В 2012 ГОДУ СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА КАЗАНЦЕВ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИБЛИЗИТСЯ К 25 ТЫС. РУБЛЕЙ – ИНАЧЕ ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА СТОЛИЦЫ НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА

На площадке НКЦ «Казань» в минувшую среду состоялись публичные слушания бюджета Казани на 2012 и плановый период 2013 - 2014 годов. Согласно проекту документа, представленному начальником управления финансов исполкома Казани Айратом Гариповым, в следующем году город из-за изменений в законодательстве РФ недополучит порядка двух млрд. рублей доходов. Куда уйдут эти деньги, на что будет потрачена львиная доля бюджета и какие статьи останутся без финансирования, узнал корреспондент "БИЗНЕС Online".

ПУБЛИЧНО, В УЗКОМ КРУГУ

Несмотря на более чем весомую повестку дня, обсудить проект бюджета Казани в зале совещаний НКЦ «Казань» собралось от силы 50 человек. При этом большую часть аудитории составили, похоже, сотрудники финуправления исполкома Казани. «А где же общественность?» – удивился вошедший одним из последних сотрудник исполкома. «Да вот же она», - обвел взглядом коллег его товарищ. «Э-э, нет, я знаю, кто вы», - рассмеялся в ответ опоздавший.

Кроме них в зале присутствовали около десяти депутатов. Не хватало только населения, равнодушного, видимо, к финансовой алхимии всех уровней власти…

Открывая публичную часть мероприятия, начальник финуправления города Айрат Гарипов напомнил собравшимся, что проект решения Казгордумы о бюджете Казани был опубликован в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования за №41 от 20 октября 2011 года, благодаря чему у всех желающих была возможность с ним ознакомиться, представил приглашенного на слушания эксперта – доктора экономических наук, профессора и завкафедрой финансов Института экономики и финансов (бывший КГФЭИред.) КФУ Надию Сабитову, и взял слово для доклада.

Как отметил Гарипов, прогноз бюджета был составлен с учетом ожидаемого исполнения бюджета города в 2011 году, проекта закона о бюджете РТ на период с 2012 по 2014 год, прогноза социально-экономического развития Казани и вносимых изменений в федеральное налоговое и бюджетное законодательство.

МИНУС ДВА МИЛЛИАРДА

Главной новостью обсуждаемого бюджета стало сокращение его доходной части почти на два млрд. рублей. Как пояснил Гарипов, эта «дыра» образовалась в результате «ряда особенностей и факторов». Во-первых, довольно добротный кусок пирога прихватила с собой медицина, переходя с 1 января 2012 года с муниципального уровня на региональный. Как следствие - сокращение отчислений по налогу на доходы с физлиц, в том числе за счет уменьшения норматива отчислений с 30 до 20%. В результате этого нововведения потери для бюджета Казани составят более 1 млрд. 750 млн. рублей, сказал Гарипов. Кроме этого, в связи с полным переводом на федеральный уровень финансирования полиции в городской бюджет не будет поступать госпошлина за регистрацию автотранспортных средств, из-за чего Казань недосчитается еще около 300 млн. рублей.

При этом перечень основных источников доходов бюджета, как заметил начальник финуправления, остается прежним, и самыми главными донорами в нем, как и раньше, являются налог на доходы физических лиц (при самой низкой в мире налоговой ставке – 13%), земельный налог и налоги на совокупный доход (включают в себя: ЕНВД, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и сельскохозяйственный налогред.), составляющие более 95% в налоговых доходах бюджета.

Согласно документу (есть в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online»), поступления в бюджет Казани по НДФЛ составят в 2012 году из-за снижения норматива всего 3,7 млрд. рублей вместо планировавшихся 5,3 млрд. (в 2013 – 4,7 млрд. по нормативу 23%, в 2014 – чуть более 5 млрд. по нормативу 21,4%). При этом в целях выравнивания бюджетной обеспеченности проектом закона о бюджете РТ бюджету города предусмотрены дополнительные нормативы отчислений по НДФЛ на 2012 год в размере 1,3% (на 2013 год - 3%, на 2014 год - 1,4%). По сути это значит, что из выпадающих почти двух миллиардов республика возмещает городу 231 млн рублей.

