Доклады конкурсных управляющих ТФБ огласила прокуратура в рамках уголовного дела Роберта Мусина. Как оказалось, злополучную сделку на 2,8 млрд с МИГом и Бинбанком Роберт Ренатович согласовал сам. Позже по ней заключили мировое соглашение, но в банк вернулось лишь 2 млн рублей. Защита банкира тем временем просит огласить должностные инструкции сотрудника ЦБ, которому поручали следить за финансовыми потоками Татфондбанка, и возмущается предписаниями Центробанка по оздоровлению ТФБ.
В Вахитовском районном суде Казани гособвинение продолжает зачитывать письменные материалы уголовного дела в отношении экс-бенефициара Татфондбанка Роберта Мусина
финансовая алхимия
В Вахитовском районном суде Казани гособвинение продолжает зачитывать письменные материалы уголовного дела в отношении экс-бенефициара Татфондбанка Роберта Мусина. Представитель АСВ Андрей Соколов пропустил уже второе заседание. Оглашение началось с отчетов конкурсного управляющего ТФБ Михаила Захваткина, назначенного 13 апреля 2017 года.
Практически сразу он стал проводить анализ сомнительных сделок и подавать иски об их расторжении. Одна сделка была на 3 млрд рублей с Бинбанком в ноябре 2016 года, более подробно мы описывали ее здесь. Вторая сделка на сумму 2,713 млрд рублей исполнена 13 декабря того же года. Бинбанк обменял свой заем ТФБ на кредитный портфель ГК «Сувар» банка через ООО «Московская инжиниринговая группа» (ООО «МИГ») Умара Цурова. Получилось, что претензии АСВ к Бинбанку составили почти 6 млрд рублей в сумме.
В материалах дела, которые огласил Руслан Губаев, была копия протокола собрания заочного заседания правления ПАО «Татфондбанк» от 12 декабря 2016 года. Как раз тогда одобряли сделку с ООО «МИГ» по покупке Бинбанком облигаций ТФБ. В рассмотрении вопроса, указал прокурор, участвовали Мусин, первый зампред Рамиль Насыров, зампреды Вадим Мерзляков и Наиля Тагирова. Кроме них — директор департамента крупного бизнеса банка Роза Якушкина. Присутствовали, по словам гособвинителя, также руководитель аппарата правления Шайхуллин, заместитель главы юридического управления Рамиль Мусин и руководитель отдела внутреннего контроля Владислав Савельев. «Формулировка предполагаемого решения — одобрить заключение сделки с ООО „МИГ“ при покупке банком облигаций ТФБ на сумму 2 миллиарда 730 миллионов 55 тысяч 226 рублей 88 копеек. Проголосовали все единогласно за», — огласил Губаев.
В материалах дела, которые огласил Губаев, была копия протокола собрания заочного заседания правления ПАО «Татфондбанк» от 12 декабря 2016 года. Как раз тогда одобряли сделку с ООО «МИГ» по покупке Бинбанком облигаций ТФБ
В сентябре 2017 года по последней сделке Захваткин заключил мировое соглашение, которое предполагало полный возврат — Бинбанку передавались его облигации ТФБ, а кредитный портфель — в конкурсную массу Татфондбанка. Казалось бы, ущерб по одному из эпизодов дела погашен? Не тут-то было: в 2019-м АСВ, считая, что не сможет взыскать долг, согласилось получить у «Открытия» хотя бы 2 млн рублей.
Захваткин также направлял и копию протокола заочного заседания кредитного комитета ТФБ от 9 декабря 2016 года. Здесь рассматривались вопросы пролонгации кредитных договоров ООО «Тандем-Д». Мусин, по словам прокурора, участие еще принимал. На последующих — об уступке прав требования «Тандем-Д», «Сувар Девелопмент», «Автомакияж» — экс-бенефициар Татфондбанка уже не присутствовал. Все компании входят в ГК «Сувар», все они впоследствии обанкротились.
Кроме того, был оглашен ряд сделок об уступке прав требования и вывода обеспечения. В их числе вывод залогового имущества с ООО «Метинвест» на 190 млн, 178 млн, 180 млн, 110 млн, 104 млн, 240 млн, 193 млн и 75 млн рублей, предоставленного Госжилфондом. «Проголосовали все за, документы в оригинале, подписи живые. Утвердил председатель правления Р. Р. Мусин и руководитель аппарата правления Шайхуллин», — зачитал Губаев.
