проработать это в индивидуальном порядке.
Да и в целом у людей были вопросы к тому, как подбираются санатории, ведь они должны быть доступны для маломобильных групп, а по факту не приспособлены для колясочников, слепых, хотя лицензии у организаций есть.
Алексей Кошелев (в центре): «Почему вы не движетесь с 2013 года? Давайте поразбираемся»
«В правилах прописано, что санатории должны быть приспособлены, но лицензирование — это же не наша история», — сказал Кошелев, подчеркнув, что в тендерах указываются ГОСТы, которым должны соответствовать такие учреждения. Участники встречи, впрочем, попросили назвать хоть один санаторий в Татарстане (а путевки дают только в республиканские), приспособленный для инвалидов, но ответа так и не получили.
Да, у ФСС есть и реестр недобросовестных поставщиков — в нем уже 318 компаний, сумма наложенных штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств — 500 млн рублей. «Мы накажем поставщика по полной программе!» — обещал зампредседателя ФСС РФ, отвечая на жалобы по нарушениям сроков победителями госконтрактов.
общественный совет и свой посредник между сторонами конфликта
Остро встала проблема выдаваемых памперсов по заключенным госконтрактам. Сейчас дают три на один день, но каждый из них служит только два-три часа, поэтому было бы неплохо увеличить норматив. Замруководителя ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РТ» Ольга Пузанова сообщила, что таково федеральное законодательство — положено три памперса в день, хотя сама она считает, что их выдача должна быть индивидуальной и зависеть от состояния здоровья. «Кому-то двух достаточно, а кому-то нужно пять», — сказала Пузанова.
Фаррахов тут же задумался о необходимости изменения приказа, который регламентирует выдачу памперсов, а участники встречи уже ставили в вину новому главе фонда то, что на четвертый квартал родители детей-инвалидов пока так и не получили подгузников. Лоханов градус дискуссии несколько понизил, сообщив, что госконтракт заключен и их развоз начнется уже в понедельник.
Что же касается качества, то у получателей возникают вопросы к липучкам памперсов — содержимое в процессе использования не удерживается. Кошелев, взяв один из принесенных на встречу подгузников, решил показать, как нужно правильно их застегивать, чтобы они не съезжали, — якобы в этом вся проблема.
«А теперь попробуйте проделать тоже самое на ребенке!» — кричали в ответ сидевшие в зале. Есть вопросы и к размерности. Правда, присутствующий на встрече руководитель отдела продаж завода гигиенической продукции «Драйлок Текнолоджиз» в ОЭЗ «Алабуга» Дмитрий Агапов обещал расширить линейку продукции.
К слову, подгузники и пеленки в РТ необходимы 17 тыс. жителям РТ с ограниченными возможностями — это одна из многочисленных категорий получателей. Кресла-коляски получают 3,9 тыс. человек, протезно-ортопедические изделия — 11,2 тыс., слуховые аппараты — 1,8 тыс., спецсредства при нарушении функций выделения — порядка 3 тыс., трости необходимы 17 тыс. граждан. Всего на учете в региональном отделении ФСС состоят 48 тыс. инвалидов (детей и взрослых).
Что же не так с ортопедической обувью и почему у нее низкое качество? Кошелев объяснил, что все закупки ФСС проходят строго в рамках 44-го федерального закона «О госзакупках». «Кто ниже упал, мы с тем и заключили, — сказал он. — Вы можете купить сами и принести нам чеки, мы возмещение сделаем, но конкретно указать, что там будет „Опора“, „Ромашка“ или „Радуга“, у нас нет возможности. Мы не можем проводить торги под конкретного производителя».
На прошедших торгах закупочная цена понизилась до 2 тыс. рублей, притом что стоимость хорошей кожаной ортопедической обуви с учетом индивидуальных особенностей может доходить до 15 тыс. рублей. Приятными словами вспоминали участники встречи качество ранее закупаемой обуви у ФГУП «Казанское протезно-ортопедические предприятие», но контракт с ним не заключен. На вопрос Кошелева, почему предприятие не участвовало в торгах, управляющий филиалом Александр Ивченко объяснил, что цена упала до минимальных пределов, выполнять заказы по ней невыгодно. Услышав это, Фаррахов предложил и вовсе отказаться от закона №44-ФЗ при закупках для нужд инвалидов. «Иначе мы потеряем всю отрасль», — сказал он.
В итоге на круглом столе решили создать при ФСС общественный совет, а своеобразным посредником между руководством фонда и родителями (с их согласия) стала глава региональной общественной организации детей-инвалидов РТ «Забота» Надежда Титова. Фаррахов как депутат Госдумы РФ еще по ходу обсуждения взял в работу озвученные вопросы для проработки в парламенте. Впрочем, завершая встречу, Кошелев сказал участникам круглого стола, что благодарить фонд пока действительно не за что.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.