Любопытно, что эти средства удастся собрать лишь при условии роста фонда заработной платы на 12%, 13% и 14% в 2012, 2013 и 2014 годах соответственно. В соответствии с прогнозом среднемесячная зарплата казанцев на 2012 год должна быть не менее 24,9 тыс. рублей, на 2013 год – 28,1 тыс. и на 2014 год – 31,7 тыс. рублей, рост индекса потребительских цен должен держаться на уровне 6,5 - 5,5%.

Помимо этого, в следующем году наступают сроки уплаты физлицами налога на имущество и земельного налога за 2011 год, сообщил Гарипов. Собственники имущества должны будут заплатить налог на имущество физических лиц единовременным платежом до 1 ноября 2012 года, а земельный налог - до 15 ноября 2012 года. По земельному налогу прогноз на 2012 год составляет 2,5 млрд. рублей, по налогу на имущество физлиц - 191 млн. рублей.

Поступления по налогам на совокупный доход прогнозируются в объеме 1,3 млрд. рублей, ЕНВД – 834 млн., налог с упрощенной системы налогообложения - 510 млн. рублей, и совсем скромные 534 тыс. придут в бюджет от сборов сельскохозяйственного налога. Объем неналоговых доходов (доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг, продажи материальных и нематериальных активов, штрафы ред.) составит 1,9 млрд. рублей.

СУБСИДИЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ

Еще одним камнем на шее муниципалитета станет так называемый отрицательный трансферт - субсидия в вышестоящие бюджеты. Расходы по перечислению межбюджетных субсидий в бюджет РТ составят для Казани в 2012 году 897 млн. рублей (в 2013 году – 999 млн. рублей, в 2014 – 787 млн. рублей).

- Хуже этого в мою бытность был только бюджет 2009 года, и все в первую очередь из-за изменений в федеральной налоговой политике, - посетовал глава финуправления корреспонденту «БИЗНЕС Online».

В целом объем налоговых доходов составит в 2012 году 7 млрд. 944 млн. рублей или 80% в общей сумме собственных доходов.

Что касается расходной части бюджета, то изначально, без учета неналоговых доходов, она составит 12,5 млрд. рублей. Показатель рассчитан исходя из того, что с 1 октября 2012 года планируется повышение зарплаты работникам бюджетных учреждений на 6%, перевод учреждений культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта на новую систему оплаты труда с повышением фонда заработной платы на 16%, увеличение с 1 января 2012 года денежных выплат населению с учетом инфляции, а также удорожание коммунальных услуг (за освещение улиц, тепло в детсадах и школах город рассчитывается с поставщиками энергоресурсов по рыночным ценам) и сокращение с 34 до 30,2 % начислений на заработную плату.

ПО ЗАВЕТУ ДЕДУШКИ ИЛЬИЧА

Большую часть - 60% - в структуре расходов бюджета Казани 2012 года занимает социально-культурная сфера. Как и в предыдущие годы, самым крупным разделом здесь остается образование, на которое в 2012 году будет потрачено 6 млрд. 760 млн. рублей (в 2013 году – 7 ,2 млрд. рублей, в 2014 году – 7,7 млрд. рублей). Кстати, к этому же разделу отнесены мероприятия в сфере молодежной политики и оздоровления детей.

Приличные деньги пойдут и на жилищно-коммунальное хозяйство – капремонт жилья, ремонт и содержание дорог, мостов, сетей уличного освещения, уличных территорий, внутриквартальных проездов, кладбищ и прочих объектов обойдется городу в 1,7 млрд. рублей.

Расходы на общегосударственные вопросы, в число которых входит содержание аппарата управления, избирательной комиссии, муниципальных учреждений, административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также расходы на судебную систему, составят 883 млн. рублей. В 2013 - 2014 годах объем бюджета по данному разделу прогнозируется в суммах 899 млн. рублей и 907 млн. рублей соответственно.

