«Сейчас в большинстве районов система учета госимущества либо отсутствует, либо осуществляется на недостаточном уровне. Такая ситуация повышает коррупционные риски, позволяет нерадивым арендаторам уходить от платы», — констатировал вице-премьер Рустам Нигматуллин сегодня на коллегии минземимущества. О том, какие президентские поручения оказались невыполненными, как АО «ОЭЗ «Алабуга» и АО «ОЭЗ «Иннополис» оказались лидерами убытков, введут ли авансовый платеж по договорам аренды, слушал «БИЗНЕС Online».
О всех векторах работы минземимущества РТ рассказал Фаниль Аглиуллин
доходы от управления госсобственностью выросли втрое
Коллегия минземимущества об итогах работы в 2020 году и планах на 2021-й началась сегодня с получасовой задержкой — ждали вице-премьера Рустама Нигматуллина, который вместо президента РТ Рустама Минниханова в этом году возглавил президиум, а по бокам от него расположились нынешний глава минзема Фаниль Аглиуллин и бывший министр, а ныне депутат Госсовета Азат Хамаев. Сотрудники министерства, главы районов и руководители пересекающихся ведомств вроде УФНС частично расположились в зале заседаний (с масками и выборочной дистанцией), а частично присоединились к мероприятию по Zoom. Чтобы присутствующие не скучали в ожидании начала коллегии, включили трансляцию новостей: ведущие «России-24» рассказали об импичменте Дональду Трампу и снегопадах в Москве.
Сама коллегия тоже началась с видеоролика, в котором деятельность минземимущества сравнивалась — ни много ни мало — с несущими стенами общественно-политического уклада государства. «Ведомству удалось почти в 3 раза увеличить поступления в бюджет от управления госсобственностью по отношению к прошлому году <…> Из категории земель сельхозназначения в категорию промышленности переведено 2,2 тысячи гектаров земли, в том числе 540 участков для нефтедобывающей отрасли <…> Завершена постановка на кадастровый учет всех муниципальных образований республики», — рассказывал закадровый голос, пока на экране виды здания минзема с высоты птичьего полета сменялись мозговыми штурмами и стратегическими сессиями. Подробнее о всех векторах работы министерства рассказал Аглиуллин.
Главные тезисы министра:
- бюджетное задание выполнено на 115%. Доходы от использования государственной и муниципальной собственности составили 5,6 млрд рублей, в том числе в республиканский бюджет — 1,2 млрд, в местные — 4,4 миллиарда. Не выполнили задание Казань, Атнинский и Азнакаевский районы;
- долги по аренде достигли 618 млн рублей. В основном речь о земельных участках — 93% от всей суммы. По сравнению с прошлым годом эта сумма заметно выросла: в ходе инвентаризации арендаторам начислено дополнительно 340 млн рублей. Таким образом в ведомстве по поручению кабмина борются с муниципалитетами, которые предоставляют недостоверную информацию о долгах. При этом в 2020 году были приняты меры поддержки предпринимателей-арендаторов, общая сумма льгот составила порядка 81 млн рублей;
- 19 тыс. объектов недвижимости и 9 тыс. земельных участков — выморочные, т. е. принадлежат умершим людям, у которых нет наследников (или они отказались от наследства). Закон, регулирующий работу с ними, до сих пор не принят, поэтому муниципалитетам направлен список таких объектов для того, чтобы побудить наследников к регистрации прав на них, либо зарегистрировать их в муниципальную собственность;
- 20 тыс. участков используется с нарушениями. Например, на землях сельхозназначения строят дома. «Правообладатели годами уходят от уплаты налогов, местному бюджету наносится значительный ущерб. При выявлении таких фактов, в том числе при изменении категории участков, мы информируем Росреестр, налоговую службу и муниципалитеты о необходимости перерасчета уплаченных платежей в целях взыскания упущенной выгоды», — констатировал Аглиуллин. По его словам, еще 35,5 тыс. участков в республике с отсутствующим или некорректным разрешенным использованием, 120 тыс. участков с множественным разрешенным использованием.
ОЭЗ «Алабуга» и Иннополис фиксируют сотни миллионов убытков
- МУПы и АО убыточны и закредитованы. Почти половина (48,5%) муниципальных унитарных предприятий убыточна, у трети наблюдается закредитованность. Наиболее убыточны МУПы в Актанышском, Альметьевском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском и Нурлатском районах. Кроме того, в последние четыре года растет и доля убыточных акционерных обществ с госучастием: если в 2016-м их было 15, то по итогам 9 месяцев 2020-го этот список растянулся до 22. Так, по данным на 1 октября 2020 года, его возглавили АО «ОЭЗ „Алабуга“» (610 млн убытка), АО «ОЭЗ „Иннополис“» (262 млн) и АО «КАИ-Лазер» (74 млн). В перечне также фигурируют, например, АО «Ол Сизонс отель менеджмент», АО «Центральный депозитарий Республики Татарстан», АО «Центр развития закупок РТ», ОАО «Городская клиническая больница №12», ОАО «Безопасность дорожного движения» и АО «Казань Арена».
