«ОТЕЦ СИНГАПУРСКОГО ЧУДА» ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ, ПЕРЕДАЮЩЕМСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ. ЧАСТЬ 7-Я

«БИЗНЕС Online» продолжает публиковать серию интервью из книги Ли Куан Ю «Суровые истины во имя движения Сингапура вперед», которую президент Татарстана Рустам Минниханов порекомендовал прочитать членам своей команды нынешним летом. Экс-премьер-министр Сингапура - о проблеме для правительства: «как поддерживать единство в обществе, если низшие слои не могут угнаться?». О том, что гонорары за свои выступления отдает на стипендии и премии выходцам из низов. Что говорит «ты дурак» мужчине с высшим образованием, который не хочет жениться на женщине с высшим образованием…

В КОНЦЕ КОНЦОВ, ДЭН СЯОПИН ПОНЯЛ, ЧТО ПРИНЦИП «МИСКИ РИСА» НЕ СРАБОТАЕТ

-  Как вы формировали свои взгляды относительно правильной социальной политики в Сингапуре, и как эти взгляды изменились или они не изменились с течением времени?

- To, что я знаю сейчас, я не знал, когда начинал. У меня были определенные базовые убеждения, почерпнутые в книгах, от учителей, друзей, а именно, что все люди равны и должны получать одинаковое вознаграждение в справедливом мире. Именно поэтому множество людей во всем мире поддерживали социализм. И вы должны помнить, что это были 1950-е, когда Советский Союз запустил спутник. Даже в Кембриджском университете превалировали эти взгляды. Хотя такие взгляды не поддерживались, но многие студенты верили, что этим путем страны, недавно ставшие независимыми, могут быстро продвинуться вперед.

Это не сработало. В конце концов, Дэн Сяопин понял, что принцип «миски риса» не сработает. Человеческая мотивация и природа человека таковы, что движущей силой для человека является выживание, и уже потом жертвование своей жизнью ради своей жены, детей, матери и отца и всего рода, именно в таком порядке. Я пришел к такому выводу, наблюдая, как рухнула британская социалистическая политика «от колыбели до могилы».

- В прошлом вы говорили, что не все члены вашего Кабинета разделяли ваши взгляды о том, что люди изначально неравны. Как вы добились преобладания ваших взглядов?

- Логикой. Меня твердо поддерживали Го Кен Сви, С. Раджаратнам, Хон Суй Сен, Лим Ким Сан - все практики, которым приходилось иметь дело с финансами. А эгалитарного общества хотели все эти социалисты, приверженцы идеала равного общества. А я не верил, что такое возможно.

Я наблюдал за Советским Союзом, затем за Китаем, Вьетнамом - первое поколение происходит из разных слоев. Это борцы за свободу. Они верили в марксизм и равноправное общество. Второе и третье поколение становились более отобранными. Вы женитесь на равных, идете в университет и не женитесь на человеке с начальным образованием. Понаблюдайте сами, как я понаблюдал, за сыном Цзян Цзэминя, сыном Ли Пэна (Li Peng), сыном Чжу Жунцзи (Zhu Rongji), с которым я недавно познакомился, - все это высший класс.

Так что в итоге это естественный процесс в любом обществе. Когда общество стабилизируется и образовательный уровень устанавливается по вашим способностям, по вашей работе, люди начинают жениться на представителях сходного социального класса. Если вы теперь посмотрите на врачей, то увидите, что раньше врачи женились на медсестрах, и некоторые их дети становились врачами, а некоторые - нет.

Сейчас врачи женятся на врачах, и все дети становятся врачами, если хотят, некоторые очень злятся на меня, если не могут поступить в Национальный университет Сингапура и должны платить за обучение за рубежом. Почему? Потому что с обеих сторон двойной спирали у них высокий уровень энергии, высокий коэффициент умственного развития.

