Установление итогов голосования региональных парламентов по одобрению поправок в Конституцию РФ прошло в дежурном режиме, заняв не больше 15 минут Установление итогов голосования региональных парламентов по одобрению поправок в Конституцию РФ прошло в дежурном режиме, заняв не больше 15 минут Фото: council.gov.ru

«ЧАСТЬ РЕГИОНОВ БУДЕТ НУЖДАТЬСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ»

Установление итогов голосования региональных парламентов по одобрению поправок в Конституцию РФ не стало, как ожидалось, самым ярким событием на сегодняшнем заседании Совета Федерации. Это обсуждение прошло в дежурном режиме, заняв не более 15 минут.

Куда более интересным оказалось появление в стенах верхней палаты российского парламента министра финансов РФ Антона Силуанова и главы Счетной палаты России Алексея Кудрина, которые вновь продемонстрировали, что у правительства и органа внешнего госконтроля различаются взгляды на дальнейшие перспективы отечественной экономики. Повод для встречи — рассмотрение сенаторами изменений в закон о федеральном бюджете на 2020-й и на плановый период 2021 и 2022 годов по итогам недавнего послания президента РФ Владимира Путина. Поправки вносятся сразу на три года — для определения источников финансирования мер, содержащихся в послании, а это прежде всего повышение социальных расходов. Силуанов выступил здесь в качестве докладчика, а Кудрин — поскольку Счетная палата в соответствии с законом представляет свое заключение на проект о внесении поправок в бюджет.

Но сначала суть предлагаемых мер еще раз разъяснил председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, старый знакомый Татарстана, еще недавно занимавший пост губернатора Калужской области и ратовавший за придание стоянию на Угре статуса федеральной памятной даты.

«На реализацию мер по итогам послания из федерального бюджета планируется выделить 1,8 триллиона рублей, — напомнил Артамонов, — бо́льшая часть которых будет направлена в регионы. Я перечислю основные статьи этих расходов: на ежемесячные выплаты малоимущим семьям на детей от 3 до 7 лет предусмотрено на три года почти 569 миллиардов рублей. Это новые расходные обязательства для регионов, имеющие особо важное социальное значение. Надо сказать, что пока мы имеем распределение данных средств по субъектам только на 2020 год. В этой связи регионы должны оперативно провести сверку численности получателей субсидий и определить их точное количество».

Также с 1 января 2020 года предусмотрено предоставление права на получение материнского капитала при рождении или усыновлении уже на первого ребенка в размере 466,617 рубля: «При рождении второго ребенка эта сумма увеличивается еще на 150 тысяч рублей. В дальнейшем материнский капитал станет ежегодно индексироваться. На три года законом будет выделено почти 600 миллиардов рублей».

Кроме того, для организации бесплатного горячего питания школьникам младших классов зарезервированы средства на выделение субсидий регионам в объеме 109 млрд рублей. При этом данный вопрос, по словам Артамонова, еще не отрегулирован: «Методика их распределения до конца не согласована. Важно оперативно оценить финансовые возможности субъектов и готовность материально-технической базы школ. Совершенно очевидно, что часть регионов будет нуждаться в дополнительной финансовой помощи».

На денежное вознаграждение за классное руководство учителям предусмотрены средства в объеме 178 млрд рублей на три года. На создание дополнительных мест в школах зарезервировано 106,5 млрд рублей. На модернизацию региональных и муниципальных детских школ искусств выделяется по 3,4 млрд рублей ежегодно и т. д.

Антон Силуанов: «В случае, если падают цены на нефть, мы защищены от изменений бюджетных наших планов, и в целом экономика у нас адаптируется» Антон Силуанов: «В случае, если падают цены на нефть, мы защищены от изменений бюджетных наших планов, в целом экономика у нас адаптируется» Фото: council.gov.ru

«МЫ ПЕРЕСЧИТАЛИ ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, УВЕЛИЧИВ ЕГО С 1,7 ДО 1,9 ПРОЦЕНТА»

Силуанов в своем выступлении, в частности, остановился на особенностях нынешних бюджетных изменений. «Мы сразу вносим поправки в трехлетний бюджет — это впервые. Для чего подобное делается? Для того, чтобы сразу определить необходимые источники финансирования тех задач, которые определены президентом на предстоящие годы, — сказал глава минфина. — Второе: мы уточнили прогноз под реализацию нового послания. И меры последнего дают дополнительные факторы для экономического роста. И мы пересчитали прогноз, увеличив его с 1,7 до 1,9 процента. Конечно, сегодня ситуация изменилась, и мы считали прогноз при цене на нефть 57,7 доллара за баррель. В настоящее время ценовые параметры совершенно иные. Тем не менее я хочу сказать о том, что в случае, если падают цены на нефть, мы защищены от изменений наших бюджетных планов, в целом экономика у нас адаптируется». По словам оптимистичного Антона Германовича, нынешняя кризисная ситуация в основном коснется нефтегазовых компаний, но «они имели хорошие подушки безопасности, накопили достаточно ресурсов за последние годы, когда цены на нефть находились на высоких отметках».

Больше докладчик опасается головной боли, которую экономике может принести коронавирус: «Вопрос с распространением инфекции, конечно, гораздо больше влияет на ситуацию в экономике, потому что это касается целого ряда отраслей: перевозчиков, туризма, торговли. И данная мера гораздо более влияет на динамику экономического развития. Правительство РФ сейчас рассматривает и готовит комплекс предложений по тому, чтобы нивелировать действия этого негативного фактора». Силуанов вновь оптимистично заметил, что в ближайшие годы страну ждет инфляция в районе 4% в год, как и планировало правительство.

