15-й состав метро получило МУП «Метроэлектротранс». Сегодня поезд находится на станции Вахитово, в ночь с пятницы на субботу его планируют «загнать» в электродепо «Метроэлектротранса»Фото: Сергей Елагин

«МЫ ХОТИМ ВЫПУСТИТЬ ЕГО НА ЛИНИЮ КАК МОЖНО СКОРЕЕ»

15-й состав метро получило МУП «Метроэлектротранс». Сегодня поезд находится на станции Вахитово, в ночь с пятницы на субботу его планируют «загнать» в электродепо «Метроэлектротранса». Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил главный инженер предприятия Алексей Смирнов. В Юдино пассажиры электричек заметили состав еще накануне.

По его словам, новый поезд отличается повышенной комфортностью. В нем отсутствуют межвагонные двери — и пассажиры могут спокойно перемещаться из вагона в вагон по всей длине состава. Это первый такой поезд в Казанском метрополитене. Кроме того, совершенно по-новому решена кабина машиниста и многое сделано в плане безопасности и удобства пассажиров. Информационные жидкокристаллические табло уже входят в комплект поставки, более продуманы вопросы оповещения пассажиров при открытии дверей и т. д.

«Сейчас мы будем проводить пусконаладочные работы — все системы безопасности, все устройства состава должны взаимодействовать с системами метрополитена, после чего он выйдет на линию. Конечно, хотелось бы, чтобы это было как можно скорее — состав новый, красивый, радует глаз», — добавил главный инженер. Назвать точную дату, когда поезд появится на линии, он затруднился. Специалисты «Метровагонмаша», которые должны участвовать в наладке и запуске нового состава, приедут в середине следующей недели. 

До этого масштабная закупка вагонов проводилась в 2011–2012 годах — тогда в Казань прибыло шесть трехвагонных составов «Русич», затем перед пуском новых станций было куплено еще три состава. Сейчас нехватки поездов в метро нет.


«АНТИКОВИДНАЯ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ»: КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ ПОДПИСАН В ОКТЯБРЕ-2019

О пользе новых сквозных вагонов в профилактике коронавирусной инфекции главный инженер «Метроэлектротранса» ничего не слышал. Однако наличие систем обеззараживания воздуха подается самим производителем как «дополнительная защита от распространения инфекции COVID-19». Кроме того, этому способствуют и особенности единого сквозного прохода, которые позволяют пассажиру более равномерно занимать места и соблюдать социальную дистанцию. Если учесть, что контракт на поставку состава «Метровагонмаша» подписан в октябре прошлого года, можно лишь порадоваться дальновидности инженеров! Но, понятно, «будущий ковид» тут ни при чем — просто техника не стоит на месте.

«Я думаю, вопрос не требует комментария специалиста, вы сами можете на него ответить. Если люди действительно могут держаться дальше друг от друга, то это защита. Если нет, то скорее пиар-ход, — говорит профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Анатолий Альтштейн. — Если вагоны битком набиты, то безразлично, есть эти переходы между ними или нет. Я думаю, что главное все-таки маски и перчатки. Если это соблюдается, то наличие или отсутствие переходов между вагонами большого значения не имеет».

Поезд, в отличие от составов типа «Русич», из четырех вагонов. Два — моторных головных, два — промежуточныхФото: Сергей Елагин

Цена состава — 389,2 млн рублей, традиционно его покупают за счет бюджета РТ. Поезд, в отличие от составов типа «Русич», из четырех вагонов. Два — моторных головных, два — промежуточных. Он базируется на модели «Москва-2019» — такие вагоны вплоть до сегодняшнего времени поставлялись только в столичные метрополитены. Они эксплуатируются в самой Москве, а также в Ташкенте и Баку. Так что «ливрею» регионального метро разработанный по заказу Московского метрополитена поезд «надевает» впервые.

Из отличий также электродинамическое торможение: это позволяет сбрасывать скорость за счет электродвигателей, без применения фрикционного тормоза. В результате состав тормозит плавно и тихо. Кроме того, обивка сидений устойчива к повреждениям — ткань легче очистить. Светодиодные лампы способны менять оттенок освещения: с утра холодный свет, вечером — расслабляющий теплый. В салонах — USB-розетки для зарядки телефонов, планшетов и прочих гаджетов. По сравнению с поездами предшествующих модификаций изменен пульт машиниста, добавлена беспроводная гарнитура, обеспечивающая беспрерывную связь с диспетчерским центром.

Обивка сидений устойчива к повреждениям — ткань легче очистить. Светодиодные лампы способны менять оттенок освещения — с утра холодный свет, вечером — расслабляющий теплый Обивка сидений устойчива к повреждениям — ткань легче очистить. Светодиодные лампы способны менять оттенок освещения: с утра холодный свет, вечером — расслабляющий теплый Фото: tmholding.ru

ВТОРАЯ ЛИНИЯ: НЕ РАНЕЕ 2030 ГОДА?

В свете продолжающегося строительства второй линии метро новый состав явно не будет лишним. Для эксплуатации первой очереди второй линии понадобится три-четыре состава, оценивают потребности в МУП «Метроэлектротранс». 

Напомним, что ориентировочно первый участок, по документам, собирались ввести в строй в 2023 году. Он имеет протяженность 5,7 км и включает станции «Улица Юлиуса Фучика», «10-й микрорайон», «100-летие ТАССР», «Улица Академика Сахарова». Землю под строительство станций уже начали изымать. 23 апреля президент РТ Рустам Минниханов ознакомился с ходом строительства последней. Вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным они запустили туннелепроходческий комплекс «Айсылу». 

Всего же вторая линия протяженностью 19,98 км (на 3 км длиннее, чем первая) включает 12 станций. Она пройдет через Приволжский, Советский, Ново-Савиновский, Московский и Кировский районы, под улицами Юлиуса Фучика, Академика Сахарова, Советской площадью, Сибирским трактом, проспектом Ямашева, Амирхана, Маршала Чуйкова, Волгоградской и Восстания и завершится на Горьковском шоссе. 

Ввод в эксплуатацию второй линии, по оценкам специалистов, может произойти в период с 2030 по 2050 год. Хотя генплан Казани теоретически подразумевает строительство еще 26 станций метро. Нескоро, но это и неудивительно, учитывая темпы финансирования. 1 млрд рублей ежегодно (таков объем до 2024 года) позволяет лишь поддерживать существование «Казметростроя», но не обеспечивать ввод станций быстрыми темпами.