Евгений Минченко: «Разногласий ни с членами Политбюро 2.0, ни с кандидатами в члены Политбюро у Минниханова нет» Евгений Минченко: «Разногласий ни с членами «Политбюро 2.0», ни с кандидатами в члены «Политбюро» у Минниханова нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ СУМЕЛИ КУПИРОВАТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ И УКРЕПИЛИСЬ НА ПОЗИЦИЯХ С ВЫСОКИМ РИСКОМ ОТСТАВКИ»

Кейс экс-главы Чувашии Михаила Игнатьева, который войдет в историю как губернатор, заставивший подпрыгивать сотрудника МЧС и уволенный фактически с волчьим билетом, — не только повод для возмущения очередным хамством власть предержащих. Это еще и наглядный пример того, как в период транзита власти в России возрастает значение так называемого эффективного политического менеджмента. Во всяком случае на этот фактор особо обращает внимание Евгений Минченко в опубликованном сегодня 6-м рейтинге устойчивости глав регионов «Госсовет 2.0». Политолог подчеркивает, что за короткое время Игнатьев допустил два провала публичного позиционирования (напомним, он еще предлагал «мочить» журналистов и блогеров, критикующих власть) и не сумел выстроить грамотную антикризисную стратегию. Как итог — отставка с самой жесткой формулировкой «утрата доверия президента». При этом автор исследования напоминает, что уже в предыдущем рейтинге, опубликованном в сентябре 2019 года, Игнатьев находился в красной зоне. Так же, как и его коллеги, недавно ушедшие в отставку: Александр Левинталь (Еврейская автономная область) и Сергей Левченко (Иркутская область).

Сегодня в рискованной красной зоне находятся 13 глав регионов. У 6 из них полномочия заканчиваются в текущем году. Это Александр Богомаз (Брянская область), Сергей Ситников (Костромская область), Иван Белозерцев (Пензенская область), Алексей Островский (Смоленская область), Владимир Илюхин (Камчатский край) и Игорь Орлов (Архангельская область). В принципе, они, конечно, могли бы участвовать в выборах. Однако их позиции с точки зрения политической устойчивости весьма уязвимы, следует из рейтинга. И если Белозерцев, Богомаз и Ситников худо-бедно набирают по 10 баллов (лидеры собирают по 19), то у Орлова и вовсе смешная, а точнее, печальная «пятерка». И тут уж перспективы пойти на перевыборы кажутся совсем призрачными. Впрочем, задуматься стоит не только тем, перед кем маячит ЕДГ-2020. Например, Сергей Гапликов (Коми) тоже заработал от Минченко и Ко лишь 5 баллов, потеряв с минувшего сентября четыре пункта. Недалеко от него ушел и владимирский губернатор Владимир Сипягин, которому эксперты поставили «семерку».

«Устойчивость этих руководителей продолжает оставаться низкой во многом из-за нерешенности экологических проблем и протестной активности», — так Минченко комментирует позиции аутсайдеров, Орлова и Гапликова.

В целом же все представители красной зоны не сумели «купировать социально-политические риски и укрепились на позициях с высоким риском отставки». 

«Из тех глав субъектов Федерации, у кого полномочия истекают в нынешнем году, составители рейтинга особо выделяют Анатолия Артамонова, который почти 20 лет руководит Калужской областью и сумел сохранить «крепкие позиции в регионе» «Из тех глав субъектов Федерации, у кого полномочия истекают в нынешнем году, составители рейтинга особо выделяют Анатолия Артамонова, который почти 20 лет руководит Калужской областью и сумел сохранить «крепкие позиции в регионе» Фото: president.tatarstan.ru

«ПРАКТИЧЕСКИ МАКСИМАЛЬНЫЕ ШТРАФЫ ЗА КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

В основе рейтинга устойчивости «Госсовет 2.0», напомним, лежит оригинальная авторская методология. Она складывается из оценок, ставящихся каждому главе региона по 9 параметрам. Оценки с первого по 6-й критерий — бонусные, поскольку добавляют баллы. Сюда входят поддержка главы региона внутри «Политбюро 2.0» (автором этой концепции также является Минченко), наличие больших проектов, в которые так или иначе вовлечен руководитель субъекта РФ, степень конкуренции за регион между элитными группами, близость окончания полномочий главы региона и наличие у него уникального позиционирования. Плюс уровень политического менеджмента (в силу значимости этого критерия максимальный балл за него повышен с 3 до 5). Всего же с помощью бонусов можно заработать 27 очков.

