«В стабильном положении находятся те, кто имеет помещение в собственности или является «дочкой» арендодателя», — рассказывает известный казанский ресторатор Константин Иванов. В своем материале для «БИЗНЕС Online» он объясняет, зачем так важно признание коронавируса форс-мажором для предпринимателей малого бизнеса в сфере общественного питания и почему переориентация казанских заведений на доставку еды им не поможет.
Константин Иванов
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ ПОЧТИ НА 50% ПРОЦЕНТОВ КОСНУЛОСЬ БОЛЬШИНСТВО ТАТАРСТАНСКИХ ТОЧЕК
Единственное общее, что происходит сейчас между Западом и Россией в период пандемии, — это снижение фонда заработной платы на 50%. Вот только в Англии сегодня планируют понизить зарплату футболистов в два раза, а в Казани на 50% сократили зарплаты простых сотрудников в ресторанах. Сокращение произошло за счет уменьшения рабочих мест, рабочих часов, смен и сокращения процентов с выручки. Да, в более дорогих ресторанах, не буду тут уточнять, сокращение произошло всего на 18%. Но каждый день ситуация меняется в заведениях любого уровня.
Также менее профессиональных сотрудников — так скажем, сотрудников на троечку — попросили написать заявления на административный отпуск. Где-то даже руководство попросило всех написать подобные заявления, чтобы обезопасить себя от проверок трудовой инспекции. Сделано это потому, что действительно ожидается дальнейшее снижение выручки, а это приведет к задержкам по зарплате на неопределенный срок. Как говорят рестораторы, единственный плюс в ситуации — это то, что зарплаты установлены по «минималке» у большинства ресторанов и нет большего риска при жалобе сотрудника в трудовую инспекцию. То есть нет риска, что сотрудник потребует полную зарплату — серую часть и белую.
И все же на сегодняшний день падение выручки почти на 50% процентов коснулось большинство татарстанских точек общепита, работающих как в дорогом сегменте, так и в сегменте ниже среднего. А рестораны, ориентированные на туристов, потеряли практически все и стали «мертвыми душами». Да, есть заведения, которые потеряли меньше, но их единицы. Это те, кто зарекомендовал себя очень высоко, например, «Приют холостяка». Также в стабильном положении находятся те, кто имеет помещение в собственности или являются дочкой арендодателя и фактически платят аренду сами себе. Вот они, думаю, легко выстоят, если у них нет кредитов.
Кстати, кальянные стабильно себя чувствовали до объявления о том, что все заведения должны быть закрыты с 28 марта. Для этого были две причины. Во-первых, потому что у них фонд заработной платы меньше, чем у ресторана в несколько раз. Во-вторых, гости из добросовестных заведений, которые перестали продавать кальян, ушли в кальянные, которым запрет оказался не писан.
Тяжелая ситуация и по аренде. Некоторые игроки выставили корнеры в закрытую продажу — им пришлось это сделать.
Рынок доставки, на который уповали еще недавно, тоже не дал рост продаж, который бы позволил держаться на плаву: у «Яндекс.Еды» рост согласно их планированию (данные не предоставлены), Delivery на 25 процентов. Сама доставка из ресторана, например, в Москве выросла с 18% до 33%. Что касается Казани, сейчас все ринулись создавать приложения, но что получится? Это будет «алый океан» с доставкой от каждого ресторана. Но, поймите, в этой нише нет такого количества денег на всех. При этом более состоятельные гости переехали за город. Так что доставка — не панацея.
что я предлагаю сделать правительству нашей республики
Ну так давайте сохраним малый ресторанный бизнес! И существенную помощь этому окажет введение карантина, как в других государствах. Сделать это, повторю, надо сегодня. Потому что объявленных выходных президентом России Владимиром Путиным (на мой взгляд, их продлят еще на неделю или где-то до конца апреля) недостаточно. Тем более что многие получили все-таки неоплачиваемые выходные.
Выход из сложившейся ситуации после выступления главы государства, я считаю, один: признать коронавирус форс-мажором в России и в Татарстане в сфере гостеприимства, что даст возможность не платить, самое главное, аренду, коммунальные платежи, при этом сотрудников отправить в административные отпуска, а нашему правительству оплатить каждому жителю Татарстана, отправленному в отпуск, компенсацию, как это делает США. Сейчас правительство Штатов выплачивает детям по $500, взрослым — по $1 тысяче. Плюс рассматривают вопрос о повышении социального пособия до $2 тысяч. И этим помощь не ограничивается. Америка выделяет $6 трлн на поддержку экономики, пострадавшей от коронавируса. А на неделе стало известно, что, например, салонам красоты в США, после окончания пандемии, выплатят чистую прибыль, которую они должны были бы получить за простой.
Таким образом, я предлагаю минимум, необходимый сделать правительству нашей республики, — выплатить всем сотрудникам, в случае закрытия ресторанов, минимальную среднюю заработную плату по РТ, которая составила в 2019 году 31,4 тыс. рублей. Таким образом, мы сохраним целые отрасли и малый бизнес.
