Вопреки известному выражению, что царицей всех наук является математика, большинство сегодня называли историю стержневым предметом и едва ли не самым главным во всем школьном расписании Фото: prav.tatarstan.ru

«Много желающих сделать все возможное, чтобы историческая память была деформирована»

Сегодня в Академии наук РТ прошло выездное совещание всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, а также 3-й съезд учителей истории и обществознания республики — с участием министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Как отрекомендовал гостью председатель всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Александр Чубарьян, сама она в прошлом работала учителем истории, так что хорошо знает все проблемы исторического сообщества. К слову, министр просвещения РФ — уроженка Бугульмы. На своей малую родину Васильева собрала учителей истории и естествознания со всех уголков страны и, разумеется, из Татарстана. Большой зал оказался полон гостями, так что не всем журналистам хватало места.

Вопреки известному выражению, что царицей всех наук является математика, большинство докладчиков сегодня называли историю стержневым предметом и едва ли не самым главным во всем школьном расписании. К примеру, Чубарьян назвал историю очень модной и очень нужной дисциплиной, которая «формирует идентичность и оказывает влияние на мировоззрение молодого поколения».

Министр просвещения РФ заявила, что сейчас очень много желающих переписать историю России, в частности итоги Второй мировой войны, а учителей истории она назвала теми, кто должен противостоять этому явлению. «Очень много желающих попасть в российскую школу, провести различные конкурсы, посвященные истории второй половины XX века, дать большие средства, чтобы сделать все возможное, чтобы наша историческая память была деформирована», — считает Васильева.

Она также отметила: «Наша задача — чтобы каждый из живущих в нашей стране людей знал не только уроки, но и цену этой Победы». Для подобного было решено посвятить уроки истории в 11-м классе событиям второй половины XX века. Кстати, в самом конце пленарного заседания министру пришла записка с вопросом о том, как быть, ведь более половины выпускников 9-х классов, которые навсегда покидают стены школы, выпускаются с огромным пробелом в знаниях по истории XX века. Васильева ответила в том духе, что выпускники 9-х классов уходят не в пустоту, а идут далее учиться в техникумы или профтехучилища, где должны будут пополнить свои знания об этом периоде истории России.

Ольга Васильева Ольга Васильева: «Наша задача – чтобы каждый из живущих в нашей стране людей знал не только уроки, но и цену этой Победы» Фото: prav.tatarstan.ru

Далее Васильева прочитала учителям краткую лекцию по истории Великой Отечественной войны. Она напомнила, что в ВОВ погибли 8 млн 668 тыс. жителей нашей страны, большинству из которых было от 18 до 35 лет, добавив, что фактически «войну выиграли десятиклассники».

«Когда я слышу в очередной раз поднимающуюся волну о действиях Красной армии в странах Восточной Европы, всегда привожу выдержки из одного письма. Илья Оберман ушел на фронт, будучи студентом первого курса филфака. В мае 1944-го он пишет своей любимой девушке Агнешке такие слова: „Теперь мы шагаем по Румынии. Мы великодушны, аккуратно проходим по полям, стараясь не растоптать посевы, не прикасаемся к цветущим фруктовым садам и виноградникам. Видя такой оборот дела, запуганные немцами местные жители говорят, что мы не большевики, а большевики идут где-то сзади“», — цитировала Васильева.

Также она напомнила о 7 млн наших жителей, погибших в карательных операциях.

«Мы редко приводим этот пример, говоря о тех злодеяниях, которые были. Ейск, маленький город Ростовской области, 9−10 октября 1942 года. Так получилось, что в этот детский дом были эвакуированы 215 детей-инвалидов из Симферополя. Судокоманды СС убили этих детей — 112 мальчиков и 102 девочек в возрасте от 4 до 9 лет. Одному мальчику удалось спастись, позже он напишет об этом книгу. Они были убиты в душегубках и похоронены в могилах недалеко от цветущих садов Ейска. Когда в 1943 году комиссия проводила вскрытие, написала следующее: „С искаженными от ужаса и мучений лицами; некоторые умерли, обнявшись, потому что закапывали их полуживыми“», — сообщила Васильева.

Сегодня создано три линейки новых учебников по истории, которые прошли экспертизу российского исторического общества (книги и пособия можно было полистать на выставке в фойе)
Фото: prav.tatarstan.ru

КОГДА ЗАРАБОТАЕТ НОВЫЙ ФГОС?

И все же главной темой встречи учителей-историков стала не собственно горькая (порой) история нашей страны и ее трактовки, а федеральный государственный стандарт (ФГОС) по истории, который был внедрен пять лет назад и теперь требует доработки. Как выяснилось, обновленный от корки до корки ФГОС для учеников с 1-го по 9-й класс уже практически готов, до конца года его передадут для утверждения в минюст РФ. Васильева объяснила, почему пришлось менять старый ФГОС, обозначая его недостатки: отсутствие требований к содержанию образования, недостаточная конкретизация к результатам образования и др. Новый ФГОС полностью базируется на историко-культурном стандарте, который был разработан российским историческим обществом по поручению президента РФ.

