Среди глав субъектов РФ, идущих на выборы в текущем году, позиции президента Татарстана одни из наиболее прочных. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко, комментируя опубликованный сегодня рейтинг политической устойчивости глав регионов «Госсовет 2.0». О том, почему недавняя отставка главы Чувашии была предсказуемой и кто следующий, — в материале «БИЗНЕС Online».
Евгений Минченко: «Разногласий ни с членами «Политбюро 2.0», ни с кандидатами в члены «Политбюро» у Минниханова нет»
«НЕ СУМЕЛИ КУПИРОВАТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ И УКРЕПИЛИСЬ НА ПОЗИЦИЯХ С ВЫСОКИМ РИСКОМ ОТСТАВКИ»
Кейс экс-главы Чувашии Михаила Игнатьева, который войдет в историю как губернатор, заставивший подпрыгивать сотрудника МЧС и уволенный фактически с волчьим билетом, — не только повод для возмущения очередным хамством власть предержащих. Это еще и наглядный пример того, как в период транзита власти в России возрастает значение так называемого эффективного политического менеджмента. Во всяком случае на этот фактор особо обращает внимание Евгений Минченко в опубликованном сегодня 6-м рейтинге устойчивости глав регионов «Госсовет 2.0». Политолог подчеркивает, что за короткое время Игнатьев допустил два провала публичного позиционирования (напомним, он еще предлагал «мочить» журналистов и блогеров, критикующих власть) и не сумел выстроить грамотную антикризисную стратегию. Как итог — отставка с самой жесткой формулировкой «утрата доверия президента». При этом автор исследования напоминает, что уже в предыдущем рейтинге, опубликованном в сентябре 2019 года, Игнатьев находился в красной зоне. Так же, как и его коллеги, недавно ушедшие в отставку: Александр Левинталь (Еврейская автономная область) и Сергей Левченко (Иркутская область).
Сегодня в рискованной красной зоне находятся 13 глав регионов. У 6 из них полномочия заканчиваются в текущем году. Это Александр Богомаз (Брянская область), Сергей Ситников (Костромская область), Иван Белозерцев (Пензенская область), Алексей Островский (Смоленская область), Владимир Илюхин (Камчатский край) и Игорь Орлов (Архангельская область). В принципе, они, конечно, могли бы участвовать в выборах. Однако их позиции с точки зрения политической устойчивости весьма уязвимы, следует из рейтинга. И если Белозерцев, Богомаз и Ситников худо-бедно набирают по 10 баллов (лидеры собирают по 19), то у Орлова и вовсе смешная, а точнее, печальная «пятерка». И тут уж перспективы пойти на перевыборы кажутся совсем призрачными. Впрочем, задуматься стоит не только тем, перед кем маячит ЕДГ-2020. Например, Сергей Гапликов (Коми) тоже заработал от Минченко и Ко лишь 5 баллов, потеряв с минувшего сентября четыре пункта. Недалеко от него ушел и владимирский губернатор Владимир Сипягин, которому эксперты поставили «семерку».
«Устойчивость этих руководителей продолжает оставаться низкой во многом из-за нерешенности экологических проблем и протестной активности», — так Минченко комментирует позиции аутсайдеров, Орлова и Гапликова.
В целом же все представители красной зоны не сумели «купировать социально-политические риски и укрепились на позициях с высоким риском отставки».
«Из тех глав субъектов Федерации, у кого полномочия истекают в нынешнем году, составители рейтинга особо выделяют Анатолия Артамонова, который почти 20 лет руководит Калужской областью и сумел сохранить «крепкие позиции в регионе»
«ПРАКТИЧЕСКИ МАКСИМАЛЬНЫЕ ШТРАФЫ ЗА КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
В основе рейтинга устойчивости «Госсовет 2.0», напомним, лежит оригинальная авторская методология. Она складывается из оценок, ставящихся каждому главе региона по 9 параметрам. Оценки с первого по 6-й критерий — бонусные, поскольку добавляют баллы. Сюда входят поддержка главы региона внутри «Политбюро 2.0» (автором этой концепции также является Минченко), наличие больших проектов, в которые так или иначе вовлечен руководитель субъекта РФ, степень конкуренции за регион между элитными группами, близость окончания полномочий главы региона и наличие у него уникального позиционирования. Плюс уровень политического менеджмента (в силу значимости этого критерия максимальный балл за него повышен с 3 до 5). Всего же с помощью бонусов можно заработать 27 очков.
