Виктория Штанке: «Мы нарисовали проект, но на тот момент подрядчики нашего города ничего подобного не делали. Нам говорили: «Что? Витражные окна? Да вам их побьют!» Виктория Штанке: «Мы нарисовали проект, но на тот момент подрядчики нашего города ничего подобного не делали. Нам говорили: «Что? Витражные окна? Да вам их побьют!»

«Сейчас мы ощущаем облегчение — будто задача стать первопроходцами с нас снята»

— Не так давно завершился ремонт молодежного центра «Нур», на базе которого вы располагаетесь. Сами вы тоже успели пережить свой ремонт, и ваш проект сильно отличался от всего, что тогда делал город. Легко ли оказалось воплотить ваши задумки? 

— О нет, мы и представить не могли, что это окажется так сложно. Мы нарисовали проект, но на тот момент подрядчики нашего города ничего подобного не делали. Нам говорили: «Что? Витражные окна? Да вам их побьют!» Стройка для нас была испытанием, невозможно было пустить ее на самотек, иначе получилось бы обычное казенное учреждение со скучными, окрашенными в зеленый стенами. Мы тут дневали и ночевали. Это был первый опыт для города, и дело шло тяжело. Но недавно открылся молодежный центр «Нур», и, глядя на него, я понимаю, что все оказалось не зря. 

— Почему?

— Центр сделан очень современно, оригинальные светильники, много стекла. Это такие нюансы, которые не столь легко воплотить, но они стоят того. У меня есть четкое ощущение, что сейчас настала какая-то новая волна для города. Когда в 2014 году создавалась КОП «Метро», аналогов нашему проекту не существовало даже в Татарстане, не то что в Челнах. Это был единственный оплот современного пространства в нашем городе. А сейчас посмотрите — есть «Нур», новое здание татдрамтеатра с молодежным пространством, скоро откроется «Шатлык», есть новые парки и скверы. Я все чаще слышу про такие места вопросы в духе: «Это что, в Челнах?» Люди просто не верят, что у нас может быть так хорошо, и это не одно место, их много. Мы чувствуем свою причастность, мы стали двигателем, помощниками в таком процессе. Сейчас ощущаем облегчение — будто задача стать первопроходцами с нас снята и мы можем сфокусироваться на содержательной части, а ведь это именно то, ради чего мы открывались. 

«В этом году он (фестиваль «Сказки на Каме») хоть и прошел камерно, в том числе из-за непонятной ситуации с коронавирусом, но по содержанию получился куда масштабнее, чем предыдущие фестивали» «В этом году он (фестиваль «Сказки на Каме») хоть и прошел камерно, в том числе из-за непонятной ситуации с коронавирусом, но по содержанию получился куда масштабнее, чем предыдущие»

— Например, на фестивале «Сказки на Каме»?

— Да, в этом году он хоть и прошел камерно, в том числе из-за непонятной ситуации с коронавирусом, но по содержанию получился куда масштабнее, чем предыдущие. Мы поработали с ведущими экспертами России, выпустили сборник документальных комиксов о Челнах. В нем действительно классные работы, видно, насколько вырос уровень в сравнении с прошлыми попытками создать нечто подобное. Нам помогала Ольга Лаврентьева, та самая, которая делала документальный графический роман про блокаду Ленинграда. Она топовый мастер. С нами также сотрудничала Юлия Никитина, автор «Полуночной земли». По сути, это знаковые авторы России, они поддерживали наших резидентов, делали обложку. 


— Вы говорите об экспертах и кураторах, легко они соглашаются на сотрудничество?

— Тут есть два секрета. Первый — это деньги. Мы поднаторели и стараемся брать гранты, не все получается, но в планах лучше проработать финансовую сторону. А второй секрет — искренность. Мы очень хотим, чтобы город менялся, и делаем все это не для того, чтобы заработать побольше денег. Мы правда понимаем язык, на котором говорит эксперт, они часто тоже болеют своими проектами. Подобное и помогает нам их привлекать. 

— Что для вас значит возросший уровень мастерства? Все же, если речь идет о творчестве, это очень субъективно. 

