ЭНЕРГЕТИКИ РТ ВЫШЛИ НА ФИНИШНУЮ ПРЯМУЮ В КАМПАНИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ХОЛОДАМ

От эффективности реализации мероприятий по подготовке сетевого комплекса к зиме зависит, насколько комфортно будет потребителям ОАО «Сетевая компания» в холодное время года. С 1 ноября филиалы компании начнут получать паспорта готовности к прохождению периода пиковых нагрузок (ОЗП) – это своеобразный аванс, который энергетикам еще предстоит отработать, c учетом возможности рисковых факторов, что несут погодные аномалии. О предварительных итогах кампании по подготовке к осенне-зимнему периоду, а также об ее особенностях в этом году «БИЗНЕС Online» рассказал технический директор ОАО «Сетевая компания» Борис Забелкин.

zabelkin.jpg
По словам технического директора Бориса Забелкина, к погодным аномалиям «Сетевая компания» готова

БУДЕМ ПЛАВИТЬ ГОЛОЛЕД МЕТОДОМ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ

– Борис Александрович, в осенне-зимний период энергообъекты работают при низких температурах, а потребление электроэнергии сильно возрастает. Это так сказать традиционные аспекты ОЗП, которые и отрабатываются энергетиками в подготовительный период к холодам. Но если вспомнить прошлогоднюю зиму с ее ледяными дождями и массовым отключением потребителей, то готова ли сегодня "Сетевая компания" противостоять подобной стихии?

– Если вернуться в декабрь прошлого года, то первое: когда произошло массовое отключение, сразу встал вопрос о том, что необходимо изменить район гололедообразования. Объясню: все районирование делится на четыре группы. У нас в Татарстане есть зоны первой, в основном второй. Бугульминский район относится к четвертому, самому опасному. Когда у нас на проводах возникло гололедообразование местами до 80 миллиметров в значительной части районов республики, стало очевидно, что ни одним стандартом по ликвидации гололеда это не предусмотрено. Мы обратились в проектный институт, затем в Татарстанский метеоцентр, затем совместно с МРСК обратились в российский Гидрометеоцентр с предложением пересмотреть районирование по гололеду. В конечном счете получили заключение: никто и никогда по единичному случаю гололедообразования или иному катаклизму не может менять карту. Эта аномалия произошла, а может, она в следующий раз через 75 лет случится, или вообще никогда?

– То есть стандарты систем по борьбе с гололедообразованием остались прежними? И компания не сможет применять иные схемы, поскольку они не предусмотрены правилами устройства электроустановок?

– Не совсем. Здесь есть одна существенная деталь: если бы нам поменяли карту (то есть изменили бы район по гололедообразованию, скажем, со второй группы на четвертую), то у нас автоматически произошло бы удорожание стоимости километра линии. Спрашивается: это по-государственному? Нет. Потому что любое удорожание ложится в тариф, который в свою очередь ложится на потребителя. Поэтому, получив отрицательный ответ, было принято решение: Бугульминская зона (Уруссинский энергорайон) – как были плавки гололеда, так и остаются. По основной сети рассматриваем плавки гололеда напряжением на ступень ниже, и в распределительных сетях плавим гололед двумя методами: методом короткого замыкания - в самой дальней точке делаем короткое замыкание и греем провод. И второй метод – есть установки плавки гололедообразования, но их еще необходимо приобрести. А это значит - опять залезть в карман к потребителю. Поэтому пока мы решили пойти путем прогрева проводов за счет короткого замыкания.

– Такой метод может как-то сказаться на потребителе?

– Может. Каким образом: за счет необходимости кратковременного погашения потребителей. Но процесс этот не длительный, и второе – если работать тесно с муниципальными образованиями, то можно оперативно оповещать население, чтобы оно было к этому готово.

– На вашем сайте опубликована информация, что компания внедряет систему диагностики гололеда. Расскажите об этом подробнее.

– Казанский государственный энергетический университет разработал установку раннего обнаружения гололедообразования. Она у нас смонтирована на подстанциях Бугульма-500 и Кутлу Букаш-220. Эти устройства работают очень успешно, с установкой данной аппаратуры процесс диагностики стал практически беззатратным.

Если говорить о декабре-2010, то мы уже тогда начали плавку на некоторых фидерах. И если бы дальше гололед держался, мы бы эту работу растиражировали. Просто гололед сошел. Но сейчас готовность у нас намного выше, нежели в прошлом году.

2 ТЫС. ГА ПРОСЕК И 170 ТЫС. ДЕРЕВЬЕВ

– А как обстоит вопрос с расчисткой просек? Помнится, ранее говорилось, что подобной проблемы в Татарстане не существует, особенно в сравнении с Московской областью, где во время ледяных дождей воздушные линии оказались буквально погребены под сломанными деревьями.

– Действительно, у нас в республике эта проблема так остро не стояла. Хотя повреждение повреждению рознь. И если у нас падали линии от гололеда, в Москве другая беда: там заросшие просеки, и деревья просто накрыли линии и рвали их.