В 120-м томе уголовного дела содержались ответы следователю уже нового «конкурсника» ТФБ Василия Столбова. Один из них датирован 25 марта 2019 года. Столбов доложил о задолженностях организаций к ТФБ по состоянию на начало декабря 2016-го. Например, сообщено, что задолженность по кредитам ООО «Галактионова» отсутствовала. Задолженность по кредитам ООО «Умная электроника» составляла только по одному кредитному договору 527 млн 143 тыс. 245, по другому — 226 млн 842 тыс. рублей. У ООО «Люксор» по 13 кредитным договорам — 82 млн 491 тыс., 63 млн 931 тыс., 69 млн 86 тыс., 51 млн 557 тыс., 77 млн 336 тыс., 20 млн 662 тыс., 92 млн 803 тыс., 247 млн 475 тыс., 123 млн 737 тыс., 185 млн 606 тыс., 134 млн, 45 млн 886 тыс., 103 млн рублей. По аналогии были озвучены задолженности и других организаций, большая часть из которых входила в так называемую группу компаний Domo.
Адвокат Мусина Алексей Клюкин огласил, что по состоянию на 1 сентября 2016 года собственные средства капитала банка составляли 29 млрд 424 млн 15 тыс. рублей
ЧТО МОЖЕТ ВОЙТИ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЗАЩИТЫ
Во вторник в суде огласили постановления арбитражных судов республики и Поволжского округа по соглашениям о расторжении договоров залога акций, договоров ипотеки и др. Позже адвокат Мусина Алексей Клюкин, который обычно на процессе отмалчивается, вдруг неожиданно проявил себя. Он почему-то попросил огласить другой нужный ему материал — предписание ЦБ о доформировании резервов банка от 30 сентября 2016 года. Защитник забрал том уголовного дела к себе на стол и дословно зачитал его положения.
30 октября 2016 года, следует из документа, ТФБ должен был предоставить следующий отчет — о полном или частичном погашении суммы ссудной задолженности и замене одних активов на другие. Предполагалось, что эти корректировки станут производиться до даты прекращения требований ЦБ о доформировании резервов. В предписании сказано, что если отчет не примет Банк России, то и требование не окажется отменено. В случае фактического возникновения у Татфондбанка возможных потерь необходимо было осуществлять меры по предупреждению банкротства. В ЦБ предупреждали: «Руководитель кредитной организации обязан предоставить достоверную отчетность в соответствии с действующим законодательством РФ, а иначе его привлекут к уголовной ответственности по статье 172.1 УК РФ („Фальсификация финансовых документов и отчетности финорганизации“)».
Клюкин огласил, что по состоянию на 1 сентября 2016 года собственные средства капитала банка были в размере 29 млрд 424 млн 15 тыс. рублей. «Доформирование резервов в требуемом объеме составляет не менее 23 миллиардов 500 миллионов 584 тысяч рублей и может привести к снижению величины собственных средств капитала банка по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев на 1 сентября 2016 года, на 80 процентов, то есть к нарушению норматива достаточности капитала», — зачитал адвокат. Получается, план оздоровления от ЦБ заведомо был невыполнимым?
Далее огласили 126-й и 127-й тома уголовного дела, в них содержались ответы генеральных директоров «Новой Нефтехимии», «Казаньоргсинтеза», «Нижнекамскнефтехима» о существующих задолженностях перед ТФБ на начало декабря 2016-го. На 9 декабря 2016 года, например, НКНХ подтвердил задолженность перед ТФБ на 1 млрд 831 млн и 2 млрд 238 млн рублей.
136-й том содержит запрос замначальника Волго-Вятского главного управления, управляющего отделения Национального банка по РТ Марата Шарифуллина. Он также был оглашен в суде. Шарифуллина просили предоставить заверенные копии должностных инструкций бывшего заместителя Волго-Вятского главного управления Мидхата Шагиахметова (ныне министр экономики РТ), замуправляющего отделением, членов кредитной комиссии Нацбанка РТ, должностную инструкцию уполномоченного представителя Банка России по ТФБ Анны Шерстневой за период с 2014 года, положение Центробанка, приказы отделения Нацбанка, инструкции и указания о порядке предоставления кредитным организациям информации уполномоченного представителя Банка России.
Адвокат Мусина Клюкин настойчиво просил прокурора Динара Чуркина огласить должностную инструкцию уполномоченного представителя Шерстневой. Напомним, что она раз или два в неделю должна была проверять все операции в ТФБ и составлять справку для ЦБ: какие были совершены сделки, сколько предоставлено кредитов, принято вкладов.
Но найти справку по каким-то причинам быстро не получилось.
— Ее фактически-то приложили? — усомнился Клюкин.
— Конечно, — ответил за коллегу Губаев.
— Вот, ее и хотелось бы… — вторил адвокат.
После долгих поисков федеральный судья Наиль Камалетдинов вмешался в процесс: «Давайте мы продолжим, потом защита может вернуться к оглашению интересующих материалов». «Дело в том, что оно указано в приложении, но отсутствует в описи, а документ важный», — добавил Клюкин. Вероятно, адвокат намерен использовать этот документ в качестве доказательств защиты. В итоге было принято решение зачитать справку позже.
Изучение материалов дела продолжится сегодня. Судья Камалетдинов предупредил — будет решаться вопрос о продлении меры пресечения Мусину и ареста на имущество его и родственников обвиняемого.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.