Итоги дистанционного обучения и «ковидного ЕГЭ» сегодня подводили в Набережных Челнах на августовской педконференции, на которую приехал шеф минобрнауки РТ Рафис Бурганов. Как выяснилось, одной из самых острых проблем в период «дистанционки» стал рост правонарушений среди несовершеннолетних.
Сегодня в Набережных Челнах на базе СОШ №42 прошла традиционная августовская конференция работников образования
четыре школы за пять лет
Сегодня в Набережных Челнах на базе СОШ №42 прошла традиционная августовская конференция работников образования. На ней подвели итоги прошедшего учебного года, определили новые задачи и приоритеты на наступающий цикл. Помимо городских преподавателей, директоров и учителей, ее посетили заместитель премьер-министра Татарстана, министр образования и науки республики Рафис Бурганов, мэр автограда Наиль Магдеев, начальник управления образования Челнов Рустем Хузин, заместитель руководителя исполкома Рамиль Халимов и другие.
При входе в здание школы гостей ждали традиционные «антиковидные» мероприятия: дезинфекция рук, проверка наличия масок и измерение температуры. После своеобразного «фейсконтроля» городских учителей приглашали пройти к панельно-цифровому фестивалю инновационных технологий педагогов и учеников. Вдоль фойе были выставлены компьютеры и интерактивные доски, где представители разных школ могли похвастаться своими достижениями. Так, например, кто-то делился успехами, достигнутыми во время дистанционного обучения детей, новыми платформами, другие — современными разработками и научными проектами.
Ознакомились с проектами и гости конференции. Так, у одного из стендов на связь с Магдеевым вышел юный челнинец, который показал проект – мечту городских школьников. На интерактивной карте дети с одной стороны изобразили объекты города, которые уже есть, а с другой — те объекты, которые они хотели бы видеть в Челнах. Сюда вошли музей науки и искусств, музей литературных героев Пушкина, планетарий и многое другое. «Они тоже чувствуют, что идет предвыборная работа? — посмеялся Магдеев. — Домашнее задание на следующие пять лет мэру нужно дать».
Ознакомившись со всеми стендами, гости прошли в актовый зал и заняли места среди зрителей. Любопытно, что изначально половина кресел была заклеена специальной лентой так, чтобы все собравшиеся сидели через одного. Однако вскоре организаторы дали команду все отклеить, так как гости не помещались.
На большом экране показали видео о сложностях дистанционного обучения, а вскоре на сцене появились герои: учитель, тренер, ученик, мама, студент и ребенок из детского сада. Все они рассказали о сложностях, с которыми пришлось столкнуться из-за коронавируса и режима самоизоляции. В конце гостям показали еще один ролик, в котором герои уже сообщали о том, как они справились в этот непростой период.
Наиль Магдеев: «Все то, что необходимо было и сверх того, вы сделали. Результаты говорят сами за себя. Огромное вам человеческое спасибо»
Далее слово взял Магдеев, который тоже напомнил, что прошедший учебный год стал для всех настоящим испытанием. «От имени благодарных челнинцев, родителей, детей и всего президиума я хотел бы поблагодарить учителей за ту огромную работу, которую вы провели. Все то, что необходимо было и сверх того, вы сделали. Результаты говорят сами за себя. Огромное вам человеческое спасибо», — обратился к залу мэр.
Он напомнил, что все собрались в новой школе, которая была построена всего год назад. Всего за последние пять лет в городе открыли четыре школы, в то время как до этого последняя новая школа в городе была построена еще в 1997 году. «За последние пять лет в городе мы построили 20 новых детских садов. В 2021 году готовимся возвести еще четыре сада, — поделился планами челнинский градоначальник. — На сегодняшний день вопрос обеспечения детей от 3 до 7 лет решен на 100 процентов. Пока обеспеченность детей ясельного возраста урегулирована на 65 процентов. Домашнее задание руководству города: сделать все, чтобы в ближайшее время — это 2021-й — мы данную задачу решили, обеспечив 100 процентов мест в детских дошкольных учреждениях».
