«Если что случится, пересажают всех!» — били тревогу по поводу бесхозных сетей у свежепостроенных соцобъектов на сегодняшнем выездном заседании Госсовета РТ. Как оказалось, за последние пять лет Татарстан успел «наплодить» километры трубопроводов, которые школы и детсады не в состоянии эксплуатировать. Как на совещании в КГЭУ «ТАИФ» припомнил «Татэнерго» переход Казани на теплопункты и в чем проблема с избытком мощностей подстанций и котельных в городах, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Александр Тыгин: «Говорить о том, что после принятия закона субъекты рванут в сторону реновации, совершенно неправильно. Может не оказаться экономических условий, а может быть, и граждане не захотят в этом участвовать»
«ГОВОРИТЬ О ТОМ, ЧТО СУБЪЕКТЫ РВАНУТ В СТОРОНУ РЕНОВАЦИИ, СОВЕРШЕННО НЕПРАВИЛЬНО»
Две цели одновременно поразили сегодня татарстанские парламентарии, совместив в выездное заседание комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию с круглым столом по повышению энергоэффективности в сфере ЖКХ. Совещание прошло на базе Казанского энергетического университета (КГЭУ). Единогласно поддержали народные избранники проект федерального закона «О реновации», подготовленный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, который уже внесен в Госдуму.
«Это рамочный законопроект, который формирует правила игры, — оценил документ в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ глава комитета Александр Тыгин. — Это правильный шаг, который влечет за собой отдельные решения, отдельные расчеты и прогнозы. Поэтому говорить о том, что после принятия данного закона субъекты рванут в сторону реновации, совершенно неправильно. Может не оказаться экономических условий. А может быть, и граждане не захотят в этом участвовать — это же тоже аргумент».
Подготовленный Заксобранием Санкт-Петербурга законопроект предлагает механизм реализации реновации, приемлемый для всех субъектов РФ. В проекте закона подробно прописаны возможности финансирования реновации за счет внебюджетных источников, государственно-частного партнерства. Также документ содержит четкие критерии включения многоквартирного дома в программу: признание его аварийным, расположение на земле с несоответствующим видом разрешенного использования, принадлежность многоквартирного дома к первому периоду индустриального домостроения. Регионам решено предоставить право расширять данный перечень условий.
«У меня никакого видения нет, потому что этот вопрос, как показал опыт ликвидации аварийного жилья, имеет очень много компонентов, которые надо сейчас прорабатывать, — сказал Тыгин, отвечая на вопрос о возможности старта программы реновации в РТ. — Начиная с человеческого фактора — понимания людей, и заканчивая экономикой вопроса. Пока решений нет».
Программа реновации жилья по примеру Москвы может заработать и в других крупных городах страны
Напомним ранее вице-премьер РФ Марат Хуснуллин предложил начать отрабатывать программу реновации жилья по примеру Москвы в других крупных городах страны. Аналитики ЦИАН подсчитали, что в Казани более 30% домов — потенциальные участники реновации. Позднее Хуснуллин заявил, что говорить о реновации жилья по всей России пока рано, нужно сосредоточиться на уже утвержденном нацпроекте «Жилье и городская среда».
Экс-министр строительства и ЖКХ, а ныне первый замминистра строительства РФ Ирек Файзуллин в интервью нашему изданию рассказывал, что реновация в Казани вряд ли возможна по причине низкой цены земли в сравнении с Москвой. «Да и вообще, нужно ли нам сегодня, чтобы цена земли была такой? Это же станет неподъемно для людей. Хоть 1 процент ипотеки сделай — никто не будет брать», — рассуждал Файзуллин, имея в виду как следствие рост цены квадратного метра. Он, однако, не исключал и того, что Казань может стать пилотным городом-миллионником по реновации жилья.
