КАНАДСКИЙ ПРОФЕССОР АЗАТ ВАРТАНЯН СЧИТАЕТ, ЧТО БИЗНЕС В РТ СТАЛ БОЛЕЕ ЦИВИЛЬНЫМ

Современные технологии в сфере логистики обсуждались сегодня на международной научно-практической конференции в ГТРК «Корстон». Участники форума сошлись во мнении, что без развития логистической инфраструктуры невозможно развитие всего общества. Между тем, некоторые татарстанские ученые считают: прежде чем что-то развивать, надо наладить контроль за использованием средств, научиться обслуживать дороги и избавиться от посредников. Разные мнения выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».

view_378908_245138.jpg

Было бы логичным в ряду устроителей конференции видеть и минтранс – все же речь шла о проблемах транспортного комплекса, однако присутствие ведомства ограничилось лишь замминистром Инсафом Хайруллиным

ФОРУМ МИНСВЯЗИ ПО ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ

Сегодня в ГТРК «Корстон» состоялась международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии в управлении транспортно-логистическими системами». Интересно, что организатором мероприятия выступило не министерство транспорта и дорожного хозяйства, а академия информатизации РТ при поддержке министерства информатизации и связи РТ. Хотя было бы логичным в ряду устроителей конференции видеть и минтранс – все же речь, в том числе, шла и о проблемах транспортного комплекса. Однако присутствие ведомства ограничилось лишь заместителем министра транспорта РТ Ленара Сафина - Инсафом Хайруллиным. Он выступил с докладом, аналогичным тому, что озвучивал глава министерства на прошедшей недавно коллегии ведомства.

Программа мероприятия впечатляла - только заявленных докладчиков было 26. Разнообразны и темы выступления: от научных изысканий в сфере логистики, до демонстрации прикладных систем, используемых на предприятиях республики (как, например, менеджмент внутренней логистики на ОАО «Нижнекамскнефтехим»).

Мероприятие состояло из двух частей – научной и практической. Однако, по всей видимости, крен был все же на академичность. Об этом можно было судить и по аудитории зала. Казалось бы, если ставятся вопросы информатизации логистики, применения инноваций, новейших методов расчетов, то было бы логичным увидеть в числе участников форума молодых ученых и бизнесменов. Однако большая часть сидевших в зале представляла старшее поколение - профессуру вузов, мэтров научных школ...

Выступления докладчиков зал воспринимал не слишком внимательно, участники конференции больше общались друг с другом, видимо, обменивались рабочими и научными новостей. Возможно, что в этом оказались «виноваты» и организаторы, - они подготовили отличный раздаточный материал, который включал и сборник трудов по теме – все доклады выступающих.

Статус конференции подчеркнуло участие в ней премьер-министра РТ Ильдара Халикова, который выступил на открытии. Премьер по традиции обрисовал промышленный потенциал Татарстана, развитие которого, по словам Халикова, немыслимо без развития логистики. Особо отметив такие гиганты, как ТАНЕКО, ОЭЗ «Алабуга», для которых транспортная инфраструктура играет решающее значение, премьер-министр также с гордостью сообщил и о реализации грандиозного проекта – Свияжского мультимодального логистического центра, который к 2030 году будет способен переработать до 30 млн. тонн грузов. Естественно, в выступлении премьера важное место было отведено развитию логистической инфраструктуры при подготовке к Универсиаде, - предусмотрено возведение 155 объектов, 14 многоуровневых развязок и т.д.

view_378908_245141.jpg

Мероприятие состояло из двух частей – научной и практической, но крен был все же на академичность - большая часть участников представляла профессуру вузов, мэтров научных школ...

ТРАНСПОРТ В НАШЕ ВРЕМЯ – ЭТО ВСЕ

В числе первых докладчиков на конференции значился и представитель США – профессор Борис Коц, который разработал математическую модель, способную перевернуть все представление о логистике. Об этом аудитории сообщил президент академии информатизации РТ Альберт Бикмуллин. Он же с огорчением проинформировал, что профессор не приехал – МИД РФ не выдал ученому визу.