В части расчистки мы не отстали от других российских энергетических компаний. Буквально за два месяца мы вырубили порядка двух тысяч гектаров просек и около 170 тысяч отдельно стоящих, угрожающих падением деревьев. А это на прохождении осенне-зимнего периода может отразиться самым прямым образом. Перед нами была поставлена задача - проработать этот вопрос в два этапа. Первый – расчистка трасс воздушных линий, существующих в просеках, и вторая – расширение просек до размеров охранной зоны. Первый этап должны были закончить к 1 ноября. Завершили мы его 8 октября.

– Как-то в интервью нашей газете вы говорили, что на расчистку просек бюджетом компании предусмотрено 22 - 25 млн. рублей. Компания уложилась в эту сумму? Ведь на поверку объем работ оказался намного больше, чем был запланирован.

– Нет, этих средств оказалось недостаточно. Дополнительно было выделено порядка 38 миллионов только в октябре. Говорить, что вот расчистили и все - на этом работа закончилась - нельзя. Вот представьте, осина или тополь в год растут до четырех метров, есть деревья, что по два с половиной метра в год вырастают. Чтобы содержать эти просеки необходимо ежегодно порядка 70 миллионов рублей.

– Борис Александрович, мы говорим о техническом решении проблемных зон, но в любом деле все же главное – это люди. Насколько готов персонал компании к возможным аварийным ситуациям?

– Это очень существенный момент: во всех наших филиалах проведены тренировки по подготовке оперативного персонала по прохождению ОЗП. Я сам был на нескольких тренировках и отмечу, что очень четко просматривается – люди знают, что и как делать. В том числе и в работе с техникой, а если сравнивать далекие годы, сейчас техника, конечно, высочайшего класса. Это, конечно, не Мицубиси, на которых в "Белгородэнерго" ездят оперативные выездные бригады. У нас уазики. Но и они отлично укомплектованы. Кроме того, весь персонал обеспечен специальной одеждой, средствами защиты, необходимыми приборами и приспособлениями.

ЗАМЕЧАНИЯ БЫЛИ, НО НЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ

– В июле-августе в компании проходила проверка Ростехнадзора. Была информация, что "Сетевой компании" было предъявлено множество замечаний…

Я оцениваю проверку Ростехнадзора абсолютно позитивно. Действительно, во время проверки выявлено около 1800 замечаний, на сегодняшний день большая часть из них уже устранена. Необходимо отметить, что есть существенные замечания, есть конкретные упущения в нашей работе, над которыми мы работаем.

– Вы можете привести пример существенных замечаний, которые вынес Ростехнадзор?

– К примеру, межремонтный период капитального ремонта воздушных линий. Правила говорят о том, что если оборудование мы можем ремонтировать в зависимости от технического состояния и по необходимости, то линии – жестко через 12 лет. А у нас были моменты, когда этот срок становился больше. Почему так сложилось? Есть градация линий по надежности, экономичности, даже по политической части, социальной. Конечно, надо учитывать эти составляющие. Вот представьте, идет линия по полям на маленькую деревушку на 20 - 30 домов, она не перегружена, мы техсостояние ее поддерживаем на должном уровне, выезжаем при любой погоде на устранение неисправностей, если они возникают, но лишние деньги вкладывать… Ведь эти средства не вернутся нам в виде оплаты за переданную энергию, потому что там нет потребления. А есть фидера в городе, где запитаны большие микрорайоны, эти линии как раз и дают основной доход. Мы ушли от условного перекрестного финансирования ремонтных работ в распределительных сетях. Нам сделали замечание.

Что такое условное финансирование? Вложенный рубль должен как минимум вернуться рублем обратно, а в незагруженных, бесперспективных линиях - когда мы его получим?

- Ну, это спорная вещь…

– Согласен, разве бабушки-старушки виноваты, что у них в деревне народу мало живет? А свет им нужен такого же качества, и с такой же оперативностью его надо подавать. Но с точки зрения экономики это, конечно, неправильно.

– Получается, что либо правилам четко следовать, либо, извините, компания без штанов может остаться. Какой же выход?

– Подчиняться указаниям и предписаниям представителя федерального органа власти, тут уже никуда не денешься, другого выхода нет. А то, что правила надо пересматривать, которым уже десять лет...

СИТУАЦИЯ ЯСНА НА 100 ПРОЦЕНТОВ

– Вы тесно работаете с метеорологическими службами. Есть ли какой-то прогноз в части погоды на следующий зимний период? И второе: на ваш взгляд, как могут вырасти нагрузки?

- Если смотреть на 2012 год, то вы сами знаете, какие на него прогнозы – предсказатели такое обещают! А если говорить о сезонном росте нагрузки, то у нас же есть правительственные прогнозы, в том числе и по электропотреблению. Я могу ошибиться, но оно ложится от 4 до 6 процентов. Сейчас непонятно, что с кризисом: то ли мы выходим их него, то ли заходим, поэтому спрогнозировать трудно. Я бы сказал одно: увеличение потребления по отношению к прошлому году мы ожидаем. Это нормально. Даже если мы возьмем максимум шесть процентов, это будет абсолютно безболезненно для компании.

– Если в целом, насколько готова компания к периоду максимума нагрузок?

– О полной готовности мы должны отчитаться 1 ноября. Но я как технический директор уверен, что наша компания должна пройти и пройдет ОЗП с большой надежностью и оперативностью. Ситуация абсолютно ясная и понятная на сто процентов: да, мы готовы, и мы будем работать. А если возникнет необходимость, будем бороться с непогодой.