Напомним, в этом году прошел капитальный ремонт в четырех городских школах и пяти детских садах автограда на общую сумму 700 млн рублей. Сейчас продолжается работа по установке новых спортивных площадок. «Интересные цифры, коллеги: бюджет города Набережные Челны — 9 миллиардов 882 миллиона рублей. Из них 7,5 миллиарда направляется на сферу образования. 75 процентов нашего городского бюджета выделяется на самое главное — вопросы образования и воспитания. Ни ЖКХ, ни содержание города, ни другие вопросы. Да, они важны. Но экономика, наша с вами социально-культурная сфера имеют корни в том, чем мы сегодня занимаемся. Поэтому мы осознанно идем на это», — отметил Магдеев.
Рустем Хузин: «Формирование структуры личности совершается на ее родном языке. Неслучайно в республике принято решение об открытии полилингвальных школ, в которых дети будут изучать татарский, русский и английский»
«НЕОБХОДИМО ПОДНЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ»
Далее слово для выступлении было передано начальнику управления образования города Рустему Хузину. Свой доклад он делал на двух языках — русском и татарском. Спикер также начал речь с напоминания о стройке новых учебных заведений. По его словам, родители стараются отдать своих детей именно туда, потому что они оснащены самым современным оборудованием.
«В том числе и в связи с этим было принято решение о капитальном ремонте одной из самых старых школ в Татарстане, имеющей 100-летнюю историю, — гимназии №2 имени Мулланура Вахитова, — рассказал Хузин. — Работы в школе завершатся к началу нового учебного года. Теперь у детей появилась новая, современная школа, где они смогут изучать татарский, русский и английский языки», — отметил спикер, добавив, что в планах сделать гимназию центром национального и культурного образования в городе. «На этом мы останавливаться не должны. Нам необходимо сохранить и приумножить то, что есть, и поднять государственный язык республики на новую ступень».
Как оказалось, охват в воспитании и обучении детей татарской национальности на родном языке в дошкольных учреждениях составляет 59,8%. Это на 1,7% выше, чем в прошлом году. В общей сложности 68% жителей Челнов назвали татарский язык родным. «Формирование структуры личности совершается на ее родном языке. Неслучайно в республике принято решение об открытии полилингвальных школ, в которых дети будут изучать татарский, русский и английский. Открытие такой школы в Набережных Челнах планируется в 2021 году. В состав комплекса „Адымнар“ вошло два дошкольных образовательных учреждения — детские сады №104 и 106, а также центр дополнительного образования на базе детского оздоровительного лагеря „Алые паруса“», — отметил Хузин.
Эпидемия коронавируса и переход на домашний режим обучения ускорили развитие высоких технологий в сфере образования
По сравнению с прошлым годом количество школьников в автограде увеличилось. По предварительным данным, их численность составит более 65 тыс. человек. В прошлом году было чуть больше 62 тысяч. Ожидается, что данная тенденция сохранится до 2024-го.
Отдельный пункт в докладе Хузина был посвящен развитию высоких технологий в сфере образования. Эпидемия коронавируса и переход на домашний режим обучения лишь ускорили этот процесс. «Нарастает острая необходимость изменения отрасли образования. Подросло новое поколение. Это дети с кнопкой на пальце. Дети высоких технологий. Дети, живущие в интеллектуальной реальности, делающие несколько дел одновременно, стремящиеся к лидерству. Их много, они уже к нам пришли. А старшие из них уже привели своих детей. Сроки создания цифровой образовательной среды четко обозначены министерством просвещения. С начала реализации проекта прошло чуть более года. Моментом завершения станет 2024-й. Однако из-за распространения коронавируса возникла необходимость перейти на онлайн-обучение здесь и сейчас».
Сегодня молодые учителя и дети уверенно осваивают компьютер, чего нельзя сказать про педагогов старой закалки. Компьютерная неграмотность учителей, чья молодость прошла до появления интернета, — настоящая проблема. Это сложность не столько государственного масштаба, сколько отдельно взятых педагогов, которые не хотят работать над собой и учиться новому. «Некоторые до сих пор не могут понять, что эпоху цифровизации уже не повернуть вспять. Учитель, не умеющий владеть компьютером, рядом с продвинутым первоклассником выглядит нелепо», — негодовал спикер.
