«Большинство ресторанов просто откроет двери и впустит всех, кто придет», — заявили представители казанских кафе и ресторанов, изучив серию рекомендаций Роспотребнадзора для поэтапного снижения «коронавирусных» рисков. Документ предполагает, что сразу после выхода из самоизоляции в заведении можно поставить столики лишь на 10 человек, а при сокращении числа заболевших — на 20. О том, почему сами участники рынка не видят в этом спасения, — в материале «БИЗНЕС Online».
Перед рестораторами забрезжила надежда на то, что им разрешат открыться, пусть и с ограничениями
РОСПОТРЕБНАДЗОР установил границы для общепита по мере отступления коронавируса
Перед рестораторами забрезжила надежда на то, что им разрешат открыться, пусть и с ограничениями. Глава Роспотребнадзора Анна Попова 21 апреля подписала документ, описывающий четыре режима организации работы на предприятиях общественного питания и торговли в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Представитель ведомства прокомментировал «Ведомостям», что подобные рекомендации позволят бизнесу осуществлять свою экономическую деятельность без рисков инфицировать персонал и посетителей. Рекомендации пока не привязаны к конкретным датам, предполагается, что каждый следующий этап будет ослаблять ограничения по мере отступления коронавируса.
- Режим ограничений. Ресторан может работать только на доставку или навынос. Сотрудники обязаны ежедневно проходить «входной фильтр» с измерением температуры. Персонал должен работать в масках и перчатках, пользоваться антисептиками, проводить влажную уборку и проветривание каждые 2 часа. Обеззараживать помещения бактерицидными лампами. Обеспечивать социальную дистанцию. По сути, именно этот режим действует сейчас.
- Переходный режим. На этом этапе люди начинают выходить из массовой самоизоляции. Открыться смогут только рестораны площадью не более 50 кв. м при условии, что в зале стоит не более 5 столов по 1–2 посадочных места на расстоянии не менее 1 м друг от друга. Массовые мероприятия (банкеты, поминки и т. д.) запрещены. Сотрудники обязаны ежедневно проходить «входной фильтр». Персонал должен работать в масках и перчатках, пользоваться антисептиками, проводить влажную уборку и проветривание каждые 3–4 часа. Обеззараживать помещения бактерицидными лампами.
- Режим стабилизации. На этом этапе уровень заболеваний стабильно снижается по всей стране. Открыться смогут рестораны не более чем с 20 посадочными местами, расстояниями между столиками как минимум 1 м и посадкой по 1–2 человека. Массовые мероприятия разрешены при условии размещения столов на расстоянии не менее 1 м друг от друга и посадкой 1–2 человека. Сотрудники обязаны ежедневно проходить «входной фильтр». Персонал обязан работать в масках и перчатках, пользоваться антисептиками, проводить влажную уборку и проветривание каждые 5–6 часов.
- Штатный режим. На этом этапе новых заболеваний в регионе нет. Работает весь общепит, но сотрудники все равно обязаны ежедневно проходить «входной фильтр», пользоваться антисептиками, проводить влажную уборку по мере необходимости в течение дня и дезинфекцию в конце работы.
«Даже если мы откроемся в режиме 20 человек, как наших гостей будут обслуживать официанты в маске и перчатках? Это и эстетически некрасиво, и против всех правил обслуживания в ресторане»
«ДАЖЕ ЕСЛИ МЫ ОТКРОЕМСЯ, ГОСТИ К НАМ ПОЙДУТ НЕ СРАЗУ — БУДУТ БОЯТЬСЯ»
Казанские рестораторы, опрошенные «БИЗНЕС Online», не видят смысла открывать свои заведения на втором этапе.
