Посещаемость торговых центров в октябре снизилась по сравнению с октябрем прошлого года на 21,4% Посещаемость торговых центров в октябре снизилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 21,4% Фото: «БИЗНЕС Online»

РОЗНИЦА ТАТАРСТАНА ПОТЕРЯЛА 30 МЛРД ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 

Посещаемость торговых центров в октябре снизилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 21,4%. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель отдела консалтинга Watcom Михаил Васильев. И это еще неплохо по сравнению с потерями ТЦ в Москве и Санкт-Петербурге, где убытки составили 26%. Но Казань выглядит хуже относительно Екатеринбурга — в уральской столице ТЦ потеряли 16,7% потребительского трафика. 

Тем не менее оживление после «мертвого» самоизоляционного сезона налицо. С начала осени обороты розничной торговли показывают положительную динамику. Ее фиксируют данные Татарстанстата. В сентябре объем продаж подскочил сразу на 400 млн рублей по сравнению с тем же месяцем прошлого года — оборот составил 81,5 млрд рублей. Но говорить, что торговля республики вышла на «доковидный» уровень, еще рано. За 9 месяцев этого года розница потеряла 30 млрд рублей по отношению к 2019-му. В среднем через розничные кассы прошло товаров почти на 660 млрд рублей — это на 7% меньше, чем за январь – сентябрь прошлого года. В структуре оборота розничной торговли непродовольственные товары занимают больше половины, остальное — продукты, табачные изделия и напитки.

А ведь еще летом урон торговле казался смертельным: по данным полномочного представителя российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ Елены Стрюковой, в мае – июне он упал на 65–90%. Каждому второму комплексу предрекали банкротство.

Всего в республике насчитывается 447 торговых центров. Это только те, что попадают в статистику минземимущества РТ: объекты площадью более 3 тыс. кв. м в городах с населением более 150 тыс. человек, в основном это ТЦ в Казани, Челнах, Альметьевске и Нижнекамске. 

Недельные расходы россиян достигли рекордного с апреля значения. С 9 по 15 ноября они выросли до 5 074 рублей, что на 11% выше прошлогодних значений. Аналитики связывают это с пандемией: покупатели предпочитают закупаться большим количеством продуктов зараз в ожидании локдауна.

Затариваются покупатели в основном в магазинах у дома. А вот походы в ТЦ за одеждой стараются ограничить. Более половины (54%) казанцев в возрасте от 16 до 55 лет заказывают товары в интернете — свежие данные приводят сервис «Яндекс.Маркет» и аналитическая компания GfK Rus. И это выше среднероссийских показателей. По словам руководителя отдела маркетинговых исследований «Яндекс.Маркета» Кирилла Шпара, чаще всего в онлайн-шопинг казанцы отправляются за одеждой — ее заказывали 64% респондентов. Сильнее всего выросла доля интернет-покупателей лекарств и БАДов — до 46%.

По нашим наблюдениям, покупатели пренебрегают правилами: кто-то носит маски на подбородке, кто-то разгуливает без них По нашим наблюдениям, покупатели пренебрегают правилами: кто-то носит маски на подбородке, кто-то разгуливает без них Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОЛУПУСТАЯ БУРГЕРНАЯ ОТ ТИМАТИ И МАЛОПОКУПАЮЩИЕ ПОСЕТИТЕЛИ ТЦ

Корреспондент «БИЗНЕС Online», вооружившись маской и перчатками, прошелся по 6 крупнейшим торговым центрам столицы Татарстана. 

Шоп-тур мы начинаем с ТРЦ «Парк Хаус». Будний день. На входе нас встречают охранники, измеряющие температуру. Усиленные меры безопасности в ТЦ объяснить можно: в распоряжении нашей газеты оказалось письмо председателя комитета потребительского рынка казанского исполкома Руслана Фазылзянова в адрес торговых точек столицы. «Настоятельно прошу вас соблюдать меры Роспотребнадзора РФ, а также учесть превентивные меры для организации торговли», — сказано в письме. Там же — грозное напоминание о штрафах за работу продавцов без масок и перчаток. По нашим наблюдениям, покупатели пренебрегают правилами: кто-то носит маски на подбородке, кто-то разгуливает без них. На этажах «Парк Хауса» наш корреспондент встретил полицейских в поисках нарушителей без средств защиты. Стражи порядка остановили троих подростков. «Надеваем, господа!» — обронил мужчина в форме и сфотографировал их на свой телефон. Нарушители достали маски, а полиция отправилась на поиски других ковид-диссидентов.

