«Если бы не карантин, управились бы и раньше», — говорят рабочие, завершающие строительство второго этапа набережной озера Кабан. Возводящийся 170-метровый мостик параллельно автомобильному на улице Нурсултана Назарбаева раньше не показывали, а он свяжет берега озера в единую дорожку. Для прохода под ним лодок и небольших катеров сделают судоходный пролет высотой 2,5 метра. Что происходит на набережной и как будет выглядеть этот мост ценой до 100 млн рублей, выяснял «БИЗНЕС Online».
«УДОВОЛЬСТВИЕ НЕ ИЗ ДЕШЕВЫХ»
За месяц с небольшим до открытия второй очереди набережной озера Кабан от «Планеты Фитнес» до улицы Шигабутдина Марджани строителям осталось выполнить 30% от задуманного. Новшеством стройки стало появление «парящего» пешеходного моста между берегами озера — параллельно существующему автомобильному на улице Нурсултана Назарбаева. К работам на данном участке приступили в начале июля. Странность в том, что в опубликованном в 2019 году проекте благоустройства набережной этого «мостка-горбунка» не просматривалось, но он, как оказалось, все-таки мнился проектировщикам.
«Мост планировался с самого начала. Но мы не были уверены, что найдем деньги», — объяснила «БИЗНЕС Online» расхождение в проектах помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова. Впрочем, очевидно, что с мостиком все же лучше: он позволяет закольцевать пешеходные потоки по обеим сторонам Нижнего Кабана. Деньги на него в бюджете РТ нашлись в начале мая после объезда строек Казани президентом РТ Рустамом Миннихановым, когда одной из точек стала стройплощадка набережной Кабана. По данным сайта госзакупок, контракт на благоустройство набережной озера Нижний Кабан стоимостью 550,6 млн рублей ГИСУ РТ подписало 29 мая 2020 года с МУП «Городское благоустройство». В сумму контракта, однако, строительство моста не входит, и отдельно его цена не уточняется. По всей вероятности, казна республики оплатит возведение допсоглашением.
По оценкам экспертов издания, мост длиной чуть больше 170 м (расстояние от берега до берега) может стоить в пределах 100 млн рублей
Между тем, по оценкам экспертов издания, мост длиной чуть больше 170 м (расстояние от берега до берега) может стоить в пределах 100 млн рублей. «Строительство на воде — удовольствие не из дешевых», — объяснил собеседник «БИЗНЕС Online» в строительной сфере. Например, чтобы приступить к забивке свай в основание пешеходного моста, в конце июня – начале июля строители отсыпали временную песчаную дамбу. «Насыпной проезд на озере создается для доступа тяжелой техники к строительному объекту. Это временная мера», — объяснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе исполкома Казани. По завершении работ насыпь демонтируют и восстановят прибрежную зону.
По концепции берега Кабана свяжут два пешеходных перехода: верхний (по существующему автомобильному мосту на улице Нурсултана Назарбаева) и нижний (он позволит гуляющим по набережной перейти на сторону улицы Шигабутдина Марджани, не поднимаясь на Назарбаева). В последующем при реконструкции автомобильного моста (когда это произойдет — пока неясно) появится верхний пешеходный транзит. А под мостом продолжится пешеходная дорожка на сваях в сторону зоопарка.
Не сказать, что на Кабане развито судоходство, но на одном из участков строящийся мост получит пролет высотой 2,5 м, это позволит проходить под ним небольшим катерам, лодкам, катамаранам. «Водоплавающие» смогут выходить в Ботаническую протоку, а оттуда и в Средний Кабан.
КАСКАДЫ ФИТООЧИСТКИ, СКРЫТЫЕ ОЧИСТНЫЕ ДЛЯ ЛИВНЕВОК, ДЕНДРОСАД И ДВА ВАРИАНТА ТРЕТЬЕЙ ОЧЕРЕДИ
Заместитель главного архитектора, куратор бюро транспортного планирования столицы РТ Тимур Кадыров рассказал нашему изданию, что проект благоустройства второй очереди набережной Кабана вышел на финишную прямую. Кроме строительства моста, ведутся работы по благоустройству, озеленению, освещению. Над водой уже сделали большую часть пешеходных дорожек.
Тимур Кадыров: «Новыми для города стали каскады фитоочистных сооружений, дорожки на сваях без жесткого бетонирования берега и вмешательства в природу»
«Проект комплексный, непростой, с большим вниманием к деталям — взятая планка обязывает, — говорит Кадыров. — Новыми для города стали каскады фитоочистных сооружений, дорожки на сваях без жесткого бетонирования берега и вмешательства в природу».