- Татарстан остается «безграничным». Границы РТ и населенных пунктов внутри республики — исторически больной вопрос. Если на сегодня завершено оформление границ всех муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений), то с населенными пунктами ситуация хуже. На кадастровый учет поставлены только границы 861 населенного пункта — это всего 28% от их общего числа. Много проблем и с границами республики: подготовлены проекты границы Татарстана с Башкортостаном, Ульяновской и Кировской областями — они направлены коллегам из соседних субъектов для рассмотрения. Чуть лучше дела с Оренбургской, Самарской областями, Удмуртской и Чувашской республиками и Марий Эл — там проекты находятся на завершающей стадии.
- Генпланы поселений оставляют желать лучшего. На данный момент требуется разработать генеральные планы 397 поселений, в разработке генпланы еще 292 населенных пунктов. Но и там, где они уже разработаны, к ним есть вопросы. Теоретически генпланы должны охватывать комплексное социально-экономическое развитие территорий на срок не менее 20 лет. «Однако в действительности генеральные планы многих муниципальных образований разрабатываются без учета дальнейшего развития муниципалитетов, что ставит под угрозу само назначение генерального плана — как документа, определяющего дальнейшее развитие территории», — сообщил Аглиуллин. Он анонсировал обращения в судебные инстанции в отношении договоров, по которым сроки разработки истекли, а качественного окончательного результата подрядчиком не представлено. Такие разработчики могут быть включены в перечень недобросовестных поставщиков.
- Земли — многодетным, жилье — сиротам. В Татарстане включены в списки на получение жилья более 60 тыс. многодетных семей, из которых только 38 тыс. получили участки. Самый сильный дефицит в Казани (7,5 тыс.) и Набережных Челнах (4,4 тыс.). Позже в своем выступлении Нигматуллин обратит внимание, что не так уж и быстро в Татарстане выдаются участки, много волокиты, с которой надо бороться. По его словам, один из камней преткновения — отсутствие инфраструктуры, но в Каймарах все коммуникации были проведены, и надо проанализировать, как это влияет на освоение земель в реальности. Другой важный соцпроект, который курирует минзем, — приобретение жилых помещений для детей-сирот. С 2013-го в собственность республики приобретено 2,7 тыс. помещений для предоставления сиротам по договорам найма. Причем только в прошлом году фонд пополнился 600 жилыми помещениями (это вдвое больше, чем в 2019-м), а в этом году планируется приобрести 636 жилых помещений.
Рустам Нигматуллин в целом дал положительную оценку деятельности минземимущества, подчеркнув, однако, и ряд недоработок
«В большинстве районов система учета либо отсутствует, либо осуществляется на недостаточном уровне»
Итоги коллегии и отчасти работы министерства подвел Нигматуллин, который дал ряд поручений. Во-первых, вице-премьер обратил внимание на оформление невостребованных земельных долей в муниципальную собственность. Общая площадь таких земель составляет более 366 тыс. га, и вице-премьер подчеркнул, что эту работу надо завершить в кратчайшие сроки.
«На прошлой коллегии президент РТ Рустам Минниханов поручил проработать механизм взимания платы за изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставить предложения о размере такой платы — этот вопрос до сих пор не решен», — заявил он. Кроме того, вице-премьер обратил внимание, что работа по антикоррупции ведется достаточно плотно, но нужно «ситуационально устранять возможности некоторых нерадивых работников».
Вторая задача, которую год назад обозначил президент и о которой сегодня вспомнил Нигматуллин, — завершить работу по вводу в промышленную эксплуатацию информационной системы учета госимущества. «Сейчас в большинстве районов система учета либо отсутствует, либо осуществляется на недостаточном уровне. Такая ситуация повышает коррупционные риски, позволяет нерадивым арендаторам уходить от платы», — констатировал вице-премьер. Он обратил внимание, что президентом было принято решение о выделении средств на эту систему, и призвал изучить, например, опыт Казани.
Не обошел Нигматуллин и вопрос пополнения бюджетной системы. В отраслях, которые курирует минзем, задолженность увеличилась на 14%. «Есть непонятный, необоснованный рост, причем в сельских местностях, там у них проблем нет. Цифры, которые дает минсельхоз о востребованности урожая, показывают, что, несмотря на непростой год, сельское хозяйство находится в неплохом состоянии и они должны платежи производить», — акцентировал он. И намекнул главам, что просьбы о пополнении местных бюджетов будут рассматриваться через призму задолженности.
Кроме того, вице-премьер упомянул зафиксированные в прошлом году искажения учета задолженности. «Общая задолженность на слайдах в докладе составляла 393 миллиона рублей, а фактически на 1 декабря 2020 года — 616 миллионов рублей. Необходимо принять меры. Понимаю, что есть задолженности, которые вы уже не взыщете просто, — я этой работой сам занимался, когда все механизмы испробованы, взыскивать нечего, остается эту задолженность списать. Все должно быть правильно оформлено, мечтать о том, что эти деньги получим хотя бы частично, не приходится. Но данную схему надо правильно отработать, чтобы такая просроченная задолженность не возникала», — призвал он.
Для этого Нигматуллин порекомендовал пересматривать подход к договорам, возможно, вернуть авансовый платеж на два месяца вперед. «Подобное не очень приятно, но гарантирует доходы муниципалитетам. Надо понимать, что это доходы социальной сферы: деньги направляются, чтобы общественный транспорт ходил, дороги убирались и так далее», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.