Однажды британцы подарили мне красивых собак. Это были лабрадоры-ретриверы, предназначенные для охоты и рыбной ловли. Но те собаки, которых подарили мне или министру обороны, были выставочными собаками. Поэтому (министр) Го Кен Сви не нашел им применения и отправил в школу полиции. Это были выставочные собаки, которые могли только получать медали. Они очень красивые, и их приятно держать дома. Но я читал, что настоящие черные лабрадоры из Шотландии могут ловить рыбу, форель, собирать дичь: вы стреляете птиц, фазанов, а они приносят их вам так аккуратно, чтобы не повредить тушку.

В 1970 году Алек Дуглас-Хьюм (Alek Douglas-Home) был тогда в (британской) оппозиции. Я знал его еще с тех пор, как он был министром. Он летел из Австралии домой. Я принял его и сказал: «Я читал, что ваши собаки могут ловить лосось, форель и приносить дичь». Он сказал: «Нет, это могут только специально натренированные собаки, у них особая родословная, они чемпионы и их родители чемпионы, их разводят для этого». Я сказал: «Моих собак разводили для красоты, поэтому я отдал их».

Он спросил: «А, вы интересуетесь собаками?» В 1971 году он стал министром, и здесь у нас проводилась конференция стран Содружества. Он привез щенка лабрадора для моей дочери. Это была самая умная собака, которую я видел. Мы отправили ее в полицейскую школу, и она обучилась всем командам. Потом, когда ей давали команды, она легко выполняла все — «сидеть», «лежать», «ползти» и т. д. Потом инстинкт подсказывает ей: вода, нужно залезть в воду. Поэтому она залезала в наш пруд в Истане и мы ее мыли.

Поэтому я решил, что если собаки такие, и - раз я верю в дарвинизм и я не верю в сотворение мира и Библию, как американские фундаменталисты, - то, думаю, должно быть сходство между нами и животными, особенно человекообразными обезьянами и шимпанзе.

У НАС БУДЕТ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ГОЛОДРАНЦЕВ

- Учитывая пути развития общества и неизбежность процесса отбора, какова в этом роль правительства?

- Вот проблема для правительства: как поддерживать единство в обществе, если низшие слои не могут угнаться? Поэтому мы предложили низшим слоям: если вы сделаете стерилизацию после рождения двоих детей, мы дадим вам квартиру бесплатно.

Никто не согласился. Почему? Потому что, если женщина сделает стерилизацию, а муж уйдет, она будет искать другого мужа, но без детей она не сможет его привязать. Поэтому они рожают новых детей. Если так будет продолжаться, у нас будет все больше и больше голодранцев, а всему обществу придется их содержать. Никто не хочет говорить об этой тяжелой правде.

- Звучит очень обреченно и грустно. Разве не может быть так, что некоторые из этих низших 20 процентов оказались там потому, что у них не было тех возможностей, что у детей из более богатых семей?

- Отец Лим Чи Онна (Lim Chee Onn) начинал таксистом. У него не было никаких возможностей. Но у его сына появились возможности, он пошел в университет и поднялся.

- Может ли кто-то из низших слоев подняться благодаря специальной помощи, независимо от процесса отбора?

- Я честно говорю людям: Бог сделал вас такими. Я не Бог, я не могу вас переделать. Могу дать вам образование, лучшее окружение, но большой пользы от этого не будет. Ваши соседи с большими способностями также будут продвигаться вверх. Поэтому разрыв никогда не исчезнет.

И все же мы пытаемся, мы всегда пытаемся: дать дополнительное образование, внимание, поддержать их. Поэтому когда я получаю гонорары за свои выступления, я отдаю деньги на стипендии и премии выходцам из низов, чтобы поощрять их подниматься и учиться в Институте технического образования или политехникумах. Некоторым это удается.

Поэтому мы будем продолжать давать эти дополнительные ресурсы и поддержку тем, кто может преуспеть. Но кто возьмется отбирать те камешки на пляже, которые можно отполировать и сделать чем-то более красивым, чем простая галька? Родители не поверят, что их ребенок хуже, чем соседский.

