Результаты трехнедельной работы музыкальной лаборатории Tat Cult Lab были представлены на сцене театра им. Камала. Всего прозвучало 8 треков (на фото – Фаузия Кадырова) Фото: Ольга Нестерова

ПРИЧЕМ ТУТ КОПЕНГАГЕН?

Песни по мотивам ленты новостей и на тему татарской сказки, композиции  для озера Кабан, посвящение Ильгаму Шакирову и Альфие Авзаловой, а также гимн нового поколения — результаты трехнедельной работы музыкальной лаборатории Tat Cult Lab были представлены в минувший понедельник на сцене театра им. Камала. «Наши участники вместе с кураторами, наставниками и специальными гостями писали песни по специально заданным темам. И сегодня мы сыграем вам этот концерт вживую», — пояснил перед концертом организатор лаборатории, основатель лейбла Yummy Music, главный татарский музыкальный «альтернативщик» Ильяс Гафаров.

Всего со сцены прозвучало 8 треков. Суть лаборатории состояла в том, что 16 молодых музыкантов, разделившись на четыре команды, под кураторством профессионалов (к примеру, известного джазмена Андрея Руденко и композитора Эльмира Низамова) создавали по две песни.

Начали с песни-посвящения Шакирову. В исполнении Зарины Вильдановой прозвучало попурри из нескольких композиций мэтра татарской эстрады в сопровождении электронной музыки и традиционных татарских инструментов — домбры, танбура и кыл-кубыза. Далее прозвучала песня «Сак-Сок» по мотивам одноименной сказки-баита, а саундтреком к новому фильму, к съемкам которого в ближайшее время приступает «Татаркино», станет композиция «Сөмбел». В итоге в режиме нон-стоп на протяжении двух часов вокалисты, бэк-вокалисты и музыканты менялись местами и инструментами на сцене, оформленной в минималистичной черно-белой стилистике.

В режиме нон-стоп на протяжении двух часов вокалисты, бэк-вокалисты и музыканты менялись местами и инструментами на сцене (на фото – Ислам Валеев) Фото: Ольга Нестерова

В один момент певица Татьяна Ефремова, голос которой звучит в спектакле «Әлиф», на чистом татарском объявила, что следующую песню петь ей будет тяжело. «Она посвящена событиям, которые произошли пять лет назад в Копенгагене, где народ собрался для того, чтобы поглазеть, как убивают жирафа Мариуса. Зоозащитники предлагали несколько вариантов, но сотрудники зоопарка не согласились с ними», — при приглушенном свете зала пояснила она. Ефремова также добавила, что театральный режиссер Туфан Имамутдинов хочет поставить спектакль на эту тему, а музыканты предлагают к нему свою композицию. «Это ода жирафу. Там есть и африканские мотивы, и тюркские, это условный народный плач, без привязки к нации», — пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» композитор Низамов, выступивший в качестве наставника.

На танбуре и кыл-кубызе играл Алмаз Асхадуллин. Как пояснил сам музыкант корреспонденту «БИЗНЕС Online», это первый кыл-кубыз, который появился в Татарстане, — он был изготовлен в марте этого года мастерами из Казахстана по эскизам фольклориста Геннадия Макарова.

Нурбек Батулла в традиционной татарской папахе сидел за столиком на сцене и с важным видом пил чай Фото: Ольга Нестерова

«МЫ НАЩУПАЛИ ФОРМУ»

Одно из заданий лаборатории выглядело очень амбициозно — «создать гимн нового поколения»! Его не без успеха исполнил Булат Шаймиев. В этой песне звучат такие слова: «Наше молодое поколение — ваше будущее. Смотри вперед — обернись назад. Кто отстает, тот в аутсайдерах: без замана баласы». В этот момент на сцене появился танцовщик, лауреат «Золотой маски» Нурбек Батулла, в традиционной татарской папахе (с которой чаще ассоциируется его отец, литератор Рабит Батулла), олицетворявший старшее поколение. Он присутствовал за столиком на сцене, за которым обычно сидят маститые юбиляры во время торжественных вечеров и с важным видом пил чай в пакетике.