«Честно говоря, если бы у меня была такая возможность, то я бы все застраховал и сжег. И уехал бы в другую страну. Но увы…» — начинает разговор с нашим изданием ресторатор Нурислам Шарифулин (P.Love, Cream Coffee, Love.Ashe). Он подчеркивает, что, согласно рекомендациям, на втором этапе «откроются самые маленькие кафешечки». «К нам подобное не имеет никакого отношения. У нас самый маленький ресторан — 200 квадратных метров, а самый большой — 1 015 квадратных метров. Когда они перейдут к третьему этапу и нам разрешат 20 посадочных мест, в этот момент мы начнем работать как заведение, — говорит он. — У меня только единственный вопрос к госпоже Поповой, которая писала эти рекомендации... Я прекрасно понимаю, что она санитарный врач, что ее вопросы бизнеса и наша рентабельность в принципе не заботят, но вот, например, у меня есть вопрос, как и у любого ресторатора: допустим, у меня в ресторане сидят 20 человек, приходит 21-й гость и просит его накормить... и что, я ему скажу, что нельзя? У меня 1 015 квадратных метров — и я его не пущу? Конечно, поступлю иначе! Недаром же говорится, что жестокость законов в России компенсируется их невыполнением…»
Шарифулин задает резонный вопрос: как будет осуществляться контроль за исполнением данного документа? «Я считаю, что эти предписания обоснованны, но исключительно с позиций медиков, которые нацелены на нераспространение коронавирусной инфекции, — рассказывает ресторатор. — Теперь посмотрим на ситуацию со стороны бизнеса. Мы голодные, у нас нет денег, у нас есть долги — перед персоналом, арендодателями, снабжающими организациями и так далее, а нам говорят: „Вы можете начать работать, но впускать только 20 человек“. А я более чем уверен, что большинство ресторанов просто откроет двери и впустит всех, кто к ним придет».
Нурислам Шарифулин: «Я более чем уверен, что большинство ресторанов просто откроет двери и впустит всех, кто к ним придет»
Директор сети «Хинкальная» в Татарстане Анастасия Лимарева ответила нам сразу после прочтения документа — она в недоумении. «Я не совсем понимаю… Даже если мы откроемся в режиме 20 человек, как наших гостей будут обслуживать официанты в маске и перчатках? Это и эстетически некрасиво, и против всех правил обслуживания в ресторане. Еще и с одноразовой посудой. Такое для меня тоже непонятно, ведь ресторан должен быть со стеклом и фарфором. Вот для меня с эстетических позиций подобное неприемлемо, — говорит она. — Конечно, все будет обсуждаться и с нашими учредителями... Наверное, как только появится возможность открыться, мы сделаем это и будем работать по тем условиям, которые нам предлагает Роспотребнадзор».
Лимарева отмечает, что заведения сети возобновят деятельность в любом случае, потому что компании нужно максимально сохранять все рабочие места и давать сотрудникам зарабатывать. «Но я думаю, что, даже если мы откроемся, гости к нам отправятся не сразу. Сначала люди будут бояться ходить…» — говорит собеседница.
Сейчас «Хинкальная» работает на доставку, но этих денег хватает только на то, чтобы снимать квартиру для сотрудников, большинство из которых сеть привезла из Грузии, и кормить их. «Так мы пытаемся сейчас сохранить жизнедеятельность наших работников, которые в настоящее время сидят без зарплаты. И нам, естественно, этих денег не хватает на аренду и коммунальные услуги. По аренде мы медленно, но верно уходим в минус», — рассказала директор «Хинкальной».
«Сейчас те, кто работает на доставке, хотя бы хоть что-то привозят»
Основатель ReLab Family Артур Галайчук (ReLab, Mr Willard, Paloma Cantina) считает, что эти полумеры и все прочее ничего не дадут, и ратует за открытие в полноценном режиме. «От первого этапа можно сразу перейти к четвертому, потому что ни одна из ступеней, кроме последней, не позволит выжить ни одному заведению, — говорит ресторатор. — Потому что, как только разрешат работать, включатся аренды и все остальные платежи. Я уверен, что большинство рестораторов все-таки смогли о чем-то договориться именно на момент официального закрытия. Но, как понимаю, четвертый этап подойдет где-то к осени. Если все это растянется на все лето, большинство осенью просто не откроется».