Я наблюдал за избирательными округами Танджонг Пагар и Крета Аи ер (Kreta Ayer). Я наблюдал за активистами в моей общине. У некоторых способные дети. Один сейчас работает окулистом в больнице Маунт Элизабет. Некоторые стали профессионалами и живут в частных или съемных домах.

А у других дети, не такие способные, получили четырех-, пятикомнатные квартиры от совета по жилищному строительству и развитию, и теперь они ворчат: «Почему у моих соседей дети лучше живут?»

Потому что их дети не сумели этого сделать. Вот и все. Никто не ущемлял их детей.

ЖЕНИШЬСЯ НА ЖЕНЩИНЕ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ - БУДЕШЬ РВАТЬ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ

- Сможет ли талантливый ребенок таксиста в наше время - не раньше, а теперь - иметь те же возможности, которые помогли подняться Лим Чи Онну?

- Если это талантливый ребенок, и он будет учиться в школе, то сможет. Он не терял возможностей улучшить свои способности. Мы вкладываем столько же ресурсов в обычные школы, сколько и в элитные школы. Вы можете видеть, что оборудование в школах то же самое, компьютеры и все остальное, а также директора и учителя.

- А как же роль семейного окружения? Сын таксиста может не иметь доступа к обучению, к дополнительным занятиям. Разве это не уменьшает его возможности по сравнению с сыном врача, например?

- Существует много сыновей врачей, которые женились на врачах. Те, чьи супруги ниже их по интеллекту, теперь рвут на себе волосы, потому что их дети не справляются. Я прожил достаточно долго, чтобы видеть, как это бывает.

Разрешите, я расскажу вам то, что рассказывал своим детям, когда они росли. Я говорил: «Когда будете выбирать себе пару, помните, как сказал Джордж Бернард Шоу: «Если вы считаете, что ваша дочь будет такой же красивой, как ее мать, а сын таким же умным, как его отец, то вы жестоко ошибаетесь. Будьте довольны, если сын станет таким же умным, как его мать». Хорошенько подумайте над этим». Они усвоили этот урок.

Мой предпоследний внук - младший сын Луна - сейчас проходит действительную службу в армии. Он легко мог получить стипендию, но не захотел, решил, что будет заниматься информационными технологиями. После получения первой степени он собирается остаться там и изучить как можно больше, набраться опыта, поработать там и затем вернуться и, возможно, получить вторую степень.

Я сказал: «Но ты можешь сделать это и со стипендией». Но он сказал: «Нет, я хочу сделать все самостоятельно».

Может быть, родители заставляли их работать? Нет. Их мать и отец просто оставили их в покое, и они просто работают. Он жадно читает. Он интересуется рептилиями, динозаврами, у него горы книг. В конце концов, он решил, что будет заниматься информационными технологиями. Вот и все.

Моя дочь, невролог, протестировала их всех. Их коэффициент умственного развития составляет 140 и выше. Поэтому родителям нечего беспокоиться. Это факт.

Поэтому, когда мужчина с высшим образованием не хочет жениться на женщине с высшим образованием, я говорю ему, что он дурак. Женишься на женщине без образования, будешь иметь проблемы, некоторые дети будут умными, а другие нет. Будешь рвать на себе волосы. Ошибиться нельзя. Это как два игральных кубика. На одном валет, дама, король, туз, и на другом также. Если бросить кубик с валетом, дамой, королем, тузом, а другой кубик с двойкой, тройкой, четверкой, пятеркой, шестеркой, что получится? Никогда не будет хорошей пары, не говоря уже о флеше.

РАЗМЕР ВАШЕЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗАВИСИТ ОТ ВАШИХ СПОСОБНОСТЕЙ

- Мне не совсем понятно, что можно с этим поделать? Какова в этом роль правительства?

