«Миллион пар обуви продавался населению! До сих пор я слышу, что у людей некоторые пары обуви служат по 15 лет», — вспоминает «Спартак» бывшее руководство фабрики. Сейчас любой желающий сможет купить торговый знак за копейки. Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что бренд будет интересен производителям и, возможно, торговым компаниям России. Но мешает коронавирус: инвесторы умерили аппетиты.
Конкурсный управляющий обувной фабрики «Спартак» Артур Зайнутдинов выставил на открытые торги ее бренды, в том числе и известнейший торговый знак с почти 100-летней историей — «Спартак»
Три бренда за 300 тысяч
Как стало известно «БИЗНЕС Online», конкурсный управляющий обувной фабрики «Спартак» Артур Зайнутдинов выставил на открытые торги ее бренды, в том числе и известнейший торговый знак с почти 100-летней историей — «Спартак». В единый лот собраны сразу три торговых знака, принадлежащие фабрике: «Спартак», Poliar и BON TON. Начальная цена лота обозначена в 300 тыс. рублей.
Вообще «Спартак» владеет 6 товарными знаками, зарегистрированными в Роспатенте. Это сам «Спартак», три версии марки BON TON и две версии Poliar. Под брендом BON TON отшивали и продавали бюджетную обувь из искусственной кожи — причем не на самом «Спартаке», а по заказу в Китае. А вот марка Poliar еще массово не использовалась: это была заготовка фабрики для будущего производства элитной и эксклюзивной обуви под заказ.
Стоит отметить, что товарный знак «Спартак» зарегистрирован последний раз в 2011 году на 10 лет и срок документа истекает уже 29 мая 2021-го. Патент прописывает, как пишется название — с использованием белого либо красного цветов. Кроме того, он позволяет использовать товарный знак только на определенные виды деятельности: производство обуви, в том числе спортивной, а также реализацию товаров, а именно: обуви. Как пояснил нам гендиректор бюро «Артпатент» (оно продлевало право на товарный знак «Спартак» в 2011 году) Григорий Бусарев, новый владелец товарного знака сможет использовать его только для производства либо продажи обуви. С мая 2021-го правообладание нужно продлевать (для владельца будет установлен льготный срок в полгода), и при этом товарную категорию расширить нельзя, можно лишь сузить область употребления.
Товарный знак «Спартак» зарегистрирован последний раз в 2011 году на 10 лет, и срок документа истекает уже 29 мая 2021-го. Патент прописывает, как пишется название — с использованием белого либо красного цветов
К слову о подкове: она в данном документе не прорисована и найти ее изображение в патентах обувных компаний при Татфондбанке нам не удалось. Возможно, она и вовсе не оформлена. Впрочем, по словам Бусарева, закон об авторском праве защищает связанные между собой товарные изображения, чтобы не вводить потребителя в заблуждение. Так что новый владелец бренда явно сможет подковкой воспользоваться.
Сами торги пройдут 30 июня, а сейчас уже можно подавать заявки. Побороться за покупку можно будет при помощи повышения ставок на шаг, составляющий 5% от начальной суммы, то есть 15 тыс. рублей. В дальнейшем, если покупателей не найдется, торги будут проводить повторно уже со снижением цены.
Напомним, что ОАО «Обувная фабрика „Спартак“» находится в процедуре банкротства с 2017 года. Финансовое состояние производства подкосило падение ее основного владельца и инвестора — Татфондбанка. В 2018-м фабрика прекратила работу и распустила более 400 сотрудников. К настоящему моменту продолжаются банкротные торги: продается обувь, расходные материалы, станки, дебиторская задолженность и другое имущество. Впрочем, пока что не выставлен на продажу основной имущественный комплекс фабрики, расположенный в самом сердце Казани, на улице Спартаковской. Старинное здание вместе с участком земли оценено в сумму примерно 1,2 млрд рублей. Пока что оно сдается в аренду.
Фабричный бренд широко узнаваем в России, особенно в Поволжье. Ведь обувная фабрика «Спартак» — одно из старейших предприятий легкой промышленности Казани
Путешествие «Спартака» из дореволюционной России
Фабричный бренд широко узнаваем в России, особенно в Поволжье. Ведь обувная фабрика «Спартак» — одно из старейших предприятий легкой промышленности Казани. В январе 2016 года она отметила свое 100-летие: в 1916-м три казанских купца и фабриканта — Шабанов, Зобнин и Жулин — открыли здесь фирму по производству обуви. Название «Спартак» закреплено за фабрикой с 1922 года.
В 2000-е фабрика отшивала обувь не только в Казани, но и по собственному заказу — в Китае и Турции, а также в других регионах России — Удмуртии, Ростове-на Дону. Помимо производственных мощностей, фабрика имела еще и порядка 50 собственных магазинов по Поволжью.
Историю бренда в последние десятилетия для «БИЗНЕС Online» напомнил бывший исполнительный директор фабрики в 2003–2015 годах, гендиректор торгового дома «Спартак» Ильдар Зарипов. По его словам, в 2001-м товарный знак, право на который компания не успела вовремя продлить, пришлось выкупать у другого правообладателя — футбольного клуба «Спартак» им. Старостина. На это тогда пришлось отдать 600 тыс. рублей. «Я тогда оценивал, что это достаточно удачное приобретение, учитывая, что бренд „Спартак“ продается миллионным тиражом», — отмечает Зарипов.
