Экономист и ученый Айрат Бахтияров завершает на «БИЗНЕС Online» цикл статей об экономике жизни и социуме после коронавируса. В них показана некая целостная парадигма, в рамках которой можно разглядеть реальные сценарии выхода из мировоззренческого кризиса. Однако такой всеобщий благоприятный шанс долго не продлится.
Айрат Бахтияров: «Есть еще одно обстоятельство непреодолимой силы, которое будет вынуждать людей нашей российской цивилизации как можно скорее начать практические шаги по освоению нового мировосприятия»
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ЭТОГО ВЕРОЯТНОГО СЦЕНАРИЯ И СОХРАНИТЬСЯ КАК САМОБЫТНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, У НАС ЕСТЬ ЛИШЬ ОДИН ПУТЬ
Есть еще одно обстоятельство непреодолимой силы, которое будет вынуждать людей нашей российской цивилизации как можно скорее начать практические шаги по освоению нового мировосприятия. Это связано с процессами, происходящими в массовом сознании человечества. Я уже подробно говорил об этом ранее. Здесь же лишь отмечу, что в настоящее время российская цивилизация находится под воздействием двух мощных разнонаправленных цивилизационных сил. Одна из них связана с англосаксонской цивилизацией, а другая — с китайской.
Уже упоминалось, что полюс развития рационального восприятия человечества приходится на англосаксонскую цивилизацию. С ней связан как последний этап прогресса в области «рацио», так и предстоящий регресс. Кризис левостороннего мировосприятия наиболее остро себя проявляет на условном Западе. Западные цивилизации, ощущая утерю своего былого доминирования, пойдут на любые меры, пытаясь восстановить былое могущество. В условиях отсутствия спасительного для всех объединяющего мировосприятия, кризис левостороннего восприятия компенсируется за счет правостороннего. Иначе произойдет разрушение единого сознания человечества. Поэтому выгодополучателем от текущего кризиса Запада является Восток, где сохранились элементы правостороннего восприятия и не так сильно доминирует левостороннее. На том полюсе находится китайская цивилизация.
Левостороннее и правостороннее восприятия устроены таким образом, что при переходе из одного в другое, старое подавляется. Поэтому англосаксонская и китайская цивилизации не могут объединиться или «перетечь» в друг друга без потери идентичности и саморазрушения. Они потенциально конфликтны. Лишь объединяющее восприятие сердцем позволяет им бесконфликтно перейти к новому, более широкому осознанию, не разрушив старое. Исходя из этого, они ведут войну не на жизнь, а насмерть. Причем такую войну, где отсутствуют любые правила. Поскольку речь идет о сохранении своей цивилизации.
Со стороны англосаксонской цивилизации горячий этап ограниченной войны против Китая не развязывается лишь по одной причине — на арене присутствует «джокер» в виде нашей российской цивилизации. Поскольку в случае подобной войны главным выгодополучателем будем мы. Поэтому все силы, как Запада, так и Востока направлены на то, чтобы привлечь «джокера» на свою сторону. Каждый из них рассчитывает применить эту «игральную карту» на начальном этапе для критического ослабления противника. Тогда удастся завершить войну в свою пользу. Понятно, что при этом судьба «джокера» никого не волнует. Этим объясняются все «пряники» и «кнут» в отношении нас.
У тактики уговаривания «джокера» есть строгие ограничения по времени. Лимит времени определяется скоростью внутренних кризисных процессов в этих двух цивилизациях. А они есть и идут по нарастающей. Когда время на уговаривание будет исчерпано, США и Китай быстро придут к взаимному согласию относительно нашего будущего. Скорее всего, предъявят совместный ультиматум, от которого будет очень сложно отказаться. Раздел наших ресурсов позволит им оттянуть начальную фазу «горячего взаимодействия». Время уйдет на «переваривание» полученных ресурсов.
Поэтому при сегодняшнем положении дел у нашей цивилизации нет шансов перехода в посткризисный мир, блокируясь с одним или с другим. Этого, к сожалению, не понимают многочисленные аналитики. Не получится также остаться в стороне.
Для того чтобы избежать этого вероятного сценария и сохраниться как самобытная цивилизация, у нас есть лишь один путь. Мы должны выполнить свое предназначение и овладеть спасительным для всего мира объединяющим восприятием сердцем. Тогда мы из «джокера» превращаемся в «лекаря-арбитра-толмача» и уже никто не будет рассматривать нас в качестве потенциальной жертвы.
Кроме всего прочего, выбор правильной стратегии развития, основанной на новом миропонимании, придаст импульс объединительным и интеграционным процессам. Только теперь эти процессы будут происходить не на основе унификации и подстраивания под «большого брата», а путем совместного освоения потенциала экономики жизни.
