«Любви и справедливости!» — пожелал всем нам в канун Нового года директор ООО «Управляющая компания «Заречье» Ильсур Хисматуллин. На интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» состоялся откровенный разговор о болевых точках ЖКХ, ответственности собственников жилья и мотивации в работе.
Ильсур Хисматуллин: «После центра «Ял» был очень хороший управленческий опыт, поэтому, когда меня пригласили работать в сферу ЖКХ, которая для меня была новой, я не испугался этой ответственности»
«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО СОБСТВЕННИКА»
— Ильсур Маратович, надо признаться, наши читатели неоднозначно отнеслись к тому, что вы, имея педагогическое образование, руководите управляющей компанией в сфере ЖКХ. В пример приведу два мнения — негативное и позитивное. Сначала негативное: «Стаж работы — 2 года в управлении жильем, и сразу — директор, без соответствующего профильного образования стал большим специалистом в ЖКХ. Это нонсенс. Наверное, только у нас такое».
— Действительно, в ЖКХ я пришел из другой сферы — был директором городского центра «Ял». Это 12 муниципальных лагерей отдыха, и это очень большое хозяйство: не только путевки, но и ремонт, техническое обслуживание, эффективное управление. Представляете, когда более 15 тысяч детей одновременно находятся на территории? Это огромная ответственность, которая требует того, чтобы абсолютно все работало как часы. Я учился в педагогическом университете, и главное, что он дал мне, — не только знания, но и определенные принципы и отношение к работе, возможность применять эти знания в разных сферах. Я активно занимался общественной работой в университете, был и вице-президентом лиги студентов РТ. После центра «Ял» имелся очень хороший управленческий опыт, поэтому, когда меня пригласили работать в сферу ЖКХ, которая для меня была новой, я не испугался этой ответственности.
— Вы удивились, когда вас пригласили в ЖКХ?
— Был удивлен, но я всегда следую тому, чтобы пробовать что-то новое, потому что это дает возможность реализовать те грани и качества, которые еще не были раскрыты.
— А вот позитивный вопрос: «Вы пришли в ЖКХ со стороны, из другой сферы. Незамыленным взглядом могли посмотреть на все это хозяйство, которое критикуют уже много лет все кому не лень. Что не так с нашим ЖКХ, чего не хватает? Что новое привнесли вы в эту работу?» (Альфия.)
— Первичное погружение в тему показало, что это неоднозначная и сложная сфера: идет большая критика со стороны жителей, задается много вопросов, старый жилой фонд. И на первых этапах моей работы передо мной и моей командой стояла задача все проанализировать, максимально сократить издержки и недоработки, повысить эффективность уже существующей системы. Я понял, что надо начинать не с революции, потому что отрасль уже достаточно сформирована. Поставил себе задачу не испортить, что есть, а понять, как это работает, какие есть слабые места, их исправить. А сейчас мы уже на втором этапе, когда внедряем новое.
«Жилищно-коммунальное хозяйство — это не о трубах, а об отношении к людям в первую очередь. Люди — главная составляющая»
— И что же не так с нашим ЖКХ?
— Жилищно-коммунальное хозяйство — это не о трубах, а об отношении к людям в первую очередь. Люди — главная составляющая. Поэтому своей команде я это четко всегда ставлю в приоритет: мы не ремонтом занимается, а улучшаем качество жизни людей. А дальше — стремимся сделать так, чтобы ответственное отношение формировалось у самих собственников. Чем активнее они себя проявляют, чем более ответственно относятся к жилому фонду, чем больше идут на партнерство с управляющей компанией, тем лучше получается результат для всех. Все с этого начинается: и капремонт, и ремонт дворов, и многое другое.
— Выявив слабые места ЖКХ, какие задачи вы перед собой и командой поставили?
— Во-первых, выстроить эффективную коммуникацию с жителями, потому что невозможно по каждому дому расставить сотрудников УК. А вот привлечь к этой работе старших по дому или активных жителей, чтобы знать, что происходит в доме, — первоочередная задача. Нам удалось это сделать.
— На каком основании вы сделали такой вывод?
— Во-первых, почти везде появились старшие по домам, с которыми мы можем гораздо быстрее решать насущные вопросы жителей. Во-вторых, через портал «Открытая Казань» последние три года у нас идет уменьшение количества заявок. Значит, тем людям, которые обращались, мы проблемы решили. Это как раз получается потому, что мы их слышим еще до того, как они обращаются в «Открытую Казань».
«Активность жителей должна проявляться не только внутри квартиры, но и в подъезде: сделать замечание тем, кто курит, мусорит, портит общедомовое имущество или грубит дворнику»
«ВЫСТРАИВАТЬ ДИАЛОГ И СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА»
— Какая вторая задача?
— Второе — повышение эффективности работы сотрудников самой УК и обслуживающих организаций. Это и повышение компетенций, и ориентация на качество работы, и настройка фокуса внимания сотрудников на выстраивание диалога с человеком: чтобы и житель лучше понимал, почему мы совершаем те или иные действия, и чтобы сотрудник УК всегда помнил, что житель — это его работодатель, какой бы он ни был.
Почти половина домов в Кировском районе имеет возраст 60–70 лет. И менталитет жителей находится еще в том периоде, когда государство полностью обеспечивало содержание и ремонт домов, когда не было ресурсоснабжающих организаций в том понимании, как сейчас. Конечно, жителям сложно все это переосмыслить и понять, что наступил период капитализма, а они после приватизации стали собственниками квартиры и сособственниками остального имущества дома и сами несут за него ответственность. Активность жителей должна проявляться не только внутри квартиры, но и в подъезде: сделать замечание тем, кто курит, мусорит, портит общедомовое имущество или грубит дворнику. Каждому человеку должно быть до этого дело! И когда внимание каждого жителя будет обращено на то, что делается в доме или дворе, появится совсем другая история.
— Вы сказали, что выстраиваете коммуникацию с активными жителями. А они вообще есть? Вам удалось найти старшего на каждый дом?
— С одной стороны, старшие по дому — это одно из самых главных звеньев в работе УК, с другой — самая «расстрельная» общественная должность.
— А она общественная, материальной мотивации там нет?
