Людмила Блинова: «Для многих родителей сейчас настали непростые времена. И речь даже не о том, что кто-то остался без работы или вынужден работать из дома. Многие из вас остались один на один со своими детьми» Людмила Блинова: «Для многих родителей сейчас настали непростые времена. И речь даже не о том, что кто-то остался без работы или вынужден трудиться из дома. Многие из вас оказались один на один со своими детьми» Фото: «БИЗНЕС Online»

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ, ЧТО СЕЙЧАС ЖИЗНИ ПРОТИВОСТОИТ СМЕРТЬ, А СМЕРТЬ ЭТА ИДЕТ ЗА БОЛЕЗНЬЮ

Для многих родителей сейчас настали непростые времена. И речь даже не о том, что кто-то остался без работы или вынужден трудиться из дома. Многие из вас оказались один на один со своими детьми. Но так ли это непросто? Я считаю, что сложившаяся ситуация — прекрасный шанс заново узнать их, понять, чем они увлекаются, чего хотят, ведь, к сожалению, в обычное время у многих мам и пап не хватает на это времени.    

Как объяснить ребенку (поговорим, наверное, в первую очередь о детках до 10–12 лет), что такое коронавирус и заболевание, которое за ним следует, и почему из-за него надо сидеть дома, почему нельзя в кино или «Макдоналдс», почему нельзя в гости к другу Сереже. Это можно сделать, например, через понятие «опасность для жизни» — его собственной, для жизни тех, кто находится рядом с ним, для жизни всех людей. Ребенок должен понимать, что сейчас жизни противостоит смерть, а смерть эта идет за болезнью. То есть заразившиеся этим вирусом люди могут не просто заболеть, их может не стать. И только человек, который не болеет, сам будет долго жить, счастливо и хорошо, и все живущие рядом с ним люди тоже будут жить — это, во-первых. Нужно так и говорить!

Во-вторых, надо, используя примеры, рассказать о разных живых организмах, существах, живущих в этом мире. Например, о микробах, для этого можно освежить свои знания. Скажем, взять увеличительное стекло, лупу и сквозь нее рассмотреть какую-нибудь пылинку, которая почти не видна глазу, проводя параллели с микробами. Или рассказать и показать, как мыло действует на опасные, вредные бактерии и т. д. То есть через небольшие эксперименты, интерактивы, а не только на словах, рассказывать детям, чем опасен коронавирус, из-за которого приходится не выходить из квартиры.  

Например, мой 9-летний внук сидит дома почти две недели и гуляет только на балконе, иногда сидит там с планшетом. И так или иначе он читает, слышит вот эти тревожные сообщения о том, что происходит в Италии, США, что в Китае уже победили болезнь. И как-то он у меня спросил: «Бабуля, а зачем нужна вот эта туалетная бумага, почему ее так много покупают? Бумага ведь только в туалете нужна. Что, у людей болит живот? У них понос?» И тут я прочитала, что китайцы, оказывается, везде ходят с рулоном туалетной бумаги для того, чтобы в общественных местах не трогать ничего, что могло бы быть источником инфекции: ручки двери, крана, стулья и т. д. Они отрывают кусок бумаги, им делают то, что надо. А использованный кусок складывают в целлофановый пакетик, который выбрасывают в специальные урны. Так я это и объяснила своему внуку. Можно ведь так поиграть с ребенком.

«Как объяснить ребенку (поговорим, наверное, в первую очередь о детках до 10–12 лет), что такое коронавирус и заболевание, которое за ним следует, и почему из-за него надо сидеть дома» «Как объяснить ребенку (поговорим, наверное, в первую очередь о детках до 10–12 лет), что такое коронавирус и заболевание, которое за ним следует, и почему из-за него надо сидеть дома» Фото: pixabay.com

МОЖНО ДЕМОНСТРАТИВНО НЕ ПОМЫТЬ РУКИ, ВЫХОДЯ ИЗ ТУАЛЕТА

Важно привлечь детей и к хозяйственным вопросам. Мамы наверняка во время самоизоляции будут заниматься уборкой квартиры, домашними делами, и здесь можно найти занятие и для ребенка. Например, обычными антибактериальными салфетками в течение дня — просить вытирать ручки дверей в квартире, подоконники, столы. Это не просто способ занять его, а проявление заботы. Таким образом он учится ее демонстрировать по отношению к другим, ради других.

Или, если вы готовите обед, обязательно в процесс нужно вовлечь и ребенка. Причем польза должна быть не для него лично, а вообще для окружающих. Скажем, можно попросить почистить картошку, морковку (если тут позволяет возраст) или нарезать ее, разложить салфетки на столе, расставить тарелки, сделать какую-то сервировку. Если у вас есть домашние животные, то заботу о них можно также передать ребенку. Нужно предоставить ему некую меру самостоятельности в рамках охраны здоровья и жизни.    

