В КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ СЭНК СЧИТАЮТ, ЧТО РЫНОК ОЦЕНКИ НАЧАЛ ПРИОБРЕТАТЬ РЕАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

По итогам независимых исследований казанское ЗАО «Независимая консалтинговая компания «СЭНК» вошло в число ведущих игроков российского рынка оценки. О том, что сегодня происходит в этой сфере, «БИЗНЕС Online» рассказал начальник отдела оценки СЭНК Дамир Тимершин.

ОЦЕНКА КВАРТИР РЕЗКО ПОШЛА В ГОРУ

- Дамир Радикович, ваша компания попала в лидеры одного из «оценочных» Топ-100. Поясните, пожалуйста, что это за рейтинг?

- Есть немало рейтингов для выявления крупнейших оценочных компаний России, но Топ-100 журнала «Коммерсант-Деньги» – один из трех наиболее известных. По итогам 2010 года наша компания заняла в нем 23-е место.

- И о чем это говорит?

- В Татарстане мы — первые. В Поволжье — лидируем вместе с одной самарской компанией. 22 первых места — московские и петербургские компании федерального масштаба, тягаться с которыми не всем под силу.

- Сколько всего в России оценочных компаний?

- Сложно сказать. В Татарстане сто наберется точно. Но среди них много очень маленьких фирм, а также частнопрактикующих оценщиков. Есть компании универсальные, вроде нашей, представляющие широкий спектр оценки, а есть предельно специализированные. Например, когда приняли закон об ОСАГО, появилось много компаний, которые занимаются только оценкой ущерба. Их основные клиенты - страховые компании.

Крупные компании предлагают разные виды оценки, а также другие услуги (аудит, юридическую поддержку, написание бизнес-планов - консультирование широкого профиля). Некоторым клиентам это удобно, поскольку им требуются сразу несколько видов услуг. И все лидирующие компании упомянутого Топ-100 предоставляют широкий спектр услуг.

- Насколько востребованы сегодня услуги оценщиков по сравнению с прошлыми годами?

- В 2007 - 2008 годах мощно развивалось ипотечное кредитование и кредитование в коммерческом секторе. Поэтому было очень много работы, выполняемой для банков как для конечных потребителей. В конце 2008-го - начале 2009-го все это рухнуло, а оценка квартир рухнула почти мгновенно — банки просто перестали выдавать кредиты.

В 2010 году все стало разворачиваться в другую сторону. У тех же самых банков скопилось много клиентов-неплательщиков, появилось много компаний-банкротов. И если раньше мы проводили оценку имущества для залогов, то в 2010 году – для того, чтобы залогодержатель или конкурсный управляющий могли его реализовать.

А сегодня банки вновь начали активно кредитовать население, и та же оценка квартир резко пошла в гору. Недавно пришлось снова набирать сотрудников для этого направления.

Вновь набирает ход кредитование юридических лиц - пошло кредитование под залог коммерческой недвижимости. Хотя и не в таких объемах, как в 2008 году.

- Для чего еще делают оценку?

- Чтобы отчитаться перед налоговой инспекцией, акционерами.

- Как ваши клиенты распределяются по отраслям?

- Основные клиенты - нефтяники, строители и банки. Банки, конечно, обращаются не для кредитования, а когда им нужно реализовать имущество должников.

- Самая экзотическая оценка, которую приходилось делать?

- Оценивали старинный рояль. Люди где-то «откопали» инструмент начала ХХ века, производства известной фирмы. После реставрации он стал действительно хорош.

ЗАКАЗЧИКИ ВСЕ ВЪЕДЛИВЕЕ

- Оценочный бизнес - выгодный?

- Если вы на рынке закрепились, набрали достаточное количество постоянных клиентов, заработали себе имя - да. Или такой пример. Были компании, которые специализировались исключительно на ипотечном кредитовании. У них, может быть, и не было постоянных клиентов, но зато шел поток физических лиц. А в кризис этот сектор очень быстро свернулся, и эти фирмы остались совсем без работы. То есть еще хорошо быть диверсифицированной компанией - заниматься оценкой не только в одном секторе и не только оценкой.

Впрочем, сегодня любой оценочной компании выйти на рынок тяжело.

- Каков порог вхождения в оценочный бизнес?

- По большому счету, надо иметь только двух оценщиков, оргтехнику и интернет. Но еще важнее – клиенты: об их наличии желательно позаботиться заранее.

- Вы сказали, что недавно вновь набрали людей для оценки квартир. Где находите специалистов?

- Оценка квартир – один из наиболее несложных видов оценки, для этого не требуется большого опыта в оценочной деятельности. С точки зрения оценщика – рынок жилья самый развитый и понятный. Поэтому брали свежеиспеченных выпускников профильных вузов или возвращали тех, с кем пришлось расстаться в кризис. Выпускники вузов, как правило, начинают с квартир, приобретают опыт, а дальше приступят к работам посложнее.