Следующие три критерия (7, 8 и 9) — штрафные, которые уменьшают общий балл. В эту группу входят текущие конфликты с федеральными элитами, конфликты регионального уровня и давление силовых ведомств: аресты, уголовные дела. Максимальные потери могут составить 9 пунктов.
После оценки кандидатов формируются три группы. В зеленой зоне (в нее входят те, кто набрал 16 и более очков) отставка маловероятна. В желтой (15 пунктов и ниже) есть риск отставки. Самая опасная — красная зона (10 баллов и менее). У тех, кто в нее угодил, довольно высокая вероятность отставки, что, собственно, подтверждают и приведенные выше примеры.
Но есть и те, кто, очевидно, сделал правильные выводы и в преддверии ЕДГ покинул кризисную зону. Это Наталья Комарова (ХМАО), Вениамин Кондратьев (Краснодарский край) и Александр Дрозденко (Ленинградская область). Как следует из оценок экспертов «Минченко консалтинг», чиновникам удалось мобилизовать поддержку элитных групп и в том числе благодаря этому перейти в желтую зону.
Из тех глав субъектов Федерации, у кого полномочия истекают в нынешнем году, составители рейтинга особо выделяют Анатолия Артамонова, который почти 20 лет руководит Калужской областью и сумел сохранить «крепкие позиции в регионе». «С высокой долей вероятности один из самых опытных и уважаемых губернаторов России перейдет на работу на федеральный уровень», — пишут авторы, определив старожила в ту же желтую зону с 12 баллами. Впрочем, прогнозы карьерных перспектив Артамонова (ему, в частности, прочат пост в Совете Федерации) в политических кругах циркулируют уже несколько месяцев.
«Среди глав регионов, которые в этом году идут на выборы, позиции Минниханова — одни из наиболее прочных»
«Разногласий с членами «Политбюро 2.0» у Минниханова нет»
Прочно обосновался в желтой зоне с 13 баллами и президент Татарстана Рустам Минниханов. Впрочем, баллы глава республики терял только по мере приближения конца президентского срока. Например, в четвертом исследовании, которое опубликовали в июле 2019 года, у Минниханова было 14 баллов. Уже тогда в соответствии с критерием срока полномочий он заработал лишь 1 балл из трех возможных. А в сентябре показатель и вовсе обнулился, так как до вероятных перевыборов оставалось менее года. По самому емкому критерию — поддержка внутри «Политбюро 2.0» (максимум 10 очков, из них 5 — за прямой контакт с главой государства) — Минниханов набирает тоже лишь «четверку». Как объясняет Минченко, эта цифра складывается из поддержки входящего в «Политбюро» Сергея Собянина и рейтинга самого Минниханов как «члена ЦК». При этом политолог не сомневается, что у татарстанского президента есть прямой выход на Путина и высокое доверие российского президента. В то же время личным ставленником первого лица, как некоторых других губернаторов, руководителя Татарстана не назовешь. «Тот же Собянин — это креатура Путина, а Минниханов не является такой фигурой. Сказать, что кто-то из членов „Политбюро“ делает какую-то ставку на Рустама Нургалиевича, тоже нельзя. Минниханов — самодостаточная фигура, лидер влиятельного региона. Но в этом и его уязвимость», — пояснил Минченко в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
В то же время глава коммуникационного холдинга отмечает, что у президента РТ максимальный балл за уникальное позиционирование в масштабах страны — это встречается редко. И довольно высокий балл за качество политического менеджмента. «Максимальная оценка 5, а у него 3. Но максимума нет ни у кого», — комментирует эксперт.
Что касается конфликтов, то на федеральном уровне, по мнению Минченко, речь идет скорее о «бизнес-разборках». «Разногласий ни с членами „Политбюро 2.0“, ни с кандидатами в члены „Политбюро“ у Минниханова нет, — говорит политолог. — На региональном уровне напряжение тоже небольшой интенсивности. В итоге и по штрафам хорошие показатели».