«Что касается доходов, они могут сократиться. По нашим оценкам, при действующих ценах на нефть нефтегазовые доходы сократятся примерно на 2 триллиона рублей, — считает министр финансов РФ. — Но из этих 2 триллионов по сравнению с планом, который мы учитывали, значительная часть направлялась на пополнение фонда национального благосостояния страны (ФНБ), который не будет пополняться. Поэтому, по нашим оценкам, общий баланс бюджета (при действующих ценовых параметрах, которые мы оценили по поступлениям нефтегазовых доходов) мы в этом году планировали с профицитом на уровне 0,8 процента ВВП, но при действующих ценовых котировках на энергоресурсы получим дефицит в пределах 1 процента ВВП. По нашим подсчетам, это около 0,9 процентных пункта. Но я еще раз повторюсь: все обязательства будут выполнены — ресурсы на это есть».  

Средства ФНБ помогут решить и социальные обязательства, а также выкупить акции Сбербанка у Банка России, к тому же в текущем году фонд должен получить 500 млрд рублей от нефтяников по причине «премиальных цен» на внутреннем рынке на нефтепродукты. Забрать из ФНБ планируется 600 миллиардов.

«Теперь о расходных обязательствах, которые возникают. По субъектам РФ, по нашим оценкам, на трехлетку — дополнительно около 190 миллиардов рублей, из которых 40 миллиардов рублей в текущем году. Откуда субъекты возьмут деньги? Сразу хочу сказать, что бо́льшая часть дополнительных расходов — это, конечно, Российская Федерация, из федеральной казны, но, безусловно, подобное касается и бюджетов регионов», — сообщил министр. Ряд субъектов России снизит свои прогнозы по налогу на прибыль («в первую очередь те регионы, в которых развита нефтяная промышленность, нефтедобыча, — это 19 субъектов РФ»), но все равно прирост дополнительных доходов субъектов Силуанов оценивает на уровне около 500 млрд рублей: «Поэтому ресурсы есть. Кроме того, мы договаривались о том, что для тех регионов, которым нужно помочь точечно и адресно, у нас есть резерв в виде дотаций на сбалансированность. В ходе исполнения бюджета мы подобное будем делать».

Алексей Кудрин: «При цене 35 долларов за баррель и курса рубля около 72 рублей за доллар, мы получим нефтегазовых доходов на 3 трлн меньше» Алексей Кудрин: «При цене 35 долларов за баррель и курсе рубля около 72 рублей за доллар мы получим нефтегазовых доходов на 3 триллиона меньше» Фото: council.gov.ru

«ФОНД В ЭТОМ ГОДУ МОЖЕТ БЫТЬ УЖЕ ИСПОЛЬЗОВАН»

Глава Счетной палаты был традиционно менее оптимистичен. «Федеральный бюджет по доходу за эти три года вырастет дополнительно по прогнозу на 1,6 триллиона рублей. Конечно, потом надо будет оговориться, что прогноз изменится, — заметил Кудрин. — И уже сегодня, выступая, Антон Германович сказал, что при определенных сценариях — снижение цены на нефть — мы не получим этих доходов, а расходы увеличатся на 1,4 триллиона рублей. Соответственно, для выполнения всех задач послания будем использовать не только доходы, но и перераспределение расходов внутри бюджета».

Далее Алексей Леонидович заметил, что существующие официальные макроэкономические прогнозы уже мало что значат, поскольку ситуация меняется едва ли не каждый день.

«Цена на нефть 57,7 доллара заложена в прогнозе, курс был заложен 63,9 рубля за доллар. Реальные эти значения, видимо, окажутся другими. Нам нужно будет исходить из новых реалий, — сказал руководитель Счетной палаты. — Вчера вице-премьер Белоусов сказал, что 35 долларов за баррель — это вполне такая равновесная цена, но мы, конечно, думаем, что, может быть, она будет выше. Минэнерго отметило, что 40–45 долларов во второй половине года — более реалистичная стоимость».

В результате Кудрин дает прогноз: «При цене 35 долларов за баррель и курсе рубля около 72 рублей за доллар мы получим нефтегазовых доходов на 3 триллиона меньше. Антон Германович здесь назвал другую цифру — около 2 триллионов рублей. Мы, конечно, сверим наши оценки. Соответственно, меньше цены отсечения недополучим 500 миллиардов рублей, которые надо будет замещать из средств ФНБ. Тем самым фонд в текущем году по этому сценарию может быть уже использован. Причем дефицит бюджета тогда составит около 2 процентов ВВП». По словам оратора, при $35 за баррель, по оценкам многих экспертов, экономический рост в России составит около нуля.

«Соответственно, будут ниже значения других параметров с точки зрения выполнения показателей развития экономики и реальных доходов населения, — заключил Кудрин. — Ближайшие два месяца покажут, по какому сценарию пойдет наша экономика, и в тех поправках, которые правительство обычно вносит в апреле-мае, мы, надеюсь, уже будем иметь согласованный совместный прогноз на этот год. Конечно, повторяю, риски такого масштаба, что в течение года еще могут меняться оценки о том, как сложится исполнение бюджета в 2020-м. При этом я считаю, что не нужно сейчас менять прогноз при утверждении бюджета».

Уже после одобрения поправок в бюджет Советом Федерации журналисты спросили Силуанова, что он думает о прогнозах Кудрина, согласно которым, экономический рост в России в текущем году может быть нулевым или даже отрицательным. «Нет, у нас другие оценки», — цитирует ТАСС министра финансов РФ.