6 ноября открывается IX международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia. Основатель фестиваля, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский в своем материале для «БИЗНЕС Online» рассказал, для чего существует Concordia, как лучше подготовиться к прослушиванию Карлхайнца Штокхаузена и почему так важно знакомиться с немецкими авангардистами.
6 ноября открывается IX международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia
«КАЗАНЬ ОБЯЗАНА БЫТЬ В АВАНГАРДЕ»
В этом году мы сделали ставку на немецкий авангард. Один из его лидеров — Карлхайнц Штокхаузен — для меня впереди планеты всей, в первую очередь потому, что его музыка совершенно уникальна и данного композитора здесь вообще никогда не играли. Это будет откровением для Татарстана и для казанской публики. Это как запустить ракету в космос… Вообще, популяризировать современную музыку очень сложно. К сожалению, такого рода концерты не продаваемы, это очень тяжело. И в этом смысле София Губайдулина для нас как маяк, потому что она училась и жила здесь, ее дом о ней напоминает, сама она, слава богу, жива и здравствует. Я думаю, что Казань обязана быть в авангарде в музыкальной сфере, поэтому мы играем авангард.
И в итоге количество перейдет в качество. Люди, которые привыкают к этим созвучиям, не совсем обычным и не совсем мелодичным, когда-нибудь поймут, насколько это прекрасно и потрясающе — хотя бы прикоснуться к современному искусству, в частности к современной музыке, пообщаться с ныне живущими классиками. Мне очень приятно, что Гия Александрович Канчели (Царствие ему небесное, он совсем недавно ушел) был здесь, я привозил его. Очень рад, что он видел и слышал наш оркестр, был на репетициях. Соприкосновение с людьми такого масштаба — это невероятное энергетическое насыщение! Алексей Рыбников, Александр Чайковский и сама София Асгатовна здесь были. Я считаю, что это наше достижение и, несмотря на все сложности, это надо беречь и развивать.
Один из концертов фестиваля станет вечером Берлинского филармонического оркестра. Мы сотрудничаем и дружим с огромным количеством музыкантов и наших коллег. Для меня фестиваль имени Губайдулиной — это не просто лаборатория современной музыки, а еще и мастер-классы исполнителей, которые мы имеем возможность проводить в рамках фестиваля. С ребятами поработают концертмейстер Берлинского филармонического, кларнетист Венцель Фукс и трубач Габор Таркови. Они приедут сыграть свою программу и заодно пообщаются с нашими музыкантами. Такой опыт у оркестра уже был, и неоднократно — много супермастеров уже работали с нами. Я вижу в этом огромную пользу для коллектива. Само собой, здесь происходит и культурный обмен, и обмен информацией и технологическими секретами профессии. Кроме того, солисты Берлинского филармонического оркестра проведут мастер-классы и для молодых музыкантов Казани.
«Это будет откровением для Татарстана и для казанской публики. Это как запустить ракету в космос…»
«ПОНИМАТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО, НАДО ПРОСТО ПОСЛУШАТЬ»
К нам приезжает много дирижеров — из разных стран, с разным опытом, и молодые ребята, и мастера. Не станет исключением и нынешний фестиваль. Например, Андрес Мустонен будет дирижировать программу Штокхаузена. Маэстро дружил и с ним, и с Губайдулиной, и с Канчели. Это эксперт в современной музыке, один из самых ярких дирижеров, которые практикуют и работают с ныне живущими классиками. Для оркестра невероятно полезно видеть разные способы работы, разных музыкантов и дирижеров. Думаю, будет очень красиво. Кроме того, у нас, как всегда, будет парад премьер — я уже упомянул Штокхаузена, но также впервые прозвучат работы Ивана Карабица, Бориса Лятошинского, Ильдебрандо Пиццетти, Бруно Мадерны, Томаса Адеса, Аарона Копленда, Александра Арутюняна, Николая Корндорфа. Они никогда не исполнялись, никто и понятия не имеет о том, что такая музыка есть. Это уникальная возможность для развития не только оркестра, но и аудитории.
Конечно, я всегда рекомендую готовиться к концерту. Я разговаривал с одним из своих друзей, не музыкантом, который собирается прийти в Москве на концерт Малера. Спрашиваю у него: «Что делаешь?» А он Малера слушает. Готовиться надо обязательно, потому что ты по-другому начинаешь воспринимать произведение, если ты знаешь, о чем оно, в какое время было написано, что за человек его создал. И если ты уже прослушал музыку, ее проще слушать во второй и третий раз. Некоторые слушатели сомневаются в своих силах и считают, что не понимают такую музыку… Понимать ничего не надо, надо просто послушать. Если тебя это эмоционально затягивает и приковывает твое внимание, значит, ты все правильно понимаешь.
Это не кино с попкорном, где ты сел и тебе все рассказали. Здесь происходит очень серьезная душевная работа. Необходимо как минимум понимание происходящего, а в идеале — слуховой опыт. Он намного быстрее адаптирует к тому, зачем ты пришел в зал. Сейчас очень просто подготовиться к прослушиванию такой музыки. Когда я учился, у нас ничего не было, я доставал записи из подполья. Штокхаузена тогда знать никто не знал и ведать не ведал. А сейчас сказал голосовому помощнику в телефоне: «Штокхаузен», — и тебе выстреливают записи в YouTube. По поиску можно найти не только музыкальную, но и аналитическую информацию — какую хочешь! Открыл «Википедию», пробежал глазами — и уже представляешь, насколько это может быть тебе интересно. Я понимаю, что людям в основном не до того, но это очень расширяет диапазон души и слуховой опыт.
«В первый раз тяжело слушать классическую музыку, а потом ухо привыкает, и это становится потребностью»
«КАЗАНСКАЯ ПУБЛИКА — ОЧЕНЬ ВОСПИТАННАЯ, ПОРОДИСТАЯ И РАЗБИРАЮЩАЯСЯ»
Вагнера тоже сложно слушать впервые. Да и любую музыку. Когда человек пришел на оперу, его тоже коробит, он не понимает, о чем речь. Но это и есть образование и культура, внутренняя работа и наполнение человека. То есть в первый раз тяжело слушать классическую музыку, а потом ухо привыкает, и это становится потребностью. Мне повезло, что казанская публика — очень воспитанная, породистая и разбирающаяся. Я хочу расширять ее горизонты восприятия, и потихонечку мы это делаем. Все прекрасно знают о том, что в России современная музыка звучит именно в Казани. Сама Губайдулина благословила и меня, и наш проект, и решение назвать фестиваль ее именем. Это та самая планка, с которой удобно начинать, и огромное везение.
Думаю, что популяризация немецко-австрийского авангарда в оркестре продолжится. Мы все произрастаем из европейского симфонизма — все профессора Петра Ильича Чайковского были немцами, те же Антон и Николай Рубинштейн — тоже. И я немец. Кроме того, я очень хочу поиграть современных японцев. У них совершенно уникальная партитура и звукопись. Это тоже целый интересный раздел — японская современная симфоническая музыка. Не хочу загадывать, но, возможно, однажды мы и к нему придем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.