— Общественная, конечно. Хотя есть дома, где жители приняли решение внести в счет-фактуру строчку для оплаты труда старшего по дому. Если дом многоэтажный, то работа старшего по дому отнимает много сил и времени, потому что интересы и запросы жителей дома бывают диаметрально противоположными: кому — парковка во дворе, а кому — детская площадка. Но законом определено, что сособственники должны уметь договариваться и приходить к общему мнению. А вот это сложнее всего. Уметь конструктивно выстраивать диалог и слышать друг друга — большая задача системы ЖКХ и общества в целом. К сожалению, это качество у людей пока не сильно развито. Люди могут рассказать о своих проблемах, но выслушать о сложностях соседа еще не готовы. А там, где есть старшие по дому, совсем другая ситуация — и по содержанию дома, и по всему остальному.
— Как все-таки поощрять старших по дому, если жильцы не собираются оплачивать их труд?
— Мы для этого выстроили систему так называемой нематериальной мотивации: стараемся поздравлять их с праздниками, проводим обучение на базе администрации Кировского и Московского районов, информируем о программах и планах. И, главное, мы поддерживаем их инициативы. Например, старший по дому собирается во дворе провести Масленицу или Новый год. Собрать на это мероприятие по 5 рублей с жителей — сложно, поэтому мы сами изыскиваем возможность поддержать их идею. А когда появляется такая возможность, обязательно представляем к наградам не только своих сотрудников, но и старших по домам.
«Надо исходить из того, что каждая управляющая компания — это отдельная история и своя система. И, конечно, каждый должен браться за задачи, которые ему по зубам»
«САМЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ — ВЫБРАТЬ СТАРШЕГО ПО ДОМУ И ДОВЕРИТЬСЯ ЕМУ»
— Для выстраивания диалога с жителями вы используете современный способ коммуникации — соцсети?
— Да, мы немного отошли от сайта и сосредоточились на «Инстаграме», потому что это самая популярная сейчас площадка, кроме того, там все наглядно и понятно можно показать: вот как было, а вот как стало. Что касается работы с обращениями жителей, то это и портал «Открытая Казань», и система «Народного контроля», и личный прием. Приемный день бывает один раз в неделю, но в рабочее время наши двери всегда для жителей открыты. Да, нам это неудобно — сотрудники отвлекаются от текущей работы, но мы исходим из того, что если человек пришел именно в этот день, значит, другое время он не может найти. Когда с человеком вживую разговариваешь и объясняешь, подобное гораздо эффективнее в нашей сфере.
А через социальные сети — это для оперативного решения каких-то рядовых вопросов, которые возникают в повседневности. Особо активные старшие по дому и группы в WhatsApp создают, например на Урицкого, 27. И мне на телефон постоянно какую-то информацию скидывают — дают обратную реакцию. Эта работа многосторонняя, и без жителей здесь не обойтись. Самый правильный путь — выбрать старшего по дому и довериться ему, чтобы у него было право решающего слова в спорах соседей. А когда собрания жильцов превращаются в балаган, не могут выработать конструктивного общего мнения, дело с мертвой точки не двигается. Если мы не можем договориться на первом этапе, то эффективная работа не сложится.
— Как вы считаете, гигантомания в ЖКХ — это эффективно? Почему ваша управляющая компания контролирует более 500 домов в разных частях района, причем еще и в поселках? Ясно же, что за всем не уследишь. (Иван А.)
— Надо исходить из того, что каждая управляющая компания — это отдельная история и своя система. И, конечно, каждый должен браться за задачи, которые ему по зубам. Мы это понимали, когда принимали такой жилой фонд. У нас действительно более 500 домов, но по количеству жилых площадей это не самый большой объем, поскольку много одно-, двух-, трех-, четырехэтажных домов. И во многом это ведомственный жилищный фонд в прошлом. Когда на заводах проходила оптимизация, они передали свой жилой фонд, в том числе общежития, в собственность муниципалитета. Потом кто-то приватизировал данное жилье, кто-то — нет.
— А сколько в целом процентов жилья находится в муниципальной собственности?
— Наверное, процентов 15. И в каждом доме по-разному: в каких-то — процентов 90, а в домах новой постройки муниципального жилья — минимальное количество. Понятно, что в 90-е годы у предприятий не было возможности ремонтировать свое жилье, и сегодня это наиболее тяжелая часть жилого фонда. И вот давайте представим, что бывшие ведомственные дома становятся отдельными ТСЖ или переходят на самоуправление: что с ними будет? Они же требуют ежедневного обслуживания! Это может себе позволить только большая управляющая компания.
Второе — мало какая УК может содержать полноценную аварийную службу, потому что это круглосуточная работа, штат довольно большой. А у нас работают сразу две бригады аварийной службы. К тому же нам легче выстраивать диалог с администрацией города, потому что УК «Заречье» не только управляет домами, но и выполняет много социальных функций. И штат крупной УК профессиональный: есть бухгалтеры, сметчики, экономисты, юристы, энергетики, электрики и так далее. Такой штат невозможно содержать в рамках маленькой УК или ТСЖ.
«Но главное все-таки не техника, а люди. Гораздо легче обслуживать новый многоэтажный жилой фонд — там и сборы выше, и зарплаты могут быть больше, и работы меньше»
«ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАРОГО ЖИЛОГО ФОНДА — ЭТО РАБОТА ЭНТУЗИАСТОВ И ПАТРИОТОВ»
— Чтобы содержать жилой фонд и прилегающую территорию, необходима материально-техническая база. Чем располагает ваша УК? (Моисеев И.)
— Все самое необходимое для качественной работы у нас есть. В течение последних двух лет мы постоянно совершенствуем свою материально-техническую базу — как самой УК, так и подрядных организаций. Это и малая техника механизации, и «КАМАЗы», и автовышки, и автотранспорт у ЖЭУ, и различный инструментарий, и оргтехника. Конечно, большой управляющей компании легче содержать и укреплять свою материально-техническую базу.
Но главное все-таки не техника, а люди. Гораздо легче обслуживать новый многоэтажный жилой фонд — там и сборы выше, и зарплаты могут быть больше, и работы меньше. А обслуживание старого жилого фонда — это работа энтузиастов и настоящих патриотов своего дела. Многие забывают, что эти люди, по сути, не имеют выходных. Когда все станут встречать Новый год, они будут работать, потому что дома без присмотра нельзя оставить, особенно в праздники, когда идет большая нагрузка на сети и жилой фонд. Мы стараемся этих людей поддерживать — повышаем заработную плату, поощряем и премируем.
— Дефицит каких кадров сегодня испытывает ваша управляющая компания? Сколько вы платите работникам? Есть ли у вас служебное жилье? (Ирина.)
