Вторую неделю несколько тысяч пенсионеров Казани живут под официальным запретом выходить на улицу. С продуктами первой необходимости и лекарствами им помогают волонтеры. Одним из них на полноценную смену стал журналист «БИЗНЕС Online». За день он наколесил 90 км, потратил 600 рублей на бензин и заметил, что волонтерская служба иногда и вправду очень кстати, а порой отбирает хлеб у коммерческих курьеров.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» день развозил еду и лекарства пенсионерам
КАК ВСЕ УСТРОЕНО
Записаться в волонтеры просто: звонок по телефону +7(843) 237-51-51, и меня зовут на собеседование в городской комитет по делам молодежи на улице Петербургской (другие способы перечислены в справке в конце материала).
На здании встречает надпись: «Штаб волонтеров». В кабинете — несколько сотрудниц, но посетителей практически нет. Лишь один постучался за время визита. Судя по разговору, владелец курьерской службы. «Я могу попросить моих парней выполнять заказы, если они будут в этот момент где-то рядом с пенсионером», — говорит он, и его отводят в сторонку.
Мне тем временем дали заполнить бланк — нужно указать имя и фамилию, номер телефона и район города, где хочу работать. Краем глаза смотрю в анкеты предшественников: некоторые пишут, что готовы захватить чуть ли не половину Казани. «Вам нужно просто указать те места, где вам удобно будет волонтерить в пешей доступности, если у вас нет машины», — поясняет девушка. Вписываю координаты: станции метро «Дубравная», «Горки» и «Проспект Победы», а также близлежащие к ним улицы.
На здании встречает надпись: «Штаб волонтеров». В кабинете — несколько сотрудниц, но посетителей практически нет. Лишь один постучался за время визита
После заполнения бланка девушка пошагово объясняет алгоритм волонтерской работы.
- Принять заявку. Меня добавляют в общий чат в WhatsApp (в нем около 90 участников), куда будут скидываться все заявки от пенсионеров. Старики звонят по нескольким номерам (их список в конце материала), после чего их просьбу обрабатывает штаб, откуда заявка и поступает в чат. Формат сообщений примерно таков: «Петров Петр Петрович, 1949 год, Лобачевского, 10а. Номер телефона. Продукты и лекарства». После этого кто-то из волонтеров неподалеку пишет в чат, что заказ принял.
- Позвонить пенсионеру. Общение должно выглядеть примерно так: «Добрый день, вас беспокоит Виктор Майоров из волонтерской организации „Помощь пожилым“. Я в ближайшие 10 [условно] минут приеду к вам, прошу вас подготовить деньги и список продуктов и лекарств, которые мне нужно будет купить». Важно поговорить с пенсионером правильно. Например, многие из них уверены, что не только доставка, но и сами продукты и лекарства для них бесплатные. Такие акции действительно есть, но отнюдь не для всех желающих. Бывают, признается мой инструктор, и откровенно странные, даже утонченные заявки. Рассказывает, например, про старика, который просил волонтеров привезти ему только свежий домашний хлеб, только чернослив с рынка и только крупные лимоны. Однако даже от такой заявки штаб не имеет права отказаться. Вот только найдется ли желающий выполнить такой заказ? Есть и свой стоп-лист: запрещено покупать алкогольные напитки и медицинский спирт.
- Получить деньги и заказ под расписку. Приехав, волонтер обязан взять с пенсионера расписку — с именем, суммой выданных денег и списком продуктов. Только после этого можно идти в магазин или аптеку.
- Принести продукты и сдачу. Продукты куплены — можно возвращаться. Инструктор поясняет: передаешь пакет и требуешь, чтобы клиент указал в расписке, сколько сдачи ему передали. А затем поставил свою подпись.
- Закрыть заявку. Фотографии расписки и чека надо отправить в общий чат, а затем написать адрес пенсионера и фразу «заказ выполнен».
Перед уходом в штабе мне выдают многоразовую медицинскую маску и пару десятков пустых расписок для пенсионеров. А также — справку на выход из дома и бейджик волонтера для полиции.
