КАЗАНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН В ПЕРСПЕКТИВЕ СОЕДИНИТ СУКОННУЮ СЛОБОДУ И НОВОСАВИНОВСКИЙ РАЙОН ЧЕРЕЗ ПАРК ГОРЬКОГО

Сегодня стало известно, что имена трем новым станциям метро дадут жители Казани. Эту новость сообщил сегодня мэр столицы Ильсур Метшин на мероприятии, посвященном завершению проходки тоннелепроходческого комплекса «Айсылу» левого тоннеля между станциями с рабочими названиями «Заводская» и «Московская». Очевидцем впечатляющего зрелища - выхода из тоннеля «Айсылу», которая к тому моменту прошла 1325 м, стал корреспондент «БИЗНЕС Online».

ПРОХОДКА С ТОЧНОСТЬЮ ДО МИЛЛИМЕТРА

Сегодня в районе пересечения улиц Декабристов и Воровского состоялось важное событие в истории казанского метро: на глазах у многочисленной публики завершилась проходка ТПК «Айсылу» левого перегонного тоннеля от станции «Заводская» до станции «Московская».

Напомним, в октябре прошлого года одновременно стартовали две ТПК – «Айсылу» и «Алтынчеч» (тоннелепроходческие машины метростроевцы традиционно ласково называют женским именами). Первая вела проходку от станции «Заводская» к «Московской». Вторая – от «Московской» к «Декабристов».

«Алтынчеч» уже прошла свой путь, а за ходом второй машины наблюдали особо пристально. Комплекс «Айсылу» производства французской компанией «NFM» был спроектирован с учетом замечаний и пожеланий наших специалистов, он максимально адаптирован к особенностям казанских грунтов и гидрологических условий. Испытания «Айсылу», которая на отдельных участках уходила на глубину до16 метров, прошли безупречно. Машина 10 месяцев круглосуточно двигалась к котловану на станции «Московская». Специалисты аплодировали виртуозной точности проходки левого перегонного тоннеля – допуск в точке соединения составил всего 3 - 7 миллиметров.

В противоположном конце станции «Московская» уже смонтирована ТПК «Сююмбике», которая, по словам начальника МУП «Казметрострой», через месяц-полтора начнет проходку левого тоннеля в сторону станции «Декабристов». Примерно в это же время «Алтынчеч» и «Айсылу» начнут параллельное движение из котлована станции «Декабристов» к «Козьей слободе». Проходку этих трех тоннелей планируют завершить в июле-августе 2012 года. А полное завершение работ на трех станциях второй очереди и введение их в эксплуатацию должно состояться в мае 2013 года.

«АЙСЫЛУ» ВЫРВАЛАСЬ НА СВОБОДУ

Первое, на что обращаешь внимание, спустившись в котлован, – это то, что он имеет фактически завершенный вид станции, только в «черновой» отделке. По словам заместителя директора МУП «Казметрострой» Вениамина Терзиманова, работы по строительству самих станций уже идут полным ходом, а после завершения проходки в тоннелях, начнется монтаж инженерных коммуникаций.

В ожидании выхода ТПК «Айсылу» собрались журналисты, работники Казметростроя. Прибывший на станцию мэр Казани Ильсур Метшин поздравил и поблагодарил метростроевцев, подчеркнув, что завершение половины проходческих работ на этом участке – большой подарок всем жителям Казани в канун Дня города и Дня республики.

Далее начальник Казметростроя Марат Рахимов дал сигнал оператору ТПК, и все замерли. Огромный деревянный диск, закрывающий выход из тоннеля, откуда должна была появиться «Айсылу», затрещал. Послышался грохот, как будто невидимый мощный зверь ломал изнутри преграду, чтобы вырваться на свободу. Не прошло и пяти минут, как дерево разлетелось в щепки, вместе с ним из тоннеля вывалились куски породы и перед ошарашенной публикой показались вращающиеся лопасти ротора «Айсылу». Левый тоннель от «Заводской» до «Московской» пройден!

– Мне казалось, что за всю свою жизнь я так привык к этому, но каждое такое событие вызывает бурю в душе, - поделился впечатлениями от события директор МУП «Казметрострой» Марат Рахимов, – все равно волнуешься: вдруг что-то не получится.

У тоннельщиков два таких важных события: это пуск машины, запуск ее в работу, и самое главное – выход ее. Раньше у мостовиков была традиция: когда мост сдавался, под ним в лодке стоял инженер-мостовик, который за него отвечал. А тоннельщик, горный инженер (раньше тоннели вели военные горные инженеры) стоял с пистолетом в руках, если сбой – он просто стрелялся, для него – это все, финиш в его карьере. В моей жизни я уже и не помню, сколько было тоннелей, но каждый раз испытываю волнение…

МЕТРО ПРОТЯНЕТСЯ ДО НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА

Волнительным этот момент стал и для мэра, в чем он признался журналистам на импровизированном брифинге:

– Могли ли мы пять лет назад представить что будут, наконец, связаны два несоединяемых, казалось бы, конца города. Ведь после ввода трех новых станций весной 2013 года казанцы и гости города смогут менее чем за полчаса добраться с Проспекта Победы до Авиастроительного района.

Мэр вспомнил и времена, когда метро только появилось в городе: тогда (в 2005 году) в день перевозили 5 - 7 тысяч человек, сегодня же, по словам Метшина, метрополитен в сутки перевозит порядка 50 тысяч пассажиров, а в пиковые моменты – до 80 тысяч. Но это далеко не предел: мэр выразил уверенность, что с открытием трех новых станций пассажиропоток возрастет до 200 тысяч человек. А это ни много ни мало 40% всего городского пассажиропотока.

Ильсур Метшин также рассказал, что к следующему августу предстоит завершить проходку еще трех тоннелей:

- Параллельно мы будем работать на строительстве станций метро. Больше нас строит только Москва, – с гордостью констатировал Метшин.

Отметим, что на строительство трех станций второй очереди первой линии метро в этом году федеральным центром выделено 17,5 млрд. рублей, и 2 млрд. рублей – республикой.

В этом году на строительстве второй очереди метро уже освоено 4 млрд. рублей.

Мэр поделился и дальнейшими планами развития метро в столице.

– Жизнь быстро меняется, и с корректировкой генерального плана Казани, с реализацией и завершением транспортного плана Казани, мы пересматриваем и развитие метрополитена. Мы отказались от строительства кольцевой линии. Сейчас рассматриваем возможность (проектанты уже получили задание) запустить еще одну линию от Суконной слободы. Через парк Горького пройти под Казанкой и выйти в Ново-Савиновский район возле строящегося футбольного стадиона. Для густонаселенных районов на Чистопольской, Амирхана, Адоратского это просто необходимо. Тем более там сосредоточено сразу несколько крупных спортивных объектов.

Корреспондент «БИЗНЕС Online», напомнив, какой ажиотаж вызвала в городе акция по наименованию станции Козья слобода, поинтересовался – намерены ли власти столицы и в отношении трех новых станций объявить такой же народный «тендер»?

На что Метшин ответил:

– Конечно, названия станциям будут даны с учетом мнения жителей. Пока это рабочие названия: так они значатся в рабочей документации. Но мы с удовольствием примем предложения наших жителей, вместе обсудим, как бы казанцы хотели, чтобы эти станции назывались.

Елена Фадеева