- Роль правительства в том, чтобы поддерживать единство в обществе, чтобы не было низших слоев общества, которые чувствуют себя отверженными, недовольными и готовы бунтовать, как в Америке. В Британии и в Европе видят выход в повышении благосостояния... Мы не можем пойти этим путем, мы не выживем.

Поэтому мы не даем благосостояния, мы даем хорошее образование и прирост капитала. Вам решать, потратить его или пустить в дело. Если тратите, это ваше дело. Если преумножаете, это ваши сбережения. Что мы даем? Жилье. Не хватает денег? Даем субсидию до 80 000 долларов на покупку жилья. Пополняем счет в Центральном сберегательном фонде. Даем бонусные акции, когда появляются излишки. Хотите бесплатный проезд в автобусе? Нет. У вас есть проблемы? Хорошо, я дам вам наличные или активы. Вы сами решаете, что делать. Можете работать или потратить деньги. Менее способные продадут свои акции и потратят деньги. Большинство людей копят деньги и становятся мелкими капиталистами. Так у нас образуется демократия частных собственников. Размер вашей собственности зависит от ваших способностей.

Мы создали демократию частных собственников, поэтому в Сингапуре теперь стабильность. Если хотите, чтобы люди защищали свою страну, дайте им долю собственности. Они не будут защищать страну ради собственности Дальнего Востока, группы компаний «Хонг Леонг» (Hong Leong) или кого-то еще. Вы владеете домом. Вы будете бороться за свою семью и за себя.

Это работает. Почему? Потому что мы в согласии с природой человека. Можно ли превратить всех сингапурцев в иезуитских священников? Иезуитские священники приносят себя в жертву. Такие люди есть, но много ли их? Сколько сейчас иезуитских священников в церкви? Мы принимаем природу человека такой, какая она есть, и основываем на ней нашу систему. Система должна учитывать человеческую природу. Нужно извлекать из людей лучшее с помощью стимулов и наказаний. Если у верхнего слоя отнять слишком много преиму­ществ, они уедут.

- В ближайшие годы правительство будет испытывать финансовое давление, потому что малообеспеченные и пожилые будут нуждаться в большем социальном обслуживании. В то же время ставки налогов падают. Как с этим быть?

- Я не могу предсказать, как будут расти наши доходы и расходы. Население будет стареть, и расходы на здравоохранение увеличатся.

(Министр здравоохранения) Хау Бун Ван много времени посвящает этой проблеме. Он пытается уменьшить высокие расходы на пожилых, на лечение таких хронических заболеваний, как диабет, повышенный холестерин и т.д. Достижения в медицине продлевают жизнь, появляются более дорогие патентованные лекарства и больше медицинских и хирургических процедур. Сингапурцы хотят иметь все лучшее. У нас лучшая медицина в Азии.

Почему мы не открываем частные больницы, где можно заплатить и получить все самое лучшее? Я мог бы построить отдельную больницу. Никто не станет строить больницу, потому что это огромные вложения. Я бы использовал государственные деньги, построил и оснастил больницу, сказал: «Мы обеспечиваем персонал, вы управляете больницей, а мы назначаем вам арендную плату. Постепенно вы платите персоналу, включая парамедиков и т.д. Вы можете лечить всех - местных пациентов, пациентов из-за рубежа, назначайте им сами оплату. Тогда мы сможем иметь возможности пересадки печени и любых других органов».

Если сделать так в общей больнице Сингапура (Singapore General Hospital), некоторые люди скажут: «Они обратились в ту больницу, и их там лечили..., а я не получил там лечения». Это будет проблема.

- Почему молодые министры так не сделают?

- Потому что начнется большой скандал. В Англии партия тори попыталась открыть несколько частных клиник. Общество немедленно почувствовало, что это закончится двухуровневой системой. Теперь тори, желая победить на выборах, обещают: «Придя к власти, мы сохраним государственную систему здравоохранения». Они загнали себя в угол.

- Вы упомянули в этом интервью о нескольких вещах, которые Вы бы сделали, если бы были у власти, а молодые министры - не делают. Это вас беспокоит?