К счастью, без проблем добрался до РТ его коллега – профессор из Канады, президент академии информатизации (Монреаль) Азат Вартанян. Он напомнил о том, как развивались отношения между Татарстаном и Канадой, назвал РТ своим вторым домом, а Казань – евроазиатским центром.

Рассказал профессор и о любопытном программном продукте, реализуемом в Северной Америке, – это спутниковая система (по типу ГЛОНАСС), которая позволяет не только отслеживать направление движения транспорта, но и контролировать его состояние, в нужное время напоминая водителю, что ему, к примеру, требуется остановиться, чтобы заменить масло. По мнению Вартаняна, сейчас уже становятся более актуальными так называемые экологическая и социальная логистика. Последнюю необходимо развивать, считает канадский профессор, иначе не избежать социального взрыва: «Сейчас идут такие мощные миграционные процессы – тысячи людей переезжают с места на место. Как их перевезти, где устроить, какую работу предложить - всеми этим процессами необходимо грамотно управлять, иначе будет взрыв».

В кулуарах конференции корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с господином Вартаняном на предмет плюсов и минусов российской логистики и наличия динамики в этой сфере в РТ.

– Российская система логистики находится в стадии развития. Этот процесс идет, но он, как маленький ребенок – он есть, но его нужно растить, поднимать на ноги. Потому что транспорт – это все в наше время. Что касается Татарстана – определенно, динамика есть, более цивильным стал бизнес, Казань очень сильно изменилась. Я думаю, что уровень жизни здесь повышается все время. Прогресс есть. Но насколько он ощутим? Вы знаете, есть еще и вопрос желания видеть прогресс, ведь есть же люди, которые просто не хотят его видеть. Я очень рад, что ваша столица так меняется, - оптимистично заявил Вартанян.

view_378908_245142.jpg

ВЫПАЛ ПЕРВЫЙ СНЕГ, И ПОЛОВИНА НАСЕЛЕНИЯ ОПОЗДАЛА

Яркое впечатление оставило выступление завкафедрой менеджмента КФУ, профессора Михаила Сергеева. В отличие от своих коллег, он не стал озвучивать свой доклад, опубликованный в сборнике, а остановился на, по его мнению, важных моментах, которых в докладе как раз нет:

– Хотелось бы поговорить об основных аспектах, направлениях деятельности, которые должны совершенствовать существующую систему. Во-первых, это инфраструктура дорог, которая оставляет желать лучшего. Следующий момент – хотелось бы остановиться на качестве и технологии строительства дорог, пока мы еще только выходим на международный уровень в этом вопросе. Еще одно – обслуживание дорог, какое оно – мы сегодня видим: позавчера выпал первый снег, и половина населения опоздала на работу. В республике десятки районов, где обслуживание дорог не ведется вовсе, в том числе и новых, - констатировал Сергеев.

Выступающий назвал самый важный фактор, без которого, по его мнению, невозможно поступательное движение, – необходимость контроля за использованием денежных средств: «Республика получает огромные деньги, но как они используются, в чьих карманах оседают, – никто этого не знает. Правительство РФ выделило огромные средства на строительство спортивных комплексов, транспортных узлов, но они не должны передаваться по знакомству, их необходимо продавать частным лицам для организации бизнеса, а вырученные деньги направлять на строительство новых объектов», - предложил профессор КФУ.

– Кроме того, – продолжил он, – посмотрите, в республике все строительные работы ведутся при участии посредников, «благодаря» которым как минимум на 30 процентов идет удорожание компонентов, материалов и так далее. В Татарстане есть компании, без разрешения которых невозможно приобрести ни килограмма песка или щебня, эти люди - посредники. Необходимо начинать работать без посредников.

Не оставил в своем выступлении завкафедрой и ГИБДД (тем более, что речь на конференции, в том числе, шла и о применении новых технологий госавтоинспекцией).

Критика ГИБДД с трибуны звучала жестко: «Сегодня они обирают участников дорожного движения, идет «раздевание» народа. Тем более что штрафы-то платят как раз те, кто живет от зарплаты до зарплаты!».

…Столь неожиданное по своей экспрессии и даже, в некоторой степени, политической окраске выступление уважаемого профессора, возможно, дало бы больший эффект, если бы кроме участников форума оно адресовалось и премьер-министру. Но к тому моменту Халиков уже покинул конференцию.