— В первую очередь требуются рабочие профессии: слесари, сантехники, кровельщики, плотники и так далее. Как правило, у нас работают люди зрелого и пожилого возраста, молодежи не так много. Средняя заработная плата по УК — порядка 30 тысяч рублей.
— А как с дворниками?
— Мы испытываем острый дефицит дворников. Их зарплата зависит от площади территории, которую они убирают. А придомовая территория бывает одинаковой — что у двухэтажного дома, что у многоэтажной «свечки», где собираемость гораздо больше. И дворнику приходится брать несколько участков, чтобы зарплату увеличить. А ведь в эту зарплату входят и механизация, и ГСМ, и вывоз снега. Приходят жители: «Хотим дворника». Хорошо, давайте посчитаем, сколько вы собираете. С дома — 3 тысячи рублей в месяц минус налоги. Объясняем: «На эту зарплату мы не можем найти дворника, отвечающего вашим требованиям». Никто не будет убирать огромную территорию за 2 тысячи рублей! Но у собственников есть право принимать свои тарифы. И те, кто понимает, что 2 тысячи — это мало, решением общего собрания увеличивают тариф либо сами собирают дополнительные деньги.
Перед зимой мы собрали всех дворников, чтобы обсудить проблемы. И меня поразило, что главная проблема для дворников — это неуважение со стороны жителей! Есть люди, которые свой мусор оставляют перед подъездом, бросают бутылки, а когда дворник им делает замечание, отвечают: «Я вам за это плачу». Маленькая зарплата — одна сторона дела, а когда видят, что вас не ценят и не уважают как людей, это тоже мотивации не прибавляет. Ни одно цивилизованное общество не позволит себе такого отношения к тем рабочим, которые формируют тебе комфортную среду.
— Служебного жилья для дворников, наверное, уже нет?
— Служебного жилья нет, но мы ходатайствуем перед управлением жилищной политики исполкома города о выделении жилья по договору краткосрочного найма. Как правило, мы просим такое жилье для семейных молодых сотрудников. Если они продолжают работать у нас, своевременно платят за коммунальные услуги, то город, как правило, продлевает договор. Но приватизировать или продать жилье они не могут.
«ЖЭУ — это те организации, которые осуществляют ежедневный контроль и эксплуатацию всех коммуникаций и конструктивных элементов домов, там работают слесари, кровельщики, сантехники и так далее»
«КАТАСТРОФИЧЕСКОЙ НЕХВАТКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕТ»
— Зрелые и пожилые работники с годами не молодеют, придет время — уйдут на пенсию. Как в принципе решать проблему кадров для ЖКХ?
— В своем штатном расписании мы выделяем определенное количество мест для молодых специалистов. И когда кто-то уходит — у нас есть, кем заменить. Текучка кадров у нас небольшая, катастрофической нехватки специалистов нет. Да, кто-то уходит, но приходят новые, кому хочется работать у нас.
— Объясните мне, пожалуйста, что конкретно входит в функции управляющей компании и ваших подрядных организаций — ЖЭУ? Очень часто стали отсылать в разные инстанции вместо того, чтобы самим решать вопросы. (Алия.)
— Управляющая компания — это организация, которой собственники доверяют управлять своим домом. Мы фактически принимаем на аутсорсинг то, что должны были бы делать сами жители: договариваться с ресурсными организациями, нанимать специалистов на разные работы и так далее. А подрядных организаций у нас много. ЖЭУ — это те организации, которые осуществляют ежедневный контроль и эксплуатацию всех коммуникаций и конструктивных элементов домов, там работают слесари, кровельщики, сантехники и так далее. Но, помимо этого, есть отдельные подрядные организации, которые занимаются уборкой, обслуживанием лифтов, насосов, общедомовых приборов учета, дератизацией-дезинсекцией, даже есть трубо-печная служба. Суммарно количество сотрудников, наверное, к тысяче приближается. И это не считая подрядных организаций, которые занимаются текущим и капитальным ремонтом домов.
— В советское время люди привыкли, что по всем жилищно-коммунальным проблемам надо обращаться в ЖЭУ — там всё решат. А сегодня по-другому, и этого многие не понимают и возмущаются. Какое звено сейчас объединяющее?
— Управляющая компания. Но надо понимать, что она создана для обслуживания общедомового имущества. А когда просят что-то заменить или сделать в квартире — отголоски советского времени. Этим должен заниматься сам собственник.
— Наверное, и ваши специалисты занимаются, но за отдельную плату? Это как дополнительная услуга получается.
— Конечно, специалисты подрядных организаций это могут делать, и мы просим их делать расценки ниже, чем у других компаний на рынке или у частников, чтобы у жителей была мотивация приглашать именно наших работников. Когда наш слесарь приходит по вызову, он может оценить состояние общедомового имущества, находящегося в квартире.
«Все управляющие компании обязаны работать в системе «Открытая Казань» и показывать там свой результат, который оценивает руководство города, вплоть до мэра лично»
«ОТКРЫТАЯ КАЗАНЬ» ОТБИВАЕТ СОБЛАЗН ПРИУКРАСИТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
— Почему все УК говорят, что с проблемами лучше обращаться не к ним, а через портал «Открытая Казань»?
— Потому что это эффективнее! Все управляющие компании обязаны работать в системе «Открытая Казань» и показывать там свой результат, который оценивает руководство города, вплоть до мэра лично. Поэтому этот контроль мотивирует всех нас быстро и эффективно решать все возникающие вопросы жителей. Сегодня через эту систему идет более 90 процентов обращений. Просто так закрыть заявку нельзя — нужно приложить либо фотографию произведенной работы, либо акт с подписью заявителя. Только после этого заявка закрывается.
— Хотите сказать, все заявки выполняются?
— Выполняются почти все и практически сразу. Но, конечно, есть исключения. Например, если зимой просят отштукатурить входную группу, естественно, мы пишем, что сделаем весной или летом, поскольку это сезонная работа. Или, например, обращаются в УК через «Открытую Казань» с жалобой на то, что соседи шумят. Но это не сфера ответственности УК, поэтому отвечаем: «Это не к нам!»
— УК обслуживает частные дома, которых много на вашей территории?
— Частные дома относятся к территориальным отделениям самоуправления — ТОСам. Но у нас есть дома, которые похожи на частные, но в них живут две-три семьи. Это бывшие ведомственные дома, по факту они идут как многоквартирные. Если строго по закону, то такими домами мы не должны управлять. Но мы понимаем, что жители этих домов никогда не соберут на капремонт. Как правило, в них остались люди, которым деваться некуда. Если мы откажемся от этих домов, то там не останется ни тепла, ни света, ничего. Да, это сложная категория домов, требующая дополнительных ресурсов, но на произвол судьбы мы не можем оставить людей. Поэтому дома обслуживаем, решаем многие вопросы.