«Со стороны англосаксонской цивилизации горячий этап ограниченной войны против Китая не развязывается лишь по одной причине — на арене присутствует «джокер» в виде нашей российской цивилизации»
ПЕРЕХОД В НОВУЮ ЭПОХУ БУДЕТ СВЯЗАН С ОБЪЕДИНЯЮЩИМ МИРОВОСПРИЯТИЕМ, ВОСПРИЯТИЕМ СЕРДЦЕМ
Уже было показано, что переход в новую эпоху будет связан с объединяющим мировосприятием, восприятием сердцем. Успешными будут те, кто на основе такого мировосприятия научатся «читать» айаты-знамения вокруг себя и применять «прочтенные» знания в повседневной жизни.
Что же необходимо сделать в практическом плане, чтобы продвигаться по пути освоения восприятия сердцем? О первых шагах в этом направлении мы уже говорили. Коротко повторим.
Размышления о своей участи после смерти пробуждают подсознательное знание о существовании Творца. Постепенно человек приходит к пониманию того, что все наблюдаемое вокруг него — это бесчисленные айаты-знамения Его «Книги Мироздания». Так Себя проявляет Всевышний.
Целенаправленная работа над собой по восстановлению утерянной связи с Ним (ас-салят по Корану) активизирует другое подсознательное знание — о наличии жизни после смерти физического тела. Это в корне меняет отношение к жизни, к понятию успеха. Человек убеждается, что для выстраивания успешной жизни он должен изменить свой «горизонт планирования». Для него актуальным становится достижение не ограниченного по времени успеха, а вечного успеха. Обретение вечного успеха требует знаний. Используя их, человек находит свое место в Жизни. Из случайного «потребителя» он превращается в «гармонизатора» — в того, кто в Священных Писаниях назван «наследником Боhа на Земле».
Во все времена Всевышний оказывал людям помощь в получении таких знаний. Наиболее важные из них сохранились в Священных Писаниях, особенно в последнем из таких откровений — в Коране. Претендующему на вечный успех придется самому проверить соответствие айатов Корана и других Священных Писаний айатам окружающей Жизни. В этом вопросе мнение других может быть лишь совещательным.
Наиболее просто это делается за счет самостоятельной работы со звуком и смыслами Корана. При этом не только приходит уверенность в отсутствии искажений в айатах Корана, но и происходит гармоничное развитие всех трех типов мировосприятия. Также человек обретает навыки удерживания своего внимания на Всевышнем.
Это базовые условия. Их не может избежать никто, если рассчитывает на вечный успех.
«Каждый поступает согласно тому, каков он есть» (Коран, 17:84).
«Воистину, Мы ниспослали памятование (Коран), и, воистину, Мы для него, несомненно, являемся оберегающими» (Коран, 15:9).
Что же мешает правильному восприятию Корана? Объяснение этого содержится в самом Коране. Вот как Боh объясняет это Мухаммад-пророку:
«А когда ты читал Коран вслух, то Мы устроили скрытую завесу между тобой и между теми, которые верой сердца не утверждаются о будущей жизни, и устроили на сердцах их покровы от осознания ими сути Корана, а в уши их — глухоту. А когда упомянул ты Господа своего в Коране, — единственность Его, — то повернулись они спинами своими неприязненно-презрительно» (Коран, 17:45,46).
Согласно этим айатам, без пробужденного подсознательного знания о существовании Единственного Создателя, человеку недоступно знание о существовании жизни после смерти. Кроме того, такие люди, в силу наличия «завесы на сердце», лишены возможности осознанного восприятия айатов Корана. Соответственно, у них отсутствует способность сопоставления айатов окружающей Жизни с айатами Корана. Поэтому они не в состоянии удостовериться в отсутствии искажений в Коране.
«И Мы ниспосылаем среди этого чтения (Корана) то, что есть исцеление и милость для верующих сердцем» (Коран, 17:82).
ИЗ ЭТОГО АЙАТА СЛЕДУЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА ВОСПРИЯТИЕМ СЕРДЦЕМ НАДЕЛЯЕТ ЛИШЬ САМ ВСЕВЫШНИЙ
Что же из себя представляет восприятие сердцем и почему люди, умеющие воспринимать сердцем, в Коране названы уверовавшими сердцем? Чем отличается муСуЛьМанин от мууМиНа?
В Коране понятие «уверовать сердцем» передается посредством арабского глагола аМаНа, от него же образовано понятие «уверовавший сердцем» — мууМиН, а также «вера сердцем» — «ийМаН». Отмечу, что произносимое в конце молитвы «аМиНь» однокоренное с аМаНа.
