«И в Китае, и в Монголии меня преследовало наваждение, что в толпе я вижу знакомые татарские лица», — пишет на «БИЗНЕС Online» известный востоковед Азат Ахунов, который провел новогодние каникулы в Азии. Чем пекинские автобусы превосходят казанские, почему юани лучше покупать еще в России и какие отечественные бренды в ходу у жителей Улан-Батора — об этом и не только в путевых заметках нашего автора.
ПО УДАЧНОМУ СТЕЧЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
По удачному стечению обстоятельств новогодние каникулы удалось провести в Пекине, захватив по дороге столицу Монголии — Улан-Батор. Причиной тому послужили дешевые авиабилеты по 16 тыс. рублей на человека туда и обратно, которые подвернулись на одном из сайтов, специализирующихся на дешевых, горящих предложениях. В Китае я еще не был, хотелось посмотреть своими глазами, прочувствовать атмосферу, подтвердить или опровергнуть известную русскую пословицу: «Не так страшен черт, как его малюют».
Теперь можно сказать, что поездка удалась: почерпнул для себя много нового: есть чему поучиться, о чем задуматься, прикинуть на наши реалии. 10 дней в столице Поднебесной, конечно же, не дают права делать глубокие выводы — это взгляд беглый и поверхностный, но все же основанный на личном опыте после посещения самых разных стран, многолетнем востоковедном бэкграунде.
НЕ ЗНАЯ КИТАЙСКОГО, В ПЕКИНСКОМ МЕТРО НЕ ЗАБЛУДИШЬСЯ
Величие государства ощущается по его людям, архитектуре, инфраструктуре, общей атмосфере. Это «пятый элемент», который нельзя потрогать руками, описать словами, можно лишь ощутить, прочувствовать. Только за прошедший год мне удалось посетить 7 стран, в некоторых побывать по два-три раза. Кричащее ощущение грандиозности и мощи государства возникло недавно среди небоскребов Нью-Йорка и вот на этот раз в Китае, когда с самой высокой башни Великой стены, простирающейся до горизонта, открылся божественный вид, вызывающий бурю эмоций. Трудно поверить в то, что человеческий разум и руки смогли создать такое чудо.
Сами по себе эти величественные здания и сооружения еще не показатель. Дух народа, его менталитет наиболее полно ощущаются именно во время таких коротких визитов, ведь первые впечатления бывают самыми точными, дальше взгляд замыливается, начинается привыкание.
Пекин напоминает большой муравейник. Может, это и избитая метафора, но так оно и есть. Все движется и вертится, но тут не броуновское движение — каждый знает свое место, отведенную ему роль. Любой китаец — это винтик большого часового механизма, который работает дружно и слаженно. На улице не увидишь праздношатающихся, подпирающих столбы людей — днем вообще мало народу, все на работе. С другой стороны, данный механизм напоминает мощную пружину, готовую разжаться по первой же команде.
Вот доставщик еды на электромопеде сверяет локацию по навигатору, 3 секунды — и он уже бегом несет пакеты заказчику. Проехав 100 м, вновь останавливается, все его действия повторяются. Никаких перекуров, разговоров по телефону. В метро, пользуясь кратковременным отливом людских волн, как из-под земли возникают уборщики — они начинают протирать и так идеально чистые полы и стены.
Общественный транспорт, метро — все в идеальном состоянии. Вся логистика организована четко и грамотно, даже не зная китайского, в пекинском метро не заблудишься, все интуитивно понятно, есть указатели и на английском языке. И это ясно: чтобы не было бардака, скопления и пересечения людских масс, их надо правильно направлять. Стоимость проезда в метро составляет 3–10 юаней и зависит от расстояния. Например, самый дешевый билет, рассчитанный менее чем на 6 км, обойдется на наши деньги в 27 рублей, 6–12 км — 35 рублей и т. д. До недавнего времени ценовой градации не было вовсе и все билеты стоили по 2 юаня (около 18 рублей).
Меня удивили китайские автобусы, вагоны метро: сделано крепко и надежно из лучших материалов. Что скрывать, я думал, что увижу приснопамятные по Казани коптящие и разваливающиеся на глазах пластиковые китайские «краснобусы». Ничего подобного здесь нет. Дороги, мосты, уличная мебель, сантехника в домах — все самого высокого качества. В Пекине не увидишь свисающих проводов, обваливающейся штукатурки, хотя ради этого пришлось прогуляться и по бедным кварталам — гетто. В местах скопления людей устроены бесплатные общественные туалеты, которые городские власти держат в чистоте и порядке. В столице КНР много парков, общественных пространств, бесплатных музеев. Видно, что власти заботятся о своих гражданах по-настоящему, а не по остаточному принципу.