- Если бы я был у власти при тех условиях, что были тогда, то я бы это сделал. Я не уверен, что теперешние условия позволили бы мне это сделать.

- Правильно ли я понимаю, что вы считаете, что молодые министры могли бы быть - жестче, что они не хотят занять более твердую позицию?

- Нет, нет, я так не думаю. Им приходится учитывать преобладающие мнения, ожидания людей. Нельзя вдруг обмануть эти ожидания. Посмотрите на (французского президента Николя) Саркози. У французов свой образ жизни: я хочу, чтобы у меня была гарантированная работа, и мне все равно идет ли процесс глобализации или лопаются банки. Что ж, Саркози придется это урегулировать. Если он этого не сделает, французы устроят огромную демонстрацию, заблокируют движение, закроют железные дороги, чтобы показать власть рабочих.

Саркози приходится это учитывать. Он знает, что он может сделать, чтобы изменить положение вещей, но он также знает, что будет бунт. Такова ситуация во Франции. Если у меня будет такая же ситуация, что я смогу сделать?

Ни одно общество не остается статичным. Мир не статичен. Нужно двигаться вместе с течением мировых событий. Сингапур - это микрокосмос, отражение того, что происходит во всем мире.

Я НЕ ЗНАЮ, КАКАЯ ЧАСТЬ МОЗГА ЗА ЭТО ОТВЕЧАЕТ

- Может ли правительство создать другие пути к успеху?

- Мы пытались, и теперь изо всех сил пытаемся это сделать: музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа. Есть много способов заработать на жизнь и преуспеть, не так ли? Это не только академическое образование.

Я ездил в наньянский политехнический университет и провел там целый день. Там я видел рисунки одной девушки-малайки. Она там лучше всех студентов, потому что у нее есть способности: цвета, сочетания, формы, зайдите в дома малайцев, вы увидите - они очень красиво оформлены. Зайдите в дома китайцев - там спартанская обстановка. Они не тратят деньги на занавески, ковры и все такое.

У меня трое детей. Их достижения примерно одинаковы с начальной школы до университета. У них хорошо идет математика, точные науки, сочинения, языки. В рисовании и музыке - они в самом конце класса.

Да, мальчики научились играть на трубе, на флейте и на кларнете - они способные, умеют читать ноты, играть, но только механически. Возьмите музыканта от природы, филиппинца, он может воспроизвести мелодию на слух, не глядя в ноты. У него есть к этому психические и музыкальные способности.

Я не знаю, какая часть мозга за это отвечает. Но я читал, что даже если у человека болезнь Альцгеймера, и он ничего не понимает, но раньше он был пианистом, то он может сыграть Брамса или Бетховена. Это удивительно. Музыкальная часть мозга отличается от вербальной или математической - она ближе к первоначальному мозгу у рептилий. Ее нет у меня и у моей жены. Поэтому это качество не проявилось. Я это принимаю. Но мой сын Лун женился на девушке с музыкальными способностями. И их сын, и дочь также обладают музыкальными способностями. Она играет на пианино и на гуженге.

Приведу вам другой пример: это был незабываемый урок для меня. Я хотел, чтобы здесь вокруг росли красивые деревья или кусты, как в японском саду. И мы пригласили сюда двух японских садовников. Кажется, частично по программе японской помощи. Они были здесь около девяти месяцев, обучили наших работников, создали красивые окрестности и уехали.

Но через некоторое время сады вернулись к первоначальному виду. Я сказал: «Боже мой, неужели наши садовники не могут это сделать?» И мы попросили японское правительство снова прислать тех садовников. Садовники сказали мне: «В Японии с раннего возраста определяют, есть ли у вас художественный талант: формы, красота, пропорции. Если вы очень талантливы, вы становитесь художником или скульптором.

Если таланта меньше, вы станете дизайнером интерьера или одежды, либо дизайнером ландшафтов. Но нужно иметь талант. А вы наняли людей, потому что у них высокие результаты экзамена».