Ситуация у руководителя Татарстана достаточно стабильная, считает Минченко. «Но тревожным звоночком для Минниханова может являться то, что он отстает [в рейтинге] от своего коллеги Радия Хабирова. Тем более что между Татарстаном и Башкортостаном идет традиционная конкуренция. А здесь тот редкий случай, когда у Хабирова рейтинг выше», — добавляет глава «Минченко консалтинг». Впрочем, по-настоящему Минниханову вряд ли стоит из-за этого беспокоиться. Ведь Хабиров опережает его лишь потому, что его срок только начинается.
В целом серьезных проблем у лидера Татарстана Минченко не видит: «Года два назад еще были вопросы по поводу того, каковы шансы Минниханова на переизбрание. Но сейчас все устойчиво, шероховатости нивелированы, значимость языкового фактора сильно снизилась. Среди глав регионов, которые в этом году идут на выборы, позиции Минниханова — одни из наиболее прочных», — говорит он.
«На Собянина ориентированы сразу пять членов недавно сформированного кабмина»
«ЛИДЕРСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОБЯНИНА ОБУСЛОВЛЕНА ЕЩЕ И РАСШИРЕНИЕМ ЕГО КОМАНДЫ В НОВОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ»
Многие главы регионов демонстрируют позитивную динамику, в том числе и те, кого выборы в 2020 году еще не ждут. Как считают эксперты, это связано в первую очередь со стабилизацией ситуации внутри элитных групп, а также созданием ситуативных коалиций поддержки и снижением конфликтности с федеральными группами влияния (пример — Рашид Темрезов в Карачаево-Черкесии). Устойчивость губернаторов может возрастать и в связи с необходимостью консолидировать региональные элиты в период транзита политического режима, отмечают авторы рейтинга.
Дополнительным фактором является подготовка к всероссийскому соцопросу граждан по внесению поправок в Конституцию, который, как ожидается, пройдет в апреле. Возможно, будущее глав регионов зависит и от того, как проголосует их население. «Можно с известной долей осторожности предположить, что демонстрация уровня одобрения поправок в региональном разрезе станет дополнительным индикатором для принятия последующих кадровых решений в отношении губернаторского корпуса», — прогнозирует Минченко.
Эксперты отмечают и перемещение в зону высокой политической устойчивости Андрея Воробьева (Московская область) и Собянина. Их рост во многом связан с ситуативным снижением протестной активности в регионах, а лидерская позиция мэра Москвы обусловлена еще и расширением представительства его команды в новом составе правительства РФ. На Собянина ориентированы сразу пять членов недавно сформированного кабмина: два «ветерана» — министр внутренних дел Владимир Колокольцев и министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, а также три новичка — вице-премьер Марат Хуснуллин, министр науки и высшего образования Валерий Фальков и министр экономического развития Максим Решетников. «Решетников является ярким примером успешной карьеры при патронаже Собянина — с 2012 по 2017 годы занимал должность министра в московском правительстве, затем — пост губернатора Пермского края», — подчеркивает Минченко.
В итоге Собянин с 19 баллами вышел в лидеры ЦФО, потеснив губернатора Тульской области Алексея Дюмина (17 баллов). Сменились лидеры и в Сибирском федеральном округе. Ранее там первое место делили сразу пять глав регионов: Александр Усс (Красноярский край), Андрей Травников (Новосибирская область), Александр Бурков (Омская область), Сергей Цивилев (Кемеровская область), Олег Хорохордин (Республика Алтай). В сегодняшнем рейтинге лидирует новичок губернаторского корпуса, врио иркутского губернатора Игорь Кобзев (14 баллов), а из прошлого квинтета наверху удержался только Усс с теми же 14 баллами. Оба набрали очки благодаря сильной поддержке внутри «Политбюро 2.0» и стратегической значимости их регионов с точки зрения реализации больших проектов. Далее следуют трое губернаторов, не добирающих 3 балла до зеленой зоны. «Сибирский регион остается трудным с точки зрения обеспечения политической стабильности. Во многом это обусловлено высоким уровнем конфликтности со стороны местных элит — средний балл региональных конфликтов в СФО является самым высоким среди всех федеральных округов: в среднем минус 1,5 балла», — поясняют эксперты.
Приволжский федеральный округ специалисты «Минченко консалтинг» также относят к проблемным с точки зрения устойчивости региональных глав. Средний балл губернаторов в обоих округах составил 12,4 балла.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 263
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.