401 млн. рублей ежегодно будет уходить на возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров метрополитеном (180 млн. рублей) и «льготников» по другим видам транспорта (222 млн. рублей).

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОДОЖДЕТ

Самыми скромными статьями расхода являются разделы «Культура и кинематография» (242 млн. рублей), «Социальная политика» (192 млн/ рублей), «Физическая культура и спорт» (128 млн. рублей) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (5 млн. рублей).

Последний пункт особенно возмутил присутствовавшего на слушаниях депутата Казгордумы Ильдуса Янышева, который по совместительству является председателем совета директоров группы предприятий безопасности "Контр". И когда пришло время задавать вопросы, он задал целых три: действительно ли на общественную безопасность выделяется всего 5 млн., кто будет финансировать 80 опорных пунктов охраны правопорядка и какие предусмотрены расходы на развитие институтов гражданского общества. На что получил краткие, но исчерпывающие ответы Гарипова: действительно, только 5, финансировать будет не город, расходы на гражданское общество не предусмотрены.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК - ТОЖЕ

О том, что с 2012 года у муниципального образования Казани появляются новые расходные обязательства по уплате налога на имущество организаций (законопроект об отмене льгот по налогу на имущество для госучреждений принят Госсоветом РТ в августе текущего года), который является доходным источником бюджета РТ, Гарипов почему-то умолчал. Как умолчал он и о том, что на последней сессии Казгордумы, прошедшей 24 октября, предложил депутатам отменить налоговые льготы по налогу на землю для бюджетных учреждений. Тогда министерство финансов РТ попросило отложить рассмотрение этого вопроса до следующей сессии – она состоится 30 ноября.

Резюмируя, докладчик отметил, что второй год подряд бюджет Казани готовится бездефицитный, и пригласил публику к обсуждению.

Однако желающих выступить и задавать вопросы не нашлось, в связи с чем за трибуной Гарипова быстро сменили доктор Сабитова, положительно оценившая проект бюджета, и председатель постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, местным налогам и сборам Дамир Мухаметшин, который от имени депутатов слегка попенял на ликвидацию надбавок родителям приемных детей и победителям олимпиад, а также на стабильное отсутствие финансирования для городских целевых программ и скромно удалился. Гарипов обещал рассмотреть все предложения и объявил слушания закрытыми.

Между тем Янышев, видимо, не удовлетворился состоявшимся в официальной части слушаний диалогом по волнующему его вопросу и еще около получаса убеждал Гарипова в необходимости финансирования пунктов охраны правопорядка из муниципального бюджета в личной беседе.

- Я считаю, что общественная безопасность должна находиться в ведении муниципалитета, потому что с отказом от финансирования пунктов охраны правопорядка мы лишаем себя возможности корректировать и контролировать их деятельность. Пусть полиция ушла на федеральный уровень, тем не менее руководство пунктами охраны общественного порядка должны осуществлять представители города – главы районов, например, - прокомментировал он свою позицию газете «БИЗНЕС Online».

А что касается пяти миллионов, выделяемых бюджетом исключительно на содержание объединенной дежурно-диспетчерской службы, то это в корне неправильно, так как «мы не сможем ни поддерживать добровольные формирования правоохранительной направленности, ни реализовывать социальные правоохранительные проекты, ни развивать IT-технологии, без которых безопасность в современном мегаполисе просто немыслима», считает Янышев.

Скорее всего, в глубине души Гарипов ему верил, но не мог согласиться с депутатом, потому что одни только расходы по обслуживанию муниципального долга (а на сегодняшний день он превышает 30 млрд. рублей - правда, 24,5 млрд. в его структуре - это бюджетные кредиты на строительство инфраструктуры к Универсиаде) в 2012 году составят более 1 млрд. рублей, не говоря уже обо всех остальных неприятностях.