Или можно назначить его дежурным за контролем мытья рук. То есть он должен следить за тем, чтобы все члены семьи (осле посещения туалета, выноса мусора или возвращения домой откуда-нибудь) регулярно выполняли данный ритуал. Можно даже демонстративно не помыть их, выходя из туалета, пусть ребенок это увидит и подскажет вам, напомнит, что нужно сделать. Делать подобное необходимо для того, чтобы дать ему понять, что его контроль, функции небесполезны, мол, и без него тут все выполняется и соблюдается. Делайте ошибки намеренно! Он станет их замечать и с удовольствием исполнять свое задание. Будет знать, что он равноправный член в семье, а не тот, кто просто следит за всеми. Он тот, кто сохраняет здоровье близких.

Кроме того, обязательно нужно сохранять привычный режим для ребенка. Да, можно дать пару дней на то, чтобы отоспаться, но потом определить распорядок дня. Скажем, ранний подъем, как это было во время садика или школы, затем до обеда — игры, занятия. Это прекрасное время для того, чтобы, например, отработать слабые моменты ребенка. Скажем, если он не очень хорошо знает таблицу умножения или у него плохой почерк. Можно выделить для занятий время, при этом согласовав его с самим ребенком. Каждый вечер обговаривать с ним, что он будет делать завтра с 9:00 до 12:00, давать ему самому каждый день выбирать последовательность уроков и примерно записывать, сколько времени будет уходить на занятия — 20, 30 минут или сколько ему нужно. Пусть составит себе расписание, включая перерывы и то, чем он займется во время них. Впрочем, учитывая, что школьники с понедельника уже должны получать образование дистанционно, часть их времени уже будет занята учебой.

НУЖНО ВКЛЮЧИТЬ ДИТЯ В ЗАЩИТНЫЕ ФУНКЦИИ, А НЕ ОБЩАТЬСЯ В ПРИКАЗНОМ ПОРЯДКЕ

А дальше, после обеда, к примеру с 15:00 до 16:00, до ужина — это личное время ребенка. Оно обязательно должно быть. В это время он может заняться тем, чем хочет: планшеты, лего, мультики и т. д. С папой можно в данный момент чем-нибудь заняться: что-то смастерить, собрать модель самолетика, позаниматься спортом. Можно даже снимать на камеру то, что вы делаете. Пусть 5–6 минут, но это же интересно, потому что идет взаимодействие.

А под конец дня за вкусняшками нужно обязательно посидеть и поговорить с вашими детьми. Побеседовать о чем-то приятном, позитивном. Например, о том, чем можно будет заняться, куда поехать первым делом, когда все закончится. При этом сказать, что чем дольше сидеть в самоизоляции, тем быстрее все кончится.  

Я веду к тому, что нужно наполнить жизнь детей такими вещами, которые бы дали им понять, что это не каникулы. Потому что поначалу большинство наверняка сказало: «А, у нас каникулы». Нет, это защита собственного здоровья и других людей. Нужно включить дитя в защитные функции, а не общаться в приказном порядке: «Мой руки!», «Иди садись читай, учи!» и т. д. Это приказы, а не управление ребенком. Конечно, в таком случае будет возникать протест с его стороны.

Повторяю, нынешняя самоизоляция хороший шанс привить ребенку чувство ответственности, передать некоторые бразды правления ему. Ну и, конечно, сделать так, чтобы ребенок был счастлив, что вы все вместе дома. Да, даже если днем родителям удаленно приходится работать. Зато на вечер можно и нужно придумывать совместные занятия, что-то вместе решать.

Поймите, родители, сейчас появился прекрасный период для вас и ваших детей. Самое главное, войти в их потребности, интересы, а не управлять ими так, как вы считаете нужным. Посмотрите на мир глазами ваших детей, узнайте их желания. Из запретов, приказов, навязываний ничего хорошего не получится. Так ребенок не научится брать на себя ответственность. А именно это важно воспитать в детях. Подобное и есть регуляторные функции. Так что такая изоляция поможет, еще раз повторю, и сплочению семьи, и пониманию ребенка и научит его самостоятельности. Это не будет плохо, наоборот, такое — хороший фактор саморазвития.

Ну а нехорошо все это может закончиться в том случае, если вы, родители, займетесь исключительно собой, если не наладите контакт. Если увидите, что ребенок где-то проявляет невоспитанность (а ведь это ваши же собственные родительские огрехи в воспитании), спохватитесь и начнете применять свои воспитательские функции, станете наказывать. Тогда, конечно, ничего не получится. Кроме постоянных разборок, мало что выйдет из этого.

Людмила Блинова