Как студенты смогли создать АО с внешнеэкономической (!) деятельностью, сколько лет пришлось выплачивать валютный кредит, почему бизнесмену надо быть честным… Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал опытный предприниматель, председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Республики Татарстан, гендиректор компании «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов. На интервью он согласился неохотно, лишь потому, что его опыт наверняка будет полезным тому, кто начинает свое дело.
Зуфар Гаязов: «Моя история вхождения в бизнес началась фактически в 1980 году, в советское время, с ресторана «Нарат», который был на Лебяжьем озере. К сожалению, сейчас его уже нет»
«ПРИШЛОСЬ 6 ЛЕТ ВЫПЛАЧИВАТЬ ВАЛЮТНЫЙ КРЕДИТ»
— Зуфар Фадипович, как и когда вы пришли в бизнес?
— Моя история вхождения в бизнес началась фактически в 1980 году, в советское время, с ресторана «Нарат», который был на Лебяжьем озере. К сожалению, сейчас его уже нет. Но в мою бытность он был передовым, востребованным. Работать там я начал в 1980-м с должности метрдотеля. В 1981-м являлся уже замдиректора. Хотели назначить директором, но я не был членом партии. Директором я стал в 1982-м и оказался одним из самых молодых руководителей. В то время у нас был очень мудрый начальник управления общественного питания Кашип Ибатуллович Ибатуллин. Он охотно ставил на ответственные посты молодых, инициативных руководителей. Так что в тресте ресторанов Казани состояли немало моих сверстников. В «Нарате» я отработал до 1984 года, ушел на повышение. Ну а мой личный бизнес начался после того, как распался Советский Союз. В это время я учился в Москве. Ранее уже окончил торговый институт, а в 1990-м сдал экзамены и поступил на дневное отделение Всесоюзной академии внешней торговли в столице. Туда непросто было поступить, требовалось направление от обкома КПСС и правительства республики. Я успешно все это прошел. Учеба в академии была платная, за нас, студентов, платили предприятия. А потом страна развалилась, экономика зашаталась, и мне предприятие отказалось платить за учебу — нет денег! Вот я и вынужден был заняться бизнесом.
— Учебу не бросили?
— Нет. В нашей академии учились ребята из неожиданно ставших бывшими союзных республик, а еще из Болгарии, Вьетнама… Причем студентами здесь были люди взрослые, уже имеющие высшее образование, знающие иностранные языки, семейные, с детьми. Я тоже. И вот мы оказались один на один со своими проблемами, с необходимостью платить за учебу, содержать семью. Тогда мы создали акционерное общество с внешнеэкономической деятельностью.
«Мне очень многие чиновники тогда говорили: зачем ты пришел с японской кухней в Татарстан, где любят мясо, бизнес твой — нулевой… Но я-то знал, что Казань — город молодежный, а молодежь всегда стремится к новому, интересному»
— Студенты?!
— Да. Дело в том, что в 1991-м в Москве были большие перебои с продуктами питания. Но москвичи быстро сориентировались, открыли внешнеэкономическую деятельность, начали поставлять продукты в столицу. И мы, студенты, собрали деньги, кто сколько мог, открыли валютный счет, взяли валютный кредит и начали заключать международные контракты на поставку продуктов. Мы знали международное право, конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров…
— Хорошо вас учили в академии!
— Так что работали успешно, могли и платить за учебу, и поддерживать свои семьи. В 1994-м я окончил академию, по-прежнему занимался бизнесом в нашем АО, параллельно открыл в Москве 6 ресторанов. А потом грянул кризисный 1998 год. Я, как и мои партнеры, поверили президенту Борису Ельцину, который утверждал, что в России дефолта не будет. И мы очень сильно пострадали, ведь у нас был валютный кредит, а стоимость доллара резко увеличилась. Мне, например, валютный кредит пришлось выплачивать 6 лет. Я продал все, что у меня было, и закрыл только 10 процентов долга. Но я нашел ниши, занялся, помимо продажи продуктов питания, очень ликвидной и в то время, и сегодня продукцией нефтехимии. Работал напряженно и потихоньку, с миру по нитке, копил деньги, отдавал долги. Слава богу, это позади, но школа была очень тяжелая.
