Накануне у кассы единого расчетного центра «Татэнергосбыта» собралась внушительная толпа людей — по большей части пенсионеры

«НЕ ДОПУСКАЙТЕ НАКОПЛЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ»

Накануне у кассы единого расчетного центра «Татэнергосбыта» собралась внушительная толпа людей — по большей части пенсионеры. Число собравшихся менялось, но редко падало ниже 20 человек — вновь прибывшие продвигались внутрь, и к оставшимся на улице подходили другие жители микрорайона Азино. Вокруг здания корреспондент насчитал до 30 человек, причем никто из них не соблюдал социальную дистанцию в 2 м, которая, по мнению инфекционистов, снижает риск распространения коронавируса. Отметим, что в Москве сотрудники полиции тысячами штрафуют близкостоящих друг к другу горожан (ст. 3.18.1 КоАП), однако стражей порядка на этом месте наш корреспондент тоже не заметил. 

Причиной столпотворения стал первый день открытия касс для приема платежей. «Кассы расчетного центра по адресу улица Закиева, 9а открываются с 16 апреля 2020 года для приема платежей и работают в обычном режиме. Жители, не имеющие возможности посетить кассу, могут производить оплату онлайн через имеющиеся электронные сервисы. Просим своевременно оплатить жилищно-коммунальные услуги. Не копите долги!» — сообщается на сайте управляющей компании «Азино-Сервис».  

Грозные письма упали жителям в почтовые ящики Грозные письма упали жителям в почтовые ящики

Еще более грозные письма упали жителям в почтовые ящики. «Во избежание судебных претензий и приостановления оказания коммунальных услуг (электроснабжение, канализирование) просим Вас своевременно оплатить счет за жилищно-коммунальные услуги! Не допускайте накопления задолженности», — объявление написано на небольшом листе бумаги за подписью управляющей компании. Отметим, что еще 6 апреля мэр Казани Ильсур Метшин одобрил решение УК не начислять пени и приостановить практику отключения должников по жилищно-коммунальным услугам. Тем не менее не все управляющие компании это правило соблюдают.

— Они прислали записку. Долги не копите, будут передаваться в суд. Прям приложили туда бумажку. Ажиотаж, потому что первый день кассы работают, — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» бабушка, стоящая в очереди.

— Пени начислять не будут? Ну конечно! Вы прекрасно знаете, что никто нигде ничего не исполняет, — тут же возмущается другая бабушка. 

— Когда лишнее заплатишь, перерасчет не делают, а тут… — вступает в разговор еще одна женщина. 

Отметим, что, по информации из соцсетей, не только у ЕРЦ на Закиева вчера собиралась такая толпа. Подобных сход граждан из группы риска наблюдался и у ЕРЦ «Татэнергосбыта» на Ломжинской, 18а — там очевидцы заметили очередь более чем из 50 немолодых собственников жилья.

«Не все могут онлайн оплачивать, многие живут в соседних домах, думают, зайти быстрее будет. В итоге стоят» «Не все могут онлайн оплачивать, многие живут в соседних домах, думают, зайти быстрее будет. В итоге стоят»

«Мы возмущаемся, но стоим»