— Это сложный вопрос. Говоря о «Сказках», мы видим рост количества работ, больший интерес экспертов, более качественные результаты, которые уже не похожи на самодеятельность. Серьезную роль, конечно, играет насмотренность. Мы стараемся изучать информацию обо всем, с чем имеем дело, сохранять экспертность, слушаем комментарии приглашенных кураторов и совершенствуем мастерство. 

«Мы очень хотим, чтобы город менялся, и делаем все это не для того, чтобы заработать побольше денег. Мы правда понимаем язык, на котором говорит эксперт, они часто тоже болеют своими проектами» «Мы очень хотим, чтобы город менялся, и делаем все это не для того, чтобы заработать побольше денег. Мы правда понимаем язык, на котором говорит эксперт, они часто тоже болеют своими проектами»

«Мы все просто смотрели и думали: «Вау, это происходит у нас?!» 

— Расскажите про спектакль «Лайк. Лайк. Лайк». Это ведь достаточно нетипичная постановка, в главных ролях которой непрофессиональные актеры?

— Саша Денисова, современный драматург, писала пьесу специально для Ивана Вырыпаева, правда, он ее так и не поставил. С нами работал Никита Кобелев, который родом из Челнов, но давно успешно реализуется в Москве, получает классную критику за свои спектакли. Тем не менее он нашел время на нас. 

— Как зрители восприняли постановку?

— Первый показ прошел просто волшебно. Мы все смотрели и думали: «Вау, это происходит у нас?!» И от зрителей получили такие же отзывы: «Не верю, что в Челнах такое возможно». Это все благодаря команде, благодаря нашим горожанам, которые чудно справились с ролями и, конечно, Никите. В рамках «Сказок» у нас вышел еще и аудиоспектакль, с которым помогала эксперт в горизонтальном театре Элина Петрова из Петербурга, хотя она родом тоже из Челнов. Мы вообще специально подтягиваем таких экспертов, чтобы сохранить их связь с родной землей. 

«Первый показ прошел просто волшебно. Мы все просто смотрели и думали: «Вау, это происходит у нас?!» И от зрителей получили такие же отзывы: «Не верю, что в Челнах это возможно» «Первый показ прошел просто волшебно. Мы все смотрели и думали: «Вау, это происходит у нас?!» И от зрителей получили такие же отзывы: «Не верю, что в Челнах это возможно»

— А о чем аудиоспектакль и как он вообще выглядит?

— Это рассказы жителей города с воспоминаниями о Челнах. Там есть небольшой визуал, но, по сути, все воспринимается именно на слух. Вышел очень лиричный и добрый спектакль, во всяком случае именно такие отзывы я о нем слышу. Мы к ноябрю на основе него делаем городской арт-объект: фасад с абстрактными лицами горожан, при наведении смартфона на которые можно будет послушать какую-нибудь реальную личную историю, рассказанную от лица персонажа.

— Насколько я знаю, в рамках фестиваля была еще и выставка?

— Да, у нас очень хорошо усилилась резиденция челнинского дизайна, возникла даже идея создания магазинчика, в котором можно будет приобрести сувениры, созданные членами резиденции. На фестивале находились увидеть образцы таких работ. Очень нестандартные, например портрет Брежнева в стиле Энди Уорхола, леттеринг на тему маршрутных автобусов, сочетание «КАМАЗов» и мамонтов. Круто, что это все есть, если приезжают гости из других городов, смогут увезти не просто магнитик с видами города, но что-то по-настоящему оригинальное, аутентичное. Вообще, хоть фестиваль и был 19–20 сентября, ощущение, что ничего не закончилось, костер разгорелся, и год будет взрывной!

«У нас очень хорошо усилилась резиденция челнинского дизайна. Очень нестандартные, например, портрет Брежнева в стиле Энди Уорхола, летеринг на тему маршрутных автобусов, сочетание КАМАЗов и мамонтов» «У нас очень хорошо усилилась резиденция челнинского дизайна. Работы очень нестандартные, например портрет Брежнева в стиле Энди Уорхола, леттеринг на тему маршрутных автобусов, сочетание «КАМАЗов» и мамонтов»

«Происходит процесс переосмысления города, его стереотипов»

— Значит, горожане готовы к таким нетипичным постановкам и выставкам?