Алексей Фролов согласился с тем, что в части внутридомовой автоматизации стоит серьезная задача, особенно в Казани. Денег нет, но есть проверенный вариант — средства программы капремонта
«ТАРИФ НИЖЕ НЕ СТАЛ, ОН СТАЛ ВЫШЕ!»: КАК ТАИФ ПРИПОМНИЛ «ТАТЭНЕРГО» ПЕРЕХОД НА ИТП
Довольно быстро разобравшись с вопросами повестки дня, депутаты перешли к обсуждению проблем энергоэффективности в сфере ЖКХ. Первый замминистра строительства и ЖКХ Алексей Фролов докладывал об использовании цифровых технологий в сфере ЖКХ, необходимости создания системы контроля за сбором и утилизацией всех отходов в РТ. Упомянул и переход 1,1 тыс. многоквартирных домов Казани с центральных теплопунктов на индивидуальные.
«Были установлены не ИТП, а только их часть — узлы приготовления горячей воды, — обратил внимание заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО „Татэнерго“ Рим Галиахметов. — ИТП состоит из трех частей — прибора учета, узла приготовления ГВС и узла погодного регулирования, который и дает основной эффект».
Фролов согласился с тем, что в части внутридомовой автоматизации стоит серьезная задача, особенно в Казани. Денег нет, но есть проверенный вариант — средства программы капремонта.
Тут депутат Руслан Гиззатуллин, он же заместитель генерального директора ОАО «ТАИФ» по энергетике и информационным технологиям, как раз обратил внимание на способы финансирования того самого перехода Казани с ЦТП на ИТП. Напомним, на программу перехода потратили 1,2 млрд рублей. Финансировали ее за счет средств капитального ремонта, бюджета и программ АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети (КТС).
«На установку ИТП, по сути, скинулись жители. Проект выполнен за счет средств капитального ремонта, но это была проблема ресурсоснабжающих организаций, — сказал Гиззатуллин. — Когда начиналась эта программа, говорилось о том, что будет экономия у жителей. А узлы погодного регулирования есть только у половины домов. За счет жителей поставили ИТП, ресурсоснабжающие организации сократили коммерческие потери. А тариф ниже не стал, он стал выше!»
Тут депутат обратил внимание на полученную экономию в 4%, но как они были потрачены? Может быть, стоит эту экономию направить на завершение начатой работы? Галиахметов заявил, что все средства пошли на строительство и реконструкцию сетей, износ которых сегодня составляет 60%.
Фролов пояснил, что ресурсоснабжающие организации не имеют права участвовать в обновлении, модернизации общего имущества многоквартирного дома. «Но заказчиком было „Татэнерго“!» — парировал Гиззатуллин. «Мне понятно, на какие цели направлена провокация…» — не сдержался Фролов, подчеркнув, что заказчиком компания была лишь в некоторой части. А главная цель перехода на ИТП заключалась в сокращении утечек и теплопотерь. В результате реализации проекта удалось улучшить качество горячего водоснабжения.
«Такие программы рождаются не от хорошей жизни, а от полного разрушения сетей, — завершил дискуссию глава комитета. — И судьбу казанских сетей с удовольствием повторили бы все наши малые города: Чистополь, Заинск, Зеленодольск. Тут вопрос в этапности. Если в первый год получен доход, его можно инвестировать во второй этап. И делать это не за год, как в Казани, а за пять лет. Но первоначально нужен инвестиционный толчок».
Контроль за принятием схем теплоснабжения принимают местные органы власти
ИЗДЕРЖКИ ПЛАНОВОЙ СИСТЕМЫ: КОТЕЛЬНЫЕ МОЩНОСТИ СЕРЬЕЗНО ЗАВЫШЕНЫ, И ВСЕ ЭТО СОДЕРЖАТ ЛЮДИ
Участники обсуждения затронули и тему использования двухконтурных котлов в городах, где есть незагруженные комбинированные мощности. «Они установили индивидуальные котлы, а у нас в шести метрах от их дома труба идет! — сказал один из участников круглого стола. — Такие вещи можно пресекать только запретом, хотя, по сути, сами же это и разрешаем».
Фролов рассказал, что данный вопрос встает довольно часто, но контроль за принятием схем теплоснабжения принимают местные органы власти.
