«Выставка сама по себе не живет. Она существует благодаря проведению серьезных деловых мероприятий, а таковые у нас в республике до 1 июля прекращены», — констатирует глава «Казанской ярмарки» Лев Семенов. Он объяснил «БИЗНЕС Online», почему никто из выставочников не был готов к переходу на онлайн-рельсы, и оценил меры правительства по спасению пострадавших от COVID-19 отраслей.
53-летний Лев Семенов (второй слева) с 2008 года управляет выставочным комплексом «Казанская ярмарка»
Герой
53-летний Лев Семенов с 2008 года управляет выставочным комплексом «Казанская ярмарка». Сейчас на официальном сайте компании каскад объявлений по отмене выставочных мероприятий.
«Отменили «Энергетику» (выставку, которая должна была пройти 17 марта), подготовку к «Автомеханике — ТИАФ» (назначалась на 8 апреля) и все остальные запланированные экспозиции»
НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?
- Мы сейчас просто стоим — полностью. С 15 марта у нас все официально отменили, после того, как ввели режим самоизоляции. Отменили «Энергетику» (выставку, которая должна была пройти 17 марта), подготовку к «Автомеханике — ТИАФ» (назначалась на 8 апреля) и все остальные запланированные экспозиции. Вы можете зайти на наш сайт и убедиться: с середины марта практически до 1 сентября все выставки у нас остановлены.
- Потери в цифрах мы пока не подсчитывали: все будет зависеть от того, когда сможем возобновить работу. На сегодняшний день у нас только убытки. Выставочных компаний в Татарстане не так много, и самая крупная — это «Казанская ярмарка». У нас просто все встало, понимаете? Просто ничего нет.
- Это актуально для всех выставочных компаний — и для больших, и для малых. А для нас особенно. У нас доход только с конгрессно-выставочных мероприятий. Плюс еще вышло распоряжение кабмина о прекращении финансирования до 1 июля всех мероприятий. Разумеется, сами выставки не финансировали — только деловые мероприятия, проходившие в рамках первых. Потому что выставка сама по себе не живет. Она существует благодаря проведению довольно серьезных мероприятий, что подразумевает нахождение на выставке как VIP-персон, так и всех участников рынка.
- Сотрудники (а их у нас порядка 115 человек) сейчас в неоплачиваемом отпуске. На работу выходят только люди, ответственные за то, чтобы сохранить здание в надлежащем виде. Охрана там находится постоянно. Потом мы, наверное, пойдем в простой, а дальше будем смотреть, как и что у нас там станет происходить. Пока стараемся удерживать людей по мере сил. Но каждый человек сам принимает решение. Некоторые уже начинают что-то искать, что вполне объяснимо.
- С таким кризисом мы еще никогда не сталкивались. С предыдущими — 2008 и 2014 годов — его даже сравнивать некорректно. Все убытки там были понятны.
«Ищем варианты того, как двигаться дальше, в уже существующих реалиях»
ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?
- Не знаю, насколько корректный это вопрос применительно к выставочному бизнесу. Мы слишком сильно зависим от того, что станет происходить в стране, республике и Казани в частности. Скажем, если будет массовое и длительное закрытие предприятий… А мы только на их работу и ориентированы: кому надо что-то показывать, как встречать людей в полукарантинных условиях?
- Наши антикризисные меры заключаются в следующем. Первое — мы уже вошли всем сообществом в программу мероприятий по поддержке наиболее пострадавших отраслей. То есть в распоряжении правительства России мы присутствуем. Но вопрос — как все это будет происходить дальше. Потому что говорится одно, а когда выходят подзаконные акты, они детализируют процессы совсем по-другому. Второе — ищем варианты того, как двигаться дальше, в уже существующих реалиях. Сейчас это проведение деловых мероприятий онлайн. Постоянно с коллегами находимся на связи в Zoom, тестируем платформы. Ну и изучаем вопрос проведения виртуальных выставок. Сегодня для этого существует порядка 10 различных платформ, в том числе есть и наши российские. В подавляющем большинстве, конечно, английские, бельгийские — они занимаются виртуальными выставками достаточно давно.
- Но подход всегда был немного другой. То есть выставка прошла оффлайн — ее оцифровывают. И после этого можно в будущем еще раз посмотреть или загрузить куда-то. А сделать виртуальную выставку с нуля — совсем другая история! Тут основная проблема заключается даже не в нас, хотя и нам тоже надо учиться. Главный вопрос — в участниках. Они должны создать контент, представить его. Мы же за них это не можем сделать. А люди к такому, конечно, не готовы. Да и сами мы до конца не понимаем, как все будет работать, какой доход они с этого получат.
«В число отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, включен в том числе конгрессно-выставочный бизнес»
ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?
- Пока что было письмо от российского союза выставок-ярмарок на имя премьер-министра страны Михаила Мишустина. Обращение услышали, в число отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, включен в том числе конгрессно-выставочный бизнес.
- Конкретных мер я еще не видел — они пока в разработке. Все будет зависеть от того, какие распоряжения получит налоговая инспекция, как там станут это трактовать.
- Основные наши затраты — зарплаты и налоги. Ну и плюс затраты по организации: мы достаточно много платим рекламным компаниям, общественному питанию, гостиницам. Потому главное, что нас интересует, — это налоговые отсрочки и субсидирование зарплат работников до тех пор, пока экономика не заработает в обычном режиме.
- Выставочный бизнес очень инерционный. Раскачивается он долго, а прекращается быстро. Если представить, что сегодня снимут ограничение, то следующая выставка, которую реально будет собрать, состоится через два-три месяца. Когда предприятие начинает работать, когда появляется первая выручка, тогда уже можно говорить о том, чтобы платить заработные платы, вносить налоговые платежи.
ВАШ СОВЕТ ДРУГИМ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ
- Коллегам могу пожелать только одно — не сдаваться, стараться выжить. Задачи сейчас у всех одни — как минимум сохранить предприятие, коллектив. В нашем случае, если говорить про выставочный бизнес, профессионализм коллектива — это 90% результата, потому что выставочник — штучный продукт, есть масса специфики, которую необходимо знать в нашем деле.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.