Следующие три критерия (7, 8 и 9) — штрафные, которые уменьшают общий балл. В эту группу входят текущие конфликты с федеральными элитами, конфликты регионального уровня и давление силовых ведомств: аресты, уголовные дела. Максимальные потери могут составить 9 пунктов.

После оценки кандидатов формируются три группы. В зеленой зоне (в нее входят те, кто набрал 16 и более очков) отставка маловероятна. В желтой (15 пунктов и ниже) есть риск отставки. Самая опасная — красная зона (10 баллов и менее). У тех, кто в нее угодил, довольно высокая вероятность отставки, что, собственно, подтверждают и приведенные выше примеры.

Но есть и те, кто, очевидно, сделал правильные выводы и в преддверии ЕДГ покинул кризисную зону. Это Наталья Комарова (ХМАО), Вениамин Кондратьев (Краснодарский край) и Александр Дрозденко (Ленинградская область). Как следует из оценок экспертов «Минченко консалтинг», чиновникам удалось мобилизовать поддержку элитных групп и в том числе благодаря этому перейти в желтую зону.

Из тех глав субъектов Федерации, у кого полномочия истекают в нынешнем году, составители рейтинга особо выделяют Анатолия Артамонова, который почти 20 лет руководит Калужской областью и сумел сохранить «крепкие позиции в регионе». «С высокой долей вероятности один из самых опытных и уважаемых губернаторов России перейдет на работу на федеральный уровень», — пишут авторы, определив старожила в ту же желтую зону с 12 баллами. Впрочем, прогнозы карьерных перспектив Артамонова (ему, в частности, прочат пост в Совете Федерации) в политических кругах циркулируют уже несколько месяцев. 

«Среди глав регионов, которые в этом году идут на выборы, позиции Минниханова — одни из наиболее прочных» «Среди глав регионов, которые в этом году идут на выборы, позиции Минниханова — одни из наиболее прочных» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Разногласий с членами «Политбюро 2.0» у Минниханова нет»

Прочно обосновался в желтой зоне с 13 баллами и президент Татарстана Рустам Минниханов. Впрочем, баллы глава республики терял только по мере приближения конца президентского срока. Например, в четвертом исследовании, которое опубликовали в июле 2019 года, у Минниханова было 14 баллов. Уже тогда в соответствии с критерием срока полномочий он заработал лишь 1 балл из трех возможных. А в сентябре показатель и вовсе обнулился, так как до вероятных перевыборов оставалось менее года. По самому емкому критерию — поддержка внутри «Политбюро 2.0» (максимум 10 очков, из них 5 — за прямой контакт с главой государства) — Минниханов набирает тоже лишь «четверку». Как объясняет Минченко, эта цифра складывается из поддержки входящего в «Политбюро» Сергея Собянина и рейтинга самого Минниханов как «члена ЦК». При этом политолог не сомневается, что у татарстанского президента есть прямой выход на Путина и высокое доверие российского президента. В то же время личным ставленником первого лица, как некоторых других губернаторов, руководителя Татарстана не назовешь. «Тот же Собянин — это креатура Путина, а Минниханов не является такой фигурой. Сказать, что кто-то из членов „Политбюро“ делает какую-то ставку на Рустама Нургалиевича, тоже нельзя. Минниханов — самодостаточная фигура, лидер влиятельного региона. Но в этом и его уязвимость», — пояснил Минченко в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

В то же время глава коммуникационного холдинга отмечает, что у президента РТ максимальный балл за уникальное позиционирование в масштабах страны — это встречается редко. И довольно высокий балл за качество политического менеджмента. «Максимальная оценка 5, а у него 3. Но максимума нет ни у кого», — комментирует эксперт.

Что касается конфликтов, то на федеральном уровне, по мнению Минченко, речь идет скорее о «бизнес-разборках». «Разногласий ни с членами „Политбюро 2.0“, ни с кандидатами в члены „Политбюро“ у Минниханова нет, — говорит политолог. — На региональном уровне напряжение тоже небольшой интенсивности. В итоге и по штрафам хорошие показатели».

