Львиная доля программного доклада министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина (слева) на коллегии была посвящена авиатранспортной сфере

…И ПОЛЕТЫ В ТЕЛЬ-АВИВ И НУР-СУЛТАН

Новые зарубежные авиарейсы, современные самолеты, планы аэропорта Казани до 2040 года… Львиная доля программного доклада министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина на сегодняшней коллегии была посвящена авиатранспортной сфере.

На 10,5% вырос пассажиропоток международного аэропорта «Казань» (МАК) — в 2019 он обслужил 3,47 млн пассажиров, при этом международные линии дали прирост в 15%. Напомним, открылись рейсы в Харбин, Будапешт, Доминикану. Увы, не удалось сохранить хельсинкское направление, но в перспективе полеты в Мюнхен, Тель-Авив, Ереван, Нур-Султан и Алматы. Плюс сегодня МАК и минтранс изучают опыт питерского аэропорта Пулково, которому предоставлена так называемая седьмая свобода воздуха. «Данный режим позволяет иностранным авиакомпаниям летать в страну из любого государства, а не только из страны своей регистрации», — объяснил Сафин и добавил, что это откроет новые возможности для полетов в зарубежье. Если опыт Северной столицы признают успешным, его попросят распространить на МАК.


Министр сообщил, что сегодня республика выбирает организацию, которая разработает «Казани» новый мастер-план развития, до 2040 года. Потенциально это означает строительство нового пассажирского и грузового терминалов. Кстати, совместно с авиакомпанией «ЭйрБриджКарго» начали проект по открытию в МАКе перевалочного узла для грузовых самолетов. 22 и 23 января в аэропорту уже совершили техническую посадку летевшие в Гонконг борта из Германии и Бельгии.

Улучшил (хотя ненамного) показатели и аэропорта Бегишево. Зато по выручке он дал прирост аж в 87% — 236 млн рублей. Заявлено, что это во многом результат внедрения бережливого производства (МАК подрос на 22% — до 600 млн). Там продолжается реконструкция и строится аэровокзал международных воздушных линий: его обещано запустить в четвертом квартале этого года. Также принято решение об удлинении взлетно-посадочной полосы.


Министр заверил, что Татарстан продолжит вносить свою долю в субсидирование региональных авиаперевозок. В 2019 году было 25 маршрутов, в 2020-м к ним добавится один. Один из передовиков по получению денег из федерального и республиканского бюджетов — татарстанская «ЮВТ Аэро». В 2019 году она перевезла 264 тыс. пассажиров (+12%), на 35% увеличила прибыль и получила 600 млн рублей прибыли. Источники «БИЗНЕС Online» уверяют, что в успехах по получению субсидируемых маршрутов немалую роль сыграл Сафин, который наладил хорошие отношения с Росавиацией.

Министр сообщил, что в этом году ЮВТ, наконец, приобретет новые воздушные суда. В авиакомпании традиционно не комментируют эту тему, но, предположительно, выбраны бразильские Embraer 190. В авиационной среде упорно ходят разговоры о том, что некие «высшие силы» навязывали авиаперевозчику «Суперджеты», но гендиректору Петру Трубаеву удалось настоять на заморской технике. По некоторым данным, экипажи уже прошли переобучение на Embraer.

ПЕРВАЯ ЗАПРАВКА НА РЕКЕ И НАГРАДА ФОАТА КОМАРОВА

Небезынтересны новости по перспективе речных перевозок. В третьем квартале этого года завод им. Горького должен сдать прогулочное судно проекта «Чайка», работающее на газомоторном топливе — аналогов в России нет. Заявлено, что судно пустят по экскурсионному маршруту «Казань — Свияжск», также на нем можно будет прогуляться по Казанке. Завод им. Горького лелеет планы продавать такие суда по всей России. Это вполне реально: 95% грузовых и 65% пассажирских судов старше 25 лет, при этом речных и озерных судов становится все меньше.


Любопытен еще один речной проект. Дело в том, что сегодня в Казани нет заправок для маломерных судов. Исправить ситуацию взялся частный инвестор — «ВолгаДорСтрой». Он создаст первый пункт заправки судов дизелем и бензином.

Есть подвижки по проекту «Организация кольцевого железнодорожного сообщения в Казани». В этом году вместе с ОАО «РЖД» планируют приступить к его реализации. На коллегии показали, как будет выглядеть транспортно-пересадочный узел «Компрессорный» — здание, сопряженное с платформой и автобусной стоянкой.

О мегапроекте по строительству платной автомагистрали Москва — Казань, который будоражил общественность весь прошлый год, на коллегии сказали удивительно мало: госкомпания «Автодор» «осуществляет подготовку проекта планировки строительства». Логично — недавно Счетная палата РФ сообщила о приостановке проекта. «Проектно-сметная документация по строительству автомобильной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай, не разрабатывалась, — констатировали аудиторы. — ГК „Автодор“ не заключен договор на разработку документации по планировке территории. Решения правительства Российской Федерации о заключении концессионного соглашения либо о реализации строительства данной автомобильной дороги по иным договорам (соглашениям) не приняты. В результате финансовая модель реализации проекта ГК „Автодор“ не утверждена».

Фоату Комарову вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени — «за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу»

Напомним, в Татарстане автобан должен  закончиться стыковкой с 325-километровой дорогой Шали — Бавлы, которую в инициативном порядке строит Фоат Комаров, а точнее, АО «Автострада» — дорожно-строительное подразделение принадлежащего ему АО «СМП-Нефтегаз». Интересно, что на коллегии отметили следующее: строительство автомагистрали  продолжается, а Комарову вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени — «за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу». Соответствующий указ подписал Владимир Путин.

Также Сафин рассказал о ходе эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». На сегодня в качестве самозанятых зарегистрированы более 10 тыс. человек — таксистов, как пояснил министр — 15% от всех самозанятых РТ (64 тыс.).

Самый ударный момент речи Рифката Минниханова был посвящен камерам на дорогах

Под занавес выступил директор ГБУ «Безопасность дорожного движения», экс-шеф УГИБДД по РТ Рифкат Минниханов. Самый ударный момент его речи был посвящен камерам на дорогах. Руководитель сообщил, что непрерывный (тотальный, уточнил он) контроль за соблюдением установленной скорости движения показал свою действенность. «Активным противникам» системы он рекомендовал знать, что по повышению безопасности на дорогах она «на сегодня не имеет изъянов». 

«Это аксиома, которую просто следует принять и окончательно закрепить в законе, — заявил Минниханов. — К сожалению, у наших депутатов (в Госдуме, не у татарстанских) другое мнение». Напомним, в конце прошлого года ГД приняла в первом чтении законопроект, запрещающий ГИБДД штрафовать водителей за превышение средней скорости на контролируемом участке дороги.