В прошлом году жительница переулка Дружный в поселке Аракчино обратилась к нам с просьбой отремонтировать печку и дрова привезти. Дрова и печка в доме — это точно не к нам, но мы, понимая свою социальную ответственность, просим свою подрядную организацию помочь. И печку отремонтировали, и дрова привезли бесплатно. Конечно, из старого дома новый мы не сделаем, но бросать людей в беде не можем.
«Мы же спиливаем аварийные деревья и кустарники, вот я и попросил, чтобы подобрали хорошие дрова. Материальные затраты небольшие, а людям приятно…»
«МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НЕБОЛЬШИЕ, А ЛЮДЯМ ПРИЯТНО…»
— Дрова — это материальные затраты. У вас есть резерв для таких случаев?
— Мы же спиливаем аварийные деревья и кустарники, вот я и попросил, чтобы подобрали хорошие дрова. Материальные затраты небольшие, а людям приятно… Вспоминается еще одна история, которая меня потрясла. Я тогда первый год работал в УК. На улице Фрунзе жила бабушка (надеюсь, и сейчас живет), и ее соседи сказали слесарю, что у нее уже более пяти лет нет холодной воды в квартире. Оказалось, у нее была протечка, трубу ей срезали и поставили заглушку. А бабушка ни к кому с этой проблемой не обращалась. Труба в квартире — это тоже не наш вопрос, но мы ее отремонтировали и воду вернули. Для УК эта история незатратная, а для конкретного человека — кардинальная, меняющая качество жизни.
И таких историй очень много. Мы благодарны тем подрядчикам, которые нас слышат и идут навстречу. Порой люди обращаются к нам от безысходности. Одинокий пожилой мужчина ухаживал за сыном-инвалидом, и в квартире произошел пожар — телевизор загорелся. Вся квартира черная… Он пришел к нам. Делать ремонт — это очень дорого, и мы начали прокручивать разные варианты. Объяснили ситуацию одному молодому подрядчику, а он сказал, что у него от предыдущего ремонта остались материалы. Ремонт сделал, и мужчина со слезами его благодарил. А мы поняли, что с этим подрядчиком надо и дальше работать, обеспечивать его заказами.
Мы, конечно, не забываем, что управляющая компания — это бизнес, цель деятельности ООО — получение прибыли. Но там, где нам не в убыток, мы стараемся помочь жителям в сложной жизненной ситуации.
— Кировский район — одна из самых старых и исторически интересных территорий нашего города. Ведет ли ваша управляющая компания работу по сохранению памятников архитектуры и объектов, представляющих историческую ценность, и как учитывается мнение жителей в этой работе? (Макар.)
— У нас есть дома и 1917 года постройки, и 20-х годов, периода НЭПа и индустриализации. Эти дома — свидетели истории, они формируют лицо города. И то, что мы сегодня поддерживаем их в рабочем состоянии в качестве многоквартирного дома, считаю, — наш вклад в сохранение данных зданий. Если бы подобного не было, многие дома разрушились бы.
«На улице Ферганской был пустырь, заросший кустарником, а мы решили, что сделаем там показательный двор. Было уже вложено огромное количество ресурсов, сил, труда, и я часто днем приезжал смотреть, как движутся дела»
«А «ПРОВОКАТОРОМ» СТАЛА ОДНА НЕБЕЗРАЗЛИЧНАЯ ЖИТЕЛЬНИЦА»
— К 100-летию ТАССР не планируете собрать и написать историю таких домов?
— 100-летие — большой праздник. Во всех мероприятиях наша управляющая компания будет принимать участие. Отдельно, думаю, свои какие-то инициативы тоже реализуем по этому случаю. Например, в рамках программы капитального ремонта домов, в программе «Цветущая Казань». Мне кажется, если мы будем на 100 процентов качественно и быстро выполнять свою работу, это уже будет отличный вклад в 100-летие ТАССР.
— Можно привлечь жителей исторических домов к написанию истории своего дома. Пусть поработают в архивах… Одно дело — вы для них что-то сделаете к 100-летию, другое — они сами примут участие. Наверное, совсем другое отношение будет и к дому, и к юбилею…
— Вы мне сейчас даете пищу для размышления. Обязательно подумаю на эту тему. Считаю, можем совместно с администрацией Кировского и Московского районов это реализовать. Они всегда поддерживают такие креативные проекты, сами их придумывают и нас привлекают. Например, по сути, 100-летие Юдино началось с того, что одна небезразличная ветеран труда пришла и показала исторические документы — поселку скоро 100 лет. Эта история дошла до мэра, до президента, появилась программа к 100-летию Юдино, проект ремонта фасадов, кровли и входных групп домов. И центр железнодорожников стал красивым. Сегодня ремонт идет в ДК железнодорожников, построили ледовую арену. А «провокатором» всего этого стала одна небезразличная жительница. Какую пользу она принесла для всех: отремонтировали фасады домов на 176 миллионов рублей, асфальт положили, несанкционированные свалки ликвидировали, открыли клубы для подростков и другие учреждения соцкультбыта. Да, проблемы там еще остаются, но 100-летие поселка стало драйвером другого восприятия территории Юдино.
Приведу другой пример. На улице Ферганской был пустырь, заросший кустарником, а мы решили, что сделаем там показательный двор. Было уже вложено огромное количество ресурсов, сил, труда, и я часто днем приезжал смотреть, как движутся дела. И каждый раз ко мне подходила женщина и учила, как надо правильно делать. Спрашиваю: «Вы строитель, дизайнер, ландшафтник? Здесь специалисты работают, они потом за сделанное отвечать будут». Честно говоря, меня расстраивала вся эта ситуация. Мы искренне хотели сделать хороший двор, чтобы людям было комфортно. Но один раз я приехал вечером и увидел людей на этой площадке, которые позитивно ее обсуждали. И я понял: вот люди, для которых мы делаем! И их большинство.