Продукт лаборатории Tat Cult Lab прошлого года — группа «Нью Моң» — в качестве гостя исполнила народную песня румынских татар. Когда зазвучала песня из популярного спектакля  театра им. Камала «Бию пәрие», за синтезатор сел композитор Низамов, а в качестве вокалиста выступил Ильгиз Шайхразиев. На словах «әйдә, бие» публику в зале стал раскачивать Нурбек, а на фразе «бу бию пәрие» поднялся со своего места исполнитель главной роли в постановке Ильдус Габдрахманов. «Этот трек мы написали ровно год назад с Ильгизом Шайхразиевым специально для спектакля и спустя ровно год были счастливы исполнить его вживую. Такого живого зала я давно не видел! Люди буквально подпевали нам!» — поделился после концерта своими впечатлениями Низамов. Кстати, места были заполнены молодежью.

Закончился концерт песней-посвящением Авзаловой «Онытма», которую, как и в начале шоу-кейса, исполнила Вильданова.

Главный идеолог лаборатории Гафаров рассказал, что все эти записи появятся в интернете, а, если поступит соответствующий запрос, то повторят и сам концерт. «Мы нащупали форму, что можно сделать выступление и на большой сцене. Сейчас работаем над студийными записями, чтобы люди могли скачать, добавить в свой плейлист, послушать», — пояснил он «БИЗНЕС Online».

Все результаты работы музыкальной лаборатории Tat Cult Lab появятся в интернете, а, если поступит соответствующий запрос, то повторят и сам концерт Фото: Ольга Нестерова

«ИЛЬЯС СЭКОНОМИЛ 40 МИЛЛИОНОВ БЮДЖЕТА ТАТАРСТАНА, СДЕЛАВ ЗА НЕДЕЛЮ РАБОТУ 10 ЛЕТ»

«Если бы сейчас на выходе продавали диски этого концерта, как на концертах у Салавата, я впервые в жизни купил бы диск — штук пять сразу — и раздавал бы всем. Кажется, это лучший концерт из всех, что я видел за свою жизнь, — эмоционально делился своими впечатлениями с нашим корреспондентом после концерта режиссер Ильшат Рахимбай. — Я не помню, чтобы испытывал такой спектр эмоций. Искренних эмоций. У меня чуть не выскочило сердце — от восторга от качества музыки. Я давно не испытывал такой катарсис. Когда ты где-то на фестивале в Финляндии и испытываешь восторг — это одно, но, когда это делают свои же — это восторг уже другого уровня. Нужно ездить с этим концертом по миру вместо „Үзгәреш җиле“! Ильяс сэкономил 40 миллионов бюджета Татарстана, сделав за неделю работу 10 лет». «Это не я, там работали 50 человек!» — ответил на это Гафаров.

«Можно долго рассуждать о том, кому какие жанры больше по душе. Понятно, что это были песни в рамках лаборатории и еще есть над чем работать. Но! Там была свобода! Там хотелось дышать полной грудью (песня „Кабан is Cool“), — говорит основатель и руководитель книжного издательства „Юлбасма“ Гузель Хасанова. — А иногда хотелось не дышать („Сак-Сок“). А иногда щемило сердце („Жираф Мариус“), здесь отдельное спасибо, это было внутреннее негодование: „Как так?“ А иногда невозможно было сидеть, потому что ноги стучали в такт ритма и хотелось вскочить и танцевать-танцевать („Бию пэрие“). Нурбек Батулла и Булат Шаймиев — о наболевшем и так смешно. Те, кто ищет пытливо, настойчиво, те и находят».

По словам основателя Yummy Music, его команда уже нашла несколько путей того, как донести продукт их творчества до более широких масс. «Одна композиция — это потенциальный саундтрек к спектаклю, другая — потенциальный саундтрек к фильму, я уже отправил ее Миляуше Лябибовне [Айтугановой], третья — потенциальный трек для ротации на радио, мы будем искать пути, как его там запустить. А „Озеро Кабан“ мы подарим дирекции набережной озера Кабан, пусть крутят из динамиков, эту песню мы написали специально для этого. „Сак-Сок“ — это вообще получилась трилогия: там есть прелюдия, есть часть непосредственно самого баита и сама песня. Из этого можно развить произведение совсем другой формы — озвучить детскую книжку, например. Они все сами самостоятельные произведения», — отметил продюсер мероприятия и подчеркнул, что лаборатория состоялась при поддержке министерства культуры Татарстана.