До признания коронавирусом форс-мажором ввести мораторий на взимание арендной платы
Что произойдет, если этого не сделать. Во-первых, десятки тысяч жителей Казани останутся без работы и зарплаты. Стоит понимать, что в смежных отраслях произойдет то же самое и количество безработных только прибавится. Во-вторых, сократится общий доход семьи в несколько раз. Что произойдет потом? Остается только гадать. Но рост преступлений можно предугадать.
Что сделал я? 23 марта обратился с предложениями для решения этих проблем в Торгово-промышленную палату РТ, предварительно поговорив с коллегами-рестораторами. Предложил ввести следующие меры по поддержке малого ресторанного бизнеса в условиях пандемии COVID-19.
Первое — финансовые меры. Признать коронавирус форс-мажором для предпринимателей малого бизнеса в сфере общественного питания, туризма и транспорта. Мы, рестораторы, не можем больше платить аренду. До признания коронавирусом форс-мажором ввести мораторий на взимание арендной платы.
Второе. Освободить с 1 апреля по 1 июля 2020 года от оплаты вознаграждения за трансляцию музыкальных произведений и телевизионных программ РАО и ВОИС («ФорМакс») (агент РАО И ВОИС по сбору денежных средств с компаний за музыкальное воспроизведение).
Третье. Освободить от оплаты коммунальных услуг за электроэнергию и теплоносители до конца пандемии, начиная с 1 марта 2020 года; освободить (также до конца пандемии), а не отложить, начисление и оплату страховых взносов, рефинансировать кредитные обязательства в коммерческих банках.
Четвертое. Также мы предлагаем увеличить срок кредитования на 5 лет с целью уменьшения ежемесячного платежа. Или не взимать тело и проценты по кредиту с 1 апреля по 1 июля 2020 года, а перенести их на оставшийся срок кредитования с уменьшением процентной ставки до 9%.
Пятое. Наконец, нужно принять во внимание тот факт, что у многих рестораторов кредиты под бизнес получены как потребительский кредит или ипотека. Потому, до окончания процесса рефинансирования кредитов, не взыскивать с них проценты и тело кредита.
Кроме того, необходимо освободить до конца пандемии от начисления и оплаты налогов по обеим системам УСН (доход и доход минус расход). Ввести государственную поддержку ресторанов путем предоставления беспроцентного овердрафта от 200 тыс. рублей до 1,5 млн рублей без залога для ликвидации кассового разрыва в связи с требованием поставщиков о предоплате. Такая инициатива сегодня рассматривается правительством РФ.
Если не принять мер, через два месяца малый бизнес полностью рухнет
Второе — административные меры. Необходимо произвести выдачу алкогольных лицензий без оплаты госпошлины и с задолженностью перед бюджетом, разрешить открытие летних кафе при ресторанах вдоль своего фасада без согласования и оплаты, отменить платную парковку в центре города, отменить все виды проверок госорганов, если только они напрямую не связаны с угрозой жизни граждан. Также ввести наказание и осуществлять проверку поставщиков продуктов питания на предмет необоснованного завышения цен. Цены на этой неделе выросли в среднем на 5–7%, кофе — на 15%, импортное пиво на 5–15%, салат «романо» на 300–500 рублей, имбирь подорожал в 5 раз и стал стоить 1,5 тыс. рублей за килограмм. Ничего странного не заметили? Спрос снизился в два раза, а цены выросли.
Примечание: возможно, следует начать с самых массовых заведений. Данные по ним можно получить через онлайн-кассы налоговой службы. Для чего проверка? Чтобы обезопасить все другие рестораны от общего приостановления деятельности из-за недобросовестных рестораторов.
Если не принять вышеуказанных мер, через два месяца малый бизнес полностью рухнет.
P. S. Часть наших предложений в конце недели были приняты и направлены президенту Татарстана. Вчера ТПП РТ поделилась хорошей новостью: палата готова выдать сертификат предпринимателям о наступлении форс-мажора, который может освобождать стороны от ответственности. Но на этом все. Никакой другой помощи никто не получил. Пока про кредиты и т. д. только разговоры в СМИ.
Сегодня первый день без ресторанов…
В данной ситуации я призываю всех рестораторов Казани и Татарстана вступить в ассоциацию рестораторов и отельеров РТ. Вместе мы сила! Ассоциация может поддержать юридическими решениями вопросов, вместе обсудим проблемы, поделимся знаниями.
Берегите себя. Носите очки, перчатки, респиратор (не маску) и мойте руки, волосы на голове после общения с другими.
Константин Иванов
Иванов Константин Борисович родился в 1976 году.
Высшее образование: юриспруденция (КГУ). Дополнительное образование: психология.
Трудовая деятельность:
1992 год — летняя подработка в теплице.
1993–1994 — логист по продажам книг.
1995–1999 — общественный помощник прокурора, общественная деятельность в клубе молодых юристов КГУ.
1997 год — создание с партнерами клубного проекта «Озон Промо».
2001–2008 — исполнительный директор РК «Арена» и сооснователь компании «ОФС», создание ресторанной сети («Бирлога», кафе быстрого питания «Аппетит» и «Ели-пили», кофейня «Капитал», «Хмельная №1», жаровня «Пивной двор», японский ресторан «Йохо», стейк-хаус «Рашпер», «Мамаджан», клубные проекты Ferz и «Штат 51»).
2012 год — создание и открытие brewpub Petzold в РК «Ривьера».
Женат, трое детей.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.