На первом участке набережной уже есть каскады фитоочистных сооружений (очищают, по оценкам экологов, до 50% загрязнений), еще четыре откроют на второй очереди. Но этого недостаточно. Потому еще одно важное решение майского объезда Минниханова — строительство очистных сооружений ливневой канализации на улице Нурсултана Назарбаева. При их возведении (сроки неизвестны) учтут продолжение благоустройства набережной озера. «Подход станет не совсем стандартным, — приоткрыл детали заместитель главного архитектора Казани. — Резервуары очистки сделают подземными, сверху можно будет передвигаться пешеходам, провести благоустройство и не нарушить визуальные связи. Нормы позволяют создать так, что за забором окажется лишь небольшая часть очистных».
Что еще может появиться у набережной Кабана? От центра спортивной подготовки до улицы Шигабутдина Марджани планируют разбить дендропарк площадью 3,5 гектара. Так казанцы увидят что-то вроде аналога «Зарядья», разве что с привязкой к республиканской флоре (в московском парке, напомним, высаживали растения со всей России). Но это опять же в планах.
Окончательное решение по работам на третьей очереди пока не принято. Варианта два: первый — благоустройство берега в сторону Казанского зооботсада, второй — обновление берега Кабана вдоль улицы Шигабутдина Марджани от здания фабрично-торгового товарищества «Братья Крестовниковы» до мечети Аль-Марджани. Этот участок сделали давно, и он уже не вписывается концепцию «Эластичной ленты» — хорошо бы его обновить.
ШУТКИ СТРОИТЕЛЕЙ: «БЕЗДЕЛЬНИКИ — ТАК И НАПИШИТЕ!»
На стройплощадке второй очереди благоустройства набережной Кабана на днях побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online». Работа кипит на всем протяжении второго этапа благоустройства, а это 1,4 километра. Строители продолжают забивку трубчатых свай пешеходного парящего моста и заметно отдалились от берега со стороны улицы Шигабутдина Марджани. В уже забитые сваи погружают арматурные каркасы, бетонируют их и устанавливают оголовки. Следом монтируют металлоконструкции, на которые ляжет деревянный настил, и установят ограждения. Визуально мост продолжит пешеходные дорожки с теми же перилами и светильниками.
Наталия Фишман-Бекмамбетова: «Мост планировался с самого начала. Но мы не были уверены, что найдем деньги»
«Работать у воды всегда сложно и ответственно, но в нашем случае со всеми особенностями места проектировщики разобрались в период строительства первой очереди набережной, поэтому сейчас все дается проще — решения отработаны, неожиданностей нет», — рассказывает Фишман-Бекмамбетова.
И вот кран поднял очередную сваю, рабочий на монтажной площадке принял ее и подвел к направляющей. Пара мгновений — острие сваи коснулось воды, а затем и сама она погрузилась метров на 5 в воду. Затем в дело вступает подвесной пневмомолот. «Глубина там приличная! У берега дно пологое, а потом резкий обрыв», — объясняет масштаб перепада один из рабочих. А тем временем со стороны улицы Хади Такташа у озера монтируют габионы, продолжаются работы над школой гребных видов спорта, туда-сюда снуют погрузчики, тракторы, машины для пересадки взрослых деревьев, а рабочие готовят основание под укладку тротуарной плитки. Такое чувство, что еще работать и работать.
«Бездельники! Так и напишите, — пошутил один из рабочих, представившись Муратом. — Да, до 30 августа управимся. Если бы не карантин, сделали бы и раньше. Объект, конечно, интересный, необычный».
Напомним, победителем открытого конкурса на разработку концепции озера Кабан в октябре 2015 года стал российско-китайский консорциум Turenscape + МАП architects. Их проект «Эластичная лента. Бессмертная легенда Казани» подразумевает непрерывную систему ландшафтов вдоль побережья озер, в которых сохраняется культурная и историческая память. «Лента» должна связать озера Нижний, Средний и Верхний Кабан в единую систему, какой они некогда были, и вернуть жизнь на их берега.
Первую очередь благоустройства озера Кабан со стороны улицы Марселя Салимжанова завершили в июне 2018 года. Участок набережной от театра им. Камала до памятника Шигабутдину Марджани открыли в июне 2020-го.
Слайды: kzn.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 246
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.