Когда активность имеет позитивную и конструктивную направленность — это одна история, но когда все воспринимается в негативе и неконструктивно — это ни нам сил не прибавляет, ни пользы дому не приносит. Пусть критикуют нас, но критика должна быть справедливой и конструктивной. Порой нас критикуют за то, что их дом не ремонтировали 60–70 лет. Но наша УК существует всего с 2006 года, мы этим домом 70 лет не управляли. Проблемы, которые мы решаем сейчас, жильцы собирали все эти годы, и непонятно, почему они раньше их не решали. Житель должен отдавать себе отчет, что поиск решения — это диалог вместе с управляющей компанией, со строителями и другими подрядными организациями, чтобы получить хороший продукт. Другого пути нет и не будет.
«Один раз я приехал вечером и увидел людей на этой площадке, которые позитивно ее обсуждали. И я понял: вот эти люди, для которых мы делаем! И их большинство»
«ЗА ДОЛГИ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРЕД РЕСУРСНИКАМИ ОТВЕЧАЕТ УК»
— На чем зарабатывает управляющая компания, кроме платежей жильцов за жилищные услуги? Какие дополнительные услуги готовы предоставить ваша УК и подрядчики? (Жуков А.)
— Те счет-фактуры, которые приходят из единого расчетного центра, — не деньги управляющей компании, а средства ресурсников и подрядных организаций. Нет этих денег на наших расчетных счетах, они в ЕРЦ, и по актам данные средства уходят подрядчикам и ресурсникам.
— А какие деньги идут управляющей компании?
— Среди жилищных услуг есть только одна статья — «Управление жилищным фондом». Из этих денег формируется и заработная плата, и развитие материально-технической базы, и премирование, и организация новогодних праздников и так далее. Многие жители нас упрекают: «Мы вам платим!», а ведь одна эта статья включает в себя колоссальное количество работ. Функционал у управляющей компании огромнейший, просто жители не знают об этом. В счет-фактуре основные платежи — за коммунальные услуги, и наша задача — собрать их и передать ресурсоснабжающим компаниям. Причем за долги населения перед ресурсниками отвечает УК. И вопрос взыскания долгов стоит очень остро.
— Сколько задолжали жильцы за коммунальные и жилищные услуги? Как вы работаете с должниками? (Валеев.)
— Два с половиной года назад, когда я только пришел в УК, эта сумма была более 350 миллионов рублей. И я сразу себе поставил задачу — долг уменьшить. Первое — жители спрашивают: «Мы платим, а долги у дома все равно есть. Почему не работаете с должниками?» Второе — финансовое состояние самой управляющей компании: невозможно развиваться, если не решать вопросы с долгами. Это комплексная системная работа: и уведомления, и судебные решения, и работа приставов, и ограничение выезда за границу, и арест имущества, и так далее. Сегодня долг нашей УК сократился почти в два раза — чуть более 200 миллионов.
— 200 миллионов рублей — это накопленная за многие годы сумма, причем с пенями, а какая ежемесячная собираемость платежей?
— В прошлом году сбор был 96 процентов (недобор 4 процента), а на 1 декабря 2019 года — 100,7 процента. Это показатель эффективности работы отдела взыскания нашей УК. Это постоянная работа: от заключения договора рассрочки до отключения электроснабжения по решению суда.
— Наверное, все ваши действия по взысканию долгов строго нормируются законом?
— Конечно! Иногда приходят и просят: «Спишите мне пени». А начисление пеней — это законом предусмотренная процедура. Нам также начисляют пени ресурсоснабжающие организации. И прокуратура нас может спросить, на каком основании мы списали пени.
«Сколько слез и разных историй увидел — душа разрывается, но я должен принимать решения как управленец, чтобы мои действия не мешали выполнять поставленные передо мной задачи. Но там, где есть возможность идти навстречу, мы идем»
«СКОЛЬКО СЛЕЗ И РАЗНЫХ ИСТОРИЙ — ДУША РАЗРЫВАЕТСЯ…»
— А если трудная жизненная ситуация?
— Надо прийти к нам, не дожидаясь, пока долг большой скопится и пени нарастут, и объяснить ситуацию. Напишет заявление, и мы полгода, пока он не может платить, не будем начислять пени. Сколько слез и разных историй увидел — душа разрывается, но я должен принимать решения как управленец, чтобы мои действия не мешали выполнять поставленные передо мной задачи. Но там, где есть возможность идти навстречу, мы идем. Если человек пришел и сказал, что какое-то время не может платить, мы пойдем навстречу: не будем начислять пени, направлять судебные приказы, арестовывать банковские карты и счета.
Собираемость 100,7 процента — этот показатель еще может измениться за два месяца: декабрь и январь, но увеличить сбор даже на полпроцента — колоссальная работа. Повышение платежной дисциплины населения — сложная комплексная работа, она не дает быстрых и легких результатов. Например, сегодня выполняются судебные приказы по тем решениям, которые были вынесены еще полтора года назад, а результат сегодняшних взысканий мы увидим не раньше, чем через год.
— Долги населения выливаются в долги управляющей компании перед коммунальными хозяйствами. Удается сокращать эти долги?
— Да! Это то, чем я горжусь. Осенью этого года впервые за 7 лет истории управляющей компании мы выплатили все долги «Энергосбыту» и Казанской тепловой компании. Честно, я в этот день праздновал — такой сложной и невыполнимой сначала казалась эта задача. Теперь перед нами стоит цель ликвидировать долги перед «Водоканалом» и «Казэнерго». С первых дней работы я поставил перед собой план остановить рост долгов, потому что иначе невозможно было решать текущие задачи и развиваться. Рост долгов мы остановили, а потом начали работу по погашению задолженности.
— В чем основная причина неплатежей — обнищание людей или все-таки их недисциплинированность?
— Специально не анализировали, но могу сказать по своим ощущениям. Есть маргиналы, пьющие, ведущие асоциальный образ жизни, — таких процентов пять. Есть люди, которые действительно попали в трудную жизненную ситуацию, но их немного. Истории бывают такие, что не передать словами, подобных по телевизору не показывают. Я даже не предполагал, что такое может быть: мать бросает детей и они остаются на попечении 70-летней бабушки, у которой пенсия 9 тысяч рублей…
Но основная часть людей — это те, кто может платить, но, как они говорят, слишком заняты. Есть люди, которые считают: платить не буду и ничего вы со мной не сделаете, потому что жилье — единственное, а у меня ребенок. И взять с таких нечего, и официальных источников дохода у них нет. Есть люди с низким доходом, которые платят неполную сумму, но ежемесячно. Конечно, у таких с течением времени скапливается долг, и мы вынуждены как-то решать с ними этот вопрос. У нас есть право заключать договор рассрочки на определенное время, и в данный период мы не начисляем пени. Когда долг большой, можем заключить договор рассрочки, если человек готов заплатить 30 процентов задолженности. Но мы, как правило, не идем навстречу тем людям, которым уже и уведомления были, и судебные приказы, и отключение электричества. Есть такие, которые решили выплатить свой долг, когда им нужно продать квартиру. Рано или поздно, но все приходят, кроме маргиналов. Но и с ними найдем выход, например принудительные работы через судебное решение.