- Какая оценка считается сложной?

- Оценка коммерческой недвижимости. В нашем деле есть три подхода для оценки. В оценке квартир применяется только один подход, а в работе с коммерческой недвижимостью – все три. А оценка бизнеса, акций, долей предприятий – еще сложнее.

- Какие тенденции можете выделить в вашей сфере деятельности?

- Заказчики становятся все требовательнее. Как выглядит стандартный отчет об оценке? Это титульный лист, далее, на второй странице указывается стоимость, скажем, объекта, а остальные тридцать страниц – наши размышления, почему он столько стоит. И если до кризиса почти никто дальше второй страницы не заглядывал, то теперь все начали читать въедливо. Особенно банки стали выдвигать больше требований и к процедуре оценки, и к оформлению отчетов.

- С чем связываете эти новые веяния?

- Люди научились считать деньги. Почему раньше никто не обращал внимания на то, что написано в отчете? Потому, что недвижимость постоянно росла в цене! Все знали, что завтра она все равно будет стоить дороже, и даже если не дай Бог, с залогодателем что-то случится, этот объект можно будет продать намного дороже, чем он оценен. Но все это в один момент закончилось. Теперь банки, которым несут в залог недвижимость, задумываются, смогут ли они ее продать. Считается не то чтобы каждая копейка, но… люди, наконец, поняли, что это такое – реально терять деньги. И если оценщик что-то не так насчитал, у банков возникает серьезный риск убытков. Залоговые службы банков теперь подвергают сомнению любые доводы.

КНУТ ДЛЯ ОЦЕНЩИКА

- Добросовестность оценщика как обеспечивается?

- Есть страхование ответственности. Если вы своими действиями (неумышленными, конечно же) нанесли ущерб, то вас должна выручить страховка. У нас застрахована ответственность фирмы и сотрудников - это 50 миллионов рублей. Плюс в СРО, в которых состоят оценщики, есть компенсационные фонды, и пострадавшая сторона имеет право получить из общего котла. Но сумма невелика – 600 тысяч. А объекты, бывает, стоят сотни миллионов. Но… пока к нам претензий не было.

И потом, добросовестность обеспечивается конкуренцией. Она среди оценщиков и так была высока, а в кризис обострилась – просто сражались за клиентов. И если клиента что-то не устраивает, он легко найдет другую фирму.

- Бывают попытки давления на оценщика?

- Есть у некоторых клиентов такое. Например, банк, учитывая хорошее финансовое состояние потенциального заемщика, одобрил ему кредит, но предупредил: мы вам можем дать такую-то сумму, но вы ее должны покрыть залогом. Клиент начинает собирать залог, а его не хватает на эту сумму. Тогда многие товарищи приходят к нам и говорят, что им одобрили кредит на столько, и они хотят, чтобы их имущество было оценено именно на такую сумму. Всякие несуразные вещи говорят, заявления, не имеющие ничего общего со здравым смыслом, делают. Приходится объяснять: мы не можем написать, что 2+2=5. Угрозы? Нет, с таким не приходилось сталкиваться.

- А что, можно найти фирму, которая оценит ваш залог дороже его реальной стоимости?

- До кризиса такие фирмы точно можно было найти, а сейчас – даже не знаю. Сложно. Все же понимают, как это опасно.

Раньше был институт аккредитации в банках, то есть они принимали оценки только от ограниченного числа оценщиков. Сейчас этого нет – ФАС протестует. Но у банков все равно есть компании, которым они доверяют больше других. Соответственно, если ты один или два раза сделаешь что-то, что банку не понравится, он исключит тебя из «белого» списка, да еще и уговорит клиента, что к тебе ходить не надо, либо будет отказывать клиенту, который придет с твоим отчетом об оценке. То есть заниматься такими нехорошими делами невыгодно. Тем более сейчас, когда, как я говорил, все научились считать деньги. И если до кризиса клиенту в одном, втором, третьем месте отказывали в завышении цены залога, а в десятом все-таки помогали, то сейчас сложнее.

И потом, в СРО есть экспертиза деятельности оценщиков. И клиент или банк могут обратиться туда с жалобой. В последнее время это превращается в реальный инструмент – кнут для оценщика. Если раньше жаловаться, по большому счету, было некому (ну, могли лишить лицензии, однако можно было открыть компанию под новым именем), то сейчас — пожалуйста, и можно жаловаться на конкретных оценщиков. И в особо вопиющих случаях их исключат из СРО с волчьим билетом.

Тимур Латыпов

На правах рекламы