Дедушка попросил получить за него рецепты на лекарства в 7-й горбольнице, а уже затем «отоварить» их в аптеке
ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ: квест по добыче лекарств
Первого заказа жду пару часов. В чате админы регулярно скидывают накопившиеся заявки, однако на Горках ничего нет. Чаще просят о помощи пенсионеры, живущие в Ново-Савиновском и Московском районах. Устав ждать, откликаюсь на заявку дедушки с улицы Адоратского. Он попросил получить за него рецепты на лекарства в 7-й горбольнице, а уже затем «отоварить» их в аптеке.
Поднявшись к пенсионеру, здороваюсь, не заходя в квартиру. Штаб настоятельно рекомендовал сохранять безопасную дистанцию. Дедушка дает мне все явки и пароли. Но в больнице поначалу отказывают: якобы пациент приписан к другому медучреждению, туда и езжайте. Настаиваю — дед предупреждал, что рецепты именно в 7-й горбольнице. И оказываюсь прав, их спустя несколько минут поисков находят.
Получаю лекарства и передаю их пенсионеру. Вся эта «операция» заняла около полутора часов. Если бы у меня не было машины, приключение растянулось бы на весь день
— А я могу так легко отдать бумаги какому-то волонтеру, у него вон бейджик висит на груди? — спрашивает одна сотрудница больницы у другой.
— Конечно, нас же предупреждали, — отвечает ее коллега.
Аптека — в районе «Парк Хауса». Там тоже все не слава богу. Мне заявляют, что один из рецептов — неверный. И просят что-то уточнить у пенсионера. Я не в контексте его болезни и медицинских терминов, так что просто передаю фармацевту трубку. Не знаю, сколько правил безопасности мы в этот момент нарушаем, но аптекарь берет телефон охотно.
Наконец получаю лекарства и передаю их пенсионеру. Вся эта «операция» заняла около полутора часов, во время которых я проехал где-то 6 километров. Если бы у меня не было машины, приключение растянулось бы на весь день.
Пока занимаюсь лекарствами, в чат «падает» новая заявка — от бабушки 1946 года рождения из Авиастроительного района. В течение 20 минут никто не пишет «беру», понимаю, что добродетельным должен стать я
ВТОРОЙ ЗАКАЗ: старушка с покупками на 290 рублей
Пока занимаюсь лекарствами, в чат «падает» новая заявка — от бабушки 1946 года рождения из Авиастроительного района. В течение 20 минут никто не пишет «беру», понимаю, что добродетельным должен стать я. Бабушка живет в старом частном доме, ему, на первый взгляд, где-то лет 50–60, но рухлядью не назвать — видно, что она за ним ухаживает. Старушка встречает меня очень тепло и даже зовет пить чай. Вежливо отказываюсь — нам нельзя. Затем говорит, что сама бы с радостью дошла до магазина, но у нее инвалидность. Плюс выходить в людные места ей сейчас страшно.
До ближайшего магазина всего 500 метров. Кажется, что никакого режима самоизоляции в частном секторе нет, жизнь течет, как и в обычные выходные дни. Нет ни одного полицейского патруля. Всю дорогу от меня никак не может отвязаться щенок, которому от силы месяца два. Местные мужики смеются: говорят, его просто кто-то выкинул из машины со словами: «У нас и так сейчас денег не будет, еще этого кормить». Нецензурную часть фразы опускаю…
В магазине не меньше десятка людей, в том числе обычных пенсионерок, которые, в отличие от моей клиентки, не боятся выйти на улицу. Спрашиваю у одной, почему она вышла из дома. В ответ — лишь недоуменный взгляд.
Надо купить молоко, хлеб, сметану, сахар, печенье и йогурты. Понимаю, что не спросил, какие именно марки продуктов предпочитает бабушка
Надо купить молоко, хлеб, сметану, сахар, печенье и йогурты. Понимаю, что не спросил, какие именно марки продуктов предпочитает бабушка. Звоню, та уточняет, после чего настойчиво повторяет: «Виктор, пожалуйста, если можно, то купи мне йогурты с черникой, у меня зрение плохое, а так хотя бы витаминов поем». В бюджет укладываюсь с запасом — из выданных 400 рублей трачу всего 290.