— А есть такие, кто добровольно готов у вас работать в счет покрытия своего долга? Например, дворников у вас всегда не хватает.
— Полгода назад мы объявили жителям, что готовы дать им возможность отработать свой долг, но по факту откликнулись только два человека. Кто-то работает, а те, кто не занят, уже и не хотят работать.
«Мне кажется, если мы будем на 100 процентов качественно и быстро выполнять свою работу, это уже будет отличный вклад в 100-летие ТАССР»
«КРЫША — ЭТО ОБЩЕДОМОВОЕ ИМУЩЕСТВО, КОТОРЫМ РАСПОРЯЖАЮТСЯ СОБСТВЕННИКИ»
— Куда идут средства от размещения рекламы в лифтах и на домах? (Мансур.)
— Договор на размещение рекламы заключают с управляющей компанией на основании решения жителей дома. Реклама — порядка 40–50 рублей в месяц, эти деньги аккумулируются на счете дома в ЕРЦ по статье «Реклама». Можно узнать, сколько по данной статье собралось денег, и решением собрания жильцов определить, на что их можно потратить. Но это небольшие суммы. Больше платят сотовые операторы за размещение базовых станций на крыше домов. И этими средствами тоже распоряжаются жители дома, например, на Фрунзе, 19 жители за счет таких денег сделали ремонт подъезда.
— Без решения собрания жильцов может базовая станция появиться на доме или реклама в лифте?
— По закону — нет, но с течением времени процедура принятия решений меняется.
— А в начале 2000-х вообще был бардак…
— Да, но когда людям объясняешь, что это доходы дома и они могут ими распоряжаться, то воззрение на подобное меняется. По закону крыша — это общедомовое имущество, которым распоряжаются собственники, и каждый голосует в соответствии с площадью квартиры: чем больше площадь, тем весомее голос при голосовании.
— Что сделать тем, у кого базовая станция на крыше есть, а решения по этому поводу жители не принимали? Например, станция появилась до принятия соответствующего закона.
— В любом случае управляющая компания имеет информацию, кто и что разместил на крыше их домов. Любой житель может через «Открытую Казань» подать заявку предоставить информацию о том, кто на крыше разместил базу, сколько денег собралось на счете дома по данной статье. Никто тайны из этого не делает, в течение 30 дней мы дадим ответ. Но относительно того, на что направить деньги, должно быть решение собрания собственников.
«Мы журналистов и фотографов не приглашали и были удивлены, когда фотография этого дома появилась в российских СМИ и интернете. Суммарно по всем интернет-ресурсам насчитали более полумиллиона просмотров и тысячи комментариев»
ДЕПУТАТ ПОДАРИЛ… ГРАФФИТИ
— Расскажите, как удалось реализовать такой крутой проект, как капремонт дома на Чкалова, 4? Он же в итоге на всю страну прогремел в самом лучшем смысле этого слова! (Алсу.)
— Мы журналистов и фотографов не приглашали и были удивлены, когда фотография этого дома появилась в российских СМИ и интернете. Суммарно по всем интернет-ресурсам насчитали более полумиллиона просмотров и тысячи комментариев. И вся эта история обросла слухами и легендами, к примеру, что дом отремонтировали сами жильцы за свои деньги.
А на самом деле, во-первых, дом отремонтирован по программе капитального ремонта, во-вторых, это итог системной командной работы — управляющей компании и подрядных организаций, жителей дома и администрации района. Помог и депутат Госсовета РТ, гендиректор «Казаньоргсинтеза» Фарид Минигулов — он подарил граффити. Этот дом с точки зрения ремонта был очень сложным: в свое время его строили хозспособом — из того, что было, а не что требовалось. И стоит он на территории близкого прилегания грунтовых вод, поэтому большая работа была проведена по укреплению фундамента. Также заменили инженерные сети, отремонтировали подъезды и фасад.
Что касается внешнего облика дома, то мы исходили из того, что должен быть воспитательный эффект от окружающей среды (это к вопросу о том, что в ЖКХ я пришел из другой сферы). И улица Чкалова нам в этом помогла, потому что это героическая история. И когда дети сегодня, проходя мимо дома, спрашивают, кто это, родители рассказывают о легендарном человеке, а если сами не знают, то ищут информацию в интернете. Воспитательный эффект имеет и красивая чистая мусорка с раздельным сбором отходов, и постриженные кустарники, и газоны с цветами, и новый асфальт, и детская площадка, и даже ливневка. Комплексный подход к реализации капремонта позволил решить задачи не только по ремонту, но и по благоустройству двора и воспитанию населения. Следующий капремонт будет на другой улице, а называется она Повстанческая… (улыбается). И люди уже приходят и спрашивают: «А как будет у нас?»
«Если бы он был покрашен в бежевые или серые тона, то никто его не заметил бы и не сфотографировал. Когда мы обсуждали проект, решили, что синий — это цвет неба, ведь улица носит имя летчика, и что дом должен быть ярким»
— Теперь от вас ждут таких же свершений… Вы готовы?
— Готовы, конечно. В Кировском и Московском районах такой дом — не единственный. Например, дома на улицах Декабристов и Восстания, двор на Ферганской в Юдино. Родится проект и следующего года. Здесь должны сойтись многие вещи, но в первую очередь — активность самих жителей.
— Как рождался дизайн фасада дома на Чкалова?
— Если бы он был покрашен в бежевые или серые тона, то никто его не заметил бы и не сфотографировал. Когда мы обсуждали проект, решили, что синий — это цвет неба, ведь улица носит имя летчика, и что дом должен быть ярким. Кировский район в этом отношении грустный — мало ярких красок и подсветки. А когда появляется яркое пятно, это меняет настроение места и его восприятие людьми. Раньше возле этого дома почти не было видно детей, а сегодня, когда есть детская площадка, их огромное количество. И это все формирует культуру и общественное пространство.