«Это колоссальный риск надежности теплоснабжения! И в каждой квартире газовая установка — где гарантия, что не произойдет несчастный случай с угарным газом? Это же сплошь и рядом, — рассуждал Тыгин. — Жителю это может быть дешевле в короткий период, когда он платит за тепло. А когда он будет ставить новый котел? Это длинная история. Ведь расходы на генерацию уже содержатся в тарифе. Да, мы заплатили с индивидуальным котлом вроде бы за газ поменьше, но ведь новый котел рано или поздно придется менять — это зависит от качества воды, обслуживания. Это вопрос времени. В конечном итоге цифры будут сопоставимыми».
Депутат, директор ООО «Строительно-монтажное управление 88» Илья Вольфсон обратил внимание на необходимость пересмотра расчетов для проектной мощности, необходимой для дома. «Как показывает практика, эти мощности на 30–40 процентов завышены!» — считает он. Его слова подтвердили и исследования, проведенные в КГЭУ. Получается так, что проектант определяет затраты эксплуатанта.
«Это косность системы, которая продиктована нашей хорошей советской традицией — делать все с запасом. Когда экономика плановая, этот запас не ощутим для участников плановых отношений, потому что он принимается по сценарию, — объяснил Тыгин в общении с нашим изданием. — Когда экономика рыночная, то, как правильно говорят коллеги, формируется центр расходов, и этим центром становится жилец. Почему он должен содержать подстанцию, половину мощности которой его дом никак не использует? Это же касается тепла, воды. В чем смысл содержать избыточную мощность?»
Процесс пересмотра как нормативов, так и существующих мощностей уже запущен. Есть в РТ и необходимость модернизации сетей в садовых товариществах. Если сети к садам меняются, то на территориях все пока остается по-прежнему, и этому также препятствуют нормативы. «Для нас, для законодателей, здесь есть работа», — сказал Тыгин.
С 2015 по 2019 год в РТ появилось более 12 км бесхозных сетей, из которых 6,3 км в Казани, 5,9 км в Набережных Челнах.
«ЕСЛИ ЧТО СЛУЧИТСЯ, ПЕРЕСАЖАЮТ ВСЕХ!»: КАК ТАТАРСТАН ПЛОДИТ ПРОБЛЕМУ БЕСХОЗНЫХ СЕТЕЙ
Вольфсон поднял и другую «вечную» проблему — бесхозные сети. Только в Казани их километры, и требуют они миллиардных вложений для содержания. Конечно, постепенно проблема решается, организации принимают их на баланс. «Но из-за несовершенства законодательства появляются новые, фактически бесхозные сети у коммерческих и социальных объектов», — рассказал Вольфсон. Касается это в первую очередь тепловых сетей. Причина в том, что точка подключения тепловых сетей находится на границе земельного участка подключаемого объекта, а идущие к зданию трубы остаются без квалифицированного присмотра.
Представьте ситуацию: вот она, свежепостроенная школа! Но «сетевики» принимают на свой баланс только сети до их «захода» на земельный участок. Далее же подпись в акте ставит директор такой школы, но грамотно эксплуатировать эти десятки метров труб школа не в состоянии.
«Сама теплотрасса представляет собой опасный производственный объект. Температура теплоносителя достигает 110 градусов! Эксплуатировать ее может только специализированная организация с соответствующей лицензией, — продолжал депутат. — Социальные объекты решать эту проблему не в состоянии. Можно подумать, что если сети новые, то ими можно не заниматься! Это опасное заблуждение. Даже новую трубу нужно обслуживать».
С 2015 по 2019 год в РТ появилось более 12 км бесхозных сетей, из которых 6,3 км в Казани, 5,9 км в Набережных Челнах. Депутат предложил переместить точку подключения от границы к месту ввода сетей в здание. Возможность передачи этих самых кусочков сетей есть. Но, по словам Вольфсона, это довольно сложный и забюрократизированный процесс — на него может уйти и год, и два. А так есть и риски: в штатном расписании детских садов, школ нет специалистов по обслуживанию тепловых сетей. «Если что случится, пересажают всех!» — не стал скрывать свои опасения директор «СМУ-88». Вывод — необходимо корректировать законодательство.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 104
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.