«Бизнес оказался успешным благодаря четырем слагаемым. Первое — кухня, второе — местонахождение, центр города, третье — парковка и четвертое — летняя веранда»
«БИЗНЕС ТВОЙ — НУЛЕВОЙ! А ОН ОКАЗАЛСЯ УСПЕШНЫМ»
— Потом вы переехали в Казань?
— В 2002 году мы с партнерами открыли ресторан на Китайгородской стене — это значимый памятник XVI века. У нас был зал русской кухни, а чуть позже и зал татарской кухни, который мы оформили в интерьерах древнего Болгара. Сделали хорошие панно, показали историю Болгара. Еще создали стенды, посвященные 1000-летию Казани. Когда у нас в гостях побывал Минтимер Шарипович Шаймиев, он сказал, что мы одни из первых начали рассказывать про будущий юбилей столицы Татарстана и что это будет очень большой праздник. Тогда я решил поехать в Казань и жил там с 2002-го по 2003-й, почти год занимался тем, чтобы открыть первый в городе ресторан японской кухни «Якитория». Выполнить это было очень проблематично. Дело в том, что в японской кухне в технологии приготовления блюд не используется термическая обработка. Те же суши, роллы делают из сырой рыбы, которая не жарится, не варится, не коптится, а по санитарным нормам России это было запрещено. И мне в районной санэпидстанции сказали, что никогда не разрешат открыть такой ресторан. Пришлось доказывать, убеждать, встречаться с главным санврачом республики. И где-то через год ресторан все-таки открылся.
— Как его приняли казанцы?
— Мне очень многие чиновники тогда говорили: «Зачем ты пришел с японской кухней в Татарстан, где любят мясо? бизнес твой — нулевой…» Но я-то знал, что Казань — город молодежный, а молодежь всегда стремится к новому, интересному. Так что молодые люди пришли в «Якиторию» и привели с собой родителей, бабушек, дедушек. Бизнес оказался успешным благодаря четырем слагаемым. Первое — кухня, второе — местонахождение, центр города, третье — парковка и четвертое — летняя веранда.
Хочу сказать предпринимателям, которые решили открыть свое дело, что сначала нужно все взвесить по известной поговорке «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Очень важно быть профессионалом, хорошо знать то, за что берешься. Надо знать конъюнктуру рынка, понимать, что будет востребовано и что нет, и помнить, что вкладывать деньги в бизнес — это очень рискованно, особенно сегодня. Если есть возможность, нужно постараться привлечь партнера, у которого финансов в достатке. Для него не станет большой проблемой, если он потратился на бизнес, а тот не пошел. А вот если человек собрал на свое дело последние деньги… Но и тут отчаиваться никогда не надо. В 1998 году многие бизнесмены покончили жизнь самоубийством из-за того, что не могли отдать свои долги. Нельзя опускать руки, выход всегда есть.
«Еще очень интересный проект будет на Баумана, где часть подземных галерей хотят превратить в мощный туристический магнит с торговыми площадями, кухней 50 народов мира и арт-пространствами. Думаю, проект будет успешным»
«ЧЕСТНОСТЬ СЕГОДНЯ ИМЕЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В БИЗНЕСЕ»
— Что еще посоветуете начинающим предпринимателям?
— Вообще, тем, кто начинает свое дело, рекомендую обратиться в фонд поддержки предпринимательства РТ www.fpprt.ru. Там расскажут о том, какие есть республиканские и федеральные меры поддержки, проконсультируют, какой льготный кредит выбрать, на тренинги пригласят… Ну а те предприниматели, которые выбрали своей сферой общественное питание, могут обратиться к нам, в ассоциацию рестораторов и отельеров.
В сфере общественного питания в Казани готовятся два интересных проекта. ТЦ «Корстон» хочет открыть фуд-молл, где будет 55 кафе и ресторанов. И вот там, на площади 20–25 квадратных метров с доступной арендой, можно попробовать запустить свой бизнес. Я готов поддержать талантливых шеф-поваров, поучаствовать в их проектах. Еще очень интересный проект будет на Баумана, где часть подземных галерей хотят превратить в мощный туристический магнит с торговыми площадями, кухней 50 народов мира и арт-пространствами. Думаю, проект будет успешным. Там тоже предприниматели смогут заняться личным бизнесом.
— Какие черты обязательно должны быть у предпринимателя, чтобы добиться успеха?
— Он должен быть прежде всего профессионалом в своем деле, трудолюбивым, честным — честность сегодня имеет очень большое значение в бизнесе, в том числе в отношениях с партнерами.