«Определен региональный оператор — фонд капитального ремонта, где аккумулируются деньги населения, республиканского и городского бюджетов. И есть очередность проведения капремонта»
«СОБСТВЕННИКИ САМИ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЩЕДОМОВОЕ ИМУЩЕСТВО»
— Шоссейная, 15. Дом 1962 года. Ни разу не проводился капитальный ремонт. Километр до Кремля! Промедление с ремонтом увеличит на него затраты в разы! (Александр.)
— Насколько я помню, главная проблема этого дома — грунтовые воды, поэтому там постоянно работают дренажные наносы. На счете по статье «текущий ремонт» у них есть средства, и мы приглашаем старшего по дому для обсуждения первоочередных мер по обслуживанию дома. Мы еще успеваем включить этот дом в план следующего года.
Что касается капитального ремонта, то платежи населения за капремонт поступают на спецсчет в банке. Определен региональный оператор — фонд капитального ремонта, где аккумулируются деньги населения, республиканского и городского бюджетов. И есть очередность проведения капремонта. Краткосрочная программа до 2022 года сформирована. А первый шаг к тому, чтобы в доме был проведен капремонт, — решение собственников. Без этого нельзя. Собственники определяют и перечень необходимых работ.
— С капитальным ремонтом понятно — есть программа, и жди своей очереди. А как можно попасть хотя бы в план текущего ремонта? И что подразумевает такой ремонт? (Хакимов.)
— Первый подход: при проведении капитального ремонта мы можем что-то сделать дополнительно текущим ремонтом, например, капремонт меняет систему отопления, а на деньги, собранные по статье «текущий ремонт», мы можем поменять систему горячего или холодного водоснабжения. Второй подход: жители протокольно могут решить, какие виды текущего ремонта они хотят провести. Третий подход: управляющая компания сама, без протокола собрания жильцов, может принять решение о текущем ремонте, если видит, что это экстренно необходимо, например, в подвале трубы текут. В конце каждого года определяется титул текущего ремонта на следующий год. Решение по домам мы принимаем, исходя из информации подрядных организаций и обращений жильцов.
— Кулахметова, 4 — никогда не убирают в подъездах и отсутствует асфальт во дворе. Когда решите эти вопросы в нашем доме и дворе? (Денис.)
— Этот дом попадает в программу «Наш двор» на следующий год, и асфальт будет положен. Что касается уборки подъезда, то жители сами отказались от этой услуги и убрали статью начисления из счет-фактуры. Если хотят возобновить данную услугу, то надо принять общее решение и сообщить в УК.
«Закон так и говорит: бремя расходов по содержанию общедомового имущества несут собственники. В рамках тарифа. А если не хватает собранных денег — должны найти дополнительный источник финансирования»
— Читатель просит: «Поменяйте, пожалуйста, все отопление и водопровод в доме в пос. Юдино, ул. Ильича, 36. Батареи не меняли со дня постройки — с 1956 года!»
— К 100-летию Юдино на этом доме отремонтировали фасад, поменяли кровлю. Если они хотят поменять систему отопления за счет средств капремонта, должны направить в УК протокол собрания собственников и соблюсти всю необходимую процедуру. Сначала оценивается объем работ, составляется смета. И если собранных средств хватает, то вопросов нет — приступаем делать. Если средств не хватает, то надо определиться с источником финансирования этих работ. Закон так и говорит: бремя расходов по содержанию общедомового имущества несут собственники. В рамках тарифа. А если не хватает собранных денег — должны найти дополнительный источник финансирования.
— И какой это может быть источник?
— Законом определено, что собственники могут принять свой тариф, повышенный, чтобы хватало на ремонт. Или — взять кредит в банке. Правда, в России такой путь не практикуется, а вот за рубежом это нормальное явление. Если не хватает небольших денег, то УК может сама добавить определенную сумму, а потом включить ее в счет-фактуру. Надо исходить из того, что мы живем в капиталистическом обществе и собственники сами несут ответственность за свое имущество, в том числе общедомовое. Если у дома Ильича, 36 есть активисты, пусть придут в УК — вместе разберемся, что и как там делать.
— Могут ли жильцы не согласиться с планом капитального ремонта, которое предлагает УК, и внести свои изменения? (Марат.)
— Конечно, могут, но только через решение собственников. Мы подчиняемся решению общего собрания.
— Прошу обратить внимание на сильный запах канализации в квартирах четвертого подъезда по адресу Горьковское шоссе, 6. Проблема началась после ремонта в магазине, который расположен на первом этаже. (Наталья.)
— В том месте регулярно забивается уличная канализация. Зона ответственности УК — стена дома. Если проблема в подвале дома — наша недоработка, а если в канализационном трубопроводе «Водоканала» — это уже не наша зона ответственности. А почему канализация забивается? Потому что люди выбрасывают все что угодно. Мы однажды целую курицу вытащили! Единственное, что мы можем, — обратиться в «Водоканал», чтобы они внесли этот адрес в список регулярной промывки.
«Если у дома Ильича, 36 есть активисты, пусть придут в УК — вместе разберемся, что и как там делать»
«РЫБА ИЩЕТ, ГДЕ ГЛУБЖЕ, А ЧЕЛОВЕК — ГДЕ ЛУЧШЕ»
— На следующий год стартует программа «Наш двор». Какую роль в ней будет играть управляющая компания?
— Программа накладывает на нас большой пласт работы. Сегодня мы проводим опрос населения — собираем их пожелания, выстраиваем очередность работ. Пока наши люди без большого желания относятся к реализации этого проекта. А зря. Мы с коллегами регулярно ездим на московский международный урбанистический форум. И там красной нитью проходит тема комфортной окружающей среды проживания человека. И эта тема выполняет огромную экономическую задачу. «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше», и ничего не изменилось со времен появления этой поговорки: кадры будут стремиться туда, где более комфортные условия жизни. Таким образом, благоустроенное пространство становится драйвером развития всего региона и увеличения ВРП.
И руководство нашей республики и Казани прекрасно это понимает. По республиканским программам ремонтируются детские сады, школы, подростковые клубы, детские лагеря отдыха, общественные пространства, парки и скверы. И вот сейчас — дворы. Это звенья одной цепи — все формирует комфортную среду для человека, за которой идут и лучшие кадры. По данному пути прошли уже многие города, и вот нам тоже посчастливилось участвовать в этом большом историческом событии, эффект от которого мы увидим в ближайшее 10-летие. По масштабу и итоговому эффекту эту программу можно сравнить с программой ликвидации ветхого жилья.