Основная часть собравшейся толпы — бабушки и дедушки, но иногда в очереди появлялись и молодые люди. Одна из наших собеседниц — молодая девушка — пришла к ЕРЦ с маленьким ребенком (оба в медицинских масках), чтобы записать показания счетчиков и оплатить услуги ЖКХ за прошлый месяц. «Народ стоит, чтобы успеть показания написать. Если ты это не сделаешь, то квитанция придет уже по нормативу. За весь долг. Кто-то, например, не платит, и долг еще делят по всем квартирам», — объясняет она. Но главная причина образования очереди, по ее мнению, в том, что не все жильцы умеют пользоваться сайтом госуслуг. «Не все могут онлайн оплачивать, многие живут в соседних домах, думают, зайти быстрее будет. В итоге стоят. Вторая причина — если сюда заходишь, то без комиссии оплачиваешь. Сейчас не у всех есть деньги, тем более многие дома сидят. Можно заплатить в Ак Барс Банке, но мы боимся, не знаем, [он] где-то там на Ломжинской, открыт или нет. Пока будешь идти, тебя гаишник тормознет и штрафанет. Здесь ближе. По старинке — в очереди за колбасой! Возмущаемся, но стоим, — объяснила девушка. — А мне оставить [ребенка] не с кем было. Я думала, быстро сделаю. Боюсь, если я сейчас не выйду, в другой день опять такая же будет очередь. Раз уж пришли, сейчас придется простоять. Я уж целый месяц дома сижу, денег нет, не работаю». 


«Мы, бабушки, народ беспокойный, за квартиру раз не заплачено — у нас душа болит», — сетует пожилая женщина, обращаясь к сотруднику «Татэнергосбыта». Тот стоял у открытого входа, чтобы контролировать весь процесс. Внутрь пускали по два-три человека, у входа в кассы тоже стояла женщина — она контролировала проход в зал для оплаты. И если внутри дистанция соблюдалась, то снаружи — далеко не всегда. Люди, которые стояли подальше от входа, сами старались дистанцироваться — позволяла открытая площадь. Но чем ближе к заветной двери, тем плотнее стояли друг к другу люди. Правда, многие пришедшие были в защитных масках.

Несмотря на то, что требования оплатить коммуналку жители обслуживаемых «Азино-Сервис» домов получали от лица управляющей компании, УК отрицает свою причастность к массовому столпотворению Несмотря на то что требования оплатить «коммуналку» жители обслуживаемых «Азино-Сервис» домов получали от лица управляющей компании, она отрицает причастность к массовому столпотворению

«люди сами захотели, чтобы открыли кассы»

Несмотря на то что требования оплатить «коммуналку» жители обслуживаемых «Азино-Сервис» домов получали от лица управляющей компании, она отрицает причастность к массовому столпотворению в разгар эпидемии. Офис «Азино-Сервис» находится по другую сторону здания — у него отдельный вход. Со слов сотрудника УК следовало, что, если бы ЕРЦ не закрылся до 16 апреля, такого столпотворения жильцов не было бы. «Расчетный центр принял такое решение, что он до 16-го числа закрыт, не управляющая компания. Задайте вопрос ему, мы тоже были возмущены, — рассказал нам представитель УК „Азино-Сервис“, который назвать свое имя отказался. — Чем меньше работает касса, тем меньше платежей. Соответственно, меньше управляющая компания получит. И доходов, и работы будет меньше. Для нас это только минус». 

Генеральный директор УК «Уютный дом» Марат Нуриев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что пока последствий пандемии коронавируса не видно и задолженность клиентов не приобрела заметный характер: «Это (последствия прим. ред.) узнаем 2–3 мая, пока рано судить. Февраль-март все нормально было». Он прокомментировал и большие очереди у дверей ЕРЦ. «Скопление народа зависит, наверное, не полностью от единого расчетного центра, а еще от самого населения, — сказал генеральный директор УК „Уютный дом“. — Что касается нашей компании, не из-за коронавируса, а вообще в целом в Казани максимальное количество людей оплачивают услуги через интернет, госуслуги. Мы давно отказались от этих касс. Уже сегодня у нас 50–60 процентов людей оплачивают онлайн, остальные 40 процентов пользуются другими путями».