Галайчук напоминает, что арендодатели тоже люди, они хотят есть, у них есть свои обязательства; если им не платить аренду, они будут искать других арендаторов — более платежеспособных. Он считает, что эти четыре этапа бизнес не спасут. «Ну вот представьте, у меня самое маленькое заведение — 70 квадратных метров. И там посадка всего на 38 человек. Во-первых, я на второй и третий этап уже не прохожу. А когда пройду, толку от того, что я туда посадил 10 человек, не будет, — объясняет ресторатор. — Это совсем не те обороты, не тот доход, на который мы рассчитывали и который нам нужен. Сейчас те, кто работает на доставке, хотя бы хоть что-то привозят. Они сократились, ужались, уволили почти всех сотрудников, оставив только самых основных, и то еле-еле выживают. Вот мы работаем на доставке, в минус. Трудимся только для того, чтобы ребята не сидели без дела. На подобном практически ничего не зарабатываем. И это с учетом того, что мы сохранили всем зарплату, хоть и урезали ее. И нам все равно не хватает данных денег. Мы сейчас кубышку проедаем…»
«Люди обнищают. Они меньше будут ходить в такие заведения, как наши, меньше станут тратить денег»
«К «НУЛЕВОЙ ОТМЕТКЕ» ПЕРЕД КОРОНАВИРУСОМ НИЧЕГО НЕ ВЕРНЕТСЯ»
В этом же документе Роспотребнадзор дает примерно такие же рекомендации для работы персонала и для предприятий продовольственной торговли. Этапов также четыре. Первый предполагает ежедневный «входной фильтр» для сотрудников и уборку каждые 2 часа, на переходном режиме сотрудники должны убираться каждые 4 часа, на этапе стабилизации — 2 раза в день. Последний, штатный режим обязывает предпринимателя соблюдать стандартные противоэпидемические мероприятия.
Владелец сети «Добропек» Олег Стерлядев рассказал нашему изданию, что его компания следует абсолютно всем рекомендациям Роспотребнадзора. «Посадочной зоны у нас нет, но уборка помещения производится так часто, как предписано, если даже не чаще, — говорит он. — Я считаю, что если это нужно для обеспечения безопасности людей, то мы должны подобное делать».
«А насчет того, что изменится… К „нулевой отметке“ перед коронавирусом ничего не вернется. Для нас изменится то, что за период самоизоляции наши клиенты очень сильно потеряют в своей покупательной способности, — констатирует Стерлядев. — Ведь нам всем на этот период рекомендовали сидеть дома, самоизолироваться. Но, к сожалению, всех нас забыли на это время обеспечить какими-то продуктами или деньгами. Поэтому я считаю, что все изменится в отрицательную сторону, то есть люди обнищают. Они меньше будут ходить в такие заведения, как наши, меньше станут тратить денег».
Владелец «Добропека» уверен, что средний чек упадет очень сильно, потому что он уже снизился. «Когда мы из этого выйдем, жизнь в нормальное русло не войдет еще очень долго. Когда мы из такого выйдем, реально все только начнется. Люди не станут сразу резко ходить по магазинам. Я про рестораны и торговые центры не говорю — у них будущего как у вида бизнеса вообще не вижу, — рассказал собеседник. — Будет работать только то, что в самом нижнем ценовом сегменте среднего чека. Все, что выше, считаю, просто умрет. Наша сеть останется. Я предполагаю, что мы продержимся. Это, конечно, будет для нас очень тяжело. Мы наберем каких-то дополнительных долговых и кредитных обязательств перед арендодателями, поставщиками, но постараемся выйти из этой ситуации с наименьшими потерями».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 156
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.