В своем письме (вслед за которым ассоциация получила уведомление о грядущей проверке) Гайзатуллин сообщал, что передал обращение перевозчиков в госкомитет по тарифам В своем письме (вслед за которым ассоциация получила уведомление о грядущей проверке) Гайзатуллин сообщил, что передал обращение перевозчиков в госкомитет по тарифам Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы оставляем за Госкомитетом право принять правильное и экономически обоснованное решение»

Сотрудники государственного комитета РТ по тарифам сегодня пришли к казанским перевозчикам с финансовой проверкой. Сами перевозчики уверены, что она вызвана пятничным письмом министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, вслед за которым ассоциация получила уведомление о грядущем визите подчиненных Александра Груничева. Напомним, в своем письме Гайзатуллин сообщал, что передал обращение перевозчиков в госкомитет по тарифам. По словам председателя ассоциации Сергея Темлякова, сейчас сотрудники госкомитета изучают финансовую деятельность на ПАТП №2, ПАТП №4, ООО «Байлык №3», КПАП №7 и ИП Гилязова. Кроме того, по данным перевозчиков, специалисты комитета решили заодно навестить и МУП «Метроэлектротранс».

В пользу внепланового характера проверки косвенно говорит то, что автотранспортные предприятия и без того подготовили и передали в комитет по транспорту  финансовые документы, подтверждающие их убытки. Именно комитет по транспорту как заказчик услуг был намерен предоставить эти документы в госкомитет по тарифам, но, как полагают перевозчики, письмо министра финансов изменило установленный порядок. «Нам непонятно, почему комитет по транспорту исполкома Казани затягивает передачу документов в комитет по тарифам, — пишут перевозчики в своем заявлении по поводу начатой проверки. — Перевозчики уже передали все необходимые документы. Очень надеемся, что заказчик услуг (комитет по транспорту Казани) в ближайшее время передаст весь пакет документов в комитет по тарифам». 

Перевозчики как будто с распростертыми объятиями принимают проверяющих из комитета. «Нам очень отрадно, что Александр Груничев проявил инициативу. Мы уверены в компетенции ведомства, что будет вынесено правильное решение. Предприятия предоставили все документы в полном объеме, где все цифры, подтверждающие убытки и трудную финансовую ситуацию, — сообщение с таким текстом Темляков распространил по СМИ. Перевозчики также просят как можно быстрее принять решение о выделении компенсации. «Мы оставляем право за государственным комитетом РТ по тарифам принять правильное и экономически обоснованное решение. Компенсировать из бюджета за льготников полным рублем (27 рублей), либо поднять тариф для населения», — подчеркнули в ассоциации. 

По словам председателя ассоциации Сергея Темлякова, в настоящее время сотрудники госкомитета изучают финансовую деятельность на ПАТП № 2, ПАТП № 4, Байлык № 3, КПАП № 7, и ИП Гилязов По словам председателя ассоциации Сергея Темлякова, в настоящее время сотрудники госкомитета изучают финансовую деятельность на ПАТП №2, ПАТП №4, ООО «Байлык №3», КПАП №7 и ИП Гилязов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Радик Рауфович, еще раз благодарим Вас за готовность выплачивать компенсацию за льготников»

Напомним, ожидавшие долгожданной встречи с министром финансов РТ перевозчики получили ответ на свои просьбы о повышении тарифа еще в прошлую пятницу, правда, в заочной форме: министр финансов РТ направил в ассоциацию перевозчиков письмо. Его смысл сводится к следующему: министерство действует в рамках нормативно-правовой базы, согласно которой в 2020 году на компенсации перевозчикам заложено 1,1 млрд рублей (из расчета 18 рублей за одного льготника — прим. ред.). «Таким образом, финансовые обязательства по предоставлению компенсации транспортным организациям за перевозку льготных категорий граждан по социальным проездным билетам предусмотрены министерством финансов РТ в бюджете РТ на 2020 год в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в полном объеме», — считает министр. Он также «справочно» напоминает, что предложения по регулированию тарифов на перевозки пассажиров рассматривают государственный комитет по тарифам и минтранс РТ, куда минфин и перенаправил обращение перевозчиков.