К дистанционной форме обучения не готовы оказались и родители, которые внезапно должны были стать и учителем, и психологом. Внезапное увеличение нагрузки на них привело к тому, что в семьях начали портиться отношения. «Коронавирус будет побежден, в этом сомнений нет. Но вопрос использования цифровых ресурсов остается актуальным», — заявил Хузин.
Но у высоких технологий есть и обратная сторона медали. Хузин напомнил, что, несмотря на безграничные возможности в обучении и воспитании ребенка, сеть — это еще и зло, и опасность. У детей возникает зависимость от онлайн-игр, социальных сетей и виртуальных знакомств. И отгородиться от ненужной информации в сети никак нельзя. «Наша задача и родителей — научить ребенка правильно воспринимать жестокую реальность. В этом процессе родители — первые помощники».
Не оставил без внимания начальник управления образования и ЕГЭ. По мнению спикера, за последние годы модель такого экзамена доказала свою состоятельность. Достигнут высокий уровень объективности и прозрачности экзамена. Результаты челнинских учеников по всем предметам выше среднероссийских показателей, а также республиканских (кроме информатики и географии). Всего по городу 43 ученика набрали наивысшие баллы, тогда как в 2019-м таких было всего 25. «Среди школ Татарстана с лучшими результатами по русскому языку четыре учебных заведения Челнов. По математике — 7 наших школ», — объявил Хузин.
«Уважаемый Рафис Тимерханович, к сожалению, городские ребята пока не могут составить достойную конкуренцию выпускникам сельских районов по среднему баллу аттестата. Но над этим мы будем работать, — обратился Хузин к Бурганову. — В то же время мы провели анализ. Среди победителей чемпионата WorldSkills — студенты со среднем баллом аттестата 3,35. Мы считаем, что для ребят, которые хотят получать рабочие профессии, должны быть предусмотрены льготы и особые права».
Особо интересной стала часть выступления чиновника, касающаяся проблем воспитания в школах. Начал он в мажорных тонах: «73 процента учащихся Челнов включены в различные формы детского движения. 35 школ города с охватом 6 522 ученика реализуют проекты российского движения школьников. Развивается городское отделение всероссийского военно-патриотического движения, в котором более 3,5 тысячи школьников принимают активное участие. Несмотря на большой объем работы, проводимый учреждениями образования, есть и проблемы», — признал Хузин. Так, по его словам, в школах не хватает педагогов-психологов. В 11 учебных заведениях открыта эта вакансия. А там, где они есть, их профессиональная компетентность зачастую невысока. Кроме того, остро встал вопрос о профилактике правонарушений, совершенных во время ограничений, связанных с распространением коронавируса.
«В полный рост встала проблема неготовности родителей контролировать своего ребенка самостоятельно. Так, например, участились факты нахождения несовершеннолетних на улице в ночное время, случаев преступления, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Остается высоким показатель в этом направлении среди несовершеннолетних. В 2020 году ими совершено 154 преступления», — докладчик отметил, что наблюдается рост по сравнению с 2019-м. Увеличилось количество правонарушений, связанных с кражей чужого имущества. В ночное время совершено 74 преступления, из них 14 — девочками, 48 — в состоянии алкогольного опьянения.
По его словам, наибольшее количество противоправных деяний совершили учащиеся школ №6, 15, 33, 46, 65, а также технического колледжа, НПК и ТИСБИ. В течение трех последних лет отмечается рост числа преступлений в школах №27, 43, 45, 46, КШ им. Кайманова, 65, КамТЭК, КГАМТ и техническом колледже. Алкогольные отравления зафиксированы у учащихся школ №4, 7, 27, 19, 35, 38, 40, 51, 56, 65, 82, строительного колледжа, НПК и технического колледжа.
