«Распутные голоса, распутный дух, распутные мелодии», — так говорил об отдельных исполнителях, своих современниках, главный татарский поэт всех времен. Спустя столетие мало что изменилось, вот и накануне на научной конференции, организованной фондом им. Вагапова, цвет национальной культурной интеллигенции высказывался о тех проблемах, которые стоят перед национальной песенной культурой. О том, может ли Салават быть эталоном вокального творчества, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ведущий и организатор мероприятия, директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов, собрал солидный состав участников
«СТОИЛО ЛИ ВВОДИТЬ ПЕСНИ ТРАКТИРНО-УВЕСЕЛИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»
Темы развития татарской песни и национальной эстрады продолжают оставаться одними из самых животрепещущих в культурной жизни Татарстана, и дискуссии по этому поводу не способны остановить даже пандемии. Лишнее подтверждение тому можно было найти накануне в Академии наук РТ, где прошла научно-практическая конференция «Международный фестиваль татарской песни им. Рашита Вагапова и татарское песенное искусство: эволюция, современное состояние и перспективы развития». Как сказал один из выступавших, директор ИЯЛИ Ким Миннуллин, дескать, у татарского общества и своих вирусов хватает, отрицательно влияющих в том числе и на песенное искусство. Кстати, из полусотни собравшихся здесь только двое надели маски.
Ведущий и организатор мероприятия, директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов, собрал солидный состав участников: председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров, историк Индус Тагиров, экс-президент АН РТ Ахмет Мазгаров, народные поэты Татарстана Разиль Валеев и Ренат Харис, директор Дома дружбы народов Ирек Шарипов… Планировалось уложиться в два часа, но, глядя на список из без малого 30 выступающих, было понятно, что это нереально.
Доктор искусствоведения, профессор Казанской государственной консерватории Земфира Сайдашева весьма подробно рассказала об истории татарской песни, ее зарождения и развитии, с сожалением подчеркнув, что современное искусство скатывается в попсу: «В исполнительской манере господствует безликость, однотипность, облегченность, многим эстрадным звездам, не обладающим голосовыми данными, совершенно недоступны для воспроизведения музыкальные шедевры профессиональных композиторов, и они уходят в прошлое, забываются. Слушатели, не знакомые с богатейшим песенным наследием татарских профессиональных композиторов, вынуждены активно воспринимать эти стереотипные песни, получая от них, к сожалению, удовлетворение».
Тут Сайдашева напомнила о критике в адрес татарской эстрады, которая прозвучала несколько лет назад от Рустама Минниханова, после чего на свет появился фестиваль «Үзгәреш җиле». По мнению оратора, джазовые аранжировки его музыкального руководителя Вадима Эйленкрига — это дань уважения и развитие традиций Олега Лундстрема. При этом доктор искусствоведения высказала и ряд критических замечаний в адрес «Үзгәреш җиле». «Во-первых, стоило ли вводить песни трактирно-увеселительной практики, я имею в виду „Ашхабад“, „Алмагачлары“, „Ком бураны“, „Апипа“ и другие, — говорила Сайдашева. — Я слушала и думала, что Эйленкриг испытывал определенные трудности, дабы избежать залихватского такого оттенка и придать им сценическое благородство. Во-вторых, стоило ли включать в репертуар джазовые аранжировки классических образцов нашей лирики. Например, „Гульджамал“ — такие песни необходимо сохранять в первозданном виде, какие тут джазовые аранжировки! В-третьих, мне кажется, нет необходимости переосмыслять песни, закрепившиеся в репертуаре фольклорного ансамбля или ансамбля песни и танца. Никто же песни из репертуара Надежды Бабкиной не дает в джазовой обработке. В-четвертых, самые главные шедевры Музафарова, Еникеева, Монасыпова так и не прозвучали на фестивале». Также искусствовед посетовала, что «Ветер перемен» практически не заметил произведения молодых татарских звезд — композиторов Эльмиры Галимовой и Эльмира Низамова.
Венера Ганиева: «Помните, в советское время мы пили качественное, жирное молоко, а сейчас оно жидкое, невкусное. Вот так же нет удовлетворения от современной эстрады»
«В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ МЫ ПИЛИ КАЧЕСТВЕННОЕ, ЖИРНОЕ МОЛОКО, А СЕЙЧАС ОНО ЖИДКОЕ, НЕВКУСНОЕ»
Выступила на конференции и педагог по вокалу «Үзгәреш җиле», народная артистка РФ Венера Ганиева. Впрочем, тему музыкального фестиваля, вокруг которого было сломано немало копий, профессор Казанского государственного института культуры обошла. Она рассказала о деятельности вуза, в котором трудится, а для оценки состояния современной татарской эстрады прибегла к любопытному сравнению. «Помните, в советское время мы пили качественное, жирное молоко, а сейчас оно жидкое, невкусное, — сообщила Ганиева. — Вот так же нет удовлетворения от современной эстрады. Раньше хоть худсоветы были, это сито и сейчас необходимо, но вводить его нельзя — демократия, толерантность. Поэтому сейчас и глотаем что есть. Бездарные артисты заполонили эфиры музыкальных каналов. Я бы открыла специальный канал, основанный на принципах худсовета». Экс-оперная прима театра им. Джалиля раскритиковала певцов, вокальные данные которых оставляют желать лучшего, что они для отвлечения зрителей используют всевозможные дымовые эффекты, подтанцовку и вычурные костюмы.
