Разработать свой, татарстанский, закон «Об органическом производстве», продумать формы поддержки для хозяйств-первопроходцев, при этом закрутив гайки для птицефабрик, которые портят плодородие почвы, — так минсельхоз РТ пытается совершить разворот аграрной политики в сторону органики. Как это осуществить в условиях, когда лишь 25% хозяйств расположено на экологически безопасных территориях, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
В Татарстане будет разработан свой закон «Об органическом производстве» — об этом стало известно в конце прошлой недели на совещании под названием «Развитие органического сельского хозяйства»
статус — «органик»
В Татарстане будет разработан свой закон «Об органическом производстве» — об этом стало известно в конце прошлой недели на совещании под названием «Развитие органического сельского хозяйства». Республиканский закон дополнит вступивший в силу с 1 января 2020 года федеральный 280-ФЗ «Об органической продукции» и учтет региональные особенности земледелия. Встреча аграриев республики прошла в минсельхозпроде РТ, ее возглавил министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров, компанию ему в президиуме составил депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин и глава экологического комитета Госсовета РТ Азат Хамаев.
«По экспертным оценкам, рынок органических продуктов питания и напитков ежегодно растет на 12–15 процентов. Общий объем рынка органических продуктов в 2020 году, по прогнозам, составит около 212 миллиардов долларов», — начал вступительный доклад первый замминистра сельского хозяйства РТ Наиль Залаков.
Россия вслед за странами Евросоюза и Америкой имеет все условия для развития органического земледелия. «Обладая уникальными природными ресурсами (20 процентов запасов пресной воды, 9 процентов пахотных земель планеты, 58 процентов мировых запасов чернозема, не получавших агрохимикаты более трех лет и пригодных для введения в оборот как органические), Россия, развивая органическое сельское хозяйство, по экспертным оценкам, может занять от 10 до 25 процентов мирового рынка органической продукции», — полагает первый замминистра сельского хозяйства РТ. Для сравнения: сегодня эта цифра более чем скромная — только 0,18% от мирового рынка органики.
В Татарстане свыше 1200 КФХ и ИП, работающих в сельском хозяйстве, вполне могли бы производить органическую продукцию. Потенциал республики в органическом растениеводстве: зерновые культуры — в объеме 300 тыс. т, гречихиа — 8 тыс. тонн. В животноводства критериям органической продукции соответствуют производимые в РТ 350 тыс. т молока, 100 тыс. т мяса скота и птицы.
Однако, как пояснил Залаков, органической считается «только та продукция, которая производится с соблюдением требований международных или национальных стандартов и которая имеет сертификат». Продукция без сертификата соответствия не может иметь статуса «органик».
В Татарстане свыше 1200 КФХ и ИП, работающих в сельском хозяйстве, вполне могли бы производить органическую продукцию
«Поддержка, может, не только финансовая»
Ряд хозяйств РТ уже принял решение о переходе на органическое производство — например, ООО «Агрофирма „Кырлай“» и агрофирма «Казанка» в Арском районе, КФХ Маслаков Г.Д., ООО им. Тимирязева в Балтасинском районе, ООО «Агропромышленный комплекс „Андрюшкино“» — в Мамадышском районе и ООО «Агро-Основа» в Новошешминском.
Залаков сообщил, что в ближайшее время ведомство должно определиться с объемами и видами государственной поддержки хозяйств, переходящих на органический способ производства. «Поддержка, может, не только финансовая, но и помощь в научном обеспечении производства органической продукции в этих хозяйствах, ее переработке и реализации как на внутреннем, так и на внешних рынках», — пояснил Залаков.
Обращаясь к Хамаеву, замминистра попросил парламентария вернуться к разработке проекта закона РТ «Об органическом производстве в Республике Татарстан», работа над которым была начата еще в 2015 году, но была поставлена на паузу в связи с разработкой аналогичного федерального. Теперь пришло время завершить начатое, считают в минсельхозпроде РТ, учитывая «значимость обеспечения населения высококачественными и безопасными (органическими) продуктами».
Также он напомнил собравшимся, что в Татарстане существует система добровольной сертификации органик-производства под названием «Органический продукт Татарстана», ее держателем является минсельхозпрод РТ, органом по сертификации — «Республиканский сертификационный методический центр „Тест-Татарстан“». Но путь получения сертификата нелегок — работа разбита на 7 этапов и по времени занимает от двух и более лет. На сегодняшний день сертификацию прошло ООО «Агропромышленный комплекс „Андрюшкино“».
Участники встречи остановились на проблеме утилизации отходов животноводства
«не посмотрят, что это птицефабрика, закроют, и все»
Один из основных постулатов органического сельхозпроизводства — сохранение и восстановление естественного плодородия почвы. Поэтому участники встречи остановились на проблеме утилизации отходов животноводства, но особо их волновала проблема птичьего помета. Только «Челны-Бройлер» ежегодно утилизирует 96 тыс. тонн.