Вернувшись к бабушке, передаю ей продукты и сдачу, а затем, как учили, беру с нее расписку. Она охотно пишет. А после долго благодарит и сует в руку несколько печенек. Стоически отказываюсь — извините, нельзя. Сажусь за руль и уезжаю.
третий заказ: дама с километровым списком
Третья заявка наконец-то приходит с моих Горок — от женщины 1960 года рождения. Она сказала диспетчеру, что у нее дома живет мама — ветеран войны, ей нужен уход, поэтому она сама дойти до магазина не может.
Вбиваю адрес в картах, но дом найти не получается — оказывается, семья живет в свежей новостройке. По приезде женщина весьма небедного вида передает мне огромный список продуктов и лекарств, несколько сумок и 5 тыс. рублей. Параллельное пожелание — поехать в «Ашан», расположенный в ТЦ «Южный». Но тут уж выбор за мной.
В списке, помимо хлеба и молока, перец, свекла, изюм, лимоны, имбирь, конфеты, замороженная клюква и много чего еще. В магазине, правда, не оказалось ни имбиря, ни лимона — последние смели с прилавка в буквальном смысле перед носом. Народ искренне верит в чудеса.
На то, чтобы собрать весь продуктовый заказ, трачу полтора часа — ровно столько хожу между прилавков. Кстати, моя избирательность позволяет женщине сэкономить — укладываюсь в 2 тыс. 600 рублей при лимите в 5 тысяч. Пока хожу по магазину, задумываюсь о моральной стороне вопроса: насколько правильно я поступил, что принял такой большой заказ, ведь волонтеры, по сути своей, должны помогать пенсионерам только с покупкой продуктов первой необходимости и лекарств. И если столько времени тратишь на один заказ, то не можешь помочь кому-то еще.
Возвращаюсь к женщине с тремя полностью забитыми сумками. Она пытается отблагодарить, протягивает 200 рублей за бензин, но я отказываюсь
Возвращаюсь к женщине с тремя полностью забитыми сумками. Она пытается отблагодарить, протягивает 200 рублей за бензин, но я отказываюсь. Хотя, признаюсь, желание компенсировать затраты в глубине души есть. И даже думаю, закажи женщина обычную, а не волонтерскую доставку, сколько бы она потратила? Но это вопрос скорее риторический, а в 8 вечера, когда возвращаюсь домой без сил, считаю — за день я проехал 90 км и потратил на бензин почти 600 рублей.
Что ж, быть волонтером — утомительно и даже накладно. Но при этом в нашем волонтерском чате есть люди, которые за день выполняют более пяти заявок. Всего же штаб доставляет примерно от 60 до 80 заказов ежесуточно. Наверняка с момента моей смены это число значительно выросло, как и количество самих волонтеров.
Как стать волонтером:
- позвонить +7(843) 237-51-51 (комитет по делам молодежи исполкома Казани);
- обратиться в систему «Открытая Казань» на сайте или по телефонам +7(843) 236-4-123 (с любых телефонов), 063 (с городских телефонов);
- позвонить 8-800-200-34-11 (федеральная горячая линия ОНФ), зарегистрироваться на сайте мывместе2020.рф.
Как пенсионеру подать заявку:
- позвонить по горячим линиям исполкома Казани. Для пенсионеров, проживающих в Авиастроительном и Ново-Савиновском районах: +7(843) 519-34-06; в Вахитовском и Приволжском районах: +7(843) 264-30-86; в Кировском и Московском районах: +7(843) 557-76-10; в Советском районе: +7(843) 272-17-97;
- обратиться в систему «Открытая Казань» на сайте или по телефонам +7(843) 236-4-123 (с любых телефонов), 063 (с городских телефонов);
- позвонить 8-800-200-34-11 (федеральная горячая линия ОНФ).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.