С ее мнением полностью согласен и профессор Казанской консерватории Сагит Хабибуллин, он считает, что у таких певцов не было в свое время хороших наставников, а выпускники музыкальных вузов, к сожалению, не хотят ехать в глубинку в качестве педагогов. Что касается нежелания исполнять высокопрофессиональные вещи, то тут есть и денежный фактор. «Сейчас такое время, что даже если есть красивая песня, то певцу нужно выкупить на нее права. А какие деньги могут быть у молодежи? — уверен Хабибуллин. — Нужно платить за аранжировки, костюмы, одно, другое. Поэтому молодой артист сам начинает писать слова, стихи, сам сочиняет музыку. По этой причине произведения наших классиков — Яхина, Монасыпова, других — мы со сцены почти и не слышим».
Но, как оказалось, все эти проблемы не новы! Как выяснилось, их поднимали еще в начале прошлого века, в том числе и наши классики. «Среди нас не осталось людей, поющих старинные татарские песни». «Народ любит новые, бессмысленные песни и выпускает их без остановки». «Меня возмущает низкий уровень татарских песен, все сводится к самодеятельным проектам, продвигающим бездарных певцов». Эти высказывания Гаяза Исхаки, Гали Рахима и Шагида Ахмадеева — литераторов и общественных деятелей первой половины XX века — привела преподаватель теории и истории музыки Казанского музыкального колледжа Гульназ Зиангирова. Она напомнила и слова самого Габдуллы Тукая: «Нынешнее граммофонное пение стало профессией проституток и безработных. Казанские исполнители Козел Махи, Фатыма и прочие распевают под граммофоны в разных городах, издеваются над слухом нации. Распутные голоса, распутный дух, распутные мелодии, распутный смысл. Они врываются в чистейшие, благородные дома мусульман, садятся во главе стола и нецензурно выражаются через граммофон».
Идрис Газиев, будучи профессором Уфимского государственного института искусств, рассказал о своей работе по выявлению граммофонных записей в исполнении Камиля Мутыги-Тухватуллина, друга Тукая
«ХАЛЯЛЬНЫ ЛИ НАШИ ПЕСНИ?»
Любопытно было наблюдать, как Зиангирова, рассказывая о татарской эстраде уже конца прошлого столетия, говорила о появлении на сцене Салавата Фатхетдинова, пение которого стали воспринимать как эталонное. С этим определением не согласился заслуженный артист России Идрис Газиев. «Кто тут так считает?» — задал он вопрос. Но Зиангирова ответила, дескать, «некоторые так думают».
Сам Газиев, будучи профессором Уфимского государственного института искусств, рассказал о своей работе по выявлению граммофонных записей в исполнении Камиля Мутыги-Тухватуллина, друга Тукая. Гостям конференции даже поставили оцифрованные песни более чем столетней давности. Некоторые из собравшихся профессионалов подпевали — судя по всему, 100 лет назад и впрямь были эталонные певцы. Кроме того, на одной из записей Мутыги-Тухватуллина даже звучит призыв к молитве-азан, причем манера его рецитации отличается от того, что можно сейчас услышать с минаретов наших мечетей.
В этом контексте любопытно было услышать выступление заслуженного деятеля искусств Татарстана Филюсы Арслановой под названием «Халяльны ли наши песни?» Дело в том, что и во времена Тукая, и сейчас существует мнение о запретности для мусульман на исполнение песен. Филюса-ханум приводит слова известного татарского богослова Ризаэтдина Фахретдина в ответ слишком рьяным противникам музыки: «В чем же разница между звуками соловья и звуками, извлекаемыми из струн скрипки?» Риза хазрат считал, что запрещены только та музыка и пение, которые ведут к безнравственности. Вот его дословное высказывание: «Исламский мир должен использовать потенциал музыки для исправления нравственности как средство воспитания духовной чистоты. Необходимо закрыть пути, ведущие молодежь в ее желании слушать музыку в испорченные места и компании. А это будет возможно только в том случае, если пение и слушание музыки дома, в кругу семьи, среди соотечественников, родственников и друзей не будут считаться пороком».
Как и предполагалось, участники конференции даже близко не уложились в отведенные себе 120 минут. По редакционной необходимости корреспондент «БИЗНЕС Online» покинул высокое собрание где-то в начале четвертого часа, хотя список из желающих выступить и не думал заканчиваться. Что лишний раз подтверждает — спорить о татарской эстраде можно бесконечно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.