Марат Нуриев: «Зачем стоять вплотную? Можно соблюдать 1,5-2 метра. Тут надо спросить больше самих людей. Эти же кассы открыли для людей, они сами об этом просили, а потом сами собрались» Марат Нуриев: «Зачем стоять вплотную? Можно соблюдать 1,5–2 метра. Тут надо спросить больше самих людей. Эти же кассы открыли для них, они сами о таком просили, а потом сами собрались»

Нуриев уверен, что собственники квартир должны были сами позаботиться о необходимой дистанции. «Нужно быть немножко сознательными, — призвал он. — Зачем стоять вплотную? Можно соблюдать 1,5–2 метра. Тут надо спросить больше самих людей. Эти же кассы открыли для них, они сами о таком просили, а потом сами собрались. Оттого, что жители пришли, стояли вплотную друг к другу, кто виноват, кроме них самих? Сегодня можно спокойно оплачивать все через онлайн-кассу, а если они сами не могут, у каждого взрослого человека дети есть, внуки. Если нет детей, тогда вы поможете, я помогу. Почему нет?»

«В марте 2020 года через госпортал было оплачено 28 процентов, а по Казани — 30 процентов платежей. Доля кассы по РТ — 18 процентов, Казань — 24 процента»

В «Татэнергосбыте» на запрос нашей газеты ответили, что около 1,7 млн жителей на руки получили квитанцию, которая содержит подробное описание того, как можно ее оплатить и решить вопросы дистанционно. «Для той категории людей, кто еще не усвоил онлайн-сервисы, оплата за ЖКУ доступна в отделениях банков и почты. Именно посещение этих организаций предусмотрено в списке целей (цель 7), определенных кабинетом министров, — сообщили в пресс-службе компании. — С 28 марта по 15 апреля „Татэнергосбыт“ временно закрыл свои офисы для приема населения. На этот период в связи с многократным увеличением потока звонков в бесплатный контакт-центр (в день поступало до 5 тысяч звонков) компания усилила данное направление и увеличила количество операторов. Решение об открытии офисов было принято в связи с многократными обращениями от УК и исполнительного комитета Казани».

«Стоит отметить, что в очередь выстроились не только представители пожилого возраста. Стояли и матери с грудными детьми, а также молодежь, которая активно использует социальные сети» «Стоит отметить, что в очередь выстроились не только представители пожилого возраста. Стояли и матери с грудными детьми, а также молодежь, которая активно использует социальные сети»

Кроме того, в «Татэнергосбыте» уверены, что в офисах компании соблюдены все условия для обеспечения безопасности клиентов и сотрудников. «Нанесена разметка, при входе у каждого измеряется температура, к сотрудникам допускаются только по одному клиенту, постоянно производится дезинфекция всех поверхностей, все работники снабжены масками и перчатками (увы, наш корреспондент не заметил, чтобы у кого-либо измеряли температуру на входе в офис на улице Закиева, 9а, — прим. ред.). Что касается массового скопления народа за пределами нашего офиса, хочется отметить, что такая ситуация возникла конкретно на данном участке и по республике подобного ажиотажа нет», — подчеркнули в пресс-службе. В компании заявили, что в 25 районах Татарстана нет касс и население оплачивает ЖКУ онлайн либо в отделениях и терминалах банков. «В марте 2020 года в целом по республике через госпортал было оплачено 28 процентов, а по Казани — 30 процентов платежей. Доля кассы по РТ — 18 процентов, а Казань — 24 процента», — заметили в «Татэнергосбыте».

«Сегодняшняя ситуация показала сознательность наших граждан. В офисах на улице дежурили наши сотрудники, которые просили население держать дистанцию в 1,5 метра. Стоит отметить, что в очередь выстроились не только представители пожилого возраста. Стояли и матери с грудными детьми, а также молодежь, которая активно использует социальные сети, но освоить онлайн-сервисы для оплаты в такой серьезный и опасный период не хочет либо нашла „уважительную“ причину для нарушения самоизоляции. Мы еще раз призываем население с полной ответственностью и осознанностью отнестись к обстановке в стране, а молодежь — помочь старшему поколению воспользоваться онлайн-сервисами. Ведь на самом деле все достаточно просто и удобно. Все дело в привычке», — заключили в компании.