Я сказал: «Да, я поступил глупо».

Мы изменили подход, и взгляните на Истану теперь. Везде прекрасные деревья и формы, потому что мы отбираем людей по их способности вообразить, как это будет выглядеть - если посадить эти кусты рядом, чего человек с прекрасными результатами по математике или точным наукам не сможет сделать. Посмотрите на старые государственные квартиры: они все одинаковые. Это был еще один урок.

- Влияние генетики очень велико, а играет ли роль образование в качестве выравнивающего социального фактора?

- He нужно говорить мне об этом. Я прочитал всю литературу по этому вопросу.

- Когда мы проводили исследования перед интервью, мы были удивлены, что по некоторым, показателям Сингапур тратит на образование даже меньше Южной Кореи, Тайваня и т.д.

- Разве они лучше нас развиваются? Разве Тайвань развивается лучше нас?

- Можно ли сделать больше в плане вложений в будущие поколения?

- Бюджет министерства образования растет каждый год, и мы делаем все возможное, чтобы получить максимальный результат. Даже во время нынешнего кризиса у нас есть все оборудование, лаборатории, все, что нужно. Чего не хватает? Хороших учителей. Поэтому мы надеемся принять на работу больше хороших учителей, начиная от начальной школы и выше, и в детские сады тоже.

Всех воспитателей детских садов мы направляем на переподготовку. Но это - просто полировка. А камень можно полировать только тогда, когда он этого стоит (Смеется). Пойдите на пляж. Моя жена когда-то собирала камешки. Если видела красивый камешек, подбирала его. Маленькие круглые камешки она складывала в деревянные коробочки или на маленькие деревянные подносы и любовалась ими. Безобидный и очень экономный способ наслаждаться природой. Но не все камешки красивы. Это жизнь.

ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО СМОЖЕТЕ СОЗДАТЬ РАВНОПРАВНОЕ ОБЩЕСТВО, КАК ВЕРИЛИ КОММУНИСТЫ?

- Насколько вы уверены в том, что нынешняя система способна отобрать именно те камешки, которые достойны полировки?

- Мы стараемся изо всех сил. Если у вас есть идеи получше, скажите о них министру образования или министру молодежи, спорта и социального развития. Они обсудят эти идеи. Если они подойдут, то будут их внедрять. Мы стараемся изо всех сил. Нельзя сказать, что мы не хотим этого делать. Но есть предел, который нужно принять.

- Но, может быть, хотя бы постепенно это стоит делать?

- Мы стараемся. Посмотрите, «Мендаки» (группа взаимопомощи малайцев-мусульман) и «Муис» (Исламский религиозный совет Сингапура) прилагали много усилий, и результаты по математике и точным наукам постепенно улучшаются.

Но я говорил малайским руководителям, что они никогда не преодолеют разрыв между ними и индийцами или тайцами, потому что, пока они улучшают результаты, другие также движутся вперед. Поэтому разрыв всегда будет. Они улучшаются, но не уменьшают этот разрыв. Это факт жизни. Сидек Саниф (Sidek Saniff), в конце концов, признал это. Он никогда в это не верил. Когда он присоединился к нам, он был президентом профсоюза малайских учителей. Мы привлекли его. Я сказал: «Мы поставим тебя в систему образования, и ты сам все увидишь». Мы возвращаемся к британским временам, видишь результаты? Где тут предвзятость? Дискалькулия существует с периода колониализма.

Вы думаете, что сможете создать равноправное общество, как верили коммунисты? Они за короткое время перестали в это верить. Они притворяются, что это общество равных. Но все общество работает неправильно. Поэтому Дэн Сяопин сказал: «Некоторые будут богатеть быстрее, чем другие. Возможно, остальные разбогатеют позже. Поживем - увидим». И он переубедил всех своих коллег старой гвардии, которые глубоко верили в равноправное общество.

- В какой степени ваши взгляды на генетику, наследование и неравноправное общество разделяются нынешним Кабинетом?