— Я уже упоминала эту фразу: «Как не в Челнах», — так говорят про места, но сейчас и про события тоже. Например, про мероприятие Артура Королева «Соседи». Сейчас подобного много становится, значит, город у нас такой, что можно с гордостью говорить: «Как в Челнах!» Происходит процесс переосмысления города, его стереотипов. Приятно, что с нас берут пример, мы будто выходим на качественно новый уровень.

— Какое место у культурно-образовательной платформы «Метро» во всех происходящих изменениях?

— Мы долго вырабатывали нашу миссию, и в итоге звучит она так: помогать горожанам делать маленький город местом больших возможностей. Именно таким мы и занимаемся. Когда мы начинали, это было больше про физическое пространство, территорию, а сейчас выходим на эмоциональный, творческий уровень, сейчас мы про самореализацию. У нас есть связи с ключевыми людьми, мы можем создавать что-то крутое здесь, не обязательно уезжать. Тут множество возможностей, и коронавирус как раз показал, что многое прекрасно делается дистанционно, не всегда важно, в какой точке находиться, главное, как мы мыслим, что делаем, какие цели ставим. 

— Современные челнинцы отличаются от тех, что были 5–10 лет назад?

— Думаю, да. Это особенно видно на молодежи. К нам приходят ребята 18 лет, у них уже есть какие-то крутые задумки, они уже успели скоординироваться по интернету с экспертами в данных сферах и просят помощи в конкретных вопросах. Раньше так не было. Дети сейчас другие. Я не люблю мыслить категориями, все люди разные, и тем не менее… Они понимают, что у них больше возможностей, их разум более гибкий, в них больше осознанности. Меняются не только горожане, но и сам город. 

— В чем именно?

— В прошлом году на «Сказках на Каме» была выставка Даниила Закирова, он взял ключевые объекты города времен Советского Союза и поместил их фото рядом с теми, где отражен их современный облик. Какие-то было не узнать, что-то осталось почти без изменений. И тем не менее прошел всего год, но половина работ с этой выставки уже не актуальна. Гренада, бывший «Колизей», тот же татдрамтеатр изменились кардинально всего за год! Однако важно понимать, что нельзя останавливаться на изменениях окружающего пространства, стоит менять себя, заниматься саморазвитием. Запрос на чистый город с хорошими дорогами и здравоохранением актуален для XIX–XX века, в XXI-м запросы растут. Нужна самореализация, современная инфраструктура. Сейчас, как мне кажется, мы находимся на трамплине, оттолкнувшись от которого сможем сделать Челны городом больших возможностей. Но если успокоиться и радоваться тому, что уже есть, отсюда так и будут уезжать. В наше время становится все больше тех, кто хочет что-то менять. 

«Мы долго вырабатывали нашу миссию и в итоге звучит она так: помогать горожанам делать маленький город местом больших возможностей. Именно этим мы и занимаемся» «Мы долго вырабатывали нашу миссию, и в итоге звучит она так: помогать горожанам делать маленький город местом больших возможностей. Именно этим мы и занимаемся»

— Как вы думаете, почему именно сейчас?

— Это комплексное влияние разных факторов. Развитие мира в целом, изменения в России, перезапускаются процессы, меняется мышление, новое поколение мыслит иначе, они выросли в другом мире и проблемы решают иначе, чем мы. Это витает в воздухе. Ты в ответе за то, что делаешь, понимаешь свои права, мне кажется, это логичный этап. Приятно быть причастными к подобным изменениям.

— Про будущее Челнов вы сказали, а каким видите будущее «Метро»?

— Я не сторонник долгосрочных перспектив, у нас быстро меняющийся мир, я всегда за гибкость. Могу сказать, что верю, что мы сможем задавать точку роста и давать возможности для развития городских художественных проектов. Под художественными имею в виду культурные проекты, которые помогают взглянуть на привычные вещи под другим углом, взглянуть в глубину. Мы хотим, чтобы, помимо постоянной борьбы за выживание и мысли о том, как заработать, были какие-то вечные ценности. Хочется, чтобы все чаще говорили: «Как в Челнах!».Чтобы фраза эта стала знаком качества, и мы готовы приложить для этого максимум усилий. В планах провести в ноябре большой фестиваль рекламы и дизайна совместно с Ильей Лушниковым, хотим делать как можно больше крутых проектов с экспертами из разных городов, чтобы не вариться в собственном соку.