ЛЮБОЙ ПЕНСИОНЕР ХОДИТ СО СМАРТФОНОМ И СКАНИРУЕТ QR-КОДЫ
Глобализация семимильными шагами идет по Китаю. Тут и там улицу озаряет белозубая улыбка основателя KFC полковника Сандерса, где-то рядом ловит свой трафик его вечный конкурент «Макдоналдс». И те и другие делают скидку на местные традиции. Из гамбургеров на рекламе аппетитно вываливаются жареные креветки, больше похожие на гусениц. Cola, Pepsi, Sprite примешивают местные вкусы, да такие, что только от одного запаха начинает мутить.
Пекинцы одеваются модно, предпочитая местной продукции Adidas, Nike и другие известные бренды. Все логотипы должны быть видны за километр: огромная белая надпись на всю спину — это круто. Здесь в ходу стиль оверсайз, даже малышей наряжают в безразмерные, стелющиеся по полу пуховики. Еще одна особенность в стиле — отдельные парочки, а также родители с детьми, словно близняшки, носят абсолютно одинаковую одежду, только разного размера. Также в моде кислотно-перламутровые цвета, подростки предпочитают стиль эмо и японского аниме.
Но и национальные одежды не забыты. На улицах довольно-таки часто встречаются люди в узорчатых национальных стеганых куртках и жилетах, ярко-красных плиссированных шелковых платьях, выглядывающих из-под расстегнутых брендовых курток. Таких людей особо много возле исторических мест, там они делают фотосессии.
Китай накрыла волна цифровизации. Любой пенсионер ходит со смартфоном и сканирует QR-коды. Телефон теперь вместо паспорта, в его электронный мозг вшит id владельца. При любой покупке сначала надо просканировать код, подтвердить свою личность. На данный счет люди шутят: в Китае даже нищие просто так не берут милостыню, сначала просят подтвердить свой id. Но иностранцев подобное не касается.
Реклама гласит, что 5G в Китае — это обыденность, чуть ли не вчерашний день. Пассажиры пекинского метро смотрят онлайн сериалы — скорость интернета позволяет. По городу работает бесплатный Wi-Fi, но воспользоваться им не так просто, надо заполнить множество пунктов на китайском языке. Мало кто платит наличкой — в основном с кошелька в WeChat или картой UnionPay. MasterCard и Visa не в ходу и практически бесполезны. Власти двумя руками за технический прогресс, все под контролем — никто не скроется из-под государева ока. Все столбы обвешаны камерами, как елка новогодними гирляндами. Иногда создается впечатление, что модное в Китае ношение медицинских масок (якобы от смога и вирусов) на самом деле защита от излишнего вторжения государства в личную жизнь. Хотя они вряд ли спасут от современных технологий.
ЦЕЛОЙ ПРОБЛЕМОЙ СТАЛО ЖЕЛАНИЕ ПОМЕНЯТЬ $200 НА ЮАНИ
Учет и тотальный контроль всего и вся — это та реальность в Китае, которая не всем понравится. В данном плане Россия — очаг демократии. Наслушавшись про ограничения, связанные с интернетом, я решил завести себе китайский мессенджер WeChat. Оказалось, что сделать это не так просто. На финале регистрации появился QR-код, который должен был просканировать пользователь мессенджера со стажем не менее 6 месяцев. Сразу вспомнились советские времена, когда при вступлении в комсомол требовали рекомендации или от одного коммуниста, или от двух комсомольцев. В реальности все было не так страшно. Да, почти все западные и российские ресурсы (кроме «Вконтакте») жестко заблокированы, но «Великий китайский файрвол» оказался с прорехами. Даже бесплатные VPN-приложения позволяли обходить стену с минимальными потерями. Это к тому, что огромные ресурсы, которые тратит государство на системы фильтрации и контроля интернета, малоэффективны.
Уже при пересечении границы пришлось сдавать отпечатки пальцев. Параллельно система всех фотографирует и заносит в свою базу. С хозяином квартиры в первый же день пошли в полицейский участок, местная регистрация для иностранцев — это не формальность, а реальная долгоиграющая процедура, отнимающая кучу времени.
Целой проблемой стало желание поменять $200 на юани. Обменников как таковых не оказалось — пришлось идти в банк. Вся процедура заняла один час, не меньше. Этой операцией занимались сразу два сотрудника. Была заполнена куча бумаг и бланков, отсканированы паспорта, сделаны фотографии, поставлены подписи, где надо и не надо. Слава богу, на сей раз обошлось без снятия отпечатков пальцев. Мораль сей басни такова: юани надо покупать до отъезда. В Казани несколько банков предоставляет такие услуги.
Паспорта пришлось предъявлять еще много раз, особенно при посещении центра города, на улицах, прилегающих к площади Тяньаньмэнь. Все подходы к таким местам заблокированы, стоят полицейские посты и рамки. Просвечивают рюкзаки и сумки, проверяют и сканируют паспорта, визы. Любой спуск в метро — это новая проверка, к которой в принципе быстро привыкаешь. Несколько раз видел облавы на местных, полиция на выходе проверяла id-карты китайцев, нам же махали рукой: «Проходите». Полицейские патрули почти везде, много дружинников с красными повязками, которые контролируют почти все двери и проходы на улице. Особенно много их в центре, в остальной части города посвободнее.