- Это реальность, которую они постепенно принимают. Мне не нужно их убеждать. Это моя позиция. Просто наблюдайте. Они читают и наблюдают. Вокруг много лицемерия. Ларри Саммерс (американский экономист и ректор Гарвардского университета в 2001 - 2006 гг.) был уволен из Гарварда за то, что сказал, что из девушек получаются не очень хорошие математики и ученые. Это правда. Из некоторых получаются. Но, как правило, нет.

Если исследовать мозг с помощью магнитного резонанса, женщины большую часть времени используют оба полушария мозга. Интуитивная часть мозга у них доминантная. Поэтому они хорошо понимают истинные намерения человека. Мужчина использует левое полушарие мозга, аналитическое. Можете верить в это или нет. Но почему так мало дарвинов или джонов мейнардов кейнсов среди женщин, или женщин - нобелевских лауреатов по математике или точным наукам?

- Сотни лет неравноправного образования...

- Есть биологические различия. Посмотрите на ДНК. Две Х-хромосомы дадут девочку. Х-хромосома больше, чем Y-хромосома, Х и Y хромосомы дадут мальчика. Y-хромосома меньше. Эмпирически девочки больше похожи на своих отцов, чем мальчики. Мальчики больше похожи на матерей. Я смотрю на моих сыновей. Они оба больше похожи на мать, чем на меня. Не я так говорю. Люди так говорят. Моя дочь такая же боевая, как я.

Я читал различные теории. Я интересуюсь теориями, потому что сам люблю теоретизировать. Но мне нравятся теории, доказанные практикой. Я не встречал теории, что все люди в реальности равны.

- Какой уровень неравенства вы считаете приемлемым в обществе? Вас не беспокоит возможность возникновения классовых войн?

- Поставьте себя на место главы правительства. 50 лет я пытался проложить свой путь. Мне не удалось. Вы меня не переубедите. Смогу ли я переубедить вас или нет, мне безразлично, потому что я знаю, что это реальность. Вы не собьете меня. А если министры, как и вы, верят, что все люди рождаются равными, то они потеряют много времени и денег. Постепенно они придут к моей точке зрения.

ВОСПИТАНИЕ ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА

- Вы упомянули, что ожидания общества меняются. Родители детей с особыми потребностями говорят, что у государства есть ресурсы, но им они не достаются, и некоторые из них вынуждены обращаться в частный сектор. Вызывает ли у вас сочувствие эта проблема?

- Мы открыли школы для больных дислексией, аутизмом и детей с нарушениями зрения. Мы заботимся сначала об обычных детях. Не позаботившись о них, мы не можем позволить себе другого.

-  Люди считают, что мы уже хорошо позаботились об обычных детях, и настала пора обратить внимание на проблемные области.

- Дело не в деньгах, а в нехватке обученных кадров для работы в школах. Для такой работы нужно специальное обучение. Нельзя просто построить школу для больных аутизмом и начать в ней работу, нет. Нужны годы обучения, и не одного человека, а целой группы. У кого мы учимся? У Америки, Британии, Австралии.

Член парламента Дениз Пхуа (Denise Phua) подталкивала меня и министров. Сколько нужно лет, чтобы обучить персонал и запустить школы? Я сказал ей, даже если мы откроем школы, нужны такие люди, как она, с высокой мотивацией, чтобы работать в этих школах для детей-инвалидов. За эти школы будут отвечать чиновники, для которых это просто работа. Для них это не личное дело.

Она настаивает, потому что для нее это личное дело - ее сын страдает аутизмом. Я говорил коллегам, что в таких школах родители должны участвовать в работе школы и контролировать персонал. У них есть личный интерес. Они болеют за своих детей.

Один из моих внуков страдает синдромом Аспергера, и он альбинос. Было очень сложно вернуть его в нормальную школьную систему.

- Считаете ли вы, что он смог бы окончить университет, если бы у вашей семьи не было дополнительных ресурсов?