Из-за недостаточной компенсации за льготников — которых только в 2018 году перевезли почти 100 млн — предприятия получают в среднем с пассажира только 22 рубля и в результате оказываются в долгах Из-за недостаточной компенсации за льготников, которых только в 2018 году перевезли почти 100 млн, предприятия получают в среднем с пассажира только 22 рубля и в результате оказываются в долгах Фото: metshin.ru

Таким образом, ожидаемого диалога не получилось. Зато перевозчики этому письму обрадовались так, будто оно приблизило желаемое повышение тарифа. Они поблагодарили Гайзатуллина за быстрый ответ. Из-за недостаточной компенсации, только в 2018 году, по данным ассоциации АТП, перевезли почти 100 млн льготников, предприятия получают в среднем с пассажира только 22 рубля, что загоняет предпринимателей в долговые ямы. Недокомпенсацию льготного проездного в ассоциации перевозчиков называют нарушением федерального законодательства, которое «четко предписывает, сколько и как надо платить» (речь идет о распоряжении минтранса РФ от 18.04.2013 №НА-37-р и его же приказе №158 от 30.05.2019). «Радик Рауфович, еще раз благодарим вас за готовность выплачивать компенсацию за льготников, если такое решение будет принято государственным комитетом по тарифам», — оптимистично ответил Гайзатуллину письмом председатель ассоциации АТП РТ Темляков.

«Если компенсация будет, то мы даже не будет просить о повышении тарифа для жителей», — заверил Темляков «Если компенсация будет, то мы даже не будем просить о повышении тарифа для жителей», — заверил Темляков Фото: metshin.ru

«Предприятия обанкротятся, и работать будет некому»

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Темляков подтвердил, что ответ минфина перевозчики интерпретировали как готовность дофинансировать затраты на провоз льготников. «Когда мы обсуждали это письмо с перевозчиками, мы поняли, что министр финансов выразил готовность выплачивать компенсации за льготников не 18, а 27 рублей, если такое решение примет государственный комитет по тарифам, — подчеркнул Темляков. — Мы так интерпретировали его ответ». По его словам, в пятницу перевозчики заканчивали подавать необходимые документы, включая балансовую отчетность, заказчику услуг — в комитет по транспорту Казани, который затем уже обратится с ними в госкомитет по тарифам РТ.

«Если компенсация будет, то мы даже не будем просить о повышении тарифа для жителей, — заверил Темляков. — А если не будет ни должной компенсации льготного проездного, ни повышения тарифа, то жителей ждет сокращение автобусов и больший интервал движения. Предприятия обанкротятся, и работать будет некому. Но мы просим, чтобы не было повышения тарифа, а была полная компенсация за льготный проездной».

Айрат Исхаков подчеркнул, что ответ министра не является отказом: «Министр Гайзатуллин пояснил, что решение в данном вопросе принимается другими органами» Айрат Исхаков подчеркнул, что ответ министра не является отказом: «Гайзатуллин пояснил, что решение в данном вопросе принимается другими органами» Фото: «БИЗНЕС Online»

Директор ПАТП №4 Айрат Исхаков также подчеркнул, что ответ министра — это не отказ на просьбу изменить систему мотивации перевозчиков. «Гайзатуллин пояснил, что решение в данном вопросе принимается другими органами. Смысл письма мы видим в этом и теперь обращаемся в госкомитет с экономическим обоснованием», — сказал Исхаков корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Напомним, ранее перевозчики уже выражали свое недоумение в связи с компенсацией льготных проездных в Татарстане, ведь даже менее богатые соседи по ПФО компенсируют затраты автотранспортных предприятий на проезд льготников в полном объеме. К слову, о плюсах и минусах организации городских пассажирских перевозок в Самаре в начале этого года рассказывал сам председатель комитета по транспорту Казани Айдар Абдулхаков. «Бюджеты компенсируют перевозчику выпадающую сумму за провоз льготников до суммы действующего тарифа. Также за каждую поездку любого пассажира дополнительно компенсируется еще 1 рубль до экономически обоснованного тарифа — 29 рублей. Это, несомненно, является преимуществом в организации транспортной системы города», — говорил в январе председатель комитета по транспорту на заседании комиссии по БДД после поездки в Самару по поручению кабмина РТ.