Ситуация у руководителя Татарстана достаточно стабильная, считает Минченко. «Но тревожным звоночком для Минниханова может являться то, что он отстает [в рейтинге] от своего коллеги Радия Хабирова. Тем более что между Татарстаном и Башкортостаном идет традиционная конкуренция. А здесь тот редкий случай, когда у Хабирова рейтинг выше», — добавляет глава «Минченко консалтинг». Впрочем, по-настоящему Минниханову вряд ли стоит из-за этого беспокоиться. Ведь Хабиров опережает его лишь потому, что его срок только начинается.

В целом серьезных проблем у лидера Татарстана Минченко не видит: «Года два назад еще были вопросы по поводу того, каковы шансы Минниханова на переизбрание. Но сейчас все устойчиво, шероховатости нивелированы, значимость языкового фактора сильно снизилась. Среди глав регионов, которые в этом году идут на выборы, позиции Минниханова — одни из наиболее прочных», — говорит он. 

«На Собянина ориентированы сразу пять членов недавно сформированного кабмина» «На Собянина ориентированы сразу пять членов недавно сформированного кабмина» Фото: kremlin.ru

«ЛИДЕРСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОБЯНИНА ОБУСЛОВЛЕНА ЕЩЕ И РАСШИРЕНИЕМ ЕГО КОМАНДЫ В НОВОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ»

Многие главы регионов демонстрируют позитивную динамику, в том числе и те, кого выборы в 2020 году еще не ждут. Как считают эксперты, это связано в первую очередь со стабилизацией ситуации внутри элитных групп, а также созданием ситуативных коалиций поддержки и снижением конфликтности с федеральными группами влияния (пример — Рашид Темрезов в Карачаево-Черкесии). Устойчивость губернаторов может возрастать и в связи с необходимостью консолидировать региональные элиты в период транзита политического режима, отмечают авторы рейтинга.

Дополнительным фактором является подготовка к всероссийскому соцопросу граждан по внесению поправок в Конституцию, который, как ожидается, пройдет в апреле. Возможно, будущее глав регионов зависит и от того, как проголосует их население. «Можно с известной долей осторожности предположить, что демонстрация уровня одобрения поправок в региональном разрезе станет дополнительным индикатором для принятия последующих кадровых решений в отношении губернаторского корпуса», — прогнозирует Минченко.

Эксперты отмечают и перемещение в зону высокой политической устойчивости Андрея Воробьева (Московская область) и Собянина. Их рост во многом связан с ситуативным снижением протестной активности в регионах, а лидерская позиция мэра Москвы обусловлена еще и расширением представительства его команды в новом составе правительства РФ. На Собянина ориентированы сразу пять членов недавно сформированного кабмина: два «ветерана» — министр внутренних дел Владимир Колокольцев и министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, а также три новичка — вице-премьер Марат Хуснуллин, министр науки и высшего образования Валерий Фальков и министр экономического развития Максим Решетников. «Решетников является ярким примером успешной карьеры при патронаже Собянина — с 2012 по 2017 годы занимал должность министра в московском правительстве, затем — пост губернатора Пермского края», — подчеркивает Минченко.

В итоге Собянин с 19 баллами вышел в лидеры ЦФО, потеснив губернатора Тульской области Алексея Дюмина (17 баллов). Сменились лидеры и в Сибирском федеральном округе. Ранее там первое место делили сразу пять глав регионов: Александр Усс (Красноярский край), Андрей Травников (Новосибирская область), Александр Бурков (Омская область), Сергей Цивилев (Кемеровская область), Олег Хорохордин (Республика Алтай). В сегодняшнем рейтинге лидирует новичок губернаторского корпуса, врио иркутского губернатора Игорь Кобзев (14 баллов), а из прошлого квинтета наверху удержался только Усс с теми же 14 баллами. Оба набрали очки благодаря сильной поддержке внутри «Политбюро 2.0» и стратегической значимости их регионов с точки зрения реализации больших проектов. Далее следуют трое губернаторов, не добирающих 3 балла до зеленой зоны. «Сибирский регион остается трудным с точки зрения обеспечения политической стабильности. Во многом это обусловлено высоким уровнем конфликтности со стороны местных элит — средний балл региональных конфликтов в СФО является самым высоким среди всех федеральных округов: в среднем минус 1,5 балла», — поясняют эксперты.

Приволжский федеральный округ специалисты «Минченко консалтинг» также относят к проблемным с точки зрения устойчивости региональных глав. Средний балл губернаторов в обоих округах составил 12,4 балла.