Рафис Бурганов: «Хотелось бы напомнить о важности вопроса сохранения системы национальных детских садов. В городе два детсада с татарским языком воспитания и обучения»
«41 МЕДАЛИСТ В РЕСПУБЛИКЕ НАБРАЛ МЕНЕЕ 70 БАЛЛОВ ПО ДВУМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ»
После выступления представителей школ и речи родителей слово дали Бурганову. Свою речь министр образования и науки РТ также начал на татарском, отметив, что подобные совещания работников образования — одно из важнейших событий перед новым учебным годом. По его словам, все усилия в 2020–2021 годах будут направлены на достижение современного качества обучения. Одна из ключевых задача — повышение качества всех уровней образования, включая дошкольное.
«Из 30 новых детских садов, введенных в работу в Татарстане в прошлом году, 6 — из Набережных Челнов. В дальнейшем сеть дошкольных учреждений в республике пополнится еще на 28 садов, три из которых также будут построены в вашем городе, — отметил министр. — Хотелось бы напомнить о важности вопроса сохранения системы национальных детских садов. В городе два детсада с татарским языком воспитания и обучения. Во всех остальных функционируют группы с татарским. Но, как показывает практика, не всегда в них дети реально обучаются и воспитываются на этом родном языке. Необходимо усилить контроль за организацией учебного процесса в детских садах и группах в соответствии со статусом учебного заведения, принять меры по кадровому обеспечению образовательного процесса в указанных группах».
Бурганов отдельно напомнил о соблюдении положения использования государственных языков в Татарстане при организации и проведении культурно-массовых мероприятий, в соответствии с которым праздники, утренники с участием детей и родителей в детских садах должны проводиться с учетом использования двух государственных языков. Это касается и ведения, и оформления мероприятий.
Далее министр образования перешел к вопросу школьного образования. Так, учебный год в Татарстане завершили свыше 430 тыс. школьников. Все выпускники 11-х классов получили аттестаты об образовании. Что касается 9-х классов, то там три выпускника аттестата не получили, они были отправлены на повторное обучение. Почти 50% 9-классников приняты в 10-е классы.
«2 109 выпускников города 11-го класса сдавали ЕГЭ. Говоря о результативности, отмечу, что по сравнению с прошлым годом уменьшилось количество выпускников, не преодолевших пороговое значение по выбранным предметам. Вместе с тем доля выпускников, не прошедших минимальный порог, составляет 2 процента», — сообщил Бурганов.
Также 222 татарстанских выпускника дали 239 100-балльных результатов. 43 100-балльника — из Набережных Челнов: «Из общего количества учеников, давших 100 баллов по математике, каждый второй — челнинец, по физике — каждый третий, по информатике — каждый четвертый. Из общего числа выпускников, получивших 100 баллов, каждый четвертый — ученик из гимназии №26».
Всего в республике 2 436 медалистов. Несмотря на увеличение количества медалистов, их качество не всегда подтверждалось при сдаче ЕГЭ. «41 медалист в республике набрал менее 70 баллов по двум предметам — по русскому и математике. 18 из них — из Челнов. Будем считать, что, возможно, они нервничали или не совсем правильно подготовились к экзамену. Но тем не менее экзамен — то мерило, по которому мы меряем всех. Это тот индикатор, который показывает, что учителя где-то переоценили детей. С другой стороны, год был не совсем обычным. Так или иначе многие извлекли соответствующие выводы из этого», — пытался найти объяснение данному явлению Бурганов.
Всего в республике 2 436 медалистов. Несмотря на увеличение количества медалистов, их качество не всегда подтверждалось при сдаче ЕГЭ
Говоря о нарушениях, допущенных во время проведения ЕГЭ, в 2019 году за использование телефона и справочных материалов были удалены два участника экзамена, в 2020-м за аналогичное — уже 9 учеников: 3 — за использование телефона, 6 — справочных материалов. Если говорить о Челнах, то в городе был один случай. С ЕГЭ по математике удалили выпускницу кадетской школы №82 им. Маннанова. Пересдать экзамен они смогут только на следующий год.
«Сейчас все это проверяется. В прошлом году у нас был случай, когда в марте уже первокурсника после первого семестра вызвали в деканат, забрали у него студенческий билет, аттестат. Он получил право пересдать ЕГЭ только на следующий год, а потом уже получать право на аттестат. Поэтому до 1 марта результаты еще станут проверяться. Могут быть и последствия», — сказал министр.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.