1. Место для рейда выбрали оживленное — остановка «Площадь Тукая». Каждые минуту-две у остановочного комплекса тормозит то автобус, то троллейбус. Нарушителей масочного режима подготовились выявлять сотрудник контрольно-ревизионной службы, зампредседателя комитета по транспорту Казани Марат Хисамутдинов и представители транспортной службы.

  2. Нарушителей ловят прямо по алгоритму: зашли в салон автобуса или троллейбуса, заметили отсутствие маски, сделали замечание. Задерживать на выходе из транспорта бесполезно: он может натянуть маску на ступеньках автобуса или заявить, что снял ее только что, пояснил Хисамутдинов. Зато выявление людей без СИЗов в салоне гарантирует доказательную базу, если вдруг дело дойдет до суда.

    Штрафовать никто не спешит, да и у представителей комитета по транспорту и контрольно-ревизионной службы нет на то полномочий, поэтому обходятся просьбами и устными предупреждениями. А вот если нарушитель откажется надевать маску по требованию кондуктора или проверяющих, то автобус сходит с линии, на место приезжают сотрудники полиции и составляют протокол об административном нарушении. Размер наказания в виде штрафа определяет суд.

  3. На первый взгляд в автобусах маски есть почти у всех, совсем у небольшого числа пассажиров средство защиты болтается в районе подбородка, у остальных прикрывает хотя бы рот. Пассажиры и кондукторы троллейбусов выглядят дисциплинированнее. В комитете по транспорту объяснили данный секрет. «Контрольная служба „Метроэлектротранса“ очень плотно работает и в части проверок на масочный режим. Тот факт, что пассажир в транспорте находится без маски, — это в первую очередь ответственность кондуктора. И наказание несет он. Контрольно-ревизионная служба у МУПа сильная, с историческими корнями из СССР», — говорит Хисамутдинов.

    «Советские корни» тут же показали себя в действии. На выходе из салона троллейбуса в него зашла женщина без маски. «Вон у вас нарушитель, ловите!» — указал кондуктору контролер. Женщина тут же подбежала к даме, которая в этот момент испуганно натянула болтавшуюся на подбородке маску до самых глаз.

  4. Нарушителей режима на транспорте не так и много, как было в летние месяцы и начале пандемии. Сейчас не наберется и 10% «ковид-диссидентов» от общего числа пассажиров в салоне. На замечания проверяющих люди реагируют живо и оперативно, без скандалов — надевают маски, натягивают шарфы. Мужчина в форме, видимо, не внушает желания поспорить.

  5. Строгие правила действуют и в отношении самих водителей: как и кондукторы, они должны быть в масках и перчатках, причем перчатки — элемент обязательный. Исключение — водители, кабина которых изолирована от салона, им можно работать без средств индивидуальной защиты. И если пассажиров транспортные «ревизорро» только предупреждают да уговаривают, то с сотрудниками на транспорте все куда сложнее.

    «Мы наказываем водителей и кондукторов подвижного состава. За октябрь выявили 104 нарушителей: приспущенные маски, не было перчаток (для сотрудников транспорта отсутствие перчаток — нарушение). Их лишают премии, объявляют выговоры», — заметил Хисамутдинов.

  6. Кондукторы не прочь поспорить с ревизорами. После выхода из одного из автобусов дама-контролер запустила в спину проверяющим: «Вы бы ходили почаще и напоминали!» Сотрудник контрольно-ревизионной службы ответил: «Мы подмога, но следить за соблюдением масочного режима в транспорте — обязанность кондукторов».

  7. Как поступить, если пассажир оплатил проезд и снял маску? Кондуктор обязан высадить его, но проезд-то уже оплачен.

    «Четкого регламента по данной ситуации нет, каждое предприятие решает отдельно, как поступить. Комитет по транспорту ориентирует, что „безмасочникам“ следует отказать в оплате проезда, пока он не согласится надеть маску, или высадить, если человек отказывается это сделать. А если пассажир без СИЗа поехал, то это уже вина кондуктора», — поясняет чиновник.

  8. Больше всего «ковид-диссидентов» среди молодежи. Еще до начала рейда корреспондент «БИЗНЕС Online» понаблюдал за выходящими из транспорта пассажирами. Люди среднего и пожилого возраста режим соблюдают, но порой то девушка, то молодой человек выходят из автобуса без маски. Причем средство защиты не просто приспущено — его в принципе нет.

  9. В комитете по транспорту же сетуют на увеличение числа нарушителей среди мам с детьми. Если летом, в начале «ковид»-ограничений, мамочек с малышами в транспорте почти не было, то сейчас они расслабились и ездить в транспорте стали намного чаще, а маски на детей почти не надевают.

    «Нет пояснений по поводу того, с какого возраста на ребенка нужно надевать средство защиты. Любой пассажир должен быть в маске, в том числе и двух-, и трехлетний ребенок. Разве что по младенцам вопрос — такой маленькой маски просто не найти», — объясняет Хисамутдинов.

  10. Нарушители встречаются, но активного сопротивления со стороны пассажиров нет — все послушно натягивают маски после замечания.

  11. Этот молодой человек, например, полез в карман, достал маску и надел ее без комментариев.

  12. Зампредседателя комитета по транспорту отмечает, что рейды продолжатся: сегодня транспортники и контрольно-ревизионная служба выходят на проверки на 123 контрольных точках по городу.

  13. И это, вероятно, приносит свой эффект: «ковид-диссидентов» в ноябре стало поменьше. Если в октябре выявили 4 687 нарушителей, из которых 34 человека отказались надеть маску даже после предупреждения, то в ноябре таких оказалось всего двое. «Люди сами понимают, что раз контроль есть, проще соблюдать масочный режим», — говорит Хисамутдинов.

  14. Цель таких рейдов не наказать, а профилактировать нарушения, подчеркивают проверяющие. Иначе в составе группы был бы сотрудник полиции с полномочиями штрафовать нарушителей.

  15. По словам Хисамутдинова, за последние месяцы оштрафовали только одного пассажира — бабушку-блогера, которую высадили из автобуса. Пожилая дама не впервые провоцировала сотрудников общественного транспорта на разборки, для нее это не первый штраф. Первый инцидент с участием женщины произошел еще в июне на маршруте №30. Тогда после отказа надеть маску автобус был снят с маршрута. Приехавший на место происшествия экипаж полиции забрал пассажирку в отдел полиции.

  16. Напоследок спрашиваем, как дела у водителей и кондукторов, много ли сотрудников на больничном? В 20-х числах октября статистика была нерадостная: из-за сезонных вирусных заболеваний 20% сотрудников (водителей и кондукторов) из 1,5 тыс. ушли на больничный. Сейчас, по словам Хисамутдинова, с температурой и признаками ОРВИ находятся всего 92 водителя и 72 кондуктора.

  17. При этом ужесточились требования к состоянию здоровья кондукторов и водителей при выходе на смену. Если в 2019 году водители с легким недомоганием допускались к работе, то в 2020-м при первых симптомах заболевания закрывают на больничный, предупреждает Хисамутдинов.