КАЗАНСКОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ СТАНЕТ ПЕРВЫМ В РОССИИ АВТОРИЗОВАННЫМ ЦЕНТРОМ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ВЕРТОЛЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЙ КОМПАНИИ

Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» (КАП) Магомед Закаржаев рассказал вчера «БИЗНЕС Online», как американский вертолетостроительный гигант Bell помог ему заключить масштабное соглашение с британцами. По прогнозу главы КАП, в ближайшие три года количество вертолетных двигателей Rolls-Royce в России увеличится втрое.

«ОПЛОТ» BELL И ROLLS-ROYCE

В первый день МАКС-2011 КАП и британская фирма H+S Aviation Limited заключили договор о создании в Казани авторизованного центра по обслуживанию вертолетных двигателей производства Rolls-Royce. H+S Aviation Limited — ведущий европейский авторизованный технический центр Rolls-Royce. «Если говорить просто, то Роллс-Ройс поручил этой компании заключить с КАП контракт по авторизации нашего центра», - пояснил Магомед Закаржаев.

Гендиректор КАП предположил, что расположение столь солидной фирмы удалось заполучить, в том числе, и благодаря другому гиганту - американскому производителю вертолетов Bell Helicopter Textron: «Думаю, «Белл» рекомендовал нас как добросовестных партнеров. Мы ведь с этим разработчиком и производителем вертолетов вообще два года вели переговоры – очень тяжело нам дался статус авторизованного (и единственного в России) центра по обслуживанию вертолетов «Белл»... А с менеджерами «Роллс-Ройс» мы впервые встретились на вертолетной выставке в Хьюстоне, где ко мне подошел Крис Анкром – региональный директор этой компании в России, странах СНГ, Восточной Европе и Скандинавии - и предложил заключить контракт. Соглашение прорабатывалось полтора года».

Отметим, что фирма Bell (на своих вертолетах она использует, в основном, двигатели Rolls-Royce) вообще крепко «засела» в Татарстане. По данным авиационных сайтов, в России летает около 20 машин этого производителя, и 7 из них – в РТ (четыре эксплуатирует КАП, три — ОАО «Ак Барс Аэро»). Причем, первым на Bell «подсел», еще будучи премьер-министром республики, Рустам Минниханов (в президентском авиапарке имеется Bell-407). А вслед за ним к заокеанской винтокрылой технике приобщились и другие непростые татарстанцы: руководство «АК БАРС» Банка (Bell-407), Татнефти (Bell-407), группы компаний «Профит» (Bell-407), депутат Госдумы РФ и владелец холдинга «Красный Восток Агро» Айрат Хайруллин (Bell-407), генеральный директор «Кулона» и депутат Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов (Bell-206). А недавно, по данным «БИЗНЕС Online», Bell-430 появился и у одной из компаний энергетического комплекса РТ.

Сегодня КАП авторизован на обслуживание только Bell-407, но, по словам Закаржаева, «в этом году мы получили российские сертификаты на все типы эксплуатируемых нами «Беллов», на очереди — новейший «Белл-429». А после этого мы начнем процедуру авторизации на весь модельный ряд на фирме «Белл» и до конца года ее завершим». Также Закаржаев сообщил, что вчера началась сертификация московской станции КАП по линейному обслуживанию вертолетов Bell. Процедура займет примерно полтора месяца.

ИНЖЕНЕРОВ ОБУЧАЛИ В США

- Магомед Бахулаевич, какие виды обслуживания двигателей «Роллс-Ройс» КАП имеет право делать сегодня?

- Замену расходных материалов, съемку и установку двигателя. А после авторизации технического центра, дополнительных обучения и стажировки персонала, будем осваивать более сложные виды ремонта, в перспективе — вплоть до капитального. Также будем наращивать номенклатуру обслуживаемых двигателей: если сейчас берем на обслуживание двигатели серии 250-4, то дальше пойдут и другие.

- Чьи вертолеты будете обслуживать?

- Нам будет поручено гарантийное обслуживание всех двигателей этой серии в России, устранение дефектов, но мы рассчитываем и на постгарантийное обслуживание.

- Сколько у вас в России потенциальных клиентов?

- Логичнее говорить не о количестве клиентов и вертолетов, а о двигателях. Мы рассчитываем на обслуживание примерно 50 двигателей (на некоторые модели вертолетов их устанавливается по два), а с расширением линейки обслуживаемых нами двигателей и новыми поставками вертолетов в Россию, эта цифра увеличится до 130 - 150 двигателей разных модификаций.

- Когда будет завершена сертификация центра и где он будет располагаться?

- Предварительная британская инспекция уже была, сейчас ждем официальную. До конца этого года центр создадим. Располагаться он будет в Куркачах, где специально для этих целей мы уже начали строительство второго ангара, которое завершим через 2,5 месяца.

- Сколько по времени действует подписанное вами соглашение?

- Свидетельство сервисного центра обновляется ежегодно.

- В России есть аналогичные роллс-ройсовские центры?

- Нет.

- А другие такие же авторизованные центры в нашей стране могут появиться?

- Теоретически – да, но зачем? К примеру, ближайшие к нам авторизованные центры находятся в Лондоне, Сингапуре и на Кипре, и этого вполне достаточно.

- Где готовили персонал, и что это за люди?

- Обучали в США. Это, в основном, молодые инженеры – выпускники КГТУ имени Туполева и гражданских авиационных училищ.

- Таможенных сложностей не боитесь — насколько знаю, они немало отравляют жизнь самолетному сектору российской гражданской авиации?

- Система поставки запчастей для двигателей налажена четко — сказался опыт сотрудничества с «Белл», эти вертолеты у нас почти не простаивали из-за отсутствия запчастей. Таким образом, мы предлагаем полный комплекс технического обслуживания вертолетов «Белл» в одном центре.

Тимур Латыпов