В принципе опасения властей вполне понятны. 1,5 млрд китайцев — это мощная сила. Если вдруг что-то пойдет не так, то массу народа не остановить, она как снежная лавина снесет все и вся на своем пути. Потому любой протест, инакомыслие или преступное намерение надо подавить в зародыше, не дав ему развиться и набрать сил. В этом контексте становятся ясными и гонения на религиозные и этнические меньшинства.
Мне удалось не без труда найти одну из пекинских мечетей. Со стороны улицы она выглядела как обычный китайский храм, рядом дежурил полицейский автобус. Охранник сначала не хотел пускать на территорию, но после слов «Ас-саляму алейкум» двери открылись. В самой мечети почти никого не было, от силы два-три человека. На внутренней территории почти ничего не напоминало о том, что это дом Аллаха, только редкие таблички с цитатами из Корана. Но зато вывесок с надписями No visitors было в избытке. На соседней улице зашел в халяльный мясной магазин, видимо, уйгурский. Табличек «халяль» снаружи не висело, говорят, что не положено по закону. Продавцы подтвердили, что продаваемое ими мясо — халяль, но весь разговор шел на ломанном английском, на тюркском беседовать отказались.
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ СТОЛИЦЫ МОНГОЛИИ УДРУЧАЮЩИЕ
Поскольку летели мы монгольскими авиалиниями, то возвращались обратно из Пекина в Москву через Улан-Батор. В китайском направлении была короткая транзитная остановка, а вот на обратном пути почти сутки в «16-й республике СССР». На самом деле оказалось интересно посмотреть, чего добилась Монгольская Народная Республика после развала Советского Союза — чем живет и дышит. Воздух свободы оказался сильно приправлен выхлопными газами от тысяч раздолбанных японских машин, которым не дали спокойно умереть на родине. Улан-Батор сам находится между гор, из-за морозного воздуха выхлопные газы стелются по земле, окутывая прохожих, вызывая приступы кашля. Вот где настоящий смог! А не в Пекине, плохой экологией которого нас пугал интернет.
Первые впечатления от столицы Монголии удручающие: маленький и тесный аэропорт, где толпы неорганизованного народа перемещаются как попало, разбитые дороги, дома сплошь в стиле а-ля «советико», хаотичное движение машин, в магазинах полный ассортимент среднестатической «Пятерочки» со всеми причитающимися «добрыми соками» и прочими «макфами». Россия представлена здесь своими товарами, продуктами и брендами, которые давно стали привычны для монголов. Хлеб «Дарницкий», колбаса «Докторская» и др.
Согласно статистическим данным, Монголия находится в ряду самых быстроразвивающихся экономик мира. Рост ВВП страны в 2011 году составил 17,3%. В центре Улан-Батора как на дрожжах растет свой сити — с небоскребами, торговыми центрами, пафосными бутиками. В него острой стрелой вонзается проспект Мира (да, именно так по-русски его называют), до боли напомнивший одноименную улицу в казанских Дербышках. В аэропорту им. Чингисхана садятся самолеты из Южной Кореи, Китая, Гонконга, Японии. Туризм — это третий источник дохода государства после полезных ископаемых и кашемира.
Старый таксист пока еще говорит по-русски, но уже примешивает английские слова и выражения. Молодежь по-русски не понимает.
И В КИТАЕ, И В МОНГОЛИИ МЕНЯ ПРЕСЛЕДОВАЛО НАВАЖДЕНИЕ
И в Китае, и в Монголии меня преследовало наваждение, что в толпе я вижу знакомые татарские лица. Среди пекинцев, особенно пожилых, «татарских» типажей немало. Но в Улан-Баторе наваждение превратилось в сплошное дежавю. Вот идет женщина в ондатровой шубе. Так это же сама… Что она тут делает? А вот похожая точь-в-точь моя одногруппница из татарской глубинки. Конечно, казанские татары в большинстве своем европеоиды, а тут мы видим ярко выраженную монголоидность. Но что-то есть общее между нами, невидимое на первый взгляд: глаза, скулы, брови, походка, поворот головы, манера говорить, интонация, улыбка. Те маркеры, которые помогают на уровне подсознания отличить своего от чужого. Этим искусством, кстати, в совершенстве владеют турки на торговых улицах Стамбула, умеющие определять национальность прохожего на раз-два. Но что тут скажешь? Намешано в нас монгольской крови, намешано. И никуда от этого не деться.
Известный хадис пророка Мухаммада гласит: «Ищите знание, даже если оно в Китае». Верность этих слов удалось проверить на практике. В Китае есть чему поучиться. Всегда лучше увидеть все своими глазами, следуя известной поговорке: «Татарин, пока не пощупает, не поверит».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.