«Программа «Наш двор» включает в себя и асфальтирование, и благоустройство, и детские площадки, и контейнерные площадки, и освещение. Это весь перечень работ, а жителям надо определиться, что необходимо именно для их двора»
— Хотелось бы узнать порядок включения в список дворов по республиканской программе «Наш двор». Куда обращаться? (Динара Сайфутдинова.) Когда включите двор по ул. Хибинской, 10а, что в поселке Залесный, в программу «Наш двор»? (Ирина.)
— Напомню, как родилась эта программа: с инициативой выступила партия «Единая Россия» в преддверии выборов депутатов в Госсовет РТ. Кандидаты в депутаты через объявления собирали жителей во дворах, чтобы обсудить благоустройство. Большой активности не было, но все-таки обсуждение состоялось. Второй этап — заполнить анкету, которую каждому прислали, и на избирательном участке во время голосования ее оставить, тем самым поддержав свой дом. Программа пятилетняя, чей-то двор первым будет благоустроен, чей-то — последним. Очередность зависит в том числе и от активности жильцов: чем быстрее они придут к единому мнению по благоустройству, тем раньше попадут в программу. По этому пути пошли жители улицы Минусинской, 4/2 в поселке Юдино и попали в программу уже следующего года. При определении очередности ремонта дворов также будут учитывать, проходит ли через двор пешеходный маршрут к социальному объекту — детскому саду, школе или подростковому клубу. Кроме того, станут принимать во внимание сроки ремонта асфальта во дворах по ранее принятым программам. Подать заявку в программу можно и через сайт dvor.tatar.
— Подпадает ли под программу «Наш двор» ремонт внутридворовых проездов? (Маршида И.)
— Программа «Наш двор» включает в себя и асфальтирование, и благоустройство, и детские площадки, и контейнерные площадки, и освещение. Это весь перечень работ, а жителям надо определиться, что необходимо именно для их двора. А там, где один двор на несколько домов, надо между собой договориться и прийти к единому мнению, что же будет в их общем дворе. Сегодня проходят собрания собственников, готовятся протоколы решений. Лучше, если решение примет 2/3 голосов и будет активная группа жильцов для коммуникации с УК и районной администрацией. Поставлена задача дойти до каждого двора.
— Может ли УК повлиять на такой бич, как стихийные стоянки автомобилей во дворах? Вам не кажется, что уже нельзя дело пускать на самотек, УК надо вмешиваться, наводить порядок, предлагать альтернативу. (Иванова Нина.)
— Относительно того, что должно быть во дворе — автостоянка или детская площадка, решение должны принять сами собственники на общем собрании. Другим путем решить эту проблему не получится.
«Мусорная» реформа настолько глобальная, что ожидать сиюминутного эффекта не стоит. Сегодня во всех регионах страны появился свой региональный оператор, который занимается вывозом, утилизацией и переработкой мусора»
«УБЕДИТЬ СЕБЯ, ЧТО СОРТИРОВАТЬ МУСОР — ЭТО ПРАВИЛЬНО И ДРУГОГО ПУТИ НЕТ»
— Раздельный сбор отходов — цивилизованный путь, никуда мы от этого не денемся. Но для этого требуется и раздельный вывоз, иначе чепуха получается. Когда это заработает как следует? И почему вы не проводите разъяснительную работу с населением по поводу раздельного сбора? (Лидия Коткова.)
— «Мусорная» реформа настолько глобальная, что ожидать сиюминутного эффекта не стоит. Сегодня во всех регионах страны появился свой региональный оператор, который занимается вывозом, утилизацией и переработкой мусора. И у него есть инвестиционная программа. В Казани регоператор проводит дуальный сбор мусора: перерабатываемый и неперерабатываемый. Задача жителей — приучиться сортировать свои отходы по этим категориям, задача регоператора — корректно вывозить. Далее регоператор проводит сортировку и переработку ТКО: часть утилизируется, часть продается как фракция — пластмасса, металл и прочее. Следующий этап — мусороперерабатывающий завод.
Если есть претензии к регоператору по конкретному адресу, то надо сообщить им об этом, и они оперативно среагируют. И дело не только в разъяснительной работе, хотя она тоже важна. Это борьба в голове каждого: убедить себя, что сортировать — это правильно и другого пути нет. Надо найти у себя внутреннюю мотивацию, затратить дополнительную энергию, чтобы ежедневно совершать такие простые действия. Весь прогрессивный мир по этому пути прошел. У японца не возникает сомнения в том, сортировать или нет. В центре Токио стоит мусороперерабатывающий завод, а из шлака они делают острова.
— Какую главную мысль вы хотите донести до населения?
— Не будет позитивных динамичных изменений без активности самих жителей. Мы призываем, чтобы были советы домов и старшие по домам, чтобы проводили праздники во дворах. К Новому году и Рождеству мы будем готовить праздники в двух дворах: 30 декабря — в Юдино, на Привокзальной, 50–52, а 7 января — на Чкалова, 4/2. Старшие по домам организовывают праздники и в других дворах. Мы готовы поддерживать любые позитивные инициативы жителей, которые способствуют их коммуникации. Если будет взаимопонимание между соседями, то наступит порядок в доме и во дворе.
На наших домах установлены камеры, часть из них выходят на контейнерные площадки, и наша служба на экране имеет возможность онлайн видеть все происходящее там: где вывезли мусор, где нет, и оперативно решать вопрос. Своевременности решения проблем способствует и введение многоканального телефона. Раньше до нас было сложно дозвониться, а сегодня проблем нет. Так, тихими шагами, повышаем эффективность своей работы. Мы избрали путь развития, чтобы нашим жителям комфортнее жилось.
После Нового года хотим запустить акцию «Посади дерево во дворе»: соберем заявки и весной раздадим саженцы. Представляете: родители с ребенком вышли во двор и вместе посадили дерево! Уж они потом не дадут его в обиду. А какая память останется!..
— Как вас, педагога по образованию, занесло в ЖКХ? Почему в школу учителем не пошли? Там мужчины очень нужны! (Талия.)
— У меня было искреннее желание работать учителем в школе на Северном Кавказе. Мне казалось, что это будет правильнее, потому что данный регион долгое время был лишен всего. Но поскольку в вузе я активно занимался общественной работой, она увела меня в другую сферу деятельности. Но университет научил меня главному — уметь учиться и подходам к работе, где бы я ни работал.
— Какие ваши пожелания в канун Нового года?
— Любви и справедливости всем нам!
— Ильсур Маратович, спасибо за интересный и полезный разговор. Успехов вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.