- Нет, не смог бы.

- Не смог бы?

- Не смог бы. Его отправляли в подготовительную школу Довер Корт (Dover Court), которой управляют британцы. Раньше только они могли преодолеть его закрытость и полуслепоту. Они посадили его на первый ряд и сделали так, что он почувствовал себя уверенным и желанным. И он окончил школу. Затем его мать, Хо Чин, тщательно выбирала директора средней школы, который бы заботился о нем, принял бы его как непростого ученика. Многие школы просто отказались его принять, потому что у них нет ресурсов.

Он пошел в школу Жонгхуа (Zhonghua), а не в известную школу. Директор отнесся к нему с пониманием, принял его. И Йипэн расцвел. Постепенно сдал экзамены, это заняло больше времени, большее количество лет, чем обычно, потому что у него ограниченные возможности, он плохо видит. У него хороший музыкальный слух. Он помнил имена всех композиторов и дирижеров. Он мог бы быть ведущим музыкальной передачи, специализирующейся на классической музыке. Я спросил, почему бы ему этим не заняться? Но он сказал, что не хочет.

ЭТО НЕ ПРОСТО РЕСУРСЫ - ЭТО ЛИЧНОЕ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

- Значит, ему повезло, что у его семьи были такие ресурсы?

- Не просто ресурсы, а внимание. Личное внимание. Это не просто ресурсы. Это личное внимание Хо Чин и отца. Хо Чин долго искала такую школу, где о нем бы заботились и принимали его с его недостатками. Его отвергли во многих школах. Говорили, что у них нет учителей, чтобы смотреть за ним. Директор этой школы сказал, что попытается. И это удалось.

Хорошо. Мы нашли школу. Решит ли это проблему? Нет. Решить проблему можно только в том случае, если родители придерживаются того пути, по которому может пройти ребенок, и заставляют чиновников прилагать усилия. Иначе чиновники будут делать это как свою работу - с 9 до 5, и домой. Такая система в Великобритании не приносит большой пользы детям с ограниченными возможностями.

- Значит, другими словами, если ребенок не может в этом случае максимально использовать свой потенциал, то вы будете рассматривать это скорее как неудачу его семьи, чем государства?

- Обоих. Потому что государство не предоставило возможностей, а семья не добилась этого. Мотивация должна исходить от семьи.

- Значит, Вы признаете, что в прошлом это были и недоработки государства.

- В предоставлении школ и персонала, способного делать эту работу. Я не считаю, что это недоработка. Нам приходилось расставлять приоритеты.

Даже сведение четырех государственных языков к одному было огромной проблемой. Перевести Пантах (Nantah) (Наньянский университет, обучавший на китайском языке) на английский, а затем переделать все средние и начальные школы по типу государственных школ, обучавших английскому и второму языку - родному - все это началось лишь с 1980-x годов.

Я знал, что этот путь мы должны пройти, но как это сделать?

Вынашивание планов - долгий процесс. Нельзя сделать это за одну ночь. Можно построить школу, но что это даст? Это просто здание. Школу создают не здания, а люди, которые там работают, их умения, забота, желание помочь этим детям, которое должно идти от родителей. Если вы специалист, но ваши дети - не среди таких детей, то вы просто делаете эту работу. Если ваш ребенок среди них, то все по-другому.

Продолжение следует

 

1-я часть: Ли Куан Ю и суровые истины для Татарстана

2-я часть: Ли Куан Ю: «Какая альтернатива? Могут ли они дать альтернативу? Чушь!»

3-я часть: Ли Куан Ю: «Я защищал свою позицию зубами и когтями. Я выиграл»

4-я часть: Ли Куан Ю: «Люди ожидают, что госслужба - это дело чести. Но это не так…»

5-я часть: Ли Куан Ю: «Если вы станете успешными, вас захватят»

6-я часть: Ли Куан Ю: «Если неправильно управлять страной, все умные люди уедут»