Зачастую отходы животноводства и птицеводства, что называется, в первозданном виде вывозят на поля, но неперепревший навоз наносит вред плодородному слою. Около года назад был принят федеральный закон, запрещающий вносить на поля навоз без его предварительного обезвреживания.
Министр Зяббаров прямо дал понять присутствующим в зале представителям птицефабрик, что долго на это в Татарстане закрывать глаза не станут. «Придет время, нам тяжело будет с данным вопросом, со всех сторон закон, [контрольные органы] не посмотрят, что это птицефабрика, закроют, и все. Надо данной проблемой более активно заниматься. У некоторых птицефабрик есть дорожные карты, но к сожалению, только у некоторых», — заявил Марат Азатович. Он призвал птицеводов скорее определиться с технологиями переработки биоотходов и приступать к реализации проектов по их внедрению.
После совещания генеральный директор АО «Агросила» Светлана Барсукова прокомментировала ситуацию корреспонденту «БИЗНЕС Online». «Проблема утилизации отходов животноводства очень актуальна в России. Наша компания занимается ей уже полтора года. Определена технология утилизации навоза и помета, по которой в дальнейшем будем работать. Мы рассматриваем данный вид продукции не как отход, а как сырье для производства последующего передела, а именно — органического удобрения. В инвестиционную программу нашего холдинга заложены средства на реализацию этого проекта, который мы в 2020 году, надеюсь, успешно осуществим», — заявила Барсукова. Сумма инвестиций — порядка 100 млн рублей.
«Простого решения проблемы утилизации навоза нет нигде»
Своими наработками по утилизации птичьего помета с присутствующими поделился депутат Государственной Думы РФ Сибагатуллин. Подробнее об этом он уже рассказывал читателям «БИЗНЕС Online» в своем блоге. В частности, речь идет о препарате «Мефосфон», который был разработан вместе с сотрудниками Института органической и физической химии им. Арбузова, он ускоряет процесс ферментации помета.
«Это законный и единственный пока в России препарат, который помогает быстро обезвредить помет птиц и уничтожить неприятный запах, что позволяет в дальнейшем использовать его в качестве удобрения», — делился депутат своими разработками.
Он рассказал о своих экспериментах по применению препарата. Например, в 2018 году в опытном порядке был применен помет, обработанный «Мефосфоном», на полях в Лаишевском районе, возле деревни Сапуголи. И получили урожай яровой пшеницы — 47 ц/гектара. В 2019-м эксперимент продолжили в Пестречинском районе, в селе Ленино-Кокушкино. Результаты будут известны летом 2020 года.
«Простого решения проблемы утилизации навоза нет нигде», — сетовали участники совещания. «Кроме Татарстана», — поправлял их Фатих Саубанович.
Сибагатуллин обратил внимание на то, что не стоит заниматься органическим земледелием повсеместно в республике, нужно определить «экологически чистые» районы, где рекомендовано ведение органического земледелия. Например, в районах, где ведется нефтедобыча, заниматься им не стоит, считает депутат.
И действительно, из слайдов, которые были подготовлены к основному докладу, следует, что по уровню экологического благополучия территорий 25% хозяйств в республике оценивается «хорошо», 32% — «удовлетворительно» и 43% — «неудовлетворительно». В растениеводстве уровень соответствия агротехнологий требованиям органик-производства пока невысок: только 5% хозяйств получили оценку «хорошо», 16% — «удовлетворительно» и 79% — «неудовлетворительно». В животноводстве ситуация с агротехнологиями лучше: 37% «хорошо» против 16% «неудовлетворительно».
Марат Зяббаров: «Органическое сельское хозяйство — я думаю, это перспективное направление, которое позволит повысить рентабельность, конкурентоспособность сельхозпродукции»
«Органика стала легальной, нормативно защищенной, у нее появилось свое лицо»
«Как вы знаете, с 1 января текущего года вступил в силу федеральный закон „Об органической продукции“. Органика стала легальной, нормативно защищенной, у нее появилось свое лицо в виде единого государственного логотипа и единого государственного реестра производителей. Безусловно, это начало нового большого пути», — заявил министр Зяббаров, подводя итоги встречи.
Он говорил, что необходимо вовлечь в данное производство сельхозтоваропроизводителей республики, которые «не побоятся тех трудностей, которые встанут перед ними на переходном этапе от традиционного сельскохозяйственного производства к органическому».
«Органическое сельское хозяйство — я думаю, это перспективное направление, которое позволит повысить рентабельность, конкурентоспособность сельхозпродукции, это новый канал экспортных поставок, а в дальнейшем привлечения инвестиций для другой точки роста», — считает Марат Азатович.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.