Для обеспокоенных учителей министр пояснила, что заработает новый документ (в случае если он будет принят, конечно), только в 2021 году, новый ФГОС для старшеклассников (10–11-й классы) на данный момент разрабатывается и будет внедрен еще позже. 


Васильева сообщила, что сегодня создано три линейки новых учебников по истории, которые прошли экспертизу российского исторического общества (книги и пособия можно было полистать на выставке в фойе). Ректор КФУ Ильшат Гафуров добавил, что в республике также идет подготовка в изданию новых учебников и учебных пособий (в том числе и мультимедийных) по истории Татарстана, которые, по его словам, полностью соответствуют историко-культурному стандарту.

Чубарьян высказался за унификацию подходов преподавания региональной истории в разных регионах РФ. «Думаю, что в общем федеральном стандарте невозможно учесть региональные особенности, но в учебных планах региональная история должна присутствовать», — заявил Чубарьян, обращаясь к присутствующей в зале министру просвещения Васильевой.

«Региональный компонент — это роль данного региона в сфере духовной жизни, цивилизации, культуры, это обычаи и нравы. А когда в региональном компоненте начинаются политические сюжеты, мне кажется, это неправильно. И было бы неправильно, если бы региональный компонент вступил в противоречие с федеральным учебником. Нужно находить пути соответствия», — считает Чубарьян. Он также добавил: «Было бы неплохо разработать типовое предложение по региональному компоненту». 

Позже Чубарьян пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что рекомендации о том, как преподавать региональную историю, нужны потому, что в разных регионах региональный компонент очень отличается. «У одних это три тома, как здесь [в Татарстане], а в других это маленькая брошюрка. Содержание может быть разное, но подход должен быть общий», — заявил он.

Ильшат Гафуров (слева) отметил, что в республике идет подготовка к изданию новых учебников и пособий по истории Татарстана, которые полностью соответствуют историко-культурному стандартуФото: prav.tatarstan.ru

«ДЕМОНИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ ДОСТИГАЛА АПОГЕЯ»

С места острых вопросов Васильевой озвучить никто из учителей не решился. Но вот в президиум поступило сразу несколько возмущенных записок. Одна из них — с содержанием вроде «не нужен нам историко-культурный стандарт, дайте учителям учить!».

«Чего мы боимся? Предмет мы знаем! Это ровно то, что есть в аттестации, здесь речь идет о нашем профессиональном искусстве», — заверила коллег министр Васильева.

Были и те, кто напомнил: ФГОС ФГОСом, а есть хочется всегда, но вот учителям истории, оказывается, не платят за проверки школьных тетрадей. Васильева успокоила, что зарплаты учителей — это едва ли не главная забота минпросвещения РФ и вопросы повышения оплаты их труда, по ее словам, медленно, но верно решаются.

Еще один вопрос был задан по поводу внедрения проекта «Цифровая школа» (платформа будет запущена в декабре 2019 года). «Не считаете ли вы, что этот проект противоречит ВОЗ и вредит здоровью детей?» — интересуются учителя.

«Демонизация цифровой школы достигала апогея. Что только я не слышала: что я ручки отберу и заставлю учителей стучать по клавиатуре, что мы будем учителей заменять симуляторами...» — с горечью отметила Васильева. Она успокоила, что цифровая платформа разработана в помощь преподавателям, чтобы облегчить их участь по заполнению огромной кипы документов (в будущем останется только четыре документа). Также платформа частично будет использоваться и в учебном процессе — школьники смогут черпать знания там, а не в условной «Википедии», где публикуется порой непроверенная информация.

«Коллеги, работа преподавания с детьми настолько тонкая и глубокая, поэтому давайте отделять историю и политику, – заявила Васильева. – Дети не должны быть заложниками политических разногласий»Фото: prav.tatarstan.ru

Уже после совещания журналисты спросили Васильеву об эксперименте с ЕГЭ по истории, который обещают запустить в 2021 году. Министр пояснила, что он будет введен в пилотных регионах, но войдет ли Татарстан в число пилотов, пока не решено. А отвечать на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, рассматривается ли возможность сдачи ЕГЭ на госязыках национальных республик, Васильева категорически отказалась. Она дважды как будто не услышала вопроса, заданного практически в упор, зато помощники громко пояснили, что адресовать его лучше в Рособрнадзор.

Однако вопрос по поводу предложения губернатора Калужской области Анатолия Артамонова о том, чтобы 11 ноября сделать памятной датой — Днем окончания Великого стояния на реке Угре, министр охотно прокомментировала.

«Коллеги, работа преподавания с детьми настолько тонкая и глубокая, поэтому давайте отделять историю и политику, — заявила Васильева. — И прогибаться под изменчивый мир не стоит. Дети не должны быть заложниками политических разногласий или желания, как сейчас говорят, хайпануть».