«Горбачева» Херманиса называют событием театральной Москвы и обещают ему большое будущее, чему способствует блистательный дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, исполнивших роли Михала Сергеевича и Раисы Максимовны «Горбачева» Херманиса называют событием театральной Москвы и обещают ему большое будущее, чему способствует блистательный дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, исполнивших роли Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Фото: Ира Полярная / theatreofnations.ru

ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ МАМЫ И ПАПЫ

Есть что-то символичное в том, что спектакль «Горбачев», премьерные показы которого случились этой осенью в столичном Театре наций, выпущен именно теперь, когда на постсоветском пространстве бурлят очередные трагедии и драмы, раздирая старые и новые раны.

Споры о том, насколько в этом виноват первый и последний президент СССР, продолжаются и даже вспыхивают с новой силой. Конечно, ярые сторонники и противники Михаила Горбачева остаются при своих аргументах. И театральный байопик знаменитого латвийского режиссера Алвиса Херманиса не изменит их отношения к самому долгоживущему правителю России. Но, возможно, кого-то спектакль худрука Нового рижского театра заставит задуматься о том, что двигало Горбачевым, когда он поднялся на вершину власти, и попытаться понять мотивы его решений и поступков, судьбоносных для миллионов людей.

Сам Херманис, который стал и автором инсценировки, признавался, что Горбачев — третий человек после мамы и папы, который так сильно повлиял на его судьбу, перерисовав карту Евразии. Сколько тех, кто проклинает за это первого и последнего президента СССР, бог весть. Но для режиссера из Прибалтики эта «перекройка» однозначно со знаком плюс. Потому он и решил поставить спектакль о ныне здравствующем и уже вошедшем в историю политике, что в отечественной театральной практике есть случай уникальный.

Эта же работа вернула латвийского постановщика на российскую сцену, куда ему закрыли вход в 2014 году, объявив персоной нон грата из-за критики Москвы после присоединения Крыма. Режиссер сам в интервью называет себя латышским националистом, из-за чего на него иногда косо смотрят и в Европе, что, впрочем, не мешает ему одинаково успешно работать в Старом Свете как в драматическом театре, так и в опере.

Впрочем, Херманис уверяет, что русофобом никогда не был. Кто-то, конечно, его попрекает за то, что режиссер «переобулся» для собственной выгоды, но кто-то защищает, напоминая о том, как много и успешно он ставит русскую классику. А спектакль «Рассказы Шукшина», поставленный Херманисом в Театре наций в 2008 году и получивший несколько премий «Золотая маска», до сих пор с аншлагами (билеты в партер продаются по астрономическим для спектакля-долгожителя ценам — 10 тыс. рублей и выше) идет в столице и триумфально гастролирует по миру.   

И вот уже «Горбачева» Херманиса называют событием театральной Москвы и обещают ему большое будущее, чему способствует блистательный дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, исполнивших роли Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны. Оба актера, так же как и автор постановки, неравнодушны к личности последнего правителя СССР: Хаматова давно гордится многолетней с ним дружбой, а Миронов открыл для себя Горбачева как человека безупречной порядочности.

И именно худрук Театра наций уговорил латвийского коллегу возобновить сотрудничество и лично обращался к Владимиру Путину с просьбой о выдаче Херманису российской визы, чтобы тот мог встретиться с бывшим президентом СССР. А Горбачев дал добро на эту постановку только тогда, когда узнал, что его самого и его супругу будут играть Миронов и Хаматова, причем Чулпан он одобрил заранее, в свое время экс-президент сказал, что она единственная актриса, которая могла бы сыграть его жену.

Хаматова давно гордится многолетней с ним дружбой, а Миронов открыл для себя Горбачева как человека безупречной порядочности Хаматова давно гордится многолетней дружбой с Горбачевым, а Миронов открыл для себя его как человека безупречной порядочности Фото: Ира Полярная / theatreofnations.ru

«ОН ЕЕ ПРАВДА ТАК ЛЮБИЛ?»

В творческий процесс Горбачев не вмешивался, он лишь рассказал режиссеру неизвестные подробности из личной жизни. А побывав на предпремьерном показе, даже прослезился. «Убийственно похожа», — сказал экс-президент потом Хаматовой, которая очень боялась «не ухватить» образ Раисы Горбачевой, так как видеоматериалов с ней осталось немного. Но актрисе удалось настолько «поймать» свою героиню, что и близкая подруга Раисы Максимовны так была поражена, что на премьере то и дело говорила мужу: «Ущипни меня».

«Он ее правда так любил?» — а этот вопрос обсуждали уже обычные зрители спектакля, который посетила автор этих строк. Такой обывательский интерес возникает закономерно — режиссер намеренно ушел от известных политических коллизий и рассказал личную историю Горбачева. Конечно, совсем без политики не обошлось, но она проходит лишь фоном. Главное в спектакле — история любви мужчины к женщине, которую он пронес через всю их жизнь и сохранил после трагического ухода супруги.

И на сцене их только двое. Он и Она. Но трехчасовой спектакль увлекает с первых минут до самого конца. А ирония, юмор, отсутствие закулисья и театральности придают действу особую магию. Даже преображение актеров в своих персонажей происходит на глазах зрительного зала. Здесь же, прямо на сцене, среди скромных декораций (кресла, стол, кушетка, штанга с костюмами) организованы и две гримерки, рядом с которыми выставлены парики. Но сначала Миронов и Хаматова выходят в черных тренировочных костюмах, садятся на табуретки и от самих себя быстро читают текст о последних днях жизни Раисы Горбачевой и прощальных беседах супругов в клинике немецкого города Мюнстера. Эта трагическая документальность и неизбежность близкой смерти вызывает первые всхлипы.

Но вскоре публика уже смеется, когда актеры за гримерными столиками с зеркалами, увешанными фото Горбачевых, постепенно входят в образы своих героев, наносят грим, примеряются к их голосам и пластике, обсуждают назидательно-учительскую манеру речи Раисы Максимовны, а потом от своих персонажей начинают вспоминать об их истоках, детстве, юности…

И вот уже слышится узнаваемый говор, зазвучавший с экранов советских экранов в 1985 году, когда Горбачев возглавил СССР, у руля которого стоял последние годы его существования. Но об этом периоде в спектакле сказано одной лишь фразой: «Эти 6 лет прошли, как один рабочий день».

Те годы большинство зрителей и так прекрасно помнят. Тогда многих советских людей удивляла открытость нового руководителя СССР, вышедшего в народ, и очень раздражала Раиса Максимовна. Им не нравилось, что она всегда рядом с мужем, элегантна, безупречна, так непохожа на жен предыдущих генсеков и что они всегда держатся за руки. Спустя годы, когда бывшая первая леди уже умирала, многие оценивали ее совсем иначе и признавали, что это не было показухой. Так, рука об руку Горбачевы прошли всю свою жизнь длиною в 46 лет.

Основное действо складывается из отдельных сцен, во время которых на заднике сцены загораются табло: «Михаил и иконы», «Рая и рай», «Первая любовь», «Разбитое сердце», «Раиса и запах метро» и др. Основное действо складывается из отдельных эпизодов, во время которых на заднике сцены загораются табло: «Михаил и иконы», «Рая и рай», «Первая любовь», «Разбитое сердце», «Раиса и запах метро» и др. Фото: Ира Полярная / theatreofnations.ru

«Я ЖЕНАТ НЕ НА СТРАНЕ»

Основное действо складывается из отдельных эпизодов, во время которых на заднике сцены загораются табло: «Михаил и иконы», «Рая и рай», «Первая любовь», «Разбитое сердце», «Раиса и запах метро», «Горбачев и труп Сталина», «Горбачев и Штирлиц», «Горбачев и бананы», «Горбачев и выборы», «Горбачев и стол Орджоникидзе»… В этих фрагментах — о важных вехах в судьбе Горбачева, о том, как они формировали его характер и взгляды, благодаря которым он двигался по карьерной лестнице вверх, а, потеряв власть, сумел сохранить в себе любовь к жизни.

Но бо́льшая часть спектакля о романтическом: как Михаил впервые увидел Раю на танцах в скромном платье в синий горох, как влюбился в нее, как они играли свадьбу в студенческой столовой, на которой невеста стеснялась при всех целоваться… После университета Горбачевы уехали на Ставрополье, где поселились в 11-метровой комнатушке. Тогда Раиса пожертвовала аспирантурой и последовала за мужем, хотя сначала даже не получалось найти работу. Разве могли они тогда представить, что через годы судьба приведет их в Кремль? Неслучайно лейтмотивом спектакля проходит ария Ленского «Что день грядущий мне готовит» в исполнении Сергея Лемешева, с концерта которого когда-то сбежали Михаил и Раиса на свое первое свидание — гулять по Москве.

Как знать, стал бы простой комбайнер из Ставрополья, поступивший на юридический факультет МГУ, генеральным секретарем ЦК КПСС, если бы не влюбился без оглядки в утонченно-возвышенную студентку с Алтая, выбравшую философский факультет. В прочтении Херманиса именно встреча с будущей женой стала той отправной точкой, которая привела Горбачева на политический Олимп.

Эта же вершина стоила ему и личного счастья. Вернувшись после заточения в Форосе после путча в августе 1991 года, Горбачев не вышел к ликующим москвичам, а поехал в больницу с женой. Те события подорвали здоровье Раисы Максимовны, и у нее случился микроинсульт, после которого она почти потеряла зрение и до конца так и не оправилась. «Я женат не на стране», — объяснял потом свой нравственный выбор лидер Советского Союза, открывший тогда дорогу в Кремль Борису Ельцину. И уже 25 декабря 1991 года президент СССР произнес свою прощальную речь на этом посту.

В последних сценах Миронов надевает одутловатую маску и превращается в сегодняшнего, 89-летнего Горбачева. Он ходит шаркающей походкой, рассказывает, что до сих пор так и не смог разобрать бумаги жены, ничего не поменял в их общем кабинете, перебирает ее туалеты, которые все еще хранят запах ее духов. Хотя со дня ее смерти минул уже 21-й год.

В самом конце одинокий Горбачев сидит за столом. Его мысли снова о ней. И она опять рядом с ним — молодая, в свадебном платье и короткой фате — стоит за спиной. Герой пытается взять ее за руку. Но теперь она лишь образ…

«Современные Ромео и Джульетта», — как-то сказал о Горбачевых Миронов, за которым повторяют и театральные критики. Но эта аналогия вряд ли уместна. У Михаила и Раисы и Горбачевых исключительно своя история любви, достойная быть эталоном и предметом подражания, если политическая карьера президента СССР для многих и не являлась таковой.