Ильдар Зарипов: «Бренд внушал доверие, и до сих пор я слышу, что у людей некоторые пары обуви служат по 15 лет»
По его словам, в свое время «Спартак» входил в десятку самых узнаваемых обувных брендов России. «То, что бренд „молчит“ несколько лет, это плохо. Но у него была миллионная аудитория поклонников. Миллион пар обуви продавался населению, конечному потребителю! Бренд внушал доверие, и до сих пор я слышу, что у людей некоторые пары обуви служат по 15 лет, — говорит Зарипов. — Я думаю, что если провести исследование узнаваемости марки „Спартак“, то она оказалась бы достаточно высокой, особенно в Поволжье. Даже притом что несколько лет этого бренда фактически нет».
В начале банкротства торговые знаки пережили практически детективную историю: незадолго до финансового краха фабрики они оказались юридически переписаны на другую контору из орбиты Татфондбанка. Обувные топ-менеджеры фабрики мечтали возродить производство даже в условиях банкротства — искали инвестора и планировали арендовать цеха. Но, к сожалению, надежды не сбылись, инвестиции привлечь не удалось. Куратор проекта Юрий Шрайнер умер в 2019 году. А к началу 2020-го конкурсный управляющий смог отсудить торговые знаки и поместить их в конкурсную массу предприятия.
В 2000-е годы фабрика отшивала обувь не только в Казани, но и по собственному заказу — в Китае и Турции, а также в других регионах России — Удмуртии, Ростове-на Дону
Кто купит?
Кому же теперь может пригодиться красно-белый товарный знак? Наши эксперты считают, что интересанты найдутся, но ситуацию осложняет пандемия коронавируса. Инвесторы придерживают аппетиты.
По словам Зарипова, существующих обувных брендов в России достаточно и желающие купить марку «Спартак» наверняка будут. Он приводит в пример бренд детской обуви «Антилопа», который одно время «затих» и менял хозяев, а потом снова возник в продаже и продолжил быть узнаваемым и востребованным. Не исключено, что маркой может заинтересоваться и одна из обувных торговых компаний.
Но главная особенность, по словам Зарипова, в том, что «бренд „Спартак“ — производственный, а не маркетинговый и коммерческий». «Удастся ли сейчас восстановить производство, которое стоит уже три года? Трудно сказать. Как чисто коммерческий проект он наверняка востребован и имеет свою аудиторию, — считает экс-директор. — Но дело же не только в оборудовании, а в кадрах, людях. Это самое ценное, что было у фабрики. Сейчас кто-то уже пристроился, кто-то вышел на пенсию».
Главная особенность, по словам Зарипова, в том, что «бренд «Спартак» — производственный, а не маркетинговый и коммерческий»
О перспективах товарного знака размышляет и бывший директор по производству «Спартака» Олег Кыльчик. Он застал уже времена банкротства фабрики. «Я думаю, что BON TON и Poliar вообще не имеют ценности, так как толком и не успели охватить рынок. Торговая марка „Спартак“ — да, знаменита своей историей, отечественным производством и надежным качеством. Но нужно ли сейчас это кому-то, притом что высокая узнаваемость бренда была только на территории Республики Татарстан и максимум в Поволжье? — рассуждает он. — Эта марка относится к обувному бизнесу и, соответственно, может быть интересна только обувным компаниям. Но я не думаю, что бренд „Спартак“ на обувь, привезенную из Китая, станет гарантировать высокие продажи. А вот отечественным производителям, выпускающим схожую продукцию, возможно и будет интересно».
Тем не менее производственник надеется, что у обувного актива еще есть шанс на возрождение. «Проблема в том, что у нас производства не открываются, а умирают. Конечно, для вновь созданного производства на рынок заходить лучше с торговой маркой, которая хоть когда-то была на слуху, чем с новым, неизвестным брендом. Но таких, к сожалению, сейчас нет. Вот, может, „коронакризис“, закрыв границы Поднебесной, подтолкнет кого-нибудь из местных инвесторов вложить деньги в реальную экономику и производство», — говорит Кыльчик.
Цену в 300 тыс. рублей оба эксперта называют весьма и весьма недорогой. «Знак Poliar обошелся нам по стоимости регистрации. Знак BON TON мы в то время выкупали тысяч за 60–70, — вспоминает Зарипов. — Что такое 300 тысяч рублей для нормальной торговой сети из десятка магазинов? Это даже меньше месячного рекламного бюджета». Напомним, что о цене бренда подробно рассказывали наши эксперты: на балансе они числились за сумму 280 тыс. рублей, предыдущий арбитражный управляющий фабрики Эдуард Киреев оценивал их в 850 тысяч. Но в итоге оценка товаров к торгам пришла к первой сумме. Бусарев отмечал, что бренды действительно продаются за суммы в сотни тысяч рублей. Так, он привел в пример торги Самарского водочного завода, где пять товарных знаков — «Старая Самара» №233041, «Глаголъ» №450039, «Старая Самара» №482106, «Звездный путь» №450040, «Самарская вольница» №455998 — ООО «Перспектива» были проданы за 148,3 тыс. рублей.
«С учетом того, что в результате разразившегося кризиса грядет и существенный передел сфер влияния, увеличение числа сделок по слиянию и поглощению, приобретению готовых компаний или технологий у тех, кто не смог пережить трудные времена без проблем, удивляться тому, что бренд может быть выкуплен, не приходится. Тем более что начальная цена совсем невелика, — говорит аналитик ГК „Финам“ Алексей Коренев. — Вполне может оказаться, что кто-то из крупных отечественных или мировых производителей согласится за столь скромные даже по региональным масштабам деньги купить бренд с давней историей. Это, конечно, не сделает продукцию, выпускаемую под данным брендом, конкурентоспособной по сравнению с такими гигантами, как Adidas или Nike, но и у „Спартака“, BON TON и Poliar наверняка есть свой потребитель, на лояльность которого и будет рассчитывать потенциальный приобретатель бренда».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.