«Сказали арабы: «аМаНна (уверовали сердцем мы)». Скажи: «лям тууМиНу (не уверовали сердцем вы), а, однако, скажите: «аСЛяМна (предались мы)», — ведь еще не вошла вера сердцем (ийМаН) в сердца ваши» (Коран, 49:14).
Когда группа арабов сказала, что они стали верующими сердцем (мууМиНами) и им теперь доступно восприятие сердцем, то Аллаh попросил Своего пророка их поправить. Он велел передать, что они пока являются лишь предавшимися Ему (муСуЛьМанами), поскольку их вера еще не проникла в их сердца. Следовательно, с точки зрения Аллаhа существует принципиальное отличие между мировосприятием муСуЛьМанина и мууМиНа.
«Ведь если бы пожелал твой Господь, то, несомненно, все кто на Земле, сообща, уверовали бы сердцем. Разве ты сможешь принудить людей, чтобы они оказались верующими сердцем? Ведь не бывает так для души, чтобы она уверовала сердцем иначе, кроме как с соизволения Аллаhа» (Коран, 10:100).
Из этого айата следует, что человека восприятием сердцем наделяет лишь Сам Всевышний. За счет логических объяснений и призывов этого добиться невозможно. Человек должен пройти все этапы развития своего мировосприятия. Сначала, пребывая в состоянии «забывшего Бога» (инсан по Корану), вспомнить о существовании Создателя своей души и, постепенно, восстанавливая утраченную связь с Ним (ас-салят по Корану), добровольно обрести состояние предавшегося Ему (муСуЛьМанин по Корану). Лишь после этого он, возможно, будет награжден способностью воспринимать сердцем (мууМиН по Корану). Не случайно Аллаh Себя в Коране называет аль-мууМиНом, а уверовавших сердцем — братьями.
«Разве не передвигались они по Земле, и при этом не было у них сердец, посредством которых они разумеют, или не было ушей, посредством которых они слушают? Ведь, воистину, не становятся незамечающими-слепыми взоры, но, однако, становятся незамечающими-слепыми сердца, — те, которые в средогрудиях» (Коран, 22:46).
СЕГОДНЯ В УПОТРЕБЛЯЕМОЙ НАМИ ПИЩЕ НАРУШЕН БАЛАНС МЕЖДУ «ОРГАНИЧЕСКОЙ» И «НЕОРГАНИЧЕСКОЙ» СОСТАВЛЯЮЩИМИ
Кроме базовых и обязательных для всех условий, еще существует ряд практических аспектов, способствующих развитию восприятия сердцем.
Например, важно научиться перепросматривать свою жизнь. Окидывая внутренним взором произошедшие события, можно почерпнуть много полезных подсказок для настоящего. Вы обнаружите, что часть из них, которые связаны с необходимостью осознания какой-либо истины, имеют свойство повторяться. Только при других внешних «декорациях». Такие события содержат в себе огромный потенциал для обретения новых знаний, роста способностей к мировосприятию. Для активизации этого потенциала необходимо начать их перепросмотр во время ас-салята. Думаю, вам понравятся результаты такого совместного с Всевышним «обсуждения» своих узловых моментов жизни.
Сопоставляя факты своей жизни с вновь обретенными знаниями можно увидеть, какие события «затемнили» ваше мировосприятие, а какие, наоборот, расширили. Легко заметить как все ситуации лжи, обмана, манипуляции, трусости что-то разрушали в душе, делали ее более черствой и циничной. Размышляя над айатами Корана, можно увидеть общие принципы возникновения «затемнения», его последствия для души и, главное, пути разрешения, казалось бы тупиковых ситуаций.
Для развития восприятия важны условия проживания и качество пищи. Дисгармония в теле создает труднопреодолимую преграду для развития осознания души. Например, сегодня в употребляемой нами пище нарушен баланс между «органической» и «неорганической» составляющими. С этой точки зрения, мы остро голодаем. Преимущественное питание «мертвой пищей», пусть и приспособленной для еды, не может не сказаться на качестве нашего мировосприятия.
Аналогично с условиями проживания. Человеку, особенно детям, для развития гармоничного сознания требуется постоянный доступ к экологически чистой земле, воздуху, растениям и животным. Необходимо восстановить утраченный симбиоз с Землей. После «коронавирусных событий», думаю многие это поняли. Крупные города с высотной постройкой постепенно будут превращаться в агломерации с проживанием на своем земельном участке. По мере изменения мировосприятия это приведет к экологичным сетевым поселениям с развитой инфраструктурой, которые равномерно распределяться по всей стране.
Осознание зависимости нашего восприятия от наших поступков, от качества употребляемой пищи и условий проживания способно за жизнь одного поколения совершить преобразования мирового масштаба. Это полностью преобразит экономическую модель жизнеустройства. Именно наша цивилизация обладает конкурентными преимуществами построения экономики жизни. У нас имеются все необходимые предпосылки для перехода на новое осознание. Это и присутствие в нашем массовом сознании всех трех типов восприятия, наличие многоконфессиональности, многообразия культур и языков. Однако лишь общее стремление к вечному успеху позволит в полной мере задействовать этот богатейший цивилизационный потенциал.
ТАКОЙ ВСЕОБЩИЙ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ШАНС ДОЛГО НЕ ПРОДЛИТСЯ
Поясню сказанное небольшим примером. В освоении восприятия сердцем большую роль играет языковой инструментарий. Он должен содержать весь необходимый набор звуков для неискаженного отображения реальности. Особенно это касается присутствия звука «h» или, как его еще называют, «перво-звука» или «звука сердца». Он содержится во всех основных неискаженных именах-обращениях к Боhу. Этот звук присутствует во время уединенного сердечного взывания к Всевышнему, его воспроизводит дыхание новорожденного. В современном русском языке он исчез, хотя раньше присутствовал. Современное «х» не может его заменить. Однако этот звук и ряд ключевых смягчающих и вибрирующих звуков сохранились в тюркской группе языков.
Вот гениальные строки Александра Пушкина:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
А здесь не менее гениальные строки Габдуллы Тукая:
Җиктереп пар ат, Казанга туп-туры киттем карап;
Чаптыра атларны кучер, суккалап та тарткалап.
В чем схожесть и отличие этих двух стихотворений с точки зрения особенностей восприятия? Человек в совершенстве владеющий обоими языками скажет, что они оба оживляют перед глазами два ярких образа. В этом они схожи.
Первый образ передает почти неописуемый миг встречи с незнакомой женщиной, с женщиной поразившей и захватившей все внимание Пушкина. Можно употребить слова «волшебство», «дуновение», «чарующая красота». Эти качества передаются за счет особой игры слов, особенно гласных звуков. Второй образ — это впечатления юного Тукая во время начала его путешествия в Казань. Здесь описывается парная упряжка лошадей, бегущих рысью и поторапливаемых кучером. Слова и согласные в них подобраны таким образом, что передают стук копыт бегущих лошадей, томительное и, в то же время желанное, ожидание неизвестного будущего.
Стихотворения различаются способом передачи образов: в первом случае используются возможности гласных звуков, во втором — согласных. Соответственно, в первом случае, при восприятии образа доминирует правостороннее начало, а во втором — рациональное. Поэтому владение подобным взаимодополняющим двуязычием способствует раскрытию полного потенциала осознания. Даже на этом небольшом примере видно, какими резервами развития мировосприятия обладает наша цивилизация.
Двуязычие может быть очень полезным для развития способностей к точным наукам. Рациональная проблема, осмысленная посредством правосторонних образов двух языков, намного быстрее поддается решению.
О разных практических аспектах построения экономики жизни можно было бы говорить долго. Однако цель этой серии публикаций заключается в ином: в показе некой целостной парадигмы, в рамках которой можно разглядеть реальные сценарии выхода из мировоззренческого кризиса. Отмечу лишь, что такой всеобщий благоприятный шанс долго не продлится.
«И молитесь о прощении, прося вернуться к Господу вашему, и предайтесь Ему до того, как явится вам Страдание, — после не будете вспомоществлены вы. И наиболее прекрасному из того, что было низведено вам от Господа вашего последуйте до того, как внезапно, не ощущая, явится вам Страдание, чтобы не сказала душа: «О, горе мне из-за того, что я проявила небрежность в отношении Аллаhа! Ведь была я, несомненно, из издевающихся!», или чтобы не сказала она: «Если бы Аллаh, направив, повел меня, то, несомненно, была бы я из остерегающихся», или чтобы не сказала она, когда увидит Страдание: «Если бы была у меня еще одна попытка, то я бы оказалась среди совершающих прекрасное-доброе». Однако уже пришли к тебе, человек, айаты-знамения Мои, но ты счел ложью их, и проявил гордыню и оказался одним из неблагодарно отвергающих. И в День предстояния ты, человек, увидишь тех, которые возвели ложь на Аллаhа, — лица их будут почерневшими. Неужели не в геенне местожительство для проявляющих гордыню? А тех, которые остереглись отторжения спасает Аллаh посредством их места успеха. Не касается их дурное, и они не огорчаются. (39:54-61).
Айрат Бахтияров
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.