У «САПСАНА» К МНОГОЧИСЛЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ С БАНКАМИ-КРЕДИТОРАМИ ПРИБАВИЛСЯ СПОР С КЛЮЧЕВЫМИ ПОСТАВЩИКАМИ

На автомобильном рынке РТ разгорелся громкий скандал: владелец сети салонов «Сапсан» Ильдар Зиннуров пытается вернуть компании дилерство «Форда» и KIA с помощью Федеральной антимонопольной службы. При этом он утверждает, что договоры с его компанией были безосновательно разорваны в интересах конкурента в лице «ТрансТехСервиса». В «Форде» обвинения Зиннурова называют «бредом». В деталях конфликта разбиралась газета "БИЗНЕС Online".

БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН

В Казани автосалон «Сапсан» по продаже автомобилей «Форд» на улице Спартаковской открыт для посетителей, однако фактически продажи машин данного бренда не ведутся. Как убедился корреспондент газеты «БИЗНЕС Online», в практически пустом помещении салона одиноко стоит внедорожник совсем другой марки (SsangYong), а из нескольких столов лишь за одним сидел менеджер по продажам. По его словам, в наличии автомобилей Ford не имеется, и в ближайшее время их поступления в автосалон не ожидается.

Автомобили «Форд Моторс Компании» (ФМК) на 1 апреля этого года в РТ официально продавались у шести дилеров - трех в Казани, по одному в Нижнекамске, Альметьевске и Набережных Челнах. Однако фактически речь идет о двух игроках на автомобильном рынке – компании «ТрансТехСервис» и сети автосалонов «Сапсан» (холдинг «Таттранском»). У первого автоцентры работали в Казани и Нижнекамске, у второго - два в Казани, по одному в Набережных Челнах и Альметьевске.

Однако во втором квартале 2011 года ФМК расторг дилерские соглашения с «Сапсаном» без объяснения причин (в одном из четырех случаев – по истечению срока годового контракта), сообщил газете «БИЗНЕС Online» глава «Таттранскома» Ильдар Зиннуров.

ZINNUROV1.jpg
Владелец «Сапсана» Ильдар Зиннуров пытается вернуть дилерство «Форда» и KIA с помощью ФАС

«Этому предшествовала длительная намеренная работа по финансовому удушению дилеров, - изложил свою версию Зиннуров. - За 2010 год количество поставленных автомобилей дилерам нашей группы было в семь раз меньше, чем в 2008-м. При том, что продажи в России в эти годы были практически равны. А дилер, у которого поставки сокращаются в семь раз, становится на грань финансового разорения».

Сокращение поставок машин, утверждает Зиннуров, проводилось по распоряжению двух топ-менеджеров ФМК – Игоря Чикириса и Тимофея Яновского, которые якобы действовали в интересах конкурента «Таттранскома» - компании «ТрансТехСервис».

По словам Зиннурова, причин для расторжения дилерских соглашений не было – его компания на протяжении 15 лет сотрудничала с «Фордом» и выполняла все свои обязательства. По всем дилерам за 2010 год произошло три задержки в оплате на несколько дней, «суммы были мизерные». «При этом долг «Форда» перед нами всегда на порядок превышал наш перед ними», - утверждает Зиннуров.

В разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» владелец «Таттранскома» оценил убытки компании от непоставленных автомобилей в миллион долларов на одно дилерское предприятие (из расчета, что за год «Сапсан» должен был продавать около тысячи машин в год, однако по факту получил лишь 300). Кроме того, 700 млн. рублей составили косвенные убытки, связанные с тем, что компания взяла кредиты под направление «Форд». Кредиты «Таттранскому» ориентировочно по 500 млн. рублей выдали Сбербанк и «АК БАРС» Банк, теперь ему приходится реструктуризировать эти долги. При этом Зиннуров добавил, что по направлению «Форд» в «Сапсане» были сокращены около 400 человек.

Напомним, что Зиннуров уже длительное время ведет борьбу за сохранение своего бизнеса, обремененного гигантскими долгами (в конце прошлого года они составляли около 1,8 млрд. рублей).

sapsan.jpg
Автосалон «Сапсан» по продаже автомобилей «Форд» открыт, однако продажи машин данного бренда не ведутся

НЕ ПЛАТИЛ, НЕ СОБЛЮДАЛ, НЕ ИСПОЛНЯЛ

Директор по развитию дилерской сети «Форд Моторс Компании» Игорь Чикирис в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» назвал заявления Зиннурова «бредом».

«Он не соблюдал финансовую дисциплину. У него постоянно были задолженности перед "Форд Мотор Компани". Он не платил по своим счетам своевременно. Не исполнял условия дилерского договора», - перечислил Чикирис причины расторжения дилерских договоров. Данные о трех просрочках, по его словам, не соответствуют действительности.

«Невозможно терминировать дилера только лишь по причине, о которой он думает, - сказал Чикирис. - Это коллегиальные решения, которые взвешены, выстраданы, и принимает их большой коллектив».

На вопрос о том, что компания «Форд Мотор Компани» действовала в интересах «ТрансТехСервиса» Чикирис ответил буквально следующее: «Если это было так, то у "ТрансТехСервиса" появился бы второй дилер в Казани. Но его же нет. Сейчас мы проводим тендер по выбору второго дилера, в котором, кстати, говоря, ТТС даже и не участвует».

Источник в ТТС также заявил газете «БИЗНЕС Online», что слова Зиннурова не имеют под собой никакой почвы.

Напомним, что ранее вице-президент по связям с общественностью Ford Sollers Екатерина Кулиненко говорила газете «Ведомости», что дилерские соглашения были расторгнуты в том числе в связи с растущим количеством жалоб клиентов, что не соответствует высоким стандартам качества Ford и порочит репутацию компании в РФ.

«…И ВОЗМЕСТИТЬ УЩЕРБ ЗА ПРОСТОЙ ПО ВИНЕ "ФОРДА"»

Интересно, что, вынеся этот конфликт в публичную плоскость, Зиннуров, однако, не оставляет попыток принудить ФМК к возобновлению поставок, обратившись с заявлением в Федеральную антимонопольную службу. «Мы требуем восстановить контракты, поскольку считаем, что они были расторгнуты незаконно, и возместить ущерб за простой по вине «Форд», - сказал глава ТТК.

Отметим, что аналогичная ситуация сложилась у «Сапсана» и с дилерством КIA (также было 6 автоцентров). Автопроизводитель расторг договоры с татарстанской компанией в 2009 году. Две недели назад «Таттранском» также подал в ФАС соответствующее заявление.

Справка

ЗАО «Форд Мотор Компани» (англ. Ford Motor Company) — российская дочерняя компания Ford. Сборочное предприятие расположено в городе Всеволожск. Предприятие запущено в 2002 году одним из первых автосборочных предприятий зарубежных компаний в РФ.