Обновленный фуд-корт «Еда? Да!»  теперь представлен нескольким новыми заведениями Обновленный фуд-корт «Еда? Да!» теперь представлен нескольким новыми заведениями Фото: «БИЗНЕС Online»

Прогулявшись по торговому центру, мы насчитали около 10 закрытых торговых точек. Пустуют помещения батутного центра рядом с кинотеатром. Не нашли арендаторов точки, где до пандемии были обувные «Эконика» и Palatin, магазин казанского бренда «Святая», молодежный Black Star Wear, одежда Glem, съехал магазин косметики Mixit. Зато обновленный фуд-корт «Еда? Да!» теперь представлен нескольким новыми заведениями — это челнинская сеть «Бинхартс», грузинское кафе «Гамарджоба» и семейный ресторан итальянской кухни «Мамина пицца». Японская кухня «Мушу» заняла чуть бо́льшую площадь.

Прогулявшись по торговому центру, мы насчитали около 10 закрытых торговых точек Прогулявшись по торговому центру, мы насчитали около 10 закрытых торговых точек Фото: Анна Городнова

Новогоднее настроение уже создано в «МЕГЕ». С порога бросаются в глаза нарядные елки, светящиеся гирлянды и платья в пайетках на манекенах в витринах. Очередей на входе и у касс, какие были в момент открытия центра после самоизоляции, уже нет. Напоминания об ограничении числа шопоголиков еще висят: красные ленты практически на каждом входе, и охранники, проверяющие наличие масок. Изменения по составу арендаторов, как заметил наш корреспондент, минимальны: здесь мы насчитали всего два-три закрывшихся магазина. А за последние месяцы открылось несколько новых — Etam, Paolo Conte, United Colors of Benetton, после реконструкции распахнул двери магазин Bershka и конкурент «М.Видео» — российская сеть цифровых магазинов DNS.

Новогоднее настроение уже создано в «Меге». С порога бросаются в глаза нарядные ёлки, светящиеся гирлянды и платья в пайетках на манекенах витрин Новогоднее настроение уже создано в «МЕГЕ». С порога бросаются в глаза нарядные елки, светящиеся гирлянды и платья в пайетках на манекенах в витринах Фото: Анна Городнова

Где всегда многолюдно, так это на фуд-корте. ТЦ чуть обновил концепцию, там начали работу Fish & Steak и «Грузинские Каникулы», продолжается ремонт в кондитерской Al Reze и бургерной «Фарш», открытие ожидается в ближайшее время. На пороге переезда один из крупнейших арендаторов «МЕГА Казань», строительный гипермаркет OBI. Как писал ранее «БИЗНЕС Online», к осени 2021 года у него будет собственное здание напротив IKEA. По словам управляющей «МЕГА Казань» Фариды Валиевой, инвестиции в проект составят примерно 2 млрд рублей.

Не узнать после пандемийного простоя ТРЦ «Южный». В левом крыле сделали реконструкцию площадью 12 тыс. кв. м и установили дополнительный эскалатор.

В ТРЦ «Южный» часть новых помещений еще пустует В ТРЦ «Южный» часть новых помещений еще пустует Фото: Анна Городнова

После снятия ограничений открылись магазины польской группы компаний LPP Group — Reserved, Cropp, Sinsay и House. Точки представлены в левом крыле на первом и втором этажах в обновленном формате: это более 4,8 тыс. «квадратов» одежды, обуви, аксессуаров и товаров для дома. В новой галерее также появились магазин женского белья и домашней одежды L Boutique, шоурум женской одежды Caramel. Однако часть новых помещений еще пустует. 

Жертвой борьбы с COVID-19 здесь стал магазин мужской одежды Dresscod. В октябре о закрытии также сообщили магазин Pudra и кафе Mybox. Данные бренды и до пандемии входили в категорию «рисковые», сообщили нам в Lynks Property Management — управляющей компании «Южного». Не работают также «Ариба пицца» и точка с блинчиками Pancakes.

Следующая точка нашего тура — ТРК «Тандем». На медиаэкране в целый этаж, установленном в  холле, вместо рекламы —  клип о профилактике коронавируса Следующая точка нашего тура — ТРК «Тандем». На медиаэкране в целый этаж, установленном в холле, вместо рекламы — клип о профилактике коронавируса Фото: Анна Городнова

Следующая точка нашего тура — ТРК «Тандем». На медиаэкране в целый этаж, установленном в холле, вместо рекламы — клип о профилактике коронавируса. Пандемия не пощадила с десяток арендаторов. Так и не нашлось новых хозяев для помещений закрытого финского Finn Flare, сети обуви и аксессуаров Carlo Pazolini, отдела для беременных «Буду мамой»… Зато на фуд-корте третьего этажа — почти полная посадка. Правда, открытая в октябре бургерная Тимати отнюдь не переполнена желающими вкусить блюда: конкуренты в лице KFC и Burger King при этом собрали очереди на кассах.

Продавщица детского магазина — дама за 50 лет — рассказала нам, что покупателей в центре стало заметно меньше, чем при открытии ТЦ сразу после весенне-летнего локдауна. «Ходят, бродят, но не скупают. Даже „черная пятница“ была, и то брали то, что карман позволил. И продавцов-то не хватает, не платят, все бегут!» — говорит женщина. По ее словам, чаще забирать стали заказы из интернет-магазина.

Открытая в октябре бургерная Тимати отнюдь не переполнена желающими вкусить блюда Открытая в октябре бургерная Тимати отнюдь не переполнена желающими вкусить блюда Фото: «БИЗНЕС Online»

Эксперты «БИЗНЕС Online» подтверждают — людям не на что покупать. «Ретейлеры молодцы, стараются, но платежеспособность падает и продолжит данный процесс, коронавирус это только ускоряет», — оценивает один из них промежуточные итоги распродаж.    

Тем временем в ТРК «Кольцо» уже ближе к вечеру аншлаг. Правда, толпу создают не покупатели, а молодежь, греющаяся на скамейках, и посетители фуд-корта. На ряд закрытых точек — например ресторан с африканским антуражем Sahara и магазин брендовой посуды Gipfel — арендаторов не нашлось. В «Кольце» теперь новый управляющий — это Роман Котенков, перешедший из соседней «Республики». Прежний топ-менеджер, 48-летний Ильяс Ганиев, в конце октября перешел в исполком Зеленодольского района. 

В ТРК «Кольцо» уже ближе к вечеру — аншлаг. Правда толпу создают не покупатели, а молодежь, греющаяся на скамейках, и посетители фудкорта В ТРК «Кольцо» уже ближе к вечеру аншлаг. Правда, толпу создают не покупатели, а молодежь, греющаяся на скамейках, и посетители фуд-корта Фото: Анна Городнова

Аншлаг «непокупателей» был и в новом KazanMall на Павлюхина, который открылся 12 ноября в техническом режиме — оказывается, можно работать и без «якоря» в виде «Ленты». Здесь также почти полная посадка на третьем этаже «едальни» и отсутствие покупателей в магазинах, многие из которых пока не открылись. Ждут своего часа дисконт-центры Adidas и Reebok, а также «Спортмастер». Кинотеатр «Киномакс IMAX» также на низком старте: там уже повесили медиаэкран над входом, но пока для киноманов вход закрыт. На момент запуска ТЦ арендаторы заполнили площади на 70%. Официальное открытие должно состояться 5–6 декабря. Кто займет место продуктовой «Ленты», которая ранее собиралась «осесть» на 9 тыс. «квадратах», в пресс-службе управляющей компании UD Group пока не говорят.

Аншлаг «непокупателей» был и в новом KazanMall на Павлюхина, который открылся 12 ноября в техническом режиме — оказывается, можно работать и без «якоря» в виде «Ленты» Аншлаг «непокупателей» был и в новом KazanMall на Павлюхина, который открылся 12 ноября в техническом режиме — оказывается, можно работать и без «якоря» в виде «Ленты» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОКУПАТЕЛЬ СТАЛ ДРУГИМ: МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ В ПРОГУЛКАХ ПО ТРК, БОЛЬШЕ ТОЧЕЧНЫХ ПОКУПОК

В пресс-службе Ingka Centers, которая управляет СТЦ «МЕГА», нашему изданию сообщили, что в октябре падение трафика составило 10% от показателей аналогичного периода прошлого года. «Мы наблюдаем за эпидемиологической ситуацией в регионе, адаптируем нашу работу под требования органов власти», — рассказали там.

В ТЦ «ГоркиПарк» посещаемость в октябре была ниже на 5% относительно 2019-го, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе UD Group, управляющей торговым центром.

В ТЦ «ГоркиПарк»  посещаемость в октябре была ниже на 5% относительно 2019-го В ТЦ «ГоркиПарк» посещаемость в октябре была ниже на 5% относительно 2019-го Фото: Анна Городнова

ТРЦ «Южный» полностью восстановился, говорит его директор Лилия Ибатуллина. «Снизилось среднее время пребывания в торговом центре на 40 процентов. Люди стараются сократить контакты и посещают определенные магазины точечно», — рассказала она «БИЗНЕС Online». По ее словам, многие перед посещением ТЦ мониторят предложения на онлайн-платформах, формируя список предпочтений.

В новом KazanMall пока не подсчитали покупателей — с момента технического открытия прошло еще не так много времени. «Мы ориентируемся на наши предыдущие расчеты: среднесуточная посещаемость ориентировочно 20 тысяч человек», — сообщили нашему изданию в пресс-службе UD Group.

Из-за почти пятимесячного простоя арендные потоки ТЦ за первое полугодие просели на 38,8% Из-за почти пятимесячного простоя арендные потоки ТЦ за первое полугодие просели на 38,8% Фото: «БИЗНЕС Online»

дела АРЕНДАТОРов ушли в суды, А «ПОСТКОВИДНЫЕ» СКИДКИ КОНЧИЛИСЬ

Отдельный вопрос — поступление арендной платы. Из-за почти пятимесячного простоя арендные потоки ТЦ за первое полугодие просели на 38,8%. Еще до официального открытия ТЦ 15 июля говорилось, что, даже несмотря на предоставление скидок арендаторам, каждый пятый договор аренды был разорван. 

По оценкам первого зампредседателя ТПП РТ Артура Николаева, который провел в период пандемии несколько встреч с арендаторами и владельцами ТЦ, сейчас отношения между ними более-менее наладились. Серьезных жалоб ни от тех, ни от других не поступало. Но не все договорились полюбовно: несколько дел находится в судах, говорит Николаев. «Арендаторов среди истцов больше, — подчеркнул он. — Но пострадали и те и другие — и арендаторы, и арендодатели». 

В частности, непростые отношения у арендаторов с «Тандемом». Напомним, договориться напрямую с арендодателем о скидках на период простоя им не удалось, и инициативная группа привлекала к ситуации внимание госорганов. «„Тандем“ до сих пор не сделал скидку даже за периоды, когда мы были закрыты. Сейчас там никто не платит, не из чего платить. И они молчат, на переговоры не хотят выходить, и мы тоже не можем платить», — рассказал нам на условиях анонимности один из арендаторов. На запрос «БИЗНЕС Online» в ТРК предпочли не отвечать. А в картотеке Арбитражного суда РТ мы обнаружили несколько дел, касающихся «Тандема». В частности, арендаторы просят собственника полностью освободить его от арендной платы за период введения ограничительных мер или расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Арендатор в нескольких торговых центрах Казани, Челнах, Нижнекамске и Альметьевске Татьяна Миллер рассказала, что большинство ТЦ уже не делает скидки, несмотря на то, что трафик покупателей до сих пор не восстановился. «Центры не обращают на это внимание, они хотят вернуть то, что потеряли. Помимо арендной платы они получали еще и с оборота, потому ни о каких арендных скидках пока речи не идет. Единственный, кто нам сделал скидку в 15 процентов, — это ТЦ „Панорама“  в Альметьевске. Нам снизили платежи до 1 декабря на арендную часть», — говорит Миллер. По ее словам, некоторые казанские ТЦ уже предлагают заключать договоры на 2021 год. «Хотят заранее нас закрепить за собой. Опасаются чего-то!» — говорит арендатор. По ее подсчетам, в ТРЦ выручка